МБОУ «Подолешенская СОШ»
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: «Упражнение в написании предлогов и приставок»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ «Подолешенская СОШ»
Ладыгина Елена Владимировна
2013 - 2014 год
Тема: «Упражнение в написании предлогов и приставок».
Обучение осуществляется по системе Л.В. Занкова по учебнику А.В. Поляковой «Русский язык», 2 класс (2 часть).
Цель урока:
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов;
Формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками;
Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
Создать условия для формирования умения работать в парах и в группах;
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать культуру общения на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, разноуровневые карточки, цветочки, цветные карандаши, учебник русского языка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
У весны весёлый старт -
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает -
По земле весна шагает.
-Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- За окном весна – пора оживления природы, пора цветения. И сегодня на уроке каждый из вас сможет вырастить свой необычный цветок. СЛАЙД 2- Скажите, а с каким настроением вы начинаете урок? Свое настроение я предлагаю каждому из вас выразить, раскрасив лепесток № 1 у цветка, который лежит перед вами на столе.
(Красный цвет - настроение отличное, желтый - хорошее, синий - грустное.)
- И я тоже покажу вам свое настроение. (Учитель помещает на доску лепесток соответствующего цвета.)
- Ребята, я вижу, что не у всех настроение в начале урока отличное, давайте проведем наш урок так, чтобы в конце урока у вас настроение было прекрасное.
II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните ее пожалуйста. (Предлоги и приставки.)
- Какая задача стоит перед нами при изучении этой темы? Что вы должны научиться? (учиться выделять приставку, отличать её от предлогов).
III. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что же такое предлог и приставка?
Работа в группах.
- Первая группа будет записывать всё, что вы знаете о предлоге, а вторая – всё, что знают о приставке. В этом вам помогут вопросы:
-
Что такое предлог? Что такое приставка?
-Для чего служит предлог? Для чего служит приставка?
-Как пишутся предлоги со словами? Как пишутся приставки со словами?
-Что нужно сделать, чтобы узнать, Что нужно сделать, чтобы определить,
предлог это или приставка? приставка это или предлог?
-С какими словами никогда не
употребляются предлоги?
Составление кластера.
-Вы успешно справились с этим заданием и поэтому можете раскрасить лепесток №2.
IV. Чистописание
- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем буква, которую будем прописывать на минутке чистописания.






-Какие времена года вы знаете? Какое время года сейчас?
-Откройте тетради и запишите число.
- И, наверное, вы догадались, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания? В в
- А с чем ёще можно связать написание буквы в? Над какой темой урока мы работаем сегодня? (Предлоги и приставки, буква «в» является предлогом и приставкой).
-Составьте предложение, где употребляется предлог «в», используя название месяца «март».
Сядьте ровно, возьмите правильно ручку.
Учитель : Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Давайте раскрасим лепесток № 3: красный цвет – правильно и аккуратно написаны все буквы и соединения; желтый – работа выполнена не очень хорошо; синий – неаккуратное выполнение работы ).
Словарно-орфографическая работа
СЛАЙД с названием месяцев.
-Назовите только весенние месяцы.
- Запишите название наступившего месяца. МАРТ
-А вы знаете, почему его так называют? Слово март не русское. Оно пришло к нам из Византии. Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.
-А на Руси его называли протальник, почему? (Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появления проталин).
Также его называли капельником и грачевником. Кто знает, почему? (В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи). (Грачевник, потому что март – время прилёта птиц.)
-Запишите то название месяца, которое вам больше всего понравилось. – Говорят так: И в марте мороз на нос садится. Что обозначает эта пословица? (В марте ещё бывают морозы). Какие вы заметили предлоги? (на, в).
–Найдите орфограмму, спрятанную в пословице. (В слове мороз – парный согласный «з». Как её можно проверить? (Подобрать проверочное слово – «морозы»). – Спишите пословицу и подчеркните орфограмму и предлоги.
-Очень хорошо. Давайте закрасим лепесток №4 нашего цветка: красный цвет – пословица списана правильно; желтый – работа выполнена с ошибками; синий – неаккуратное выполнение работы ).
VI. Упражнение в правописании предлогов и приставок.
- Хоть весна и наступила, но зима ещё злится, не пускает её к нам.
-Посмотрите, ребята, что натворила зима. Снегом запорошила слова. Какое задание вы можете предложить? (Составить из слов предложения).
-Давайте поможем весне одолеть зиму, улыбнёмся и растопим снега. Вставьте нужные предлоги и приставки. Запишите предложения. Выделите приставку. Работать будем по вариантам. 1,2,3,4.
1 вариант - Птенчик, …, ..пал, гнезда, маленький.
2 вариант - ..пал, …, землю, он.
3 вариант - Ребята, ..ложили, …, его, гнёздышко.
4 вариант – Птички, … , счастья, …чирикали.
Четыре человека работают у доски, а остальные на местах. Проверка с экрана проэктора.
-Она разрешает нам закрасить пятый лепесток весеннего цветочка: красный – работа выполнена правильно, жёлтый – допущены ошибки, синий – работа не выполнена).
Физкультминутка.
- А сейчас немножко отдохнём. Весеннее солнышко с нами поиграет.
VII. Дифференцированная самостоятельная работа.
-Зима нам приготовила ещё несколько заданий. Давайте все вместе поможем весне. Выберите то задание, с которым вы легко справитесь. Задания на экране.
1карточка. Составь слова из рассыпанных частей слов.
Про-, до-, читал. По-, ехал, пере-, за-, шёл. На- , с- , писал, до-.
2 карточка. Вставь подходящие предлоги. Подчеркните предлоги. Выделите приставку. Взобрался … гору. Зацепился … скатерть. Выехали … села. Вцепился … руку.
3 карточка. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
Самопроверка. Правильные ответы на экране.
-Раскрасьте лепесток № 6:
красный – с заданием справился самостоятельно, правильно;
желтый – с заданием справился, есть 1 ошибка;
синий – с заданием не справился.
VIII. Подведение итогов урока.
-Все ли мы хорошо усвоили? Над чем еще нужно поработать?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Ну что, ребята, нам осталось раскрасить серединку вашего цветка. Раскрасьте его таким цветом, которое вам подсказывает ваше настроение.
Оправдались ли ваши предположения, каким будет наш урок?
IX Самооценка класса.
- Мы можем все посмотреть и определить отметки по вашим цветам.
Полностью красный цветок – отметка «5», с одним жёлтым лепестком – отметка»4», с одним синим – «3».
X. Рефлексия.
- Мы сегодня вырастили первые весенние цветы, а сейчас я вас прошу составить букет из ваших цветочков. Прикрепите свои цветочки на доску к вазе.
X. Домашнее задание.
- Записать 3 пословицы о весне с предлогами.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
Выбери ту карточку, которую сможешь выполнить.
Составь слова из рассыпанных частей слов. 2
Про-, до-, читал,
По-, ехал, пере-, за-, шёл.
На- , с- , писал, до-.

Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. 3
Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
Самооценка.


Отлично
Хорошо
Плохо