СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Убранство русской избы"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 5 классе на тему "Убранство русской избы"»

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 5

Урок № 2

Учитель Удод И.В.



Тема: «Убранство русской избы»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора.

Задачи: Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные:

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные:

Познавательные

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Образовательные ресурсы: Мультимедийный проектор; мультимедийная презентация; иллюстрации с изображением элементов традиционной избы.

Методы: Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.





Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство?

- Какие солярные знаки вы знаете?


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


За далекими морями,

бескрайними лесами

На своей родной земле

Жили люди на селе.

А село то не простое:

На горе оно стоит,

Рядом поле золотое

Снизу реченька бежит.

За околицей леса,

Там живут медведь, лиса.



Вдоль реки стоят дома,

Смотрят на дорогу.

Украшает их сама

Матушка-Природа.

Подарила для избы

Лес из ели и сосны,

Дуб, осину: что смогла –

Все природа отдала.

Оглядись и ты вокруг,

Что увидишь, милый друг?


Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.

Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О русском доме, избе)

- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.


4. Первичное усвоение новых знаний.

- А как на Руси строили дома? (Дома строили прочными, крепкими)

- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!

- Как назывался русский традиционный дом? (ИЗБА)

- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы? (ДЕРЕВО)

- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

Посмотри-ка ты на дом

И найди окошки в нем.

Вот и красное окно,

Все украшено оно.

Резные доски, которые украшали окна, назывались НАЛИЧНИКИ.

Наличники были неотъемлемым элементом украшения фасада русской избы. Зачастую, деревянные наличники копировались по форме и расцветке с каменных аналогов, украшавших более зажиточные и дорогие каменные дома, подклети и каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.

Резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных. К примеру, в Московской, Ярославской, Ивановской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов.


Окна – глаза дома. А резная доска, расположенная над окнами называется ЛОБОВАЯ ДОСКА.

А причелины свисают

Плотно бревна закрывают.

Закрывая, защищают чудо -…?

- Посмотрите на узорную доску, которая располагается в центре крыши. Она называется ПОЛОТЕНЦЕ.

- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Оно называется КОНЕК КРЫШИ.

Хорошо украшен дом

И от зла обережен.

Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.


5. Первичная проверка понимания.

На доске вы видите таблицу, на которой изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?

Дети:

- СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

Учитель:

- Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)

Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.


6. Первичное закрепление.

Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.

Постановка творческой задачи.

Сегодня на уроке вы научитесь рисовать русскую избу.

1 вариант - выполнить эскиз украшения фронтона дома;

2 вариант - выполнить эскиз декоративного оформления окна с резными наличниками.


7. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.


8. Рефлексия:

- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.

- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков? (Мы любим свой дом, украшаем его.)

- Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!