Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку
Тема: «Бессоюзные сложные предложения»
Урок-презентация
9 класс
Составила учитель русского языка и литературы
школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента
Сабирова Наира Назировна
2021 г.
Цели урока:
1. Обучающая - дать понятие о БСП, формировать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных предложениях, оформлять правильно пунктуацию БСП;
2.Развивающая - развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
3.Воспитательная - воспитать интерес к предмету.
II. Проверка домашнего задания
?
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
?
СОЮЗНЫЕ
ССП
3) Письменная работа.
1. Лингвистическая разминка.
1. В каком слове пишется буква ю ?
А) кле..щий в) бре..щий
Б) сто..щий г) ненавид..щий
3) Письменная работа.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
(И. Северянин)
III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя
Бессоюзные сложные предложения
Бессоюзными называются такие СП, в которых простые предложения связываются интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
Врач запретил купаться: вода слишком холодная.
III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1. Запятая ставится , если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,
происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2 . Точка с запятой ставится , если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).
[ ]; [ ].
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП. Выводы.
Сформулируйте правило!
Значение
Пример предложения
Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.
Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.
Тренировочные упражнения
1) Расставьте пропущенные знаки препинания.
- Но это было только мгновение ? уходить было поздно.
- С утра погода стояла дождливая ? не было возможности гулять.
- Произошло сражение ? Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера.
- Все признаки заражения ? ты сам знаешь.
- В глазах его был огонь ? он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
1) Проверь себя.
- Но это было только мгновение ; уходить было поздно.
- С утра погода стояла дождливая , не было возможности гулять.
- Произошло сражение ; Ириадка защищалась целый день и целую ночь, искусно выставляя вперед пленных казначея и бухгалтера.
- Все признаки заражения ты сам знаешь.
- В глазах его был огонь ; он чувствовал лихорадку, озноб и жар попеременно.
2) Расставьте пропущенные знаки препинания.
- Я вас познакомлю с сестрою ? она хорошо играет на фортепьяно.
- Родителей он не знал ? от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость.
- Они уже подходили к дому ? вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова.
- Где-то прогудела машина ? несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину .
2) Проверь себя.
- Я вас познакомлю с сестрою , она хорошо играет на фортепьяно.
- Родителей он не знал ; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость.
- Они уже подходили к дому ; вдруг старик оборотился и с нетерпением взглянул на Ордынова.
- Где-то прогудела машина , несколько кораблей-цепняков простужено забухали в рассветную тишину.
IV. Закрепление .
1) Конструирование предложений.
Составьте предложения по схемам:
[ ], [ ], [ ].
[ ] ; [ ].
Развитие речи.
2) Комплексный анализ текста
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. С. Тургенев)
Развитие речи.
2) Комплексный анализ текста
Колосья тихо бьют вас по лицу , васильки цепляются за ноги , перепела кричат кругом , лошадь бежит ленивой рысью.
Статные осины высоко лепечут над вами ; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся ; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
, в БСП со значением одновременности и последовательности
; в БСП , если его части осложнены (в них уже есть запятые)
3) Блиц-опрос.
- Какие существуют типы сложных предложений?
- Чем отличаются БСП от других видов сложных предложений?
- Какие знаки препинания употребляются в БСП?
- От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
3) Блиц-опрос.
- Чем характеризуются БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?
- Когда в таком предложении ставится запятая?
- Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
3. Двоеточие ставится :
1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)
2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)
3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)
Не забывайте!
запятая
1. значение перечисление ( и )
пояснение ( а именно )
2. значение причина ( потому что )
дополнение( что ; увидел, что )
точка с запятой
двоеточие
2)Работа по материалу для наблюдений .
Не спится няня здесь так душно! (А.С.Пушкин)
проверка работы.
О.
Не спится , няня: здесь так душно!
Не спится, няня (почему?): здесь так душно! (причина)
2)Работа по материалу для наблюдений .
Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
проверка работы .
Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Я знаю (что?): в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (дополнение)
и
, и
2) Работа по материалу для наблюдений .
Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил её в руках разбойников.
Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил её в руках разбойников.
Страшная мысль мелькнула в уме моем: (какая именно?) я вообразил её в руках разбойников. (пояснение)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП. Выводы.
Сформулируйте правило!
Значение
Пример предложения
( потому что)
Печален я: со мною друга нет.
( а именно)
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
( что)
Я понимал: выручить нас может только случайность.
1) Анализ предложений .
1. В саду на деревьях сидели снегири, в беседке под крышей поселились ласточки.
( значение перечисления событий )
2. Обычай святочных гаданий и гуляний остаётся в России со времён язычества; в этот день смеялись над кознями «нечистой силы» и просили её приоткрыть покрывало судьбы.
( значение перечисления, но части осложнены однородными членами и распространены, самостоятельны )
2.) Анализ предложений .
3. Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.
( вторая часть объясняет причину названного в первой (почему?)
4. Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся.
(вторая часть поясняет содержание первой (на чём именно?)
3) Анализ предложений .
5. Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав .
(вторая часть дополняет смысл первой (что я чувствую?)
6. Жара усиливалась – становилось тяжело .
(вторая часть содержит следствие из того, о чем говорит первая часть)
7. Смелые побеждают – трусливые погибают.
(части противопоставлены )
4) Анализ предложений
8. Лес рубят – щепки летят.
(первая часть указывает на время происходящего во второй части (когда)
9. Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес.
(первая часть указывает на условие того, о чем говорится в первой)
IV. Закрепление .
1.) Самостоятельная работа.
1) Предложение с обращением
А) Вы должны были, братья, устоять, как стена.
2) Простое предложение
Б) Простите мне: я так люблю
3) БСП со значением перечисления
Татьяну милую мою.
В) Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.
4) Сложноподчиненное предложение
Г) Катятся ядра, свищут пули;
5) БСП со значением причины
Нависли хладные штыки
Д) Иди, куда влечет тебя свободный ум.
6) Сложносочиненное предложение
Е) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.
1) Проверка самостоятельной работы.
2) Развитие речевых умений
Образуйте бессоюзное сложное предложение с указанным значением (устно). Какой знак препинания необходимо поставить в данном случае?
Я сильно волновался ... (значение причины).
Товарищ мой прислушался ...
(значение изъяснения).
3) Работа с текстом
«Положи свое сердце у чтения»
(1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написано: «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!
(4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».
(7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.
(9)История письменности – это история человеческой культуры.
Задание.
- Внимательно прочитайте текст.
- Найдите БСП с двоеточием.
- Объясните постановку двоеточия в других предложениях.
4) Сочинение-миниатюра:
« Значение двоеточий в речи»
(около 5 предложений)
5) Блиц-опрос.
- Какие знаки препинания употребляются в бессоюзном сложном предложении между его частями?
- Сделаем выводы. При каких смысловых отношениях употребляется в БСП запятая и точка с запятой?
- При каких смысловых отношениях употребляем двоеточие?
- Когда в БСП следует использовать тире?
- Так от чего зависит выбор знака препинания в БСП?
III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
4. Тире ставится :
1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)
2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ время ] – [ ]. (когда)
[ условие ] – [ ]. (если)
4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)
5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)
Запишите опорную схему!
противопоставление (а)
быстрая смена событий
значение условие (если)
время (когда)
сравнение (как будто)
следствие (так что, поэтому, значит)
ТИРЕ
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП. Выводы.
Сформулируйте правило!
Значение
Пример предложения
( когда)
Лес рубят – щепки летят.
( если)
Раз солгал – навек лгуном стал.
( значит)
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.
( а, но)
Скажешь слово – добавят десять.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП. Выводы.
Сформулируйте правило!
- В бессоюзном предложении нет союзов.
- Оно состоит из предикативных частей.
- В БСП могут употребляться знаки: ,;-:
- Знаки препинания в БСП зависят от значения предложения (смысловых отношений между частями) и интонации.
- БСП можно преобразовывать в СПП и ССП и наоборот.
- Использование БСП делает текст выразительнее, динамичнее, а речь лаконичнее
Запомните интонацию в БСП!
1. [ ] , [ ] .
2. [ ] ; [ ] .
3. [ ] : [ ] .
4. [ ] - [ ] .
- Синтаксический разбор предложения.
1) Все ожидали увидеть заросшее болото – перед глазами открылась необыкновенная по красоте панорама.
1. [ ] - [ ].- противопоставление.
2) Выпадет первый снег – поедем в лес.
2. [время, условие] - [ ].
3) Ласточки летают низко над землёй – жди дождя.
3.[ ] - [вывод, следствие].
4) Прогремел сильный гром – мгновенно полил дождь.
4.[ ] - [быстрая смена событий].
( , - : )
(перечисление,
следствие,
пояснение)
IV. Закрепление .
1) «Знаки препинания в БСП»
Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные с тире и с двоеточием, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания
(1)Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! (3)Медведь заревел от боли. (4)Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его.
(5)Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (7)А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. (8)С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
Взаимопроверка
Преобразованный текст:
(1)Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (время) (2)Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы! (Противопоставление) (3)Медведь заревел от боли.
(4)Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня (дополнение), если я отпущу его.
Взаимопроверка
Преобразованный текст:
(5) Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. (6)Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) (7) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие) (8) С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
Задание.
- Прочитайте сначала первый текст, затем – второй.
- Как использование бессоюзных предложений изменило текст?
Развитие речи.
2) Комплексный анализ текста
- Пушкин, как вихрь, ворвался в литературу, чтобы стать все поэтом.
- Он – эхо мира, послушное и певучее, которое несётся из края в край, чтобы страстно откликнуться на всё, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни.
- В этой отзывчивости, в этом даре полногласных ответов на все живые голоса видится нечто по преимуществу человеческое, так как никто не должен ограничиваться определённой сферой впечатлений и мир для всякого должен существовать весь.
(Ю. Айхенвальд)
Взаимопроверка
1-е предложение – СПП с придаточным обстоятельственным цели, есть сравнительный оборот.
2-е предложение – тире для особого выделения, обособленные однородные определения, стоящие после определяемого слова. Это СПП с 3-мя придаточными, здесь есть последовательное и однородное подчинение.
3-е предложение – СПП с однородными придаточными обстоятельственными причины, запятая не ставится, так как оба придаточных относятся к одному главному и соединены союзом И, союз ТАК КАК общий.
3) Определите, вид БСП.
( противопоставление а)
1. Я гость - вы хозяин.
2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
(быстрая смена событий)
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
(условие , если)
(время, когда)
4.Настанет утро - двинемся в путь.
5.Молвит слово – соловей поёт.
(сравнение , как будто)
6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать!
(следствие, вывод так что, поэтому)
4) Тест.
1. Укажите, почему стоит тире в предложении: Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы.
второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
2. Объясните, почему стоит двоеточие в БСП: Перебрав по пальцам знакомые сёла, я обнаружил: они все стояли на реке.
второе предложение дополняет первое предложения.
Подведение итогов.
Домашнее задание.