СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со сложноподчиненными предложениями с основными группами СПП с несколькими придаточными, со средствами связи в предложениях  данного типа, повторить изученные виды придаточных.

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему: Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по русскому языку  на тему: Основные группы СПП с несколькими придаточными 9 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2020 Г.

Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему:

Основные группы СПП с несколькими придаточными

9 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2020 Г.

Цели урока: Обучающая –познакомить со сложноподчиненными предложениями с основными группами СПП с несколькими придаточными, со средствами связи в предложениях данного типа, повторить изученные виды придаточных; Развивающая- содействовать развитию пунктуационной зоркости, умений определять вид придаточных; Воспитательная- воспитать интерес к предмету.

Цели урока:

  • Обучающая –познакомить со сложноподчиненными предложениями с основными группами СПП с несколькими придаточными, со средствами связи в предложениях данного типа, повторить изученные виды придаточных;
  • Развивающая- содействовать развитию пунктуационной зоркости, умений определять вид придаточных;
  • Воспитательная- воспитать интерес к предмету.

II. Домашнее задание Страница 50. Упражнение 105

II. Домашнее задание

Страница 50. Упражнение 105

1.)Лингвистическая разминка. Расставьте верно ударения – баловать, кашлянуть, облегчить, ободрить, черпать В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ? 1)  ПОР…СЛЬ, К…МПАНЬОН, Г…РЯЧИЙ 2)  Р…СТЕНИЕ, КР..ПИВА, ПРИК…САТЬСЯ 3)  ПРОТ…РЕТЬ, НАТ…РАТЬ, К..СНУТЬСЯ 4)  Р…СТЕРЯТЬСЯ, К…СНОЯЗЫЧНЫЙ, Г…РЕТЬ В КАКИХ СЛОВАХ ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА,ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЯХ? А. Ср..внение Б. Ур…вень В. Д…влеть С. Д…вление

1.)Лингвистическая разминка.

  • Расставьте верно ударения – баловать, кашлянуть, облегчить, ободрить, черпать
  • В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ?

1) ПОР…СЛЬ, К…МПАНЬОН, Г…РЯЧИЙ

2) Р…СТЕНИЕ, КР..ПИВА, ПРИК…САТЬСЯ

3) ПРОТ…РЕТЬ, НАТ…РАТЬ, К..СНУТЬСЯ

4) Р…СТЕРЯТЬСЯ, К…СНОЯЗЫЧНЫЙ, Г…РЕТЬ

  • В КАКИХ СЛОВАХ ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА,ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЯХ?

А. Ср..внение

Б. Ур…вень

В. Д…влеть

С. Д…вление

Повторим!  Фронтальный опрос.  Какие предложения называются СПП? Назовите основные группы СПП с различными видами придаточных  Какие придаточные называются придаточными определительными? Как присоединяются придаточные определительные к главному предложению?

Повторим!

Фронтальный опрос.

  • Какие предложения называются СПП?
  • Назовите основные группы СПП с различными видами придаточных
  • Какие придаточные называются придаточными определительными?
  • Как присоединяются придаточные определительные к главному предложению?
Повторим!  Фронтальный опрос.  Как вы определили вид придаточного? Какие придаточные называются придаточными изъяснительными? На какие вопросы отвечают? При помощи каких союзов придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению?  Как определили вид придаточного?

Повторим!

Фронтальный опрос.

  • Как вы определили вид придаточного?
  • Какие придаточные называются придаточными изъяснительными?
  • На какие вопросы отвечают?
  • При помощи каких союзов придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению?
  • Как определили вид придаточного?
Повторим!  Фронтальный опрос.  Можно ли ко всем обстоятельственным придаточным поставить вопрос?  Тогда как вы определите вид обстоятельственного придаточного?  Какие значения обстоятельственных придаточных вы знаете?

Повторим!

Фронтальный опрос.

  • Можно ли ко всем обстоятельственным придаточным поставить вопрос?
  • Тогда как вы определите вид обстоятельственного придаточного?
  • Какие значения обстоятельственных придаточных вы знаете?
«Синтаксическая минутка» Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.  1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом.  2 Подберите антоним к слову лёгкость .  3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» .  4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование . Преобразуйте это простое предложение в СПП.

«Синтаксическая минутка»

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом.

2 Подберите антоним к слову лёгкость .

3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» .

4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование .

Преобразуйте это простое предложение в СПП.

Взаимопроверка  1 (верное, необходимое).  2 (тяжесть).  3 (привести).  4 (правильное соотношение, правильное звучание). а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./ б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания).

Взаимопроверка

1 (верное, необходимое).

2 (тяжесть).

3 (привести).

4 (правильное соотношение, правильное звучание).

а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./

б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания).

Конструирование предложений по схемам. 1 [ - = и = сущ.],(какой = )определительное 2 [ - = ],(так что = - )следствия 3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки 4 [ = ],(если - = ) условия 5 [ = ], (так как = ) причины 6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели 7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени 8 […,(куда = ), = - и - ] места

Конструирование предложений по схемам.

1 [ - = и = сущ.],(какой = )определительное

2 [ - = ],(так что = - )следствия

3 (Несмотря на то что - = ),[ - = ] уступки

4 [ = ],(если - = ) условия

5 [ = ], (так как = ) причины

6 [ - = и = ],(чтобы = ) цели

7 (По мере того как = - ),[ = и = ] времени

8 […,(куда = ), = - и - ] места

III. Объяснение нового материала.  1.Вступительное слово учителя «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». В. Луговской. Что собой представляет данное высказывание и охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса? (Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).

III. Объяснение нового материала. 1.Вступительное слово учителя

«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». В. Луговской.

Что собой представляет данное высказывание и охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса?

(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).

Практикум  [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).  [ ], (потому что… глаг.), (что…). (Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …). [Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).  [ ], (что …), (что …), (что …).

Практикум

  • [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
  • [ ], (потому что… глаг.), (что…).
  • (Когда мы пришли), [отец показал мне несколько крупных окуней], (которых он выудил без меня). (Когда …), [… сущ.], (которых …).
  • [Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).

[ ], (что …), (что …), (что …).

IV. Закрепление. 1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы . Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров  семь. Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу. Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.

IV. Закрепление.

1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы .

  • Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров  семь.
  • Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться.
  • Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу.
  • Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.
IV. Закрепление . 2. Конструирование СПП с несколькими придаточными. Задание:  из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте  сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен  недавно скошенного сена. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни  бывают только летом.

IV. Закрепление .

2. Конструирование СПП с несколькими придаточными.

Задание:  из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте  сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.

  • Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен  недавно скошенного сена.
  • Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.
IV. Закрепление . Взаимопроверка.  1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен    недавно скошенного сена .  2. Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые или (какие) бывают только летом.

IV. Закрепление .

Взаимопроверка.

1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен    недавно скошенного сена .

2. Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые или (какие) бывают только летом.

3. Графический диктант. Чтобы  скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету.  Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем. Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите». Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели . И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали, что они скорее всего заблудились в болоте .

3. Графический диктант.

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид , что читает газету.

Есть книги, которые нам известны еще до того, как мы их прочтем.

Искусство видеть и слышать состоит в том, чтобы суметь поймать, как вы в действительности видите и слышите».

Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой все лесные певчие птицы давно прилетели .

И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры.

Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали, что они скорее всего заблудились в болоте .

4. Анализ предложений Из скольких простых предложений состоит данное предложение?  В коридор выходило несколько дверей и пока мы сбивали снег с валенок я услышал как кто-то говорил вполголоса 2) Укажите вид сложного предложения  Он исхудал за одну ночь так что остались кожа да кости

4. Анализ предложений

  • Из скольких простых предложений состоит данное предложение?

В коридор выходило несколько дверей и пока мы сбивали снег с валенок я услышал как кто-то говорил вполголоса

2) Укажите вид сложного предложения

Он исхудал за одну ночь так что остались кожа да кости

3) Укажите вид связи придаточных в предложений. Начертите схему предложений.  Когда Вронский смотрел на часы на балконе у Карениных он был так растревожен что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

3) Укажите вид связи придаточных в предложений. Начертите схему предложений.

Когда Вронский смотрел на часы на балконе у Карениных он был так растревожен что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

4.Работа с деформированным текстом   Вы работаете в редакции детского журнала.  Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите Клаве исправить ошибки в тексте.  Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

4.Работа с деформированным текстом Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Рассказ Клавы Ошибкиной  Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

Рассказ Клавы Ошибкиной

Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

V. Обобщение БЛИЦ - ОПРОС Предложение, в котором две и более грамматических основ называется сложным. (да) 1 Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым. (нет) 0 В сложноподчинённом и сложносочинённом предложении между частями сложного предложения ставится запятая. (да) 1  В сложносочинённом предложении отношения между частями сложного равноправны. (да) 1 В сложноподчинённом предложении главное предложение должно находиться всегда в начале предложения. (нет) 0

V. Обобщение

БЛИЦ - ОПРОС

  • Предложение, в котором две и более грамматических основ называется сложным. (да) 1
  • Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым. (нет) 0
  • В сложноподчинённом и сложносочинённом предложении между частями сложного предложения ставится запятая. (да) 1
  • В сложносочинённом предложении отношения между частями сложного равноправны. (да) 1
  • В сложноподчинённом предложении главное предложение должно находиться всегда в начале предложения. (нет) 0
V. Обобщение БЛИЦ – ОПРОС Придаточные изъяснительные в СПП отвечают на вопросы косвенных падежей (да) 1 Придаточные обстоятельственные делятся ещё на несколько видов. (да) 1 Придаточные обстоятельственные отвечают на вопрос: Куда? Зачем? (нет) 0 В сложноподчинённом предложении главное с придаточным предложением соединяется только лишь при помощи союзов. (нет) 0 В сложноподчинённом предложении придаточное предложение может находиться и в начале, и в середине и в конце предложения. (да) 1

V. Обобщение

БЛИЦ – ОПРОС

  • Придаточные изъяснительные в СПП отвечают на вопросы косвенных падежей (да) 1
  • Придаточные обстоятельственные делятся ещё на несколько видов. (да) 1
  • Придаточные обстоятельственные отвечают на вопрос: Куда? Зачем? (нет) 0
  • В сложноподчинённом предложении главное с придаточным предложением соединяется только лишь при помощи союзов. (нет) 0
  • В сложноподчинённом предложении придаточное предложение может находиться и в начале, и в середине и в конце предложения. (да) 1

V I. Домашнее задание.

V I. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!