Учебная мультимедийная презентация урока по русскому языку на тему:
Сложносочиненное предложение
11 класс
Составила: учитель русского языка и литературы
школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.
САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА
2020 Г.
Цели урока:
1.Обучающая- повторить ССП, виды сочинительных союзов;
2.Развивающая- развить навыки умения находить в текстах ССП и определять вид сочинительных союзов;
3.Воспитательная- воспитание внимание
1. Определите тип предложения:
- Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
Ответ на 1 вопрос
2. Определите тип предложения:
- Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
Ответ на 2 вопрос
3. Определите тип предложения:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Ответ на 3 вопрос
4. Определите тип предложения:
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Ответ на 4 вопрос
5. Определите тип предложения:
Луна сияла , июльская ночь была тиха.
Ответ на 5 вопрос
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
- Сложное предложение
- Сложносочиненное предложение
- Пунктуация
Какие предложения мы называем сложными?
Сложные предложения- это предложения, состоящие из двух или нескольких простых .
Повторим!
На какие группы делятся сложные предложения?
Назовите виды союзных предложений.
Чем они различаются?
Какие предложения называются сложносочинёнными?
Назовите средства связи в сложносочинённом предложении?
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами.
При помощи интонации и союзов
(или союзных слов)
Без союзов и союзных слов
По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны
и
[
[ ]
Небо всё покрылось тучами ] , посыпался дождь .
[ ]
Владимир с ужасом увидел ,
он заехал в незнакомый лес ) .
(
что
союзные
бессоюзные
Надо мною расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло сверкающее облако.
Луны не было на небе : она в ту пору поздно всходила.
сложносочиненные
сложноподчиненные
Сложные предложения
ССП
Это такое предложение, в котором простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами .
Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше.[ ], и [ ].
Сочинительные
союзы
Разделительные
Соединительные
Противительные
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
В этих сложносочиненных предложениях выражается:
А) одновременность
Б)последовательность
В) причина
и
да (=и)
ни…ни
тоже
также
не только – но и
как – так и
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
то…то
или (иль)
либо
не то…не то
то ли…то ли
В этих сложносочиненных предложениях выражаются отношения:
А) чередование
Б) взаимоисключения
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
а
но
да (=но)
однако
зато
же
только (= но)
В сложносочиненных предложениях одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется другому
Практикум
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения.
2. Начертите схемы предложений.
- То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.
- Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.
4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения
ОТВЕТЫ
ССП с
ССП с
ССП с
соединительными
противительными
разделительными
союзами: 2, 3, 5
союзами: 6
союзами: 1, 4
Проверка
Ни [ - = ] , ни [ = ].
2.
5.
3 .
[ = - ] , да [ = -].
Не только [ - = ] , но и [ - = ].
Проверка
6. [ - = ] , зато [ = ].
1.
4.
То [ = - ] , то [ = - ].
Либо [ - = ] , либо [ - = ].
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.
Например:
Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба
Расставьте знаки препинания
1. То светило солнце то шел дождь.
2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.
3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Самоконтроль
- То светило солнце, то шел дождь.
- На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны.
- Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку.
Объясните
- В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
В сложносочиненном предложении запятая не ставится:
Это кто такие и что им надобно?
Как хороша эта девушка и как она умна!
Гармонь, играй и веселитесь, люди!
В каком предложении запятая не нужна?
- Становилось жарко и я поспешил домой.
- Сумерки приближались и надо было торопиться.
- Вот крик и снова все затихло.
- От кого письмо и что в нем сообщается?
Работа по учебнику.
Упражнение 102. Сопоставьте предложения, расставьте знаки препинания.
1. К вечеру похолодало и лужи подёрнулись льдом. — К вечеру обещали похолодание и мы заторопились домой.
2. В огороде поспевали огурцы и покраснели ранние сорта помидоров. — В огороде поспевали огурцы и ребята ели их прямо с грядки. 3. На площади шёл военный парад и раздавались звуки оркестра. — На площади шёл военный парад и я поспешил туда. 4. Во дворе готовили сумаляк и разговаривали женщины. — Во дворе женщины готовили сумаляк и я начал помогать им.
ТЕСТ
1. Найдите сложное предложение
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.
В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.
Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.
Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
В. Месяца не было, звезды тоже не светили.
Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. Солнышко село и зорька погасла.
4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.
Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
5 . Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены )
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.
Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.
В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.
Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
Взаимоконтроль
Домашнее задание
Спасибо за внимание!