СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Односоставные предложения (урок- обобщение) 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить умения:

различать двусоставные и односоставные предложения;  определять виды односоставных предложений;  различать именные и глагольные односоставные предложения.

 

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Односоставные предложения (урок- обобщение) 8 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по русскому языку  на тему: Односоставные предложения  (урок- обобщение) Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2020 Г.

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему:

Односоставные предложения

(урок- обобщение)

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2020 Г.

Цели урока:  1. Обучающая - закрепить знания учащихся по теме «Односоставные предложения». 2. Развивающая- формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно- творческий  характер. 3. Воспитательная воспитывать любовь к художественной литературе .

Цели урока:

1. Обучающая -

закрепить знания учащихся по теме «Односоставные предложения».

2. Развивающая-

формировать у них интерес к занятию, придать ему проблемно- творческий характер.

3. Воспитательная

воспитывать любовь к художественной литературе .

Домашнее задание

Домашнее задание

Повторим!   Фронтальный опрос. 1. «Кто быстрее правильно ответит?» (устно). Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым. Какие предложения называются определенно-личными? Какие предложения называются неопределенно-личными? Какие предложения называются безличными?

Повторим! Фронтальный опрос.

1. «Кто быстрее правильно ответит?» (устно).

  • Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
  • Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом сказуемым.
  • Какие предложения называются определенно-личными?
  • Какие предложения называются неопределенно-личными?
  • Какие предложения называются безличными?

2. Тест « Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ )  Зеленая карточка – ответ «да », красная – «нет». 1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения.  2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым.  3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее?  4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица?  5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?  6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?  7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?  8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее?  9. Может ли назывное предложение быть распространенным? 10. Назывные - двусоставные предложения?

2. Тест « Тонкие вопросы» (ДА. НЕТ )

Зеленая карточка – ответ «да », красная – «нет».

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. 2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. 3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? 4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? 5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? 6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? 7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? 8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? 9. Может ли назывное предложение быть распространенным?

10. Назывные - двусоставные предложения?

3.Лингвистический диктант. А) Наука о языке ( языкознание ). Б) Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксис). В)  Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу ( предложение ). Г) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ( определенно-личные ). Д) Неопределённая форма глагола ( инфинитив ). Е) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего ( безличные ).

3.Лингвистический диктант.

А) Наука о языке ( языкознание ).

Б) Раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксис).

В) Основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу ( предложение ).

Г) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица ( определенно-личные ).

Д) Неопределённая форма глагола ( инфинитив ).

Е) Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего ( безличные ).

5. Практическая работа «Проверь себя». Синтаксический разбор: Разговаривать не надо, Приседайте до упада, Да не будьте мрачными и хмурыми. (В.С.Высоцкий)

5. Практическая работа «Проверь себя».

Синтаксический разбор:

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Да не будьте мрачными и хмурыми. (В.С.Высоцкий)

III. Объяснение нового материала. 1. Выборочный диктант. Определенно-личные Неопределенно-личные Обобщенно-личные Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети, запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.

III. Объяснение нового материала.

1. Выборочный диктант.

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Обобщенно-личные

Цыплят по осени считают. Умную голову почитают смолоду. Зайца вылечили. Теперь мне очень хотелось спать. В чугунную доску били без устали. Звонят. Откройте дверь. Дети,

запишите предложение. Мне обещали, что я вообще не проеду. Просто подожду ребят. За стеной бубнили два голоса. Вот на второй день и поговорим. Над головой у меня вдруг завозились. В машине переночую. Берегите наш русский язык.

2. Односоставные предложения   Вопросы 1. Знаковый ответ ученика На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения? 2. На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым? 3. Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы? 4. В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления? 5. Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях? 6. В чём особенность назывных предложений?

2. Односоставные предложения

 

Вопросы

1.

Знаковый ответ ученика

На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения?

2.

На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым?

3.

Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы?

4.

В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления?

5.

Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях?

6.

В чём особенность назывных предложений?

3. Дифференцированные задания.  На «4», «5»-выпишите пословицы, которые являются односоставными предложениями. На «3»- спишите пословицы, расставив знаки препинания и объяснив орфограммы . Книга в счастье украшает а в (не)счастье утешает. Книги читай а дела (не)забывай. Книга мала а ума пр..дала. Книги читать не в ладушки играть. Читай книгочей (не)жалей очей. Книга друг человека. Кто много читает тот много знает. Век ж..ви век учись. Книга в счастье украшает а в (не)счастье утешает. Книги читай а дела (не)забывай. Книга мала а ума пр..дала. Книги читать не в ладушки играть. Читай книгочей (не)жалей очей. Книга друг человека. Кто много читает тот много знает. Век ж..ви век учись.

3. Дифференцированные задания.

  • На «4», «5»-выпишите пословицы, которые являются односоставными предложениями.
  • На «3»- спишите пословицы, расставив знаки препинания и объяснив орфограммы .
  • Книга в счастье украшает а в (не)счастье утешает. Книги читай а дела (не)забывай. Книга мала а ума пр..дала. Книги читать не в ладушки играть. Читай книгочей (не)жалей очей. Книга друг человека. Кто много читает тот много знает. Век ж..ви век учись.
  • Книга в счастье украшает а в (не)счастье утешает.
  • Книги читай а дела (не)забывай.
  • Книга мала а ума пр..дала.
  • Книги читать не в ладушки играть.
  • Читай книгочей (не)жалей очей.
  • Книга друг человека.
  • Кто много читает тот много знает.
  • Век ж..ви век учись.
IV. Закрепление. Задание: записать односоставные предложения, определить их вид 1.Станция « Определенно- личные» 1) В ваши мирные края через год опять заеду и влюблюсь до ноября. (стихотворение «Подъезжая под Ижоры») 2)Храни меня, мой талисман, храни меня во дни гоненья, во дни раскаянья, волненья… («Храни меня, мой талисман…») 3)Играйте, пойте, о друзья! («Друзьям»)

IV. Закрепление.

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид

1.Станция « Определенно- личные»

1) В ваши мирные края через год опять заеду и влюблюсь до ноября. (стихотворение «Подъезжая под Ижоры»)

2)Храни меня, мой талисман, храни меня во дни гоненья, во дни раскаянья, волненья… («Храни меня, мой талисман…»)

3)Играйте, пойте, о друзья! («Друзьям»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид 2. Станция « Неопределенно- личные» 1) В райке нетерпеливо плещут… («Евгений Онегин») 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. («Осень») 3) На юных ратников взирали, ловили брани дальний звук. («Воспоминания в Царском Селе»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид

2. Станция « Неопределенно- личные»

1) В райке нетерпеливо плещут… («Евгений Онегин»)

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно. («Осень»)

3) На юных ратников взирали, ловили брани дальний звук. («Воспоминания в Царском Селе»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид 3.Станция « Безличные» 1)Страшно и скучно. Тесно и душно. Солнцу обидно. («Страшно и скучно…») 2) Мне грустно и легко. ( « На холмах Грузии…») 3) Приятно думать у лежанки… («Зимнее утро»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид

3.Станция « Безличные»

1)Страшно и скучно. Тесно и душно. Солнцу обидно. («Страшно и скучно…»)

2) Мне грустно и легко. ( « На холмах Грузии…»)

3) Приятно думать у лежанки… («Зимнее утро»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид 4.Станция « Обобщенно- личные» 1)Береги честь смолоду. («Капитанская дочка») 2) Умную голову почитают смолоду. («Капитанская дочка»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид

4.Станция « Обобщенно- личные»

1)Береги честь смолоду. («Капитанская дочка»)

2) Умную голову почитают смолоду. («Капитанская дочка»)

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид 5. Станция « Назывные» Унылая пора! Очей очарованье! Золотые дни! Уроки и забавы, и черный стол, и бунты вечеров, и наш словарь, и пляски мирной славы, и критики лицейских мудрецов. Волшебный край! Очей отрада!

Задание: записать односоставные предложения, определить их вид

5. Станция « Назывные»

Унылая пора! Очей очарованье!

Золотые дни! Уроки и забавы, и черный стол, и бунты вечеров, и наш словарь, и пляски мирной славы, и критики лицейских мудрецов.

Волшебный край! Очей отрада!

6. Творческая работа Задание: распространить односоставные предложения согласованными и несогласованными определениями и записать их. Дороги. Годы.  Примерные ответы:  Проселочные дороги. Зимние дороги. Дороги вечного странника Годы трудов и вдохновенья. Лицейские годы. Годы изгнания.

6. Творческая работа

Задание: распространить односоставные предложения согласованными и несогласованными определениями и записать их.

Дороги. Годы.

Примерные ответы: Проселочные дороги.

Зимние дороги.

Дороги вечного странника

Годы трудов и вдохновенья.

Лицейские годы.

Годы изгнания.

7. Контрольное списывание с грамматическим заданием. Самопроверка. Задание: списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов. 1.В..лшебный край! 2.Б..реги платье (с)нову, а честь (с)молоду. 3.Бр..жу над морем, жду п..годы, маню ветрило к..раблей 4.Кому владеть меч..м? 5.Дни поз..ней осен.. бранят обыкнове…о.

7. Контрольное списывание с грамматическим заданием. Самопроверка.

Задание: списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.

1.В..лшебный край!

2.Б..реги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

3.Бр..жу над морем, жду п..годы, маню ветрило к..раблей

4.Кому владеть меч..м?

5.Дни поз..ней осен.. бранят обыкнове…о.

Ответы  1-о,  2- е, слитно, слитно, 3- о, о, о, 4- о, 5- д, и, нн. 1-н; 2- об-л; 3- оп-л;  4-б;  5- н-л.

Ответы

1-о,

2- е,

слитно, слитно,

3- о, о, о,

4- о,

5- д, и, нн.

1-н;

2- об-л;

3- оп-л;

4-б;

5- н-л.

V I. Домашнее задание. «Зимний лес» с включением в него односоставных предложений

V I. Домашнее задание.

«Зимний лес» с включением в него односоставных предложений

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!