СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие в метапредметной олимпиаде как способ формирования социально-коммуникативных компетенций у школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья - осмысление опыта трёхлетнего участия класса, в котором я являюсь классным руководителем,  в метапредметной городской олимпиаде "Музеи. Парки. Усадьбы".

Просмотр содержимого документа
«Участие в метапредметной олимпиаде как способ формирования социально-коммуникативных компетенций у школьника»



Формирование социально-коммуникативных компетенций у школьников в рамках участия в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы»

Чарыева Е.А., учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8»Ф» класса



Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития дополнительного образования – все эти документы призывают учителей-предметников и классных руководителей целенаправленно работать над развитием у школьников различных компетенций. Одной из ключевых называют социальную компетентность.

Единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому в школьной практике выделяют отдельные задачи, которые решаются с её использованием: способность школьника пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств; способность обучающегося правильно и эффективно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается.

Сформировать социальную компетенцию – значит научить школьника взаимодействовать с другими людьми в учебном процессе и во внеурочной деятельности при выполнении поставленной коммуникативной задачи.

Суть работы учителя по развитию социальной компетентности ученика состоит в формировании у учащегося интереса и интеллектуальных умений, необходимых для самостоятельной, творческой деятельности. Педагог, выстраивая индивидуальные и групповые образовательные траектории, пробуждает активность школьников: они становятся участниками различных разновозрастных социально-значимых проектов, включаются в позитивную внеурочную деятельность. При этом очень важно создать ситуацию переживания детьми чувства успеха.

Когда три года назад я впервые познакомилась с Положением об олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» (в дальнейшем – Олимпиада), сразу же поняла, что участие в ней – посещение экскурсий и ответы на вопросы по экспозиции музея/ усадьбы или объектам парка - как нельзя лучше будет способствовать развитию сразу нескольких компетенций у учеников вверенного мне, как классному руководителю, класса: социальной, коммуникативной и информационной. Положение гласит, что «основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, развитие талантов обучающихся, достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, повышение интереса к культуре и искусству». Последнее ещё и позволяло расширить рамки изучения «моего» предмета – я преподаю русский язык и литературу. Отдельно подкупили честные и абсолютно прозрачные правила олимпиады – нет квот на призовые места, ты точно понимаешь, сколько баллов нужно набрать, чтобы стать победителем, при этом выбор стратегии за тобой, и это элемент творчества - участвуя в олимпиаде третий год и ежегодно становясь победителями, мы не устаём совершенствовать/сокращать траекторию пути к победе, одновременно увеличивая количество призовых баллов – устанавливая свой личный, класса, рекорд.





Президент России Владимир Путин на встрече с классными руководителями выпускников в июне 2017 года заявил, что в современном мире нравственные качества важнее образования и профессиональных навыков. «Получить широкие, современные знания непросто в этой жизни. Но это вторично в сравнении с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился к самому себе, к друзьям. К семье, к Родине». Бесспорно, для воспитательного воздействия необходимо показать детям, что существует мир, полный нравственных идей, творчества, культуры.

Москва, сердце России, является свидетелем и хранителем того, что создано нашими предками и современниками. Кроме непосредственно исторической ценности, Москва сама по себе – образец искусства. Эстетика Москвы располагает к длительному созерцанию бесконечных красот этого памятника, включающего в себя множество объектов, каждый из которых заслуживает внимательного исследования.

За три года участия в Олимпиаде класс посетил около 50-ти музеев Москвы и области, 7 столичных парков, 5 городских усадеб. Только в этом учебном году 8 «Ф» класс побывал в музеях: Государственный музей Востока, Дом - музей М. С. Щепкина, Дом-музей С. П. Королева, Музей Серебряного века, Московский музей современного искусства (Музей-мастерская Зураба Церетели), Музей истории евреев в России, Мемориальный музей А. Н. Скрябина, Мемориальная усадьба Ф. И. Шаляпина, Живые системы, Экспериментаниум, Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Палеонтологический музей, Москвариум, Дом И. С. Остроухова в Трубниках, Музей военной формы одежды РВИО, Умный город, Центральный музей Вооружённых Сил РФ; в усадьбах Свиблово и Кузьминки; в Екатерининском парке и парке Останкино.

Отдельные экскурсии в последние два года прошли одновременно и в рамках участия во Всероссийской патриотической программе «Дороги Победы»: Музей военной истории РВИО «Стрелецкие палаты», Музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ России, Музей-заповедник «Бородинское поле».

Тематические экскурсии помогают глубже знакомить школьников с материалом по предмету. Это очень эффективная форма приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания.

Как учитель литературы, я с удовольствием посетила с воспитанниками Музей-квартиру А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей М.Ю. Лермонтова на Малой Молчановке, Дом Н.В. Гоголя на Никитском бульваре, Музей книги при Российской государственной библиотеке и другие музеи, расширяющие знания по предмету, делающие его более «живым», вызывающие у детей чувство гордости за отечественную историю.

После посещения экскурсий была обязательная рефлексия - школьники писали и выкладывали на сайт Комплекса отзывы об увиденном, готовили презентации.

В процессе посещения экскурсий и на дистанционном этапе – при выполнении предварительных он-лайн заданий перед походом в любой из музеев - у учеников класса, которые работают, разбившись на 2 команды, развиваются следующие социально-коммуникативные компетенции:

- самоопределение учащихся, обретение позиции по отношению к своей работе в группе;

- оценка возможностей друг друга, распределение позиций в группе;

- овладение способами взаимодействия с окружающими и способами совместной деятельности в группе;

- умение находить компромиссы, выслушивать разные точки зрения, быть толерантным, смотреть на себя со стороны;

- формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;

- умение искать, анализировать, преобразовывать и оформлять информацию, доносить её до других людей;

- формирование научного мировоззрения, готовность проявлять активную гражданскую позицию.

С помощью патриотического и художественно-эстетического воспитания у школьников выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность происходит формирование гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

Трансляция положительного опыта моих учеников (сегодняшний 8»Ф» класс – трижды победитель Олимпиады, двукратный призёр Призовой игры, многие учащиеся – призёры в отдельных номинациях) привела к тому, что в 2017/2018 учебном году уже большее количество классов нашего структурного подразделения стали участниками и победителями олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Ведь успех заразителен!