1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 «ОХРАНА ТРУДА»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППКРС в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по профессии: 23.01.17 «МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ».
Программа разработана на основании:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» (утв. приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1581).
2. Учебная дисциплина изучается на 2-3 курсе.
Практикоориентированность учебной дисциплины составляет 56%.
Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: относится к общепрофессиональному циклу.
Реализация программы учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся:
Умений:
У 1. Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для проведения ремонтных работ и технического обслуживания автомобиля;
У 2. Безопасно управлять транспортными средствами;
У 3. Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, с соблюдением требований безопасности;
У 4. Выполнять требования безопасности при проведении ремонтных работ и техническом обслуживании автомобиля.
Знаний:
З 1. Правила эксплуатации транспортных средств и правила дорожного движения;
З 2. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств;
З 3. Основы безопасного управления транспортными средствами;
З 4. Инструкции и правила охраны труда.
Общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
и профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Определять техническое состояние автомобильных двигателей.
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 1.3. Определять техническое состояние автомобильных трансмиссий.
ПК 1.4. Определять техническое состояние ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 1.5. Выявлять дефекты кузовов, кабин и платформ.
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей.
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных трансмиссий.
ПК 2.4. Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 2.5. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных кузовов.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
В целях формирования знаний и умений по дисциплине при организации образовательного процесса используются современные педагогические технологии – интерактивные технологии, проблемного и развивающего обучения, информационные.
Допускается реализация части образовательной программы с применением дистанционного обучения с использованием электронного ресурса СДО ПРОФ.
Контроль формируемых знаний и умений проводится в процессе текущего контроля, а также при проведении практических работ. Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачета.
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 21 часов,
самостоятельной работы обучающегося – 10 часов;
промежуточной аттестации – 1 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 21 |
в том числе: | |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: - реферат | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Правовые и организационные основы охраны труда (6ч.) | Содержание | 4 | |
1 | Общие понятия трудовой деятельности человека в условиях его труда | 2 |
2 | Нормы российского трудового права | 2 |
3 | Гарантии и компенсации работнику в связи с условиями труда | 3 |
Ответственность за нарушение законодательства | | |
Права и обязанности работодателя в области охраны труда |
Права и обязанности работника в области охраны труда |
Служба охраны труда Планирование мероприятий по охране труда |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 2. Общие вопросы безопасности труда в автомобильном производстве (5ч.) | Содержание | 3 |
1 | Обучение и инструктажи по охране труда | 2 |
2 | Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. | 2 |
3 | Допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия. | 2 |
Требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин. | |
«Безопасность труда при хранении, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственных машин и механизмов». |
| Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 3. Основы безопасности труда в автомобильном транспорте (5ч.) | Содержание | 3 |
1 | Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве. | 2 |
2 | Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве | 2 |
3 | Классификация профессиональных заболеваний | 2 |
4 | Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний | 2 |
5 | Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний | 2 |
6 | Гигиенические критерии и классификация условий труда | 2 |
7. Безопасность производственного оборудования | |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 4. Пожарная охрана в автомобильном транспорте (6ч.) | Содержание | 5 |
1. | Общие сведения о горении Обеспечение пожарной безопасности на полях созревающих культур и при уборке. Пожарная сигнализация. | 2 |
2. | Огнегасительные вещества и пожарная техника для защиты объектов. Организация пожарной охраны на селе. | 3 |
3. Организационные и технические противопожарные мероприятия. | |
4. Характеристика пожароопасных веществ и материалов | |
5. Овладение приемами использования технических средств тушения пожара и проверка заряда углекислотных огнетушителей. |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 1 |
Тема 5. Основы электробезопасности (6ч.) | Содержание | 6 |
1 | Особенности поражения электрическим током. Причины электротравматизма. Допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами. | 2 |
2 | Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения во время грозы в поле и в помещении. | 2 |
3 | Оказание помощи человеку, попавшему под действие электрического тока. | 2 |
4. Физиология труда | 1 | |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 6. Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены учащихся и оказание первой помощи при несчастных случаях(7ч.) | Содержание | 5 |
1 | Требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха производственных помещений | 2 |
2 | Последовательность, принципы и средства оказания первой медицинской помощи Реанимация. Способы искусственного дыхания. Непрямой массаж сердца | 2 |
3 | Первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при поражении электрическим током | 2 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 1 | |
Всего: | 36 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»:
∙ «Меры безопасности при транспортировке прицепов и буксировке машин»;
∙ «Меры безопасности при преодолении ж/д переездов и нерегулируемых перекрестков»;
∙ «Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей»;
∙ «Меры безопасности при работе с топливно-смазочными материалами»;
∙ Стенд «Охрана труда» с разделами:
∙ вводный инструктаж по охране труда;
∙ инструктаж по охране труда на рабочем месте;
∙ приказы;
∙ инструкции;
∙ информация;
∙ «Средства защиты лица и глаз»;
∙ «Электрозащитные средства»;
∙ «Виды инструктажей по охране труда»;
∙ «Огнетушитель».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Уч. «Охрана труда в сельскохозяйственном производстве», А.В. Луковников, А.К. Тургиев. 1999 г., с.126.
Шарикова Л.П. Сборник инструкций по охране труда, М.: МЦФР,2007
Луковников А.В., Милько П.И. Охрана труда, М., Агропромиздат, 1990
Дополнительные источники:
Охрана труда в образовательных учреждениях» (руководство для администрации, 2006 г.);
Инструкции по охране труда ГАОУ НПО ПУ № 46;
Межотраслевые Правила по охране труда (Правила безопасности) при эксплуатации. Издательство: Рид Групп.2011
Трудовой кодекс РФ;
СанПиН 2.4.3.1186-03.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий опросом, тестированием, а также выполнением обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | Оценка деятельности обучающегося в ходе выполнения практических работ, защита выполнения индивидуальных практических заданий, тестирование. Оценка при прохождении производственной практики |
- применять средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов; - оказывать помощь человеку, попавшему под действие электрического тока; - проводить производственную гимнастику; - выполнять гигиенические требования к одежде и ухода за ней; - соблюдать режим и гигиенические правила питания, питание в полевых условиях, правильно хранить продукты; -обеспечивать пожарную безопасность на полях созревающих культур и при уборке; - соблюдать меры предупреждения воздействия неблагоприятных факторов на организм; - соблюдать требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия. |
Знания: | Оценка устного ответа обучающегося. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в ходе практических занятий, исходя из способов достижения результатов. Оценка отчетов обучающихся по итогам практических занятий. Тестирование. Контрольные работы. Оценка при прохождении производственной практики |
- система стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарные и строительные нормы и правила (СН и СНиП); - охрана труда женщин и подростков; - контроль за охраной труда; - травматизм и заболеваемость в производстве, классификацию несчастных случаев; - расследование несчастных случаев; - особенности расследования групповых несчастных случаев, случаев с тяжелыми и смертельными исходами; - требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин; - допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах; - организационные и технические противопожарные мероприятия; - огнегасительные вещества и пожарную технику для защиты объектов, организацию пожарной охраны на селе; - особенности поражения электрическим током, причины электротравматизма, допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами, защиту от статического электричества, молниезащиту зданий и сооружений, правила поведения во время грозы в поле ив помещении; - понятие о производственной санитарии как о системе организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, понятие об утомляемости, значении систематических занятий физической культурой и спортом для укрепления организма; - общие понятия об инфекционных заболеваниях, гриппе, его первых признаках, путях распространения и мерах профилактики; брюшном тифе и дизентерии; понятие о профилактических прививках, основных гигиенических особенностях труда механизаторов сельского хозяйства; - санитарные требования к содержанию производственных жилых помещений, рабочих мест и полевых станов; - гигиена полевого стана; - требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха рабочих мест, производственных, учебных и бытовых помещений, а также общежитий; - виды естественного, искусственного освещения. |