1.паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское хозяйство.:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации ОППО по профессии
19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: - программы профессиональной подготовки при наличии основного общего образования без предъявления требований к опыту работы;
- программы повышения квалификации при наличии профессионального образования и опыта работы не менее 1 года;
- программы переподготовки при наличии профессионального образования без опыта работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов;
- анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
- выполнять работы с соблюдением требований безопасности охраны окружающей среды, особенно при транспортировке и применении минеральных удобрений, химических средств защиты растений и других препаратов, применяемых в сельском хозяйстве;
- оказывать помощь человеку, попавшему под действие электрического тока;
- проводить производственную гимнастику;
- выполнять гигиенические требования к одежде и ухода за ней;
- соблюдать режим и гигиенические правила питания, питание в полевых условиях, правильно хранить продукты;
- обеспечивать пожарную безопасность на полях созревающих культур и при уборке;
- соблюдать меры предупреждения воздействия неблагоприятных факторов на организм;
- соблюдать требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- систему стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарные и строительные нормы и правила (СН и СНиП);
- охрану труда женщин и подростков;
- контроль за охраной труда;
- травматизм и заболеваемость в производстве, классификацию несчастных случаев;
- расследование несчастных случаев;
- особенности расследования групповых несчастных случаев, случаев с тяжелыми и смертельными исходами;
- требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин;
- допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах;
- природоохранительные требования к выполнению агротехнических и агрохимических работ;
- организационные и технические противопожарные мероприятия;
- огнегасительные вещества и пожарную технику для защиты объектов, организацию пожарной охраны на селе;
- особенности поражения электрическим током, причины электротравма тизма, допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами, защиту от статического электричества, молниезащиту зданий и сооружений, правила поведения во время грозы в поле ив помещении;
- понятие о производственной санитарии как о системе организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, понятие об утомляемости, значении систематических занятий физической культурой и спортом для укрепления организма;
- общие понятия об инфекционных заболеваниях, гриппе, его первых признаках, путях распространения и мерах профилактики; брюшном тифе и дизентерии; понятие о профилактических прививках, основных гигиенических особенностях труда механизаторов сельского хозяйства;
- санитарные требования к содержанию производственных жилых помещений, рабочих мест и полевых станов;
- гигиену полевого стана;
- требования к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха рабочих мест, производственных, учебных и бытовых помещений, а также общежитий;
- виды естественного, искусственного освещения.
Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 42 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 42 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
- выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; -повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Правовые и организационные основы охраны труда (9ч.) | Содержание | 3 | |
1 | Вопросы охраны труда. Система стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарные и строительные нормы и правила (СН и СНиП). | 2 |
2 | Контроль за охраной труда. | 2 |
3 | Травматизм и заболеваемость в сельском хозяйстве. Классификация несчастных случаев. Расследование несчастных случаев. | 3 |
Лабораторные занятия | --- | |
Практические занятия | 2 |
- Расследование, учет и отчетность о несчастных случаях на производстве |
Контрольная работа по теме «Правовые и организационные основы охраны труда» | 1 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 3 |
Тема 2. Общие вопросы безопасности труда в сельскохозяйственном производстве (8ч.) | Содержание | 3 |
1 | Требования безопасности к машинам, механизмам, инструментам и приспособлениям для технического обслуживание машин. | 2 |
2 | Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов. | 2 |
3 | Допуск к работе на тракторах, автомобилях, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Требования безопасности в учебных помещениях, гараже и на территории предприятия. | 2 |
Лабораторные занятия | --- | |
Практические занятия | --- |
Контрольная работа по теме «Безопасность труда при хранении, техническом обслуживании и ремонте сельскохозяйственных машин и механизмов». | 2 |
| Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 3 |
Тема 3. Основы безопасности труда (6ч.) | Содержание | 3 |
1 | Подготовка сельхозмашин и МТА к работе | 2 |
2 | Меры безопасности при весенне-полевых работах | 2 |
3 | Меры безопасности при работе с удобрениями и ядохимикатами | 2 |
4 | Требования по охране труда при уборке зерновых и технических культур | 2 |
5 | Требования по охране труда при послеуборочной обработке зерна | 2 |
6 | Меры безопасности при подготовке семян к посеву | 2 |
Лабораторные занятия | --- | |
Практические занятия | --- |
Контрольная работа по теме «Безопасность труда в растениеводстве» | 1 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 4. Пожарная охрана в сельском хозяйстве (6ч.) | Содержание | 2 |
1 | Организационные и технические противопожарные мероприятия. Обеспечение пожарной безопасности на полях созревающих культур и при уборке. Пожарная сигнализация. | 2 |
2 | Огнегасительные вещества и пожарная техника для защиты объектов. Организация пожарной охраны на селе. | 3 |
Лабораторные занятия | --- | |
Практические занятия | 1 |
- Овладение приемами использования технических средств тушения пожара и проверка заряда углекислотных огнетушителей. |
Контрольная работа по теме «Пожарная безопасность» | 1 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 5. Основы электробезопасности (6ч.) | Содержание | 3 |
1 | Особенности поражения электрическим током. Причины электротравматизма. Допуск к работе с электричеством и электрифицированными машинами. | 2 |
2 | Защита от статического электричества. Молниезащита зданий и сооружений. Правила поведения во время грозы в поле и в помещении. | 2 |
3 | Оказание помощи человеку, попавшему под действие электрического тока. | 2 |
Лабораторные занятия | --- | |
Практические занятия | --- |
Контрольная работа по теме «Основы электробезопасности» | 1 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 |
Тема 6. Основы гигиены труда, производственной санитарии и личной гигиены учащихся (7ч.) | Содержание | 5 |
1 | Правила безопасности при хранении, погрузке, выгрузке и перевозке топливосмазочных материалов, и при работе с ними. | 2 |
2 | Меры безопасности при использовании антифриза, смазочных материалов. Применение и хранение ветоши. Меры безопасности при использовании баллонов, наполненных сжиженным и сжатым газами. | 2 |
3 | Применение спецодежды и средств индивидуальной защиты при работе с эксплуатационными материалами. | 2 |
Самостоятельная работа: - выполнение домашних практических заданий по лекционному курсу; - подготовка к выполнению практических работ, конспектирование, подбор дидактических материалов, анализ и реферирование методической и учебной литературы при выполнении самостоятельных работ по лекционному курсу; - изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; - подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; - повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. | 2 | |
Всего: | 42 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда»:
∙ «Меры безопасности при транспортировке прицепов и буксировке машин»;
∙ «Меры безопасности при преодолении ж/д переездов и нерегулируемых перекрестков»;
∙ «Меры безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей»;
∙ «Меры безопасности при работе с топливно-смазочными материалами»;
∙ Стенд «Охрана труда» с разделами:
∙ вводный инструктаж по охране труда;
∙ инструктаж по охране труда на рабочем месте;
∙ приказы;
∙ инструкции;
∙ информация;
∙ «Средства защиты лица и глаз»;
∙ «Электрозащитные средства»;
∙ «Виды инструктажей по охране труда»;
∙ «Огнетушитель».