СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа»





1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».

Программа разработана на  основании:

1.        Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).

2. Учебная дисциплина изучается на 2-3 курсе.

Практикоориентированность учебной дисциплины  составляет 56%.

Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: относится к общепрофессиональному циклу.

Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся:

           Умений:

   У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля;

   У 2. Безопасно управлять транспортными средствами;

   У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;

    У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля.

          Знаний:

    З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;  

    З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;

    З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами; 

    З 4. Инструкции и правила охраны труда.

        Общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

и профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.

ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.

ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.

ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.

ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.

ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.

ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.

ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.

ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.

ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.

В целях формирования знаний и умений по дисциплине при организации образовательного процесса используются современные педагогические технологии – интерактивные технологии, проблемного и развивающего обучения, информационные.

Допускается реализация части образовательной программы с применением дистанционного обучения с использованием электронного ресурса СДО ПРОФ.

        Контроль формируемых знаний и умений проводится в процессе  текущего контроля, а также при проведении практических работ. Промежуточная аттестация предусмотрена  в форме дифференцированного зачета.

          Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

          максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов,

          в том числе:

     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 21 часов,

     самостоятельной работы обучающегося – 10 часов;

промежуточной аттестации – 1 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

21

в том числе:


     контрольные работы

2

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

- реферат

2

Промежуточная  аттестация в форме   дифференцированного зачета

1



















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Правовые и организационные основы охраны труда (6ч.)


Содержание

4


1

Общие понятия трудовой деятельности человека в условиях его труда

2

2

Нормы российского трудового права

2

3

Гарантии и компенсации работнику в связи с условиями труда

3

Ответственность за нарушение законодательства



Права и обязанности работодателя в области охраны труда

Права и обязанности работника в области охраны труда

Служба охраны труда

Планирование мероприятий по охране труда


Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

2

Тема 2. Общие вопросы безопасности труда в автомобильном производстве (5ч.)


Содержание

3

1

Обучение и инструктажи по охране труда

2

2

Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производствен­ных факторов.

2

3

Допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельско­хозяйственных машинах.

Требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия.

2

Требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и при­способлениям для технического обслуживание машин.


«Безопасность труда при хранении, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственных машин и механизмов».


Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

2

Тема 3. Основы безопасности труда в автомобильном транспорте (5ч.)

Содержание

3

1

Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве.

2

2

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве

2

3

Классификация профессиональных заболеваний

2

4

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний

2

5

Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний

2

6

Гигиенические критерии и классификация условий труда

2

 7. Безопасность производственного оборудования


Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

2

Тема 4. Пожарная охрана в автомобильном транспорте (6ч.)


Содержание

5

1.


Общие сведения о горении

Обеспечение пожарной безопасности на полях созревающих культур и при уборке. Пожарная сигнализация.

2


2.

Огнегасительные вещества и пожарная техника для защиты объектов. Ор­ганизация пожарной охраны на селе.

3

3. Организационные и технические противопожарные мероприятия.


4. Характеристика пожароопасных веществ и материалов



5. Овладение приемами использования технических средств тушения пожара и проверка заряда углекислотных огнетушителей.

Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

1

Тема 5. Основы электробезопасности (6ч.)


Содержание

6

1

Особенности поражения электрическим током. Причины электротравма­тизма. Допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами.

2

2

Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения во время грозы в поле и в помещении.

2

3

Оказание помощи человеку, попавшему под действие электрического тока.

2

4. Физиология труда

1


Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

2

Тема 6. Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной ги­гиены учащихся и оказание первой помощи при несчастных случаях(7ч.)


Содержание

5

1

Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха производственных помещений

2

2

Последовательность, принципы и средства оказания первой медицинской помощи

Реанимация. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца

2

3

Первая помощь при переломах конечностей.

Первая помощь при поражении электрическим током

2

Самостоятельная работа:

- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу;

- подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу;

- изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение;

- подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

- повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.

1


Всего:

36






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.



Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству учащихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»:

∙ «Меры безопасности при транспортировке прицепов и буксировке машин»;

∙ «Меры безопасности при преодолении ж/д переездов и нерегулируемых перекрестков»;

∙ «Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей»;

∙ «Меры безопасности при работе с топливно-смазочными материалами»;

∙ Стенд «Охрана труда» с разделами:

∙ вводный инструктаж по охране труда;

∙ инструктаж по охране труда на рабочем месте;

∙ приказы;

∙ инструкции;

∙ информация;

∙ «Средства защиты лица и глаз»;

∙ «Электрозащитные средства»;

∙ «Виды инструктажей по охране труда»;

∙ «Огнетушитель».



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

  1. Уч. «Охрана труда в сельскохозяйственном производстве», А.В. Луковников, А.К. Тургиев. 1999 г., с.126.

  2. Шарикова Л.П. Сборник инструкций по охране труда, М.: МЦФР,2007

  3. Луковников А.В., Милько П.И. Охрана труда, М., Агропромиздат, 1990



Дополнительные источники:

  1. Охрана труда в образовательных учреждениях» (руководство для администрации, 2006 г.);

  2. Инструкции по охране труда ГАОУ НПО ПУ № 46;

  3. Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации. Издательство: Рид Групп.2011

  4. Трудовой кодекс РФ;

  5. СанПиН 2.4.3.1186-03.





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий опросом, тестированием, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

Оценка деятельности обучающегося в ходе выполнения практических работ, защита выполнения индивидуальных практических заданий, тестирование.

Оценка при прохождении производственной практики

- применять средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производствен­ных факторов;

- оказывать помощь человеку, попавшему под действие электрического тока;

- проводить производственную гимнастику;

- выполнять гигиенические требования к одежде и ухода за ней;

- соблюдать режим и гигиенические правила питания, питание в полевых условиях, правильно хранить продукты;

-обеспечивать пожарную безопасность на полях созревающих культур и при уборке;

- соблюдать меры предупреждения воздействия неблагоприятных факторов на орга­низм;

- соблюдать требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия.

Знания:

Оценка устного ответа обучающегося.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в ходе практических занятий, исходя из способов достижения результатов.

Оценка отчетов обучающихся по итогам практических занятий.

Тестирование.

Контрольные работы.



Оценка при прохождении

производственной практики


- система стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарные и строительные нормы и правила (СН и СНиП);

- охрана труда женщин и подростков;

- контроль за охраной труда;

- травматизм и заболеваемость в производстве, классификацию несча­стных случаев;

- расследование несчастных случаев;

- особенности расследования групповых несчастных случаев, случаев с тя­желыми и смертельными исходами;

- требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и при­способлениям для технического обслуживание машин;

- допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельско­хозяйственных машинах;

- организационные и технические противопожарные мероприятия;

- огнегасительные вещества и пожарную технику для защиты объектов, ор­ганизацию пожарной охраны на селе;

- особенности поражения электрическим током, причины электротравма­тизма, допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами, защиту от статического электричества, молниезащиту зданий и сооружений, правила поведения во время грозы в поле ив помещении;

- понятие о производственной санитарии как о системе организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, понятие об утомляемости, значении систематических занятий физической культурой и спортом для укрепления организма;

- общие понятия об инфекционных заболеваниях, гриппе, его первых признаках, путях распространения и мерах профилактики; брюшном тифе и дизентерии; понятие о профилактических прививках, основ­ных гигиенических особенностях труда механизаторов сельского хозяйства;

- санитарные требования к содержанию производственных жилых помеще­ний, рабочих мест и полевых станов;

- гигиена полевого стана;

- требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха ра­бочих мест, производственных, учебных и бытовых помещений, а также обще­житий;

- виды естественного, искусственного освещения.