СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Суффиксы деепричастий 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить способу применять правило написания суффиксов деепричастий; закрепить навык правописания суффиксов; способствовать развитию памяти и логического мышления;  вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;  формировать орфографические умения и навыки в написании деепричастий. (Вариативное обучение)

 

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Суффиксы деепричастий 10 класс»

III. Объяснение нового материала. Суффиксы деепричастий Суффиксы деепричастий   — это формообразующие морфемы, с помощью которых от глаголов образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида.

III. Объяснение нового материала.

Суффиксы деепричастий

Суффиксы деепричастий   — это формообразующие морфемы, с помощью которых от глаголов образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Деепричастие  — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и обладающая признаками глагола и наречия. Деепричастия отвечают на вопросы   что делая? что сделав? что сделавши?

Деепричастие  — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и обладающая признаками глагола и наречия. Деепричастия отвечают на вопросы  

что делая? что сделав?

что сделавши?

Деепричастия несовершенного и совершенного вида Деепричастие может обозначать добавочное действие , которое происходит одновременно с основным действием, обозначенным глаголом. Гуляя по парку, я наблюдал за птицами и белками Деепричастия обладают постоянным глагольным признаком вида.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида

Деепричастие может обозначать добавочное действие , которое происходит одновременно с основным действием, обозначенным глаголом.

Гуляя по парку, я наблюдал за птицами и белками

Деепричастия обладают постоянным глагольным признаком вида.

Деепричастия Несовершенного вида Совершенного вида Обозначают незаконченное добавочное действие Обозначают  законченное Отвечают на вопрос   что делая? добавочное действие Отвечают на вопрос   что сделав? Образуются :  основа глагола настоящего времени + суффиксы  -а-, -я- Примеры Образуются :  основа глагола неопределенной  формы глагола совершенного вида + суффиксы слуша я , дума я , реша я   -в-, -вши-, -ши- прослуша в , замахну вши сь, испек ши

Деепричастия

Несовершенного вида

Совершенного вида

Обозначают незаконченное добавочное действие

Обозначают законченное

Отвечают на вопрос   что делая?

добавочное действие

Отвечают на вопрос   что сделав?

Образуются : основа глагола настоящего времени + суффиксы  -а-, -я-

Примеры

Образуются : основа глагола неопределенной

формы глагола

совершенного вида + суффиксы

слуша я , дума я , реша я

  -в-, -вши-, -ши-

прослуша в , замахну вши сь, испек ши

Суффиксы деепричастий несовершенного вида Суффикс  - а/-я  образует деепричастие несовершенного вида от основы глагола настоящего времени: (ч то делать? ) думать — они думают — думая; (что делать?) дышать — они дышат — дыша.

Суффиксы деепричастий несовершенного вида

Суффикс  - а/-я  образует деепричастие несовершенного вида от основы глагола настоящего времени:

  • то делать? ) думать — они думают — думая;
  • (что делать?) дышать — они дышат — дыша.
Суффикс  -а   участвует в образовании деепричастий от основы глагола на шипящий: грохотать — грохочут — грохо ч а; мурлыкать — мурлычут — мурлы ч а; принадлежать — принадлежат — принадле ж а; держать — держат — дер ж а.

Суффикс    участвует в образовании деепричастий от основы глагола на шипящий:

  • грохотать — грохочут — грохо ч а;
  • мурлыкать — мурлычут — мурлы ч а;
  • принадлежать — принадлежат — принадле ж а;
  • держать — держат — дер ж а.
Если производящий глагол имеет суффикс  - ва- , то деепричастие образуется от основы неопределенной формы: созревать — созревая; развивать — развивая; узнавать — узнавая.

Если производящий глагол имеет суффикс  - ва- , то деепричастие образуется от основы неопределенной формы:

  • созревать — созревая;
  • развивать — развивая;
  • узнавать — узнавая.
Не все глаголы образуют деепричастия несовершенного вида: 1. односложные глаголы с основой на  -и бить лить пить вить 2. односложные глаголы с основой на  - а звать гнать знать лгать

Не все глаголы образуют деепричастия несовершенного вида:

1. односложные глаголы с основой на 

  • бить
  • лить
  • пить
  • вить

2. односложные глаголы с основой на  - а

  • звать
  • гнать
  • знать
  • лгать
3. глаголы с конечным сочетанием  - чь влечь печь стеречь беречь 4. глаголы с суффиксом  - ну- капнуть брызнуть тиснуть стынуть 5. глаголы с основой на шипящий пахать — они па ш ут резать — они ре ж ут вязать — они вя ж ут.

3. глаголы с конечным сочетанием  - чь

  • влечь
  • печь
  • стеречь
  • беречь

4. глаголы с суффиксом  - ну-

  • капнуть
  • брызнуть
  • тиснуть
  • стынуть

5. глаголы с основой на шипящий

  • пахать — они па ш ут
  • резать — они ре ж ут
  • вязать — они вя ж ут.
Практическая работа № 1.  Упражнение 1.   Образуйте деепричастия несовершенного вида. Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Практическая работа № 1.

Упражнение 1.  

Образуйте деепричастия несовершенного вида.

Любят, мешают, наступают, выбирают, встречают, спрашивают, встречаются, собираются, боятся, смеются, причесываются.

Упражнение 2.  Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.  Синичка  смотрела  на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу,  проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы  перелетают  с дерева на дерево,  уничтожают  вредителей, лечат деревья.

Упражнение 2. 

Составьте предложения, заменив выделенный глагол деепричастием несовершенного вида.

Синичка  смотрела  на трещинку на дереве, постучала клювом. Птички летают по лесу,  проверяют , где какая букашка спряталась. Синицы  перелетают  с дерева на дерево,  уничтожают  вредителей, лечат деревья.

Упражнение 3. От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя. Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, м?рзнуть, волноваться.  

Упражнение 3.

От данных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида и составьте с ними предложения. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя.

Прикасаться, кричать, бежать, развивать, завидовать, встречать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, оставаться, роптать, стрекотать, м?рзнуть, волноваться.

 

Упражнение 4. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Суффиксы деепричастий совершенного вида Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершилось  до основного действия , обозначенного глаголом-сказуемым. Зашумев листвой под порывами налетевшего ветра,  закачались  тополя. Тополя сначала зашумели, а потом закачались

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, которое совершилось до основного действия , обозначенного глаголом-сказуемым.

Зашумев листвой под порывами налетевшего ветра,  закачались  тополя.

Тополя сначала зашумели, а потом закачались

Суффиксы  - в- ,  -вши- ,  -ши-  образуют деепричастия совершенного вида от основы неопределённой формы (инфинитива) или прошедшего времени . Суффикс  - в-   участвует в оформлении деепричастия, образованного от основы глагола на гласный: запереть — заперев посеять — посеяв указать — указав возненавидеть — возненавидев.

Суффиксы  - в- -вши- -ши-  образуют деепричастия совершенного вида от основы неопределённой формы (инфинитива) или прошедшего времени .

Суффикс  - в-   участвует в оформлении деепричастия, образованного от основы глагола на гласный:

  • запереть — заперев
  • посеять — посеяв
  • указать — указав
  • возненавидеть — возненавидев.
Суффикс  -ши-   образует деепричастия от основы глагола, заканчивающейся на согласный: пролезть — пролезши испечь — испёкши протечь — протёкши. Суффикс  -вши-  образует форму деепричастия от основ возвратных глаголов: остановиться — остановившись задуматься — задумавшись испугаться — испугавшись.

Суффикс  -ши-   образует деепричастия от основы глагола, заканчивающейся на согласный:

  • пролезть — пролезши
  • испечь — испёкши
  • протечь — протёкши.

Суффикс  -вши-  образует форму деепричастия от основ возвратных глаголов:

  • остановиться — остановившись
  • задуматься — задумавшись
  • испугаться — испугавшись.
Некоторые глаголы образуют деепричастия совершенного вида от основы будущего времени с помощью суффикс  -а/-я : увести — (что сделают?) уведут — уведя; нахмурить — (что сделают?) нахмурят — нахмуря (брови); встретиться — (что сделают?) встретятся — встретясь.

Некоторые глаголы образуют деепричастия совершенного вида от основы будущего времени с помощью суффикс  -а/-я :

  • увести — (что сделают?) уведут — уведя;
  • нахмурить — (что сделают?) нахмурят — нахмуря (брови);
  • встретиться — (что сделают?) встретятся — встретясь.
Практическая работа № 2.  Упражнение 1 .  Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам. Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал. Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился. Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Практическая работа № 2.

Упражнение 1

Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида по предложенным образцам.

Сказал – сказав ; рассмотрел, бросил, окончил, перестал.

Встретился – встретившись ; простился, вернулся, расположился.

Принесет – принеся ; вспомнит, услышит, прочитает.

Упражнение 2. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.   Построить, услышать, завить, растаять.  

Упражнение 2.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.

 

Построить, услышать, завить, растаять.

 

Упражнение 3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида. Это полезно знать. Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям. Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Упражнение 3.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

IV. Закрепление. Упражнение 1. Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. Товарищи заметили его беспокойство и ушли. Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

IV. Закрепление.

Упражнение 1.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

  • Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.
  • Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом.
  • Товарищи заметили его беспокойство и ушли.
  • Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
Упражнение 2.   Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания. 1. Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2. Своим делом он занимался спустя рукава. 3. Таня шла по улице не торопясь. 4. Петя улыбнулся прощаясь с другом. 5. Вредно читать лежа. 6. Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7. Семенов нехотя закрыл книгу. 8. Дети молча слушали сказку. 9. Ленивый сидя спит. 10. Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11. Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12. Наташа вышла из кабинета директора повесив нос.

Упражнение 2.  

Подчеркните деепричастия

и деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания.

1. Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2. Своим делом он занимался спустя рукава. 3. Таня шла по улице не торопясь. 4. Петя улыбнулся прощаясь с другом. 5. Вредно читать лежа. 6. Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7. Семенов нехотя закрыл книгу. 8. Дети молча слушали сказку. 9. Ленивый сидя спит. 10. Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11. Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12. Наташа вышла из кабинета директора повесив нос.

3. Тест по теме

3. Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие. А) Мама сидела, откинувшись в кресле. Б) Я открыл окно и залюбовался видом. В) Разложив игры, дети сели в кружок. Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями? А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая; Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя; В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв; Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении? Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела. А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно? А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное; Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное; В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное; Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

5. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

  6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов? Не держась  за руль,  откинувшись  и  скрестив  на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,  проверяя  состояние сети. А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства; Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства; В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства; Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

  6. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась  за руль,  откинувшись  и  скрестив  на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,  проверяя  состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Деепричастие  (ключи) 1. - Б, Г  2. - А, В  3. - Б  4. - В  5. - Г  6. - Б

Деепричастие  (ключи)

1. - Б, Г 2. - А, В 3. - Б 4. - В 5. - Г 6. - Б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!