Дырдина А.А., педагог-организатор, руководитель методического объединения ПДО
Модернизация системы образования актуализирует обновление содержания и форм воспитательной деятельности образовательных организаций и поиска новых моделей организации дополнительного образования детей, особенно в каникулярный период. Развитие системы летнего отдыха и оздоровления - неотъемлемая часть всего процесса образования, а в свете общественного обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения права детей на отдых и оздоровление, а также охраны их жизни и здоровья» еще и значимая часть дополнительного образования детей.
Каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, именно во время каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Каникулы - период социализации детей и подростков, когда есть все возможности для занятий по интересам, творческой самореализации, интеллектуального развития, формирования общественно значимых компетенций, лидерских качеств. Ребенок усваивает опыт, входя в социальную среду, и сам воспроизводит систему социальных связей, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих, реализуя себя как личность.
«Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации на период до 2030 года» и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» ориентируют на нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период, делая особый акцент на развитии неформального и информального образования, что позволяет расширить возможности использования потенциала организации отдыха и оздоровления детей, направленной на формирование у детей позитивных ценностей, гражданских установок, активной жизненной позиции. В организации каникулярного отдыха в последние годы проявились следующие тенденции: углубление противоречия между запросами, интересами, потребностями современных детей и уровнем материальной базы, предлагаемыми формами и методами работы, ориентирующимися на традиционные, порой устаревшие технологии; значительно сузились воспитательные возможности лагерей с дневным пребыванием детей за счет превращения многих из них в центры проведения свободного времени с приглашением аниматоров за счет родительских доплат; нарастает разрыв между историческим отечественным опытом и современной практикой воспитания детей и подростков в различных летних центрах отдыха и развития.
Преобразования в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, т. к., с одной стороны, ряд лагерей с дневным пребыванием детей начал перестройку своей работы в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами, с другой - новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей и возможностям школ, на базе которых такие лагеря действуют. Данные противоречия во многом обусловлены как недостаточным теоретическим осмыслением деятельности лагеря с дневным пребыванием детей, так и неразработанностью педагогических условий, позволяющих активизировать имеющийся воспитательный потенциал в реальной практике.
Опыт организации каникулярного отдыха школьников имеет длительную педагогическую традицию, как отечественную, так и зарубежную. Историко-педагогический анализ деятельности внешкольных учреждений России по формированию личности в сфере свободного времени и в том числе детских оздоровительных лагерей показывает, что данные взгляды формировались под влиянием тех изменений, которые происходили в практике. Иными словами, практика всегда интуитивно искала пути насыщения педагогическим содержанием каникулярного времени.
Детский лагерь сегодня является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Воспитательная деятельность в лагере - это формирование у ребенка ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с ним и педагогом как представителем мира взрослых. Степень происходящих в ребенке изменений зависит от быта, содержания и форм организации жизнедеятельности, и взаимодействия, организуемого в воспитательной организации. Таким образом, вслед за А. В. Мудриком, мы рассматриваем детский лагерь как специально создаваемую воспитательную организацию, позволяющую эффективно решать естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи социализации ребенка.
В свете современных тенденций модернизации образования лагерь с дневным пребыванием детей идеально вписывается в современные требования к системе дополнительного образования и воспитания детей по организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков.
Воспитательный потенциал лагеря с дневным пребыванием детей - это ресурсы и возможности воспитательного воздействия на личность, заключенные в различных элементах лагеря как воспитательной системы, проявляющиеся в их воспитательных ценностях и реализуемые с помощью методов, форм и средств воспитания, значимых для разрешения проблем социализации личности.
В современной педагогике большое внимание уделяется исследованию воспитательного потенциала: анализируются виды потенциалов социальных движений (Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая), рассматривается воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д. Э. Симонов), изучается эмоциональный потенциал коллектива (А. Н. Лутошкин, А. Г. Кирпичник) и воспитательный потенциал детского и молодежного общественного движения (И. В. Герлах, Г. В. Дербенёва, С. В. Тетерский) и др.
Воспитательный потенциал лагеря с дневным пребыванием детей постоянно развивается и эволюционирует. Его динамичность обусловливает переход из одного состояния в другое, более совершенное, поэтому можно выделить два уровня развития воспитательного потенциала: перспективный потенциал и ситуативный потенциал.
Перспективный потенциал - постоянный, стабильный, заключенный в имеющихся длительное время ресурсах, возможностях, обеспечивающих ему определенное постоянство (библиотечные, научные, материальные фонды; профессиональные кадры, научные разработки, методики и технологии деятельности, программы, образ и традиции отношений, распорядок труда, социальный опыт и т. д.).
Ситуативный потенциал представляет собой ресурсы, возможности социального института или социальной деятельности, способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации (действия специалистов, мобильность оказания помощи и т. д.).
При этом если активизация ситуативного потенциала связана с деятельностью самого лагеря с дневным пребыванием детей, то активизация перспективного потенциала связана с необходимостью изменения всей системы организации каникулярного отдыха школьников. Таким образом, для активизации ресурсов и перевода воспитательного потенциала лагеря с дневным пребыванием детей в новое качественное состояние в ситуации модернизации системы образования необходимо выделение педагогических условий, способных актуализировать перспективный потенциал лагерей с дневным пребыванием детей, одним из которых является реализация краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ в рамках регионального проекта «Умные каникулы» на базе пришкольных лагерей в сетевом взаимодействии.