СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная практика как основа развития творческого потенциала и профессионального мастерства будущих специалистов в области проектирования одежды.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика как основа развития творческого потенциала и профессионального мастерства будущих специалистов в области проектирования одежды.»

Литвина С.В.,

преподаватель ТОГАПОУ

«Промышленно-технологический колледж»


Учебная практика как основа развития творческого потенциала и профессионального мастерства будущих специалистов в области проектирования одежды.



Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и сфере образования.

В современной профессиональной педагогике происходит поиск педагогических систем и технологий, способных не только формировать квалифицированного специалиста, профессионала - исполнителя, но и формировать творческую личность, его направленность на творческое отношение к своей будущей профессии.

Для реализации творческого потенциала личности обучающегося государство и учреждения образования должны создавать необходимые условия, потому что творческий уровень способностей позволит будущим работникам изобретать, совершать открытия. Итак, создание конкурентоспособных продуктов труда востребует творческую личность, обладающую общей и профессиональной компетентностью, способную оперативно принимать оптимальные решения. Поэтому формы работы, направленные на выполнение творческих заданий и позволяющие молодым людям усваивать сущность и смысл явлений, видеть в них соотношение частного и общего, рационального и оптимального, становятся актуальными для всех субъектов образовательного процесса.

Учебный процесс в колледже представляет собой синтез теоретического и практического обучения, учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы студентов.

Практика как элемент учебного процесса проводится с целью закрепления и расширения знаний, полученных студентами во время теоретических и практических занятий; приобретения необходимых практических навыков самостоятельной работы, развития творчества, совершенствования профессиональных компетенций по выбранной специальности, овладения передовыми методами технологии и труда.

Содержание практики определяется программами по ее видам (учебно-ознакомительная, производственно-технологическая, преддипломная  и.т.д.)

Учебная практика является составной частью учебного процесса, которая организуется и проводится на основании ФГОС СПО.

Учебная практика по специальности 29.02.04 « Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» проводится по профессиональным модулям на базе колледжа преподавателями специальных дисциплин профессионального цикла.

Возможность погрузиться в профессиональную деятельность под руководством педагогов-наставников дает студентам право не только применить полученные теоретические знания, умения и навыки, но прежде всего, оценить себя как специалиста, правильность выбора профессии.

Форма проведения учебных практик по профессиональным модулям ПМ 01. « Моделирование швейных изделий» и ПМ 02. « Конструирование швейных изделий» всегда вызывает живой интерес студентов.
Творческая лаборатория-мастерская - это модель образовательного пространства, задаваемого педагогом, где субъективно задается множество отношений и связей для осуществления специальной художественной деятельности, направленной на формирование творческой личности студента. В основе мастерской лежат творческие интересы руководителя, проявляющиеся в определении содержания занятий, разработке авторской программы, выборе средств, форм и методов работы. Педагог выступает как субъект конструирования содержания образования, вводящий обучающихся в проблему через собственное восприятие и понимание ее, основываясь при этом на научности, активности, творческого потенциала, нравственной духовности. При этом объектом педагогического воздействия является студент как субъект познавательной деятельности, как самообучающаяся личность, требующая диалогических отношений между педагогом и студентом. Активная творческая деятельность обучающегося проявляется в особых условий работы, организации определенной среды, при которой учитывается психологическое состояние всех и каждого. В ходе учебной практики происходит осознание студентом своей индивидуальности, индивидуальности творческих людей: «Каждый человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо, если бы это было не так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный человек - нечто новое в мире и призван осуществлять свою особенность...». Творческая деятельность каждого студента предполагает богатое творческое воображение, фантазию, профессиональную находчивость, интуитивное чутье, интеллектуальную смелость исследования предложенных заданий и поставленных задач, веру в себя.

Творческая лаборатория является формой последовательного перехода от учебно-познавательной деятельности к профессионально-творческой.

Для этого необходимо выполнение следующих условий:

- методы, формы и средства направлены на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, оптимизацию процесса их индивидуально-творческой деятельности;

- использование образно-творческих заданий, направленных на развитие умения соотносить художественно-образные задачи дизайна одежды и широкого спектра материалов;

- активизация самостоятельной работы студентов, раскрывающая индивидуальные качества творческого, аналитического и исследовательского характера;

- личное художественное и педагогическое творчество руководителя является непременным условием успешности и качественности педагогического процесса в работе творческой лаборатории, являясь средой, в которой студент не только приобретает профессионально-технологическую грамотность, но параллельно решает свои социальные, педагогические, психологические, нравственные, духовные, эстетические и другие проблемы.

Студентам предлагается большой спектр средств, инструментов и оборудования, позволяющих решать поставленные творческие задачи по разработке технических и художественных эскизов с подбором материалов и тканей, макетирования моделей на манекене, конструктивного моделирования на основе базовых конструкций швейных изделий, декорирования взрослой и детской одежды различного назначения.

Наряду с активными методами обучения применяются интерактивные в форме учебно-деловой игры, анализа конкретных производственных ситуаций, дискуссии и т.д.

Студенты, как правило, делятся на малые подгруппы в составе 3 - 5 человек. Лидер (отличник обучения) является руководителем группы исполнителей творческих заданий. Преподаватель выступает в роли заказчика, принимающего работу.

Команде предоставляется необходимый набор материалов и инструментов для работы. «Творческому союзу» необходимо сориентироваться и выполнить эскизные проекты, макетирование моделей на манекене, разработать модельные конструкции одежды за установленное время заказчиком. После выполнения творческих заданий, руководитель каждой команды выступает с речью - представляет работы заказчику. Творческая группа оценивают друг друга на соответствие заданий критериям по бальной системе. Внутри каждой команды проводится оценка работ участников в виде выставки - показа. Команда, набравшая большее количество баллов награждается заказчиком памятными медалями о проведении учебной практики по основным модулям специальности.

Интерактивный метод обучения повышает активность студентов - неожиданная постановка задачи, время выполнения задания, музыкальное сопровождение, самостоятельная оценка работы. Результатом совместной работы является усвоение всей массы информации, подлежащей изучению, выполнение индивидуального практического задания в составе группы. При таком подходе развиваются творческие способности, самостоятельность, ответственность, индивидуальная заинтересованность в выполнении общей задачи команды с точки зрения своего видения, образного мышления.

Такая организация учебной практики позволяет участвовать в создании творческих проектов всем студентам. Интерактивный метод обучения развивает умение работать в команде, способствует развитию коммуникативных навыков, а также позволяет успешно ориентироваться в деятельно-практической сфере создания модной одежды. При использовании интерактивных методов обучения роль преподавателя меняется. Он перестает быть строгим оценщиком или «контролером», а становится наставником и помощником в обучении студентов.


Рис 1 Творческая группа Рис.2 Подбор ткани Рис. 3 Решение задачи Рис. 4 Макетирование

Рис. 5 «Верю в себя»! Рис. 6 Работа лидера группы Рис. 7 Показ творческих работ

Рис. 8-9 Участие в конкурсах Рис.10 Конкурс изделий декоративного

WorldSkills Russia творчества

В результате проведения учебных практик, в творческой лаборатории-мастерской обучающиеся: - получают дополнительную и углубленную систему знаний и навыков в области проектирования одежды; - стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень; - любят свою специальность. Результативностью практической учебной деятельности студентов является: - участие студентов с творческими работами в региональных конкурсах декоративного творчества; - проведение мастер-классов в рамках мероприятий, посвященных Дню Открытых дверей, внеурочных занятий; - определение выбора курсового и дипломного проектирования; - активное участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах по специальности, молодежном движении WSR.
Активная деятельность и результативность студентов постоянно отмечается благодарностями, грамотами и дипломами.

Задача современного образования и педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено развитие творческого потенциала, профессионального мастерства каждого обучающегося, успешно решается во время проведения учебных практик в условиях СПО и других образовательных организациях.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Развитие творческого потенциала студентов как фактор успешного освоения профессии и специальности в области художественного образования (Сборник материалов городской научно-практической педагогической конференции 6 декабря 2017 года Санкт-Петербург, 2018): электрон. ресурс. − Режим доступа: https://spbspoprof.ru/userfiles/files2006-12-17.pdf(дата обращения: 19.09.2021)

  2. Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по конструированию и моделированию одежды): электрон. ресурс. − Режим доступа: https://kopilka.edu-eao.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-obuchayushhihsya-na-zanyatiyah-po-konstruirovaniyu-i-modelirovaniyu-odezhdy/(дата обращения: 15.09.2021)

  3. Роль учебной практики в подготовке студентов): электрон. ресурс. − Режим доступа: https://research-journal.org/technical/rol-uchebnoj-praktiki-v-podgotovke-studentov/(дата обращения: 19.09.2021)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!