ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ТРУБЧЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» г. СЕВСК
Одобрена на заседании МК УТВЕРЖДАЮ
преподавателей спецдисциплин Зав. учебной частью ___________
и мастеров п/о Г.И. Осипова
______________ Г.А. Лобунова «___» _______________ 20 ____ г.
«___» ______________ 20___ г.
Протокол № ______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02. ВЫПОЛНЕНИЕ СЛЕСАРНЫХ РАБОТ ПО РЕМОНТУ И
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ
по профессии 35.01.13
«Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
по специальности
«Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники»
г. Севск
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы профессионального модуля.
Результаты освоения профессионального модуля.
Структура и содержание профессионального модуля.
Условия реализации профессионального модуля.
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля 9 вида профессиональной деятельности.
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля.
Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии СПО 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) по специальности «Слесарь по ремонту сельскохозяйственной техники» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.
Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.
Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке рабочих сельскохозяйственного профиля, при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля, должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники.
уметь:
пользоваться нормативно-технической и технологической документацией; проводить технической обслуживание и текущий ремонт сельскохозяйственной техники с применением современных контрольно-измерительных приборов технического освещения;
выявлять и устранять причины несложных неисправностей сельскохозяйственной техники в производственных условиях;
осуществлять самоконтроль по выполнению техобслуживания и ремонта машин;
проводить консервацию и сезонное хранение сельскохозяйственной техники;
выполнять работы с соблюдением требований безопасности;
соблюдать экологическую безопасность производства.
знать:
виды нормативно-технической и технологической документации, необходимой для выполнения производственных работ;
правила применения современных контрольно-измерительных приборов, инструментов и средств технического оснащения;
технологии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования;
общие положения контроля качества технического обслуживания и ремонта машин;
свойства, правила хранения и пользования топлива, смазочных материалов и технических жидкостей;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 1326 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 282 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 188 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 94 часа;
учебной и производственной практики – 1044 часа.
2. Результаты освоения профессионального модуля.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности выполнения слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта. |
ПК 2. | Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. |
ПК 3. | Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов. |
ПК 4. | Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. |
ПК 5. | Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование. |
ПК 6. | Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. |
ОК 1. | Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
4. Условия реализации профессионального модуля.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Для реализации профессионального модуля имеются в наличии: слесарная мастерская, пункт технического обслуживания, кабинет инженерной графики, технической механики, материаловедения, лаборатория тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, лаборатория автомобилей, закрытое помещение для хранения сельскохозяйственных машин.
Оборудование учебного кабинета:
- учебные места по количеству обучающихся (25)
- компьютер, мультимедиопроектор (1)
- комплект учебно-методической документации
- наглядные пособия
- технические средства обучения.
Оборудование слесарной мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся, оборудованные тисками и защитными экранами
- комплект инструментов, приспособлений по темам
- комплект учебно-методической документации
- наглядные пособия
- технические средства обучения
- сверлильный станок
- токарный станок
- точильно-шлифовальный станок
- рабочее место для пайки.
Оборудование ремонтной мастерской:
- смотровая яма
- комплект инструментов и приспособлений
- компрессор
- передвижная таль
- рабочие столы
- заправочный инструмент
- емкость для отработанных жидкостей
- контрольно-измерительные приборы.
Оборудование лаборатории тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин:
- учебные места по количеству обучающихся
- комплект инструментов, приспособлений по количеству обучающихся
- комплект учебно-методической документации
- наглядные пособия
- макеты узлов и механизмов
- разрезы узлов и деталей
- технические средства обучения
- агрегаты тракторов в сборе.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Сельскохозяйственные машины. Академия. 2008 г.
Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка. Академия. 2008 г.
Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. Академия. 2007 г.
Технология ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования. Академия. 2007 г.
Дополнительные источники:
Отечественные журналы.
Интернет-библиотека автомобилиста.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Для освоения профессионального модуля «Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования» изучают общепрофессиональные дисциплины: основы технического черчения; основы материаловедения и технология общеслесарных работ; техническая механика с основами технических измерений; основы электротехники; безопасность жизнедеятельности.
Для изучения МДК 02.01. «Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования», имеется в наличии кабинет по технологии слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования; слесарная мастерская; мастерская по ремонту сельскохозяйственной техники; лаборатория тракторов; лаборатория сельскохозяйственных машин; закрыто помещение для хранения сельскохозяйственных машин.
Учебная практика проводится на базе филиала отработкой всех профессиональных компетенций.
Производственная практика и отдельные темы учебной практики проводятся на базе сельскохозяйственных предприятий, на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и каждой организацией, куда направляются обучающиеся.
Обучающиеся зачисляются на вакантные должности, при их наличии, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.
Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением.
Учебная практика осуществляется непрерывно, после изучения междисциплинарного курса по каждой специальности.
Производственная практика осуществляется непрерывно, в конце изучения всех профессиональных модулей и прохождения учебной практики по трем специальностям. Разработано и утверждено положение об учебной и производственной практиках, утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674.
Оборудование лаборатории трактов и самоходных сельскохозяйственных машин:
- учебные места по количеству обучающихся (25)
- комплект инструментов, приспособлений по количеству обучающихся
- комплект учебно-методической документации
- наглядные пособия
- макеты узлов и механизмов
- разрезы узлов и деталей
- зерновой комбайн в сборе с разрезами отдельных узлов
- агрегаты сельскохозяйственных машин.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): преподаватели, обеспечивающие преподавание по МДК 02.01. должны иметь высшее профессиональное образование или среднее-специальное, обладать способностью одинаково хорошо преподавать смежные дисциплины, уметь пользоваться современными мультимедийными средствами обучения, быть готовыми разрабатывать учебные пособия и осуществлять практический показ осваиваемых действий и учений. Постоянно повышать профессиональный уровень, знать современное производство, тенденции его развития, знакомиться с новыми видами сельскохозяйственной техники, технологиями.
Преподаватели, осуществляющие обучение ПК 2.1.-2.6. должны уметь осуществлять практический показ всех осваиваемых действий и умений, безопасно пользоваться технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, необходимыми для выполнения осваиваемых действий.
Обязательное прохождение стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.
Мастера производственного обучения: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, рабочий разряд на 1-2 выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Обязательное прохождение стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональное деятельности).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Форма и методы контроля и оценки |
Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта | Качество выполнения работ. Производительность труда. Умение работать на стационарных и передвижных постах. | Тестовые теоретические и практические задания. Пробные, проверочные контрольные работы. |
Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей. | Уровень усвоения работ. Качество работ. Производительность работ. Организация труда и рабочего места. | Тестовые теоретические и практические задания. Пробные, проверочные и другие контрольные работы. |
Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов | Уровень усвоения работ. Качество работ. Производительность работ. Организация труда и рабочего места. | Тестовые теоретические и практические задания. Пробные проверочные работы. |
Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их. | Выполнение техпроцесса, технических и других установленных требований к качеству работы. | Пробные, проверочные и другие контрольные работы. |
Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование. | Выполнение техпроцесса, технических и других установленных требований к качеству работы. | Пробные, проверочные и другие контрольные работы. |
Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования. | Правила, нормативы и требования к организации труда. | Специальные тестовые задания, наблюдение. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их учений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Форма и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Явно выраженный интерес к профессии, эффективность изучения модуля, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства. | Наблюдение, анкетирование. |
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Правильная последовательность выполнения в соответствии с инструкциями и технологическими картами; обоснованность выбора применения методов и способов решения профессиональных задач; личная оценка эффективности и качества выполнения работ. | Характеристика с производственной практики, наблюдение, анкетирование. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Степень самостоятельности и качества выполнения задания в соответствии с техническими условиями. | Наблюдение, контроль мастера и наставника, взаимоконтроль, самоконтроль. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Владение различными способами поиска информации; правильность и эффективность решения нетиповых профессиональных задач. | Наблюдение, экспертная оценка. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Владение информационно-коммуникационными технологиями. | Наблюдение, экспертная оценка. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Полнота понимания и четкость представления того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды; соблюдение профессиональной этики. | Социологический опрос, наблюдение, письменный опрос. |
Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии. | Специальные тестовые задания, наблюдение, зачет. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Качество освоения профессии для эффективного прохождения воинской службы. | Психологические тестовые задание. |
Разработчики:
Автор(ы), составитель (ли) (Ф.И.О., должность, звание, место работы, телефон): зам. директора по УПР ГБПОУ «ТАТ» Осипова Г.И., 8-920-858-12-35; Федосенков Г.А. – мастер п/о ГБПОУ «ТАТ», 8-483-56-9-12-61; Кравчук А.В. – старший мастер ГБПОУ «ТАТ», 8-930-725-18-13.