Литературно – музыкальная композиция « У войны не женское лицо»
(на сцене девочки и мальчики – выпускники танцуют вальс . Раздаются звуки разрывающихся снарядов. Дети в испуге замирают и смотрят в небо)
Звучит голос Левитана…
Дети уходят со сцены.
Мальчик 1 - Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья… А завтра была война!
На сцене появляются девочки и мальчики уже одетые в гимнастёрки, сапоги и пилотки. Исполняется композиция под песню Б.Окуджавы «До свидания мальчики…»
Девочка1 Мы очень не хотели войны Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей – строили красивый, светлый небывалый дом на Земле. Мальчик 2-А пришлось воевать -Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием победить Девочка 2- Этого хотели все, и верили, и жили одним – отвести беду И не жалели для этого жизни
Мальчик 3 –
Восемнадцать было вам в то лето,
Первым чувством сердце расцвело.
Грянула война и на полсвета
Распростерла черное крыло.
Что тогда вы, милые, умели?
Знали лишь одно — пришли враги.
Не в театр надели вы шинели,
Не на бал обули сапоги.
В тот июнь чего не повидали вы,
Женщины с военными медалями!
На войне в кустах не отсидеться,
Трудно, страшно — маму не зови.
Защищали вы и наше детство,
Юные защитницы земли.
Девочка 3- Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 41-м? Как воевали, что пережили? Им было трудно, им было страшно, но, взяв винтовку, они шли мстить за поруганную честь Родины...
Девочка 4 Женщина!
Всё победила она:
Боль, и разлуку
И смерть, и усталость.
Девушка, Мать , и Сестра, и Жена-
Сколько ей горя и счастья досталось!
И ничего ей не нужно на свете,-
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Мальчик 4 - Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной Войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».
. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.
Девочка 5 Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать.
Мальчик 5 - Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Сколько было сбито вражеских самолетов нашими женщинами- летчицами. Они наводили ужас на фашистов, за что их называли «ночными ведьмами», награждая железным крестом каждого, кому удалось сбить «русфанер» (самолет ПО-2).Взять хотя бы три авианосных женских полка, которые сформировала в годы войны Марина Раскова на нашей Саратовской земле. Эта красивая девушка стала легендой, кумиром для целого поколения.
Девочка:6
Тот же двор,
Та же дверь.
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая тетя Лена
Суетится возле пальто.
В класс вошла,
За ту парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
Девочка 7 - Но что приходилось испытывать девушкам, ушедшим на фронт?
Что чувствовали они? Могли они с мужской твёрдостью идти в бой, могли ли они плакать от горечи и боли, как женщины в тылу?
Мальчик 6 - А сколько пришлось пережить медсестрам на войне, где им пришлось быть землекопами, лесорубами, водовозами, они копали землянки, а потом уже в этих землянках принимали раненых. В годы войны советские медики возвратили в строй более 72% раненых.
Мальчик 7 - Вот одна из них рассказывает о себе - «Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон....»
Санинструктор стрелковой роты Ольга Яковлевна Омельченко никогда не сможет забыть войны. Она вспоминает: «Никому не поверю, если скажет что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять-десять минут - и атака. Тебя начинает трясти.... Но это до первого выстрела. А как услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь…
Девочка 8: Четверть роты уже скосило:
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается: "Не могу!"
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет:
Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет.
Отлежится. Обдуется ветром.
Станет легче дышать чуть-чуть.
Сантиметр за сантиметром
Ты продолжишь свой крестный путь.
Между жизнью и смертью грани -
До чего же хрупки они:
Так приди же, солдат, в сознанье,
На сестренку хоть раз взгляни!
Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра награду -
Человека опять спасешь.
(На пне на сцене укрывшись одной шинелью садятся Зинка и Юлька Стихотворение Ю. Друниной «Зинка»)
Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. .. .Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ... Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?! (Уходят)
Девочка 9 - Невеста, жена, вдова…Судьбы этих женщин во многом одинаковы, но в тоже время в чём-то разные. Объединяло их большое, прекрасное, сильное чувство – любовь. Любовь к близкому, родному человеку, которая помогла вынести все тяготы, весь ужас войны. Она верила, надеялась, ждала.
Девочка 10: Можно ли описать горечь разлуки матери? Её сердце разрывается на части от того, что она не может защитить своё дитя. Если бы она могла, то закрыла бы сына собою, чтоб в него не попала вражеская пуля. И каждая весточка с фронта- это радость, и холодящая душу тревога. А как ждали они весточек, этих заветных «Треугольников».
(Звучит «Реквием» Моцарта)
Во время звучания музыки выходят дети в военной форме, встают полукругом. В руках свечи и письма.
Девочка - Милая моя мамусенька, сегодня получила твоё письмо с фотографией. Я то и дело достаю её из кармана гимнастёрки. Машенька пусть не надрывается, я после ранения осторожнее стала… А на счёт денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице хорошее купить. Бросает письмо и гасит свечу.
Мальчик - : Это последнее моё письмо. Сегодня 6 день войны. Мы остались вдвоём – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая… Бросает письмо и гасит свечу.
Девочка - Мамулька, родная, с Новым 1945 годом! Не падай духом, скоро вернусь, до Берлина недалеко. Роднулечка, за меня не беспокойся, живу хорошо по –прежнему… Бросает письмо и гасит свечу.
Мальчик - Сегодня по приказу наркома мне присвоено новое воинское звание. Можешь встречать меня теперь старшим лейтенантом…. Мне было 20 Бросает письмо и гасит свечу.
Девочка - А пока целую и крепко обнимаю «твоя Натуся»…. Они окружили . Мне было 22 Бросает письмо и гасит свечу.
Девочка– Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось ещё пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь. Ладно, отбрасываю мечты… Бросает письмо и гасит свечу
Девочка - Пишите, как будет свободное времечко. Привет всем знакомым и родным, остаюсь по-прежнему ваша курносая Сашка… До 22 мне осталось дожить 3 месяца.
Бросает письмо и гасит свечу.
Девочка 9
Вот опять ты мне вспомнилась, мама, и глаза твои, полные слез, и знакомая с детства панама на венке поредевших волос.
Оттеняет терпенье и ласку потемневшая в битвах Москвы материнского воинства каска — украшенье седой головы.
Все стволы, что по русским стреляли, все осколки чужих батарей неизменно в тебя попадали, застревали в одежде твоей.
Девочка 10
Ты заштопала их, моя мама, но они все равно мне видны, эти грубые длинные шрамы — беспощадные метки войны...
Дай же, милая, я поцелую, от волненья дыша горячо, эту бедную прядку седую и задетое пулей плечо.
Мальчик 8
В дни, когда из окошек вагонных мы глотали движения дым и считали свои перегоны по дорогам к окопам своим,
как скульптуры из ветра и стали, на откосах железных путей днем и ночью бессменно стояли батальоны седых матерей.
Я не знаю, отличья какие, не умею я вас разделять: ты одна у меня, как Россия, милосердная русская мать.
Мальчик 9
Это слово протяжно и кратко произносят на весях родных и младенцы в некрепких кроватках и солдаты в могилах своих.
Больше нет и не надо разлуки, и держу я в ладони своей эти милые трудные руки, словно руки России моей.
Мальчик 8 - Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия, действительно, не совместимы…
Мальчик 9 - В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.
Мальчик 1 - Прошла война. И жизнь, и время движутся вперёд. За верность и стойкость, за силу и нежность Слава Вам солдатские жёны, вдовы. И матери!
Девочка 1- Вечной славой Вас осенили сыновья и мужья! Из бессмертного подвига, из вашей скорби , из благодарной памяти народной рождается могучая и добрая сила – беречь Мир, не допустить новой войны!!!
(Звучит мелодия песни «Птицы белые» на её фоне читается стих)
Девочка 4: Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Девочка 7 -
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо.
Мальчик 2: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
Девочка 2 - Я недавно смотрела старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жён потеряли мужей?
От чего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Девочка 3- Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка их кров,
А мечта, до Победы дожить!
Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей!
Звучит заключительная песня в исполнении участников композиции.
(песня Анны Петрашёвой «Я хочу, чтобы не было больше войны)