СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить правописание согласных в корне слова; уметь определять правописание согласных в корне слова. (Вариативное обучение)

 

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА 10 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по русскому языку  на тему: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА 10 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2022 г.

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

10 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2022 г.

III. Объяснение нового материала. 1. Проверяемые согласные в корне Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный. Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

III. Объяснение нового материала.

1. Проверяемые согласные в корне

Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

2. Непроверяемые согласные в корне Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова). Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

2. Непроверяемые согласные в корне

Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

3. Непроизносимые согласные Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть. Исключения:  блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка), чувства, ровесник, шествовать

3. Непроизносимые согласные

Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения:  блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка), чувства, ровесник, шествовать

4. Двойные согласные в корне В русских корнях: ·   вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник    и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый , а также в некоторых формах глагола  жечь   и производных от него словах, напр.:  жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка. ·   НО :  брызжет  (брызги), брюзжать  (брюзга), визжать  (визг), дребезжать  (вдребезги), загромозжу  (загромоздить), мозжечок, размозжить  (мозг), позже  (поздно), приезжать  (приезд ). ·   ссора    и его производных:  поссориться, перессориться   и др., а также в словах с корнем  росс - , например:  Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин  .   НО:   русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус  // (с суффиксом СК)  русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский, Белоруссия.

4. Двойные согласные в корне

В русских корнях:

·   вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник    и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый , а также в некоторых формах глагола  жечь   и производных от него словах, напр.:  жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка.

·   НОбрызжет  (брызги), брюзжать  (брюзга), визжать  (визг), дребезжать  (вдребезги), загромозжу  (загромоздить), мозжечок, размозжить  (мозг), позже  (поздно), приезжать  (приезд ).

·   ссора    и его производных:  поссориться, перессориться   и др., а также в словах с корнем  росс - , например:  Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин  .

  НО:   русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус  // (с суффиксом СК)  русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский, Белоруссия.

В иностранных корнях:  Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета и др. Иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция  и многие другие.

В иностранных корнях: 

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета и др.

Иноязычные слова с одиночными согласными: алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция  и многие другие.

Двойные согласные пишутся также  в некоторых собственных именах , напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса . В вариантах бриллиант – брильянт  и производных словах ( бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л   перед ь  . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд   (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

Двойные согласные пишутся также  в некоторых собственных именах , напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса .

В вариантах бриллиант – брильянт  и производных словах ( бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л   перед ь  . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд   (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные,  двойные согласные перед суффиксами сохраняются , напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический . Однако вместо двойной согласной пишется  одна согласная буква  в следующих случаях:

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные,  двойные согласные перед суффиксами сохраняются , напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический .

Однако вместо двойной согласной пишется  одна согласная буква  в следующих случаях:

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к (а), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка  (так же: Филипок , род. п. Филипка?  и Филипчик); 2) одиночная буква н  – в любых словах с суффиксом -к (а), напр.: финка  (ср. финн), пятитонка, трёхтонка  (тонна), колонка  (колонна), антенка  (антенна); 3) в следующих словах:  кристальный  (кристалл), финский  (финн), оперетка  (оперетта).

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом -к (а), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка  (так же: Филипок , род. п. Филипка?  и Филипчик);

2) одиночная буква н  – в любых словах с суффиксом -к (а), напр.: финка  (ср. финн), пятитонка, трёхтонка  (тонна), колонка  (колонна), антенка  (антенна);

3) в следующих словах:  кристальный  (кристалл), финский  (финн), оперетка  (оперетта).

При сокращении слов , содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется  только одна согласная , напр.: грамзапись  (граммофонная запись), корпункт  (корреспондентский пункт), теракт  (террористический акт), групком, групорг, спецкор. В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда; то же в слове ваттметр. На конце слов Донбасс, Кузбасс  (-басс  от бассейн ) пишется двойное с .  

При сокращении слов , содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется  только одна согласная , напр.: грамзапись  (граммофонная запись), корпункт  (корреспондентский пункт), теракт  (террористический акт), групком, групорг, спецкор.

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда; то же в слове ваттметр.

На конце слов Донбасс, Кузбасс  (-басс  от бассейн ) пишется двойное с .

 

IV. Закрепление нового материала. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 1.   Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных. Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...­цовый

IV. Закрепление нового материала.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.  

Прочитайте. Объясните написание пропущенных согласных.

Но...ти, блю...це, домоча...цы, варе...ка, пря...ка, ча...ка, сколь...ко, приве...ти, пол...ти, ше...ство, изморо...ь (иней), изморо...ь (мелкий дождь), про...ьба, обра...­цовый

Упражнение 2.   Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Упражнение 2.  

Запишите приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

Должнос...ной оклад, чудес...ные окрес...ности, аген...ство по недвижимости, предвес...ник бури, чес...вовать президента, адвока...ская контора, ус...ный ответ, учас...ковый милиционер, кос...ный мозг, кос...ные взгляды, мес...ное самоуправление, парламен...ские слушания, предостеречь от опас...ности, час...ный детектив, президен...ский указ, беспристрас...ное отношение, искус...ная защита, голлан...ский сыр, русская словес...ность, комендан...ский час, влас...ные структуры.

Упражнение 3.   По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите. 1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой. Слова для справок:  аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

Упражнение 3.  

По данным толкованиям определите слова; правильно их запишите.

1) Благоустроенный дом для семьи, обычно с участком при нем; 2) краткое изложение содержания книги, статьи; 3) выдвигать свою кандидатуру на выборах в органы власти; 4) давать пояснения (к)чему-либо; 5) высшее или среднее учебное заведение; 6) обжалование решения суда в высшую судебную инстанцию; 7) обсуждение спорного вопроса; 8) сильное впечатление, производимое кем-либо или чем-либо; 9) занятие чужой территории военной силой.

Слова для справок:  аннотация, апелляция, баллотироваться, дискуссия, колледж, коттедж, комментировать, оккупация, эффект.

Упражнение 4.   Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы? Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка.

Упражнение 4.  

Вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в две колонки: в первую — с двойной согласной, во вторую — с одиночной. Какие слова не cохранили двойной согласной производящей основы?

Пятиба...ный, кора...овый (остров), криста...ная честность, оде...кий бульвар, фи...ский, иди...ический, писатель-нове...ист, сава...ая растительность, опере...ка, гру...ка, пятито...ка.

Упражнение 5.   Вставьте пропущенные буквы: По..тая..ший снег, замёр..шие в январе собаки-дворня..ки, июльская ко..ьба, дождь превратился в изморо..ь, белая изморо..ь покрыла деревья, бестеле..ная девочка, зави..ливый взгляд, природа безмол..твует, иску..ная работа, че..вование победителей, он уча..вовал в кроссе, рове..ники по годам, гру..ное чу..тво, дети-свер..ники. Купить дро..и, дребе..ащий голос, огонь обо..ёт, крестьяне-белору..ы, партизаны Белору..ии, ту..ель, гла..рач больницы, компроми..ное решение, ди..ертация на учёную степень, кла..ицизм, ба..ейн, а..юминиевая посуда, ка..икатура, су..огат кофе, театральная тру..а, неистощимые ре..урсы, а..естат зрелости, фи..ская мебель, машина-трёхто..ка.  

Упражнение 5.  

Вставьте пропущенные буквы:

По..тая..ший снег, замёр..шие в январе собаки-дворня..ки, июльская ко..ьба, дождь превратился в изморо..ь, белая изморо..ь покрыла деревья, бестеле..ная девочка, зави..ливый взгляд, природа безмол..твует, иску..ная работа, че..вование победителей, он уча..вовал в кроссе, рове..ники по годам, гру..ное чу..тво, дети-свер..ники.

Купить дро..и, дребе..ащий голос, огонь обо..ёт, крестьяне-белору..ы, партизаны Белору..ии, ту..ель, гла..рач больницы, компроми..ное решение, ди..ертация на учёную степень, кла..ицизм, ба..ейн, а..юминиевая посуда, ка..икатура, су..огат кофе, театральная тру..а, неистощимые ре..урсы, а..естат зрелости, фи..ская мебель, машина-трёхто..ка.  

Тест по теме   «Правописание согласных в корне слова»   1. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне: 1) деревя_ка;    2) коври_ка;    3) ре_ба;   4) доро_ка. 2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне: 1) сма_ка;   2) сва_ьба;   3) ре_кий;   4) про_ьба. 3. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне: 1) ше_ство;    2) варе_ка;     3) филосо_ский;   4) жени_ьба.

Тест по теме

  «Правописание согласных в корне слова»

  1. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:

1) деревя_ка;    2) коври_ка;    3) ре_ба;   4) доро_ка.

2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:

1) сма_ка;   2) сва_ьба;   3) ре_кий;   4) про_ьба.

3. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:

1) ше_ство;    2) варе_ка;     3) филосо_ский;   4) жени_ьба.

Тест по теме   «Правописание согласных в корне слова»   4. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне: 1) моло_ьба;   2) стру_ка;   3) ко_ьба;   4) жу_кий. 5. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне: 1) блес_нуть;   2) плес_нуть;   3) чудес_ный;   4) сверс_ник. 6. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне: 1) искус_ный;   2) гнус_ный;   3) хлес_нуть;  4) ужас_ный.

Тест по теме

  «Правописание согласных в корне слова»  

4. Укажите слово с пропущенной звонкой согласной в корне:

1) моло_ьба;   2) стру_ка;   3) ко_ьба;   4) жу_кий.

5. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:

1) блес_нуть;   2) плес_нуть;   3) чудес_ный;   4) сверс_ник.

6. Укажите слово с пропущенной непроизносимой согласной в корне:

1) искус_ный;   2) гнус_ный;   3) хлес_нуть;  4) ужас_ный.

Тест по теме   «Правописание согласных в корне слова» 7. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне? 1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   4) искусный мастер. 8. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне? 1) изморозь рисует узоры;   2) луга шли вперемешку с полями;  3) бескорыстный человек;   4) над степью парили кобчики. 9. Отметьте слово с удвоенной согласной: 1) кол(л)ичество;  2) режис(с)ер;   3) гал(л)ерея;   4) грам(м)отность.

Тест по теме

  «Правописание согласных в корне слова»

7. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   4) искусный мастер.

8. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) изморозь рисует узоры;   2) луга шли вперемешку с полями; 3) бескорыстный человек;   4) над степью парили кобчики.

9. Отметьте слово с удвоенной согласной:

1) кол(л)ичество;  2) режис(с)ер;   3) гал(л)ерея;   4) грам(м)отность.

Тест по теме   «Правописание согласных в корне слова»   10. Отметьте слово с удвоенной согласной: 1) бал(л)он;   2) ал(л)юминий;   3) драм(м)а;   4) рес(с)урс.  11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? 1)вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский 2)гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный 3)древес...ный, доблес...ный, съес...ной 4)надкос...ница, искус...ный, завис...ник 12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? 1)ярос...ный, ужас...ный, сверс...ник 2)захолус...ный, воскрес...ник, радос...ный 3)интриган...ство, мес...ность, юрис...консульт 4) окрес...ные (леса), горес...ный, президен...ский

Тест по теме

  «Правописание согласных в корне слова»  

10. Отметьте слово с удвоенной согласной:

1) бал(л)он;   2) ал(л)юминий;   3) драм(м)а;   4) рес(с)урс. 

11. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский

2)гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный

3)древес...ный, доблес...ный, съес...ной

4)надкос...ница, искус...ный, завис...ник

12. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1)ярос...ный, ужас...ный, сверс...ник

2)захолус...ный, воскрес...ник, радос...ный

3)интриган...ство, мес...ность, юрис...консульт

4) окрес...ные (леса), горес...ный, президен...ский

Тест по теме «Правописание согласных в корне слова»   13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные? 1) хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр 2) а...юминий, а...омпанемент, а...отация 3) дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия 4) депре...ия, ди...етант, ди...онанс 14. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные? 1) диагра...а, гра...отность, гра...атика 2) и...унитет, дра...а, моногра...а 3) ка...икатура, ба...икада, те...аса 4) пе...имизм, прогре...ивный, пре...а  

Тест по теме «Правописание согласных в корне слова»  

13.В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр

2) а...юминий, а...омпанемент, а...отация

3) дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия

4) депре...ия, ди...етант, ди...онанс

14. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) диагра...а, гра...отность, гра...атика

2) и...унитет, дра...а, моногра...а

3) ка...икатура, ба...икада, те...аса

4) пе...имизм, прогре...ивный, пре...а

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!