СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа элективного курса «Анализ природных объектов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа элективного курса «Анализ природных объектов»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 122

городского округа Самара имени Дороднова В.Г.


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/ __________/

ФИО

Протокол №____ от «____»

______________ 2010 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________/ __________/

ФИО

«___» ______________ 2010 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №122

_____________/ __________/

ФИО

Приказ № ___________ от

«___» ______________ 2010 г.







Программа курса по выбору

для 9-х классов

по теме:

«Химия окружающей среды»







Автор:

учитель химии

высшей категории

Мурлатова Елена Вячеславовна










2010-2011 учебный год

Содержание


1. Пояснительная записка…………………………………………………….3


2. Учебно-тематический план…………………………………………………4


3. Практическая часть…………………………………………………… ……6


4. Список литературы………………………………………………………….7






































Пояснительная записка

Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранение здоровья человека – стали актуальными и стабильными проблемами, которые требуют неотложного решения.

Сегодня стало очевидным, что изменить ситуацию можно, лишь перестроив отношение человека к природе. На перестройку этого отношения и нацелено экологическое образование.

Среди элементов, способствующих конструктивному развитию экологического образования, важным является междисциплинарный подход к вопросам окружающей среды, учитывающий сложность и многообразие влияющих на нее факторов.

Изучение химических продуктов и материалов, выпускаемых промышленностью, постоянное влияние химических веществ на человека, животных и растений указывает на необходимость включения в школьный учебный процесс рассмотрения вопросов экологии.

Изучение вопросов экологической химии базовыми программами не предусмотрено. Система курса по выбору: «Химия окружающей среды» для учащихся 8 классов рассматривает дополнительное изучение вопросов экологии на базе программного материала.

Цель курса: изучить современное состояние науки и химической промышленности и их влияние на окружающую среду, подготовить учащихся к более осознанному и серьезному восприятию базисного курса химии, развивать творческие способности учащихся.

Задачи курса:

  1. Научить работать с научно-методической литературой;

  2. Способствовать развитию интереса к научной работе;

  3. Привить навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

  4. Активизировать познавательную деятельность школьников;

  5. Вовлекать учащихся в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития.


Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по химии. Учебная программа разработана на основе методических рекомендаций спецкурса по химии (4).

Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы,

средства обучения.

Методы:

  • эмпирические (изучение литературы; наблюдение; анализ; опросы практические работы);

  • теоретические (сравнение; обобщение; анализ; классификация);

Формы организации учебной деятельности в рамках факультативного курса:

  • лекции с элементами беседы;

  • семинары;

  • дискуссии;

  • практические работы исследовательского характера;

  • конференции;

  • ролевые и познавательные игры.

Средства обучения:

  • мультимедийные средства (компьютер, проектор, компьютерные презентации);

  • химическое оборудование и реактивы;

  • интернет-ресурсы.

Предполагаемые формы контроля и оценки результатов: защита творческой работы.

Программа рассчитана на 34 часа, из них:

  • Лекции – 22 часа;

  • Семинары – 4 часа;

  • Практические работы – 8 часов.

Главным видом деятельности является исследовательская работа с наблюдением, измерением, проведением несложных химических опытов. Основной формой организации семинарских занятий является работа в малых группах по 3-4 человека. Это позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.

Знания и умения, приобретенные учащимися на курсе, повысят интеллектуальный уровень учащихся, помогут при решении задач различной сложности, сориентируют при поступлении в учебное заведение.


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Требования к знаниям, умениям, навыкам

Количество часов

Формы контроля

Всего

Лекции

Практика

1.

Введение в курс

Знать: предмет химической экологии, её задачи, современные экологические исследования, связь химической экологии с другими науками

1

1



2.

Загрязнения окружающей среды

Знать: физическое, химическое, биологическое загрязнения, вещества-загрязнители, их влияния на окружающую среду.

Уметь определять элементарными методами вещества-загрязнители.

1


1

Практическая работа

3.

Окислительно-восстановительные реакции

Знать: ОВР на уровне организма, роль бактерий в преобразовании веществ, разрушение токсических веществ в атмосфере. Роль ОВР в образовании фотохимического смога.

4

3

1

Практическая работа, индивидуальная работа.

4.

Металлы в природе и жизни человека

Знать биологическую роль и применение металлов, нахождение металлов в природе, виды коррозии металлов, способы защиты от нее, основные характеристики металлов 1-4 группы главной и побочной подгруппы, токсическое действие металлов на живые организмы.

Уметь с помощью несложных опытов определять ионы металлов в растворах.

12

9

3

Лекция, практическая работа

5.

Неметаллы и их роль в окружающей среде.

Знать: нахождение неметаллов в природе, биологическую роль, антропогенные источники поступления углерода, азота, галогенов в окружающую среду. Токсическое действие неметаллов на живые организмы.

Уметь: определять азот и нитраты в различных веществах, ионы брома и йода в лекарственных препаратах.

12

9

3

Лекция, практическая работа.

6.

Заключение. Защита исследовательских работ.

Знать: содержание проектной работы.

Уметь пользоваться техническими средствами.

4



Семинары, интеллектуальная игра

7.

Всего


34

22

8











Практическая часть


Тема

Практическая работа

Введение в курс

-

Загрязнения окружающей среды

П/р №1. «Овладение элементарными методами обнаружения веществ-загрязнителей»

Окислительно-восстановительные реакции

П/р №2. «Взаимные переходы окислительной и восстановительной формы рибофлавина».

Металлы в природе и жизни человека

П/р №3. «Обнаружение ионов-металлов в растворах»

П/р №4. «Общие свойства металлов»

П/р №5. «Коррозия и защита металлов от коррозии».

Неметаллы и их роль в окружающей среде

П/р №6. «Обнаружение азота в органических соединениях. Определение нитрат-ионов в воде»

П/р №7. «Обнаружение ионов брома и йода в лекарственных препаратах.»

П/р №8. «Адсорбция углем растворенных в воде красящих и пахучих веществ.»

Заключение.

Защита исследовательских работ (конференция)-


Этапы подготовки конференции:

  1. Выбор темы учебного проекта.

  2. Написание реферата.

  3. Составление плана защиты учебного проекта, выбор формы защиты.

  4. Подбор видеоматериалов, коллекций, реактивов, наглядных пособий для презентации проекта.

Учащиеся создают творческие группы по 4-5 человек, выбирают тему для своего исследования и приступают к следующему этапу подготовки конференции – подбор литературных источников и составление плана реферата.

Критерии оценок.

Тема реферата

Раскрытие темы

(5 б)

Научность

(приведение научных фактов)

(5 б)

Наглядность (использование в презентации схем, графиков и т.д.)

(5 б)

Оригинальность построения защиты

(10 б)

Участие в защите всей группы

( 5 б)







Подведение итогов.









Инструкция по технике безопасности при проведении лабораторно-практических работ в кабинете химии



УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель профкома _____________ Директор школы ________________

« » ________________ 2010 г.


Общие требования безопасности

  1. Данная инструкция обязательна для выполнения всеми учащимися на лабораторных

и практических работах по химии.

2. Опасность возникновения травм:

- при работе со спиртовками;

  • при работе с горючими жидкостями

  • при работе со стеклянной посудой

  • при использовании электроплитки;

  • при работе с растворами кислот и щёлочами.


Требования безопасности перед началом занятий

  1. Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.

  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.

  3. Получить учебное задание у учителя.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Не зажигайте спиртовку одну от другой. Гасить её только колпачком.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

  1. Соблюдать порядок и дисциплину..

6. Пользуйтесь электроплиткой только с закрытой нагревательной спиралью.

  1. Перед выполнением каждого вида работы выслушайте инструктаж учителя.

  2. При нагревании жидкостей не направляйте отверстие пробирки на себя или соседа.

  3. Пробирки закрепляйте надёжно в штативных держателях.

  4. Кипячение горючих жидкостей выполняйте только на водной бане.

  5. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.

  6. Порошковые химикалии брать только пластмассовой ложечкой.

  7. Кислотные растворы и щёлочи наливать только в стеклянную посуду.

  8. Растворы кислот вливать в воду, но не наоборот.


Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочув­ствии сообщить об этом учителю.

  1. Разбитое стекло убирать только щёткой и совком.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

4. Разлитые и рассыпанные химикалии не убирать самостоятельно.


Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность.

  1. Снимите рабочую одежду.

3. Не выносите из кабинета ничего без указания учителя.

4. Вымойте лицо и руки с мылом.

  1. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.




Заместитель директора по безопасности _______________________


Учитель химии ______________________



Список литературы.


  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-Пресс, 1999.

  2. Книга для чтения по неорганической химии в двух частях / Под ред. Крицмана В. А., - М.: Просвещение, 1993.

  3. Раков Э. Г. Вещества и люди. Заметки и очерки о химии, - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

  4. Химия окружающей среды. Часть 1, 2: Методические рекомендации для учителей. – Самара: СИПКРО, 2000.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!