Урок обществознания 9 класс.
Тема: УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.
с использованием «технологии критического мышления»
Учитель: Посохов Николай Степанович. МАОУ Московская СОШ
Цели:
формирование представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуры.
Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры.
Воспитание уважения к мнению другого человека, способности к взаимодействию.
Развитие навыков самостоятельной работы с текстом;
Способствование расширению политического кругозора, умения ориентироваться в политической ситуации современной России;
Задачи:
подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.
способствовать воспитанию толерантности и гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в избирательных кампаниях.
способствовать формированию умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, развитию творческого мышления учащихся.
развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Планируемые результаты:
После урока учащиеся смогут:
объяснить, в чем заключается право граждан на участие в управлении государством в условиях демократии и как это право может быть реализовано на практике;
проанализировать особенности российского законодательства в избирательной сфере, определить его слабые и сильные стороны;
задуматься о необходимости участия граждан в выборах.
План работы:
Выборы и референдумы.
Право на равный доступ к государственной службе.
Обращения в органы власти.
Значение свободы слова.
Опасность политического экстремизма.
Ход урока:
При входе можно сформировать группы, допустим по цветам. Каждый учащийся берет квадратик определённого цвета, далее рассаживаются в пять групп по цвету.
I. Организационный момент.
II. Формулирование темы урока.
На столах групп представлены цитаты, разбитые на части:
«Каков народ, таков и падишах». Восточная мудрость
«Всякий народ живет под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр
«Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда». Джордж Сэвил Галифакс
«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». Платон
«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер.
Цитаты необходимо составить, тут можно использовать Mentimer —сервис, позволяющий задавать вопросы классу и получить мгновенную обратную связь через любые мобильные устройства, имеющие доступ в Интернет.
- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести до современников и потомков?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока: «Участие граждан в политической жизни»
Мотивация. У вас на столах лежат стикеры разных цветов. Каждый цвет будет символизировать определенную позицию, которая будет выражать ваше отношение к участию в политической жизни своей страны. Выберите приемлемый для вас вариант и закрепите на доске.
«ЗЕЛЁНЫЙ» - уверен(а) в необходимости моего участия в политической жизни страны.
«ЖЕЛТЫЙ » - плохо понимаю тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу;
«КРАСНЫЙ» - считаю, мое личное участие в политической жизни ненужным и необязательным.
III. Изучение новой темы можно построить на приеме «Зигзаг»:
Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. В нашем случае мы разобьём текст по пунктам нашего плана. В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.
Смысловая стадия. Внутри группы участники разобрали текст параграфа по пунктам плана. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.
Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.
Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.
На завершающем этапе учащиеся делают вывод в соответствии с запланированным результатом. Повторяем задание со стикерами, которое делали в начале урока, акцент цвета должен сместится в сторону зелёного, и учащиеся делают вывод о необходимости участия в политической жизни страны.
Если будет позволять время - На закрепление материала можно предложить - Mentimer, Kahoot, onlinetestpad.com
IV. Рефлексия. Используем прием составления синквейна. «Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
На стадии рефлексии обучающимся предлагается составить синквейн письменно в тетради. Правила написания пятистишия вывешиваются на доске. После работы желающие выступают со своими пятистишиями. Грамотно составленные и интересные оцениваются.
В качестве рефлексии можно предложить ребятам написать синквейн с использованием понятий «выборы», «избиратель» или лучше «абсентеизм».
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из 5 строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
На доске:
строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие;
строка – три глагола, выражающие действие понятия;
строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
строка – одно слово (чаще - существительное), через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Составление синквейна является мощным инструментом анализа, обобщения понятий и информации. Ответы ребят:
1.Выборы. 2.Демократические, свободные. 3.Определяют, обязывают, направляют. 4.Выборы – право человека. 5.Демократия. | 1.Избиратель. 2.Грамотный, ответственный. 3.Голосует, агитирует, выдвигает. 4.Он определяет будущее страны. 5.Народовластие | 1.Абсентеизм 2.Пассивный, противообщественный 3.Устраняться, отмежевываться, обезличиваться 4.Невыполнение социальных функций 5.Уклонение |
V. Домашнее задание: тема 6 учебника, вопросы и задания, можно предложить выбрать одну из предложенных тем и написать эссе:
«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» Д. Нейтан.
«Всякий народ живёт под властью того правительства, какого заслуживает». Жозеф Деместр
«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер
Закончить урок можно притчей
О мудреце и бабочке.
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как завидовал ему и был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришел к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в руках?
- Я не волшебник и не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?
Хитрец подумал, если мудрец скажет, что бабочка живая, то я ее придавлю, а если скажет, что она мертвая, разожму руки и выпущу ее и она полетит.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: "Все в твоих руках".
И вам я желаю, чтобы все было в ваших руках. От того, какое решение вы примете, будет зависеть ваше будущее.