Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Урок № 2
Учитель Удод И.В.
Тема: «Убранство русской избы»
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.
Задачи: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе
Личностные:
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.
Регулятивные
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
- уметь организовать место занятий.
Образовательные ресурсы: Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; иллюстрации с изображением элементов традиционной избы.
Методы: Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство?
- Какие солярные знаки вы знаете?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
За далекими морями, бескрайними лесами На своей родной земле Жили люди на селе. А село то не простое: На горе оно стоит, Рядом поле золотое Снизу реченька бежит. За околицей леса, Там живут медведь, лиса. | Вдоль реки стоят дома, Смотрят на дорогу. Украшает их сама Матушка-Природа. Подарила для избы Лес из ели и сосны, Дуб, осину: что смогла – Все природа отдала. Оглядись и ты вокруг, Что увидишь, милый друг? |
Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О русском доме, избе)
- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- А как на Руси строили дома? (Дома строили прочными, крепкими)
- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
- Как назывался русский традиционный дом? (ИЗБА)
- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы? (ДЕРЕВО)
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Резные доски, которые украшали окна, назывались НАЛИЧНИКИ.
Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.
Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.
Окна – глаза дома. А резная доска, расположенная над окнами называется ЛОБОВАЯ ДОСКА.
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо -…?
- Посмотрите на узорную доску, которая располагается в центре крыши. Она называется ПОЛОТЕНЦЕ.
- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Оно называется КОНЕК КРЫШИ.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
5. Первичная проверка понимания.
На доске вы видите таблицу, на которой изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?
Дети:
- СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Учитель:
- Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)
Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
6. Первичное закрепление.
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Постановка творческой задачи.
Сегодня на уроке вы научитесь рисовать русскую избу.
1 вариант - выполнить эскиз украшения фронтона дома;
2 вариант - выполнить эскиз декоративного оформления окна с резными наличниками.
7. Домашнее задание
Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.
8. Рефлексия:
- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.
- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков? (Мы любим свой дом, украшаем его.)
- Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»