Учебная мультимедийная презентация урока
по русскому языку
Тема: Правописание приставок
10 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.
САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА
2022 Г.
III. Объяснение нового материала.
Правописание приставок
Большинство приставок под-, от-, об-, пред-, над-, в-, с-, про-, за-, на-, независимо от ударения или первой буквы корня, сохраняет устойчивое написание, например: под писать, под ловить, от писать, от ловить, об шить, об вить, пред сказать, пред видеть, вс ходить, в бежать, от прыск, от росток, с быть, с пилить и т.д.
Приставки на з-
1. Приставки без-, воз-, (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: бе зв одный – бе сп утный, во зб уждение – во сп итание, в зл ететь – в сп омнить, и зр анить – и сп угать, ни зл ожить – ни сх одить, ра зд елаться – ра сх одиться, чре зв ычайный – чере сч ур.
Примечание 1. В словах низ кий , низ ший согласный з входит в состав корня, а не приставки, поэтому на письме не происходит замены з–с . Ср. сложное слово близ сидящий.
Примечание 2. Написания ра счет , ра счесть , ра счет ный, ра счет чица – ра ссчит ать, ра ссчит ывать основаны на правиле: перед корнем чет- пишется одно с (кроме слова бе ссчёт ный ), перед корнем чит- – два с.
Примечание 3. В словах ра з евать, ра з инуть, ра з ор, ра з орить и производных от них пишется одно з , но: ра зз ява.
Примечание 4. В современном языке в словах здание, здесь, здоровье, в сочетании ни зги приставка не выделяется.
В приставках раз-(рас-) – роз-(рос-) без ударения пишется а, под ударением – о , например: р а звали́ ть – р о ́звальни, р а зли́ в – р о ́злив, р а списа́ ние –р о ́спись, р а ссы́ пать – р о ́ссыпь (но: розыскн о ́й – от р о ́зыск ).
Примечание. Перед собственным именем приставка раз- пишется через дефис, например: Будь ты Ваня,
раз-Ваня – мне все равно.
Приставки пре- и при-
1. Приставка пре- придает словам:
а) значение высокой степени качества или действия (возможно заменить приставку словами «очень», «весьма» ), например: пре интересный, пре неприятный, пре увеличивать, пре успевать;
б) значение « через», «по-иному»
(близкое к значению приставки пере- ),
например: пре вращать, пре ображать, пре ступать .
2. Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности, например: при брежный, при школьный ;
б) прибавления, приближения, присоединения, например: при делать, при бивать, при мыкать;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок, например: при открыть, при остановиться;
г) доведения действия до конца, например: при думать, при стукнуть;
д) совершения действия в чьих-либо интересах, например: при беречь, при прятать.
Примечание. Различается написание близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при- :
пребывать – прибывать; предать – придать;
предел – придел; преемник – приемник, восприемник; презирать- призирать;
преклонить – приклонить;
преступить – приступить;
претворить – притворить;
преходящий – приходящий и др.
Гласные ы и и после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо и пишется ы в соответствии с произношением, например: и грать – по ды грать, ра зы грать, сы грать; и скать – о ты скать, по ды скать, ра зы скать: и дейный – бе зы дейный; и ндукционный – бе зы ндукционный; и нтегральный – по ды нтегральный; и сторический – пре ды сторический; и юльский – пре ды юльский
Примечание 1. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пе ди нститут, Госко ми мущество, спорт ин вентарь.
Примечание 2. В слове в зи мать пишется и согласно произношению.
Примечание 3. После приставок меж- и сверх- сохраняется и , так как по общему правилу после шипящих и заднеязычных не пишется ы. Например: межи нститутские соревнования, сверхи зысканный, сверхи ндустриализация . Также: двухи мпульсный и т.п.
Примечание 4. Сохраняется и после иноязычных приставок и частиц дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан- . Например: дези нформация, контри гра, пости мпрессионизм, суби нспектор, супери нтендант, транси орданский, пани сламизм
преды нфарктный – пости нфарктный (русская и иноязычная приставки).
IV. Закрепление нового материала.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Безударная гласная в корне слова
- Вставьте пропущенные безударные гласные, подобрав проверочные слова.
А) упл_тнение слоёв_____ раск_лотая ваза____
отд_лённая деревня ______ бескрайняя д_лина
обн_жить пороки___________ внезапно озл_бился ___
не нужно усл_жнять ________ дальняя ст_рона _______
любит см_ковать__________ раскр_ить ткань _____
нельзя г_лодать ___________ упр_стить выражение _
искреннее пок_яние _______ нам_лоть кофе_______
ум_лять о пощаде __________ ум_лять достоинства ___
обн_жить недостатки _______ обл_котиться о перила _
погл_щать свет _____________ др_жит от холода _
не хочу отр_виться ________ нужно подб_дрить _____
необходимо осн_стить ____ мудрый ст_рожил _____
Задание 1.
Б) интенсивное нагр_вание ___ угн_тение бесправных ____
растр_пать волосы __________ обд_лил ребёнка _________
экономика разв_вается ________ флаги разв_ваются________
сп_шите к нам _________________ сп_шите данные______
нав_вать тоску _________________ нав_вать кудри __
прож_вать мясо ______________ адрес прож_вания ______
т_сненная обложка____________ ст_снённые условия______
скр_пить печатью _____________ скр_пя сердце______
скр_пучая телега_________ скр_пичный ключ_______
ч_стоплотное животное _______ ч_столюбивый человек ___
прист_жная лошадь______ прист_жной воротничок___
глаза сл_паются _____ осл_плён фарами _____
созревают оз_мые ______ лишился своих з_мель ___
Задание 2. Вставьте пропущенные безударные гласные, пользуясь таблицей о правописании корней с чередованием.
А) оз_рение, покл_нение, попл_вок, сотв_рение, пл_вун, уг_релый, пл_вец, пл_вчиха, з_ря, коленопркл_нённый, з_рница, заг_реть, оз_рять, з_ревать, приг_рь.
Б) подб_рать, приб_ру, отд_рал, зад_ру, отп_рал, зап_реть, зат_рание, отт_реть, зам_рать, прид_раться, приб_русь, заб_ру, подст_лить, заст_лать, выж_гание, выж_чь, бл_стеть, забл_стать, поч_тать, прик_снуться, к_сание, подн_мать, предприн_матель, соч_тать,
в) предпол_гать, предл_жение, р_стение, выр_сший, ср_щение, прир_сший, пол_г, Р_стислав, р_стовщический, подск_чить, ск_кал, ск_чок, отр_сль.
Г) плащ пром_кает, не пр_мочи ноги, обм_кни перо, м_кать в сметану, пром_кашка, подр_внять кусты, решить ур_внение, выр_внять дорожки, р_внение на знамя, высокий ур_вень, бескрайняя р_внина.
Задание 3. Вставьте пропущенные безударные гласные, если они проверяемые, запишите проверочное слово, если непроверяемые, укажите номер столбика таблицы «Правописание чередующихся гласных в корне».
Эск_латор_________ ст_рожил посёлка_______
Сокр_щение_______________ р_стовщик _____________
Зар_сль___________________ з_рница _________________
Р_весник__________________ в_тага___________________
Покл_нился_______________ пл_вучий остров____________
Пап_ротник________________ проп_ганда________________
Т_сненая обложка____________ пром_кают ботинки_____
Погл_щать (пищу)____________ прим_рить друзей___________
Заж_гательная (смесь)________ упом_наемые (сведения)____
Д_лины___________________ д_лёкие (страны)_________
Задание 4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Упом_нание противопост_вление
Зам_рший предпол_гающий
Покл_нившийся оз_рённый
Укр_щение сокр_щение
Фантасм_гория вест_бюль
Ответ:_____________ Ответ:___________
Вым_кли Диф_рамб
Р_зонанс возр_ждение
Обр_мление пл_вчихин
Пром_кашка подр_внял кусты
Прик_сновение закл_нание
Ответ:___________ Ответ:__________
Задание 5. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК на З/С
Во_хождение на вершину ра_паковать вещи
Чере_чур много и_течь кровью
Во_полнить пробклы прои_шедший случай
Во_звание шалишь и_подтишка
Мирово_зрение _гинуть навсегда
Ни_провергнуть бе_дельничать
Чре_мерный восторг _даться на милость
Ра_жечь ни_ринуться с обрыва
Бе_ветренный чре_полосица
Бе_системный _гореть дотла
_двинутые парты ни_посланная милость
Бе_брежное небо живу _десь
Задание 6. Правописание приставок ПРИ и ПРЕ
Пр_бывать в неведении пр_ткнуться к берегу
Пр_городный поезд пр_открыть завесу тайны
Пр_ходящий момент непр_ходящие духовные ценности
Пр_зреть сироту пр_следовать врага
Пр_скорбный факт пр_неприятнейшее известие
Пр_емник традиций беспр_страстный свидетель
Пр_дать оттенок пр_клоняться перед мужеством
Пр_глушённые голоса пр_емлемый вариант
Пр_терпевать холод пр_ступить к занятиям
Пр_задуматься пр_терпеться к боли
Пр_вратиться в посмешище пр_вивка
Задание 7 . Запишите, вставляя пропущенные буквы, выделите приставки
За...грать — раз...грать, до...скаться — под...скать, пред...гровой — меж...гровой, до...нфарктный — пред...нфарктный, за…скриться — без...скровой, про…нформировать — дез…нформировать, про…нвентаризовать— без...нвентарный, до…сториче ский — пред...стория, сверх…скусный — без...скусный, на …менование — без...мянный, за…нтересоваться — без…нтересный.
Задание 8. Пунктуационно-орфографическая разминка. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Олег об(?)яснил что они с Вовкой раз..грают дуэль. Я раз..скал Анюту она о чем-то ра..говаривала с Евгением Евгеньевичем. Я выр..зал палку с вилочкой на конце и пр..нялся раз..скивать грибные места. Я в..помнил ра..сказы охотников о встречах с медведеями и стал под..скивать дерево, куда можно влезть если вдруг покажется зверь.
Задание 9.
Ъ и Ь
С_язвить, компан_он, фел_етон, ад_ютант, суб_ект, трёх_ярусный,
двух_этажный, кур_ёз, пан_европейский, н_юанс, в_юнок, меж_ярусный, фельд_егерь, ар_ергард, под_ячий, п_едестал, из_ять, кар_ер, солов_иный,
суб_ективный, с_узить, неб_ющийся, интер_ер, без_языкая, трёх_язычный.
Проверочный тест
1 . Найдите слово, в котором нужно вставить ы.
1) вы...грать
2) вы...скать
3) об...скать
4) не...интересный
2 .Найдите слово, в котором нужно вставить и.
1) без...дейный
2) пред...дущий
3) по...мённо
4) без...скусный
Проверочный тест
3 . Выберите приставки, после которых мы напишем ы.
1) без-
2) от-
3) меж-
4) сверх-
5) вы-
6) раз-
4 . Выберите приставки, после которых мы напишем и.
1) по-
2) меж-
3) под-
4) пост-
5) контр-
6) -мед-
Проверочный тест
5 . Выберите слова, которые написаны правильно.
1) дезынфекция
2) межинститутский
3) безинициативный
4) постинфарктный
6 . Выберите слова, которые написаны неправильно .
1) предыстория
2) небезынтересный
3) подитожить
4) медынститут