СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие в международной онлайн-конференции образовательно-просветительского портала «ФГОС онлайн» по теме: « Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС». С докладом «Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Участие в международной онлайн-конференции образовательно-просветительского портала «ФГОС онлайн» по теме: « Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС». С докладом «Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС»»

В первом классе система оценивания является безотметочной, но     учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Такое обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.  

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.

Приём – «Словесное оценивание». В период первых школьных шагов детей нельзя скупиться на похвалу, одобрение и поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности. В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед нами: - Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. - Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой. - Хвалить самого ребёнка, а не его работу. - Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», « Молодец!», «Отлично поработал!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!», «Замечательно!» и др.

Хочу отметить, что в силу разного характера, темперамента, психических и психологических особенностей детей, одних я хвалю в начале урока, других же ребят хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке, настраивает на положительный лад. Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается.

Но всегда недопустимо использование при неверном ответе таких фраз и слов: « Неправильно», « Не думал», « Не старался», « Неверно».

Лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение», «Давай послушаем других»

Следование этим принципам содействует формированию таких качеств

личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

В своей работе я использую оценочные листы.

«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.

Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы, на которые нужно обратить внимание.



Лист достижений учащегося по русскому языку за 1 полугодие


Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____




Содержание модулей учебного предмета.


Образец задания


1

Звуко – буквенный анализ слов

Последовательность звуков в слове.

Характеристика звуков.

Деление на слоги.

Ударение.

Составление схемы слова.



2

Каллиграфия




3

Списывание

Списать с печатного текста.

Списать с письменного текста.


4

Письмо под диктовку





Критерии оценки достижений:


Н - базовый уровень не сформирован

Б - сформирован базовый уровень

Ч - базовый уровень частично сформирован

П - сформирован повышенный уровень






Лист достижений учащегося по математике за 1 полугодие


Ф.И. ученика: _______________________________________ Класс_____


Содержание модулей учебного предмета.

Образец задания


1

Умение вести счет до 10 и обратно

Выполни счет до 10 и обратно.





2

Умение находить место определенного числа в ряду чисел

1.Назови число предшествующее числу 6(5, 7 и т.д.).

2. Назови число следующее по счету за числом 6 (5, 4, 8 и т. д.).



3

Знание цифр и чисел до 10

Запиши количество предметов.



4

Знание состава чисел первого десятка

Дополни запись 5 это 2 и ?, 6 это 3 и ?



5

Сложение и вычитание в пределах 10

Вычисли: 6+3 5+2 9-5

4+3 6+4 10-8


6

Умение сравнивать предметы по размеру, форме, цвету

Найди одинаковые предметы по форме, размеру, цвету.


7

Умение определять взаимное расположение предметов в пространстве

Графический диктант:

От начальной точки 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 – вниз, 2 -влево


8

Временные представления

Ответь на вопрос что происходило раньше, позже


9

Умение сравнивать группы предметов

Запиши количество кружков и количество квадратов. Сравни их количество, сделай запись используя знаки


10

Геометрический материал

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг). Начерти отрезок нужной длины, определи длину отрезка, обозначь отрезок.



Критерии оценки достижений:


Н - базовый уровень не сформирован

Б - сформирован базовый уровень

Ч - базовый уровень частично сформирован

П - сформирован повышенный уровень




Для оценки самостоятельной работы на уроках я применяю ещё один инструмент, автором которого является Г. Цукерман - «волшебные линеечки». Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.

Линеечка - это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, средний и низкий. Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе которой ребёнок пытается обосновать свой выбор на линеечке; выясняем, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, я ставлю свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.

Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться». 

Еще один прием, который я использую - «Аплодисменты». Очень нравится ребятам в начале учебного года и направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем.

1 четверть для первоклассников самая сложная, поэтому учителю необходимо создать условия для благополучной адаптации первоклассников к режиму школьной жизни, обеспечить комфортную атмосферу в классе, создать и поддерживать ситуацию успеха. Этому как нельзя лучше способствует второй прием, применяемый мною - «Дерево нашего успеха».

Плоды (у нас красные яблоки) – дело прошло полезно, плодотворно; зеленый листик – получилось почти все, дело прошло неплохо; желтый листик – не все получилось, но мы старались.

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Знаю и понятно». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Немного что-то знаю». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: « Не понял!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. 

Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.

В связи с этим, одна из задач учителя организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Мы предлагаем посмотреть как учитель начальных классов Кондрашова Е.Н. на уроке русского языка по теме «Как переносить слова с одной строки на другую?» реализует оценочные методики на практике.