III. Объяснение нового материала.
Суффиксы причастий — это формообразующие суффиксы, с помощью которых от глаголов образуются действительные и страдательные причастия.
С помощью характерных суффиксов глаголы образуют причастия.
Причастие — это особая глагольная форма, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой?
Причастие является глагольной формой, которая выражает признак предмета, сопряженный с действием:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- (какой?) бегущий мальчик — это мальчик, который (что делает?) бежит;
- (какая?) пойманная рыбка — это рыбку, которую (что сделали?) поймали.
Причастию принадлежат грамматические признаки как глагола, так и прилагательного.
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия — это глагольный формы, которые обозначают признак предмета, который сам совершает действие:
- плывущий пароход;
- опустившийся занавес .
Действие может происходить как в настоящем, так и в прошлом, поэтому у причастий, как и у глагола, различают категорию настоящего и прошедшего времени.
Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- образуют действительные причастия настоящего времени от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени (форма 3 лица мн.ч.).
- знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щий предмет на отлично;
- плакать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щий малыш;
- лечить (II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щий врач;
- кра́сить (II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щий стену.
Практическая работа № 1.
Упражнение 1.
От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.
Упражнение 2.
Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.
1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.).
Упражнение 3.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: действительных причастий настоящего времени;
Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
Упражнение 4.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой)
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Суффиксы -вш- и -ш- участвуют в образовании действительных причастий прошедшего времени от основы неопределенной формы глагола .
Суффикс -вш- образует причастия от основы глагола , заканчивающейся на гласный, а - ш- — от основы на согласный:
размышлять — размышля вш ий о жизни;
ползти — полз ш ий по листочку жук.
Суффиксы причастий
Действительные причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?)
Особенности употребления
-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-
Примеры
в действительных причастиях настоящего времени
-вш-/-ш-
кол ющ ий, хохоч ущ ий, знач ащ ий, чист ящ ий
в действительных причастиях прошедшего времени
отсыре вш ий, устав ш ий, построи вш ий, отправи вш ийся
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию извне:
- едва слыш им ый звук;
- разве янн ый нами миф.
Суффиксы -ем- или -им- участвуют в образовании страдательных причастий настоящего времени от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида.
Написание безударных гласных, обозначенных буквами «е » или «и» , в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола . Предлагаем следующий безошибочный алгоритм выбора суффикса -ем- или -им- :
- колебать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е мый ветром камыш;
- расходовать (I спр.) — мы расходу е м — расхо́ду е мые средства;
- видеть (II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и мый вдали берег;
- любить (II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м.
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуем от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида. В их оформлении участвуют суффиксы причастий -нн- , -енн- и - т- .
Формообразующий суффикс -нн- образует причастия от глаголов с основой, заканчивающейся суффиксом -а - или - я- :
- замешать тесто — заме́ш а нное тесто;
- потерять — поте́р я нная перчатка.
Если же производящий глагол заканчивается на -ить или -чь , то причастие образуется с помощью суффикса -енн- :
- укра́сить — укра́ш е нная гирляндами ёлка;
- подве́с ить — подвеш е нный фонарик;
- сбере чь — сбереженная фотография.
Суффикс -т- образует причастия от односложных глаголов и производных слов с приставками ( мыть — мытый, помыть — помытый ) , от глаголов с конечным сочетанием - оть ( полоть — полотый ), от слов с суффиксом -ну- ( откинуть — откинутый капюшон ), а также глаголов с фрагментом -ереть ( стереть — стертый ).
предложение всеми осмеяно.
Страдательные причастия прошедшего времени образуют краткие формы , в которых пишется одна буква «н» в суффиксе:
разбудить — разбуженный — он разбужен;
увешать — увешанная плодами — яблоня увешана плодами;
осмеять — осмеянное предложение —
Суффиксы страдательных причастий
Страдательные причастия
Особенности употребления
-ем-/-ом-, -им-
Примеры
в страдательных причастиях настоящего времени
-нн-/-енн, -т-
оттеня ем ый, закрепля ем ый, вед ом ый, руковод им ый, слыш им ый
в страдательных причастиях прошедшего времени
оторва нн ый, посея нн ый, увлеч енн ый, расставл енн ый, протер т ый, размоло т ый
Практическая работа № 2.
Упражнение 1.
От данных глаголов образуйте причастия прошедшего времени с суффиксами -вш- (-ш-), -ий-, -енн-, -т-. Объясните правописание этих суффиксов.
Влить, выздороветь, вымотать, допеть, задержать, замесить, замешать, застрелить, молотить, обвенчать, обвешать, обессилеть, обессилить, обвеять, приклеить, расстрелять, смочить, ускорить, утратить.
Упражнение 2.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: страдательных причастий настоящего времени.
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Упражнение 3.
Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевреенно.
IV. Закрепление.
Упражнение 1.
Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.
Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек, разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь, посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет, развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины, выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек, удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий предмет, приемл...мое решение.
Упражнение 2.
Вставьте пропущенные буквы и укажите, от каких глаголов образованы следующие причастия.
Колышущаяся степь, зыбл...щаяся поверхность моря, стел...щийся плющ, кле...щие игрушки дети, дремл...щий ребенок, бор...щийся со стихией рыбак, гон...щий тучи ветер, колебл.-.щийся ковыль;
оправдываемый, оправдыв...вший, разгружавшийся, разгруж...ный, леле...вший, пристрел...ное ружье, пристрел...ный хищник, выпар...ный, испещр...ый, брош...ный, осме...ный;
вял...ная на солнце рыба, обиж...ный брат, купл...ная книга, посаж...ная береза, нетопл...ная печь, осмол...ная лодка, разбавл...ный настой трав, насто...ный на смородине чай.
Упражнение 3.
Учитывая, что только переходные глаголы имеют страдательные причастия, а глаголы совершённого вида не имеют причастий настоящего времени, определите, сколько причастных форм имеют следующие глаголы.
Образец: читать - переходный глагол, следовательно, имеет действительные и страдательные причастия; несовершенного вида, следовательно, имеет причастия настоящего и прошедшего времени; итого - четыре формы причастий: читающий, читаемый, читавший, читанный.
Беседовать, командовать, горевать, потчевать, допытываться, задержать, навьючить, настаивать, подытожить, разведать, провалиться, изучить, отвечать, захвалить.
Упражнение 4.
Допишите окончания причастий.
1. Девушка жадно вдыхала чистый вечерний воздух, густо настоянн... запахами подсыхающ... трав (Б.Пол.). 2. В темной пучине колеблющ...ся светом отражаются яркие звезды. Мягкий синеватый отблеск озаряет необъятную водную гладь, подернувш...ся льдистым слоем, и над застывш... морем неподвижно повисла безмолвная тишина (Сераф.). 3. Простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущ... коне (П.). 4. Над зыблющ...ся поверхностью моря качались чайки. 5. Мать держала на руках дремлющ... ребенка. 6. В серой пелене, убегавш... на восток, появились синие окна (Булг.). 7. С быстро уносящ...ся вдаль сайгаками бежали и волки. 8. Из заросш... дикого леса тянуло свежестью.