Описание педагогического опыта.
МБОУ «Ломоносовская средняя общеобразовательная школа имени М.В.Ломоносова».
Учитель начальных классов: Степаненко Татьяна Владимировна, (высшая квалификационная категория, Лауреат Ломоносовской премии, Почётный работник общего образования РФ)
Обобщение опыта.
Т
ема опыта: «Участие младших школьников в проектно - исследовательской деятельности как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве».
Девиз: « Познаём мир вместе, а выбор делаем сами».
Свою задачу вижу в том, чтобы обогатить духовный мир детей, показать и передать великолепие и разнообразие мира. И не просто познать, а сохранить в их душах на всю жизнь для того, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям.
* Я живу на земле Ломоносова.
Это правда, я здесь живу.
Да, живу, наслаждаюсь и радуюсь
Его жизни, что записана в труд.
Это строки из стихотворения маленькой девочки, 3- классницы. Но откуда у неё такое стремление рассказать всем о своей родине? Почему она этим гордится?
* «Хочу рассказать тебе, мой друг, о чудесном месте, где мне довелось жить. Моя малая родина находится на острове и это так романтично. А скрывать тот момент, что здесь родился величайший учёный Михаил Васильевич Ломоносов, совсем не скромно. И я этим горжусь».
А это написала девочка в письме сверстнику. Читая опубликованные строки из этого письма, понимаешь, не зря мы так долго с ними занимались проектно - исследовательской деятельностью. Я горжусь ими, радуюсь вместе с ними их маленькими победами.
Как всё это начиналось?
Почему я выбрала такой девиз в своей деятельности, что меня натолкнуло?
Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как классному руководителю, так и учащимся. Читая Б.Пастернака, мне запомнились такие слова:
«Во всём мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути…»
Очень часто от младшего школьника можно услышать просьбу: «Не говорите ответ. Я сам хочу догадаться». Так важно не оттолкнуть ребёнка равнодушием, не погасить горящие любознательностью глаза и огромное желание самому совершить своё маленькое открытие. Стремление ребёнка к получению новых знаний и острейшая необходимость в этих знаниях создают благодатную почву для начала какой-то особенной деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Не столь новой, но востребованной в обучении и воспитании является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Другой особенностью маленьких исследователей являются их необычайная скурпулёзность, аккуратность и исполнительность, а также то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. И наконец, младшие школьники в процессе выполнения исследовательской работы проявляют особое трудолюбие, настойчивость и терпение. Они способны отыскать и прочитать кучу книг на интересующую их тему, написать от руки или напечатать большие по размеру тексты, выполнить сложные схемы и рисунки, сделать своими руками приспособления для проведения опытов, сделать поделку - словом, посвятить много сил и времени работе.
Ещё одно не новое изобретение, а несколько переосмысленное, хорошо забытое старое, к которому меня влекло - это метод проектов. Всё - таки над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группах. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Дело в том, что именно в мл. школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как «проходной», малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно - познавательной деятельности обучающихся и части школьников, тогда не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
* Мне хотелось, чтобы ребята не просто занимались исследованиями, а ещё умели предвидеть результат, грамотно его преподносить и умели ценить своё детище.
Чтобы объяснить детям, как работать над проектом, заниматься исследованиями, я поняла, что должна сама быть увлечённым человеком, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как я люблю это.
Так как возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, а вовлекать их нужно обязательно, я решила объединить отдельные моменты этих видов деятельности, что дало в совокупности: проектно - исследовательскую деятельность. А в целом проект и исследование жить друг без друга не могут.
Волков И.П. в статье «Учим творчеству» говорит: «Бессмысленно проектировать хороший процесс обучения с хорошим содержанием, если нет чёткого определения конечной цели».
Как ввести ребят в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, исследования, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту и исследованию?
И я начала исподволь готовить ребят к такой интересной захватывающей деятельности. Начали вместе, с нашей малой родины. Гуляли, мечтали, говорили. Что знаем о своей малой родине. Да что мечтать? Можно многое самим узнать!
Вошли в проблему, цель поспешили мы наметить,
План действий, знали,…надо намечать,
Родителей мы не забыли пригласить.
Большим семейным коллективом
Мы занялись тем самым дивом.
Где направленность исследовательская и просветительная,
А деятельность – проектно - исследовательская.
Стало понятно, проект - мечта,
Исследование - наша рулевая звезда.
Конечно, боялись, препятствий ведь много,
Литературы без меры незнакомой.
И вот появилась большая она, стенгазета
«Мальчик из нашего села».
Что же творилось в душе, не знаешь,
Это бесценный опыт знаний.
Классному руководителю мудрым надо быть,
Стараться так всё точно делать,
Учащиеся думают: «Придумывают сами»,
По сути, сопровождать и исследовать с ними.
Так увлеклись проектом, что остановиться было трудно. Продолжали записывать находки, собирать вырезки из газет, задания. Таким образом пришла идея создать портфолио проекта «Готовимся к 300-летию М.В.Ломоносова». Ребята регулярно подбирали стихи и ежегодно выступали у памятника великого земляка. Они старались делать то, чтобы Он, великий Ломоносов мог оценить, чем бы мог гордиться: различными делами в школе, классе, детском саду, районе. Эта деятельность - долгосрочная. У каждого ребёнка остались впечатления и рождались новые мечты.
У Вальтера Скотта есть замечательные слова: «Самое полезное в жизни - это собственный опыт».
Опираясь на эту замечательную мысль, занялась исследованием своей педагогической деятельности и вела своё портфолио, в которое собирала интересные, на мой взгляд, свои работы. Далеко не убирала и иногда просматривала. У ребят стали возникать вопросы различного характера, заглядываясь на эту папку. Так родилась идея составления индивидуального «Портфолио учащегося», презентация которого прошла в конце учебного года на общем с детьми родительском собрании, ну и , родители, приходя в школу на встречу с учителем, заглядывают в такой документ ребёнка и в их глазах читала гордость за дитя. У каждого воспитанника стала появляться папка с файлами, куда собирался весь материал, который ребятам казался наиболее интересным, ценным, достойным их внимания. Здесь их маленькие победы. Они учились не скрывать свои достоинства, гордиться достижениями. А некоторые стремились быть похожими на тех, кто смог чего-то достичь.
Умелое и последовательное применение классным руководителем данного портфолио позволяет развивать у учащихся стремление к самостоятельному открытию новых знаний, развивает творческие способности, логическое мышление, коммуникативные умения, необходимые человеку для того, чтобы он смог успешно проявить себя в современной действительности независимо от того, станет ли он в будущем заниматься наукой или нет, что и требуют ФГОС нового поколения.
За годы работы в школе по - разному собирала фотографии с различного рода мероприятий. А потом? Куда их? Пришла идея создания нового проекта, презентация которого происходила на родительских собраниях, а дальше на выпускных вечерах. (Портфолио проекта «Это наш дружный класс»). Рассматривая на встречах это портфолио, можно было услышать от родителей: «А почему мой сын грустный?», «Разве у моей дочери есть такой джемпер?», «Ой, какая она счастливая!» и т.д. Эта небольшая на первый взгляд папка давала возможность увидеть родителям своих детей со стороны и самим ребятам оценить своё поведение, свой внешний вид. А разве ли это не исследование?!
В один из дней, придя в школу, меня ребята поразили новой идеей: личные достижения хранятся в личном портфолио, а общегрупповые повисят в уголке группы и всё, убираются. А куда? После таких рассуждений появилось и такое портфолио проекта («Наши достижения»). Поставили цель, задачи и за работу. Тоже проект - долгосрочный, а презентация проходила на отчётном собрании и, конечно, по окончании начальной школы, когда и дети, и родители увидят, чего вместе добились за годы обучения на первой ступени.
А какая интересная проектно - исследовательская работа «Хлеб - всему голова», презентация которой прошла на открытом классном часе и имела большой успех. У каждого ученика появились блокноты с записями. Проект вышел за пределы школы, вошёл в дома учащихся, в мой собственный дом. Учащиеся видели, что мне интересно всё, что они делают. В одном лице я была вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль - создатель условий для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества. Этот классный час внёс свой положительный момент к формированию собственных ценностей и смыслов приобретённых знаний.
Что будет дальше? Теперь, я думаю, дети справятся со многими вопросами сами.
А ещё мы исследовали с ребятами один из главных вопросов их жизни: «Кем быть?». Почему в начальной школе? Да потому, что они подрастающее поколение. Мы должны их научить делать свой выбор. К тому времени они собрали достаточно материала, куда вошли: различные иллюстрации с изображениями людей разных профессий; загадки об орудиях труда; пословицы и поговорки о труде; стихи о профессиях; и многое другое. А вот в классное портфолио «Кем быть?» вошли рисунки, где изображены родители разных профессий; рассказы о людях труда и др. У нас проходили разные классные часы, связанные с этой общей темой, но более узкого характера: «Профессия- политик. Президент РФ», «Знакомство с профессией библиотекаря». Мы ещё раз дружно посетили не только школьную, сельскую, но и районную библиотеки. Ну, а презентация этой проектно - исследовательской деятельности прошла на спортивно - познавательной игре, в которой вместе с ребятами приняли участие и их родители.
А также изучили литературу, создали программу и трудится уже не одно поколение в кружке «Мукосольки».
Надо видеть, как работали и работают сейчас малыши! Старательно, увлечённо, сосредоточенно. Причём все работы выполнены на высоком уровне мастерства, тщательно и красиво.
Ребята, по - разному комбинируя усвоенные элементы, видят главное в изделии. И в то же время ни одной похожей работы: в каждую внесена выдумка, фантазия, какие - то свои детали.
Кто они: вундеркинды или просто дети, способности которых вовремя замечены и своевременно развиты? У ребят рождались всё новые идеи, которые я, классный руководитель помогала воплощать в жизнь.
В чём заключается педагогическая значимость проектно - исследовательской деятельности?
* Открывает возможности формирования жизненного опыта.
* Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
* Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
* Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
* Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от исследования и проекта к другому исследованию и проекту.
В заключение хочу отметить, что классному руководителю нужно умело регулировать эту работу, регламентируя умственные и эмоциональные нагрузки учащихся, тщательно контролируя их влияние на здоровье и психику детей.
Особо подчеркну: классный руководитель не должен навязывать тему исследования. Пусть дети познают то, что для них значимо. И хотя в этом возрасте работы детей имеют реферативный, описательный характер, они пишут то, о чём прочитали в разных книгах, всё равно они исследователи, первооткрыватели. Пусть исследуют! Пусть открывают! Парадоксально, но педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребёнка даже тому, чего не знает сам. В условиях проектно - исследовательской деятельности кл. рук. не обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы и таким образом находить любые ответы и уметь научить этому ребят.
Такой вид работы позволяет увидеть детей «генераторов» идей, исполнителей, спорщиков и готовых идти на компромисс. Классный руководитель выступает как координатор детской деятельности. Цикл коллективного исследования обычно завершается играми, викторинами, выпуском стенгазет, классными часами, праздниками и т.д. В процессе такой работы между ребятами формируются взаимоотношения, которые определяются особенностями личности каждого. Складывающиеся взаимоотношения определяют и дальнейший ход развития личности. Обучение приёмам коллективной деятельности составляет особую, специальную задачу классного руководителя. Возникающие в коллективной работе деловые отношения между учащимися во многом регулируются взрослыми. Классному руководителю необходимо предъявлять чёткие требования не только к качеству труда, процессу игры, но и к отношениям, которые возникают между участниками совместной деятельности.
Нашими помощниками и союзниками стали родители. Привлекая родителей к воспитательной работе, тем самым определяем основное содержание этой работы. Безусловно, не все родители принимают активное участие в школьной воспитательной работе. Но, в том числе, есть родители, которые с радостью сотрудничают. Вижу задачу классного руководителя в том, чтобы создавать условия для совместной деятельности «кл.рук.- ребёнок - родитель».
Вывод: В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Каждый мог реализовать свои возможности.
Каждый коллектив и каждый ребёнок неповторимы, неповторимо и то, что делает учитель, являясь классным руководителем. Но остаются опыт, знания. Зачем повторяться? Придёт новое открытие мира в ярких красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении проектно - исследовательской деятельности ребят: контролирует, направляет, помогает, сам получает новые знания. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности детей. Главное - заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Думаю, что вся работа, которую проводила и продолжаем проводить с учащимися по проектно- исследовательской деятельности не напрасна.
Как приятно видеть горящие глаза Максима Б. (уч. 4 кл.), восторг от того, что он сам отыскал (исследование) в сельской библиотеке новую книгу о М.В.Ломоносове, прочитал её, сделал открытия и поделился ими с ребятами на классном часе (презентация проекта). А ещё Ирина Г. С Катей В. (ученицы 4 кл.) сами посетили музей, прошлись по тем местам, где были до этого не раз, но заметили новое (исследование) и смогли выразить это в своих записях ( проект), которые положили в портфолио проекта «Готовимся к 300- летию М.В.Ломоносова». А разве не замечательно то, что, читая местную газету «Холмогорская жизнь», ребёнок находит (исследование) объявление о каком- нибудь конкурсе, принимает сам для себя решение: «участвую». И не боится предложить участвовать в этом одноклассникам: «Пусть будут соперники, так ещё интереснее». А потом, трудясь (исследование), отсылает готовую работу ( проект) и побеждает (результат проектно - исследовательской деятельности).
Мой опыт самых честных правил,
Когда родиться захотел,
Он уважать себя заставил!
Трудиться, мыслить - вот удел.
И опыт мой - другим наука.
И это вовсе, знай, не скука:
Трудиться, мыслить, рассуждать,
Исследовать и оформлять.
«Скажи-ка, ученик мой дорогой,
Работать над проектом нужно?
Ведь надо нам пройти дорогой сложной,
Исследование провести не односложно».
«Работать над проектом нужно!
Плану следовать не сложно.
Цель ПОСТАВИМ и задачи,
Пожелаем ВСЕМ удачи!»
Коллективная работа учащихся 3 класса: Ануфриева Михаила, Злосчастьева Станислава, Лыжина Евгения, Рязанова Эдуарда, Чернакова Матвея, Шарыпина Вадима, под руководством классного руководителя: Степаненко Т.В.
12