СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса с глубокой  и  умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью, что определяет содержание предмета и коррекционных курсов, последовательность его прохождения за период  обучения в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью»

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании М/О Директор ОКОУ «Школа-

интернат №5» г. Курска

Протокол № ____

от «___» _______ г. ___________Л.Н. Ермакова

Председатель М/О «___»__________________г.

_______________


На заседании МС Введено в действие приказом

Протокол № ____ по школе-интернату

«___» _________ г. № ______от____________ г.







Рабочая программа

«Письмо»

5 «Б» класс

на 2019-2020 учебный год






Составил:

учитель Прокопова И.А.







2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью, что определяет содержание предмета и коррекционных курсов, последовательность его прохождения за период обучения в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ.

Учебная программа для обучающихся с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью основана на базовой программе, с собственными доработками.

Доработки проходили по двум направлениям:

- изменение времени изучения темы;

- выделение некоторых тем для дублирования.

Программы учитывают индивидуальные и психические особенности детей, особенности познавательной деятельности детей с умеренно выраженной отсталостью. Они направлены на формирование социальных норм и правил, на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, социальной адаптации.

Данная программа ставит своей целью:

- дальнейшее развитие и исправление или уменьшение недостатков психических или психофизических функций ребёнка с ограниченными возможностями в процессе его образования;

- социальную реабилитацию и интеграцию в общество.

Она включает коррекционное развитие, воспитание и образование.

Коррекционное развитие - направлено на исправление (преодоление) или уменьшение недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций.

Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

Коррекционное обучение- направлено на усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического развития ребёнка.

Ограничения жизнедеятельности (о. ж.) включают:

1. адекватно вести себя - снижение осознания, неадекватная интерпретация и реакция на внешние события, снижение способности к приобретению знаний, снижение способности ориентироваться во времени (память);

2. общаться с окружающими - снижение способности понимать речь, разговаривать (говорить), видеть;

3. действовать руками - включает снижение способности ощупывать, захватывать и удерживать предметы;

4. владеть телом - снижение способности пользоваться транспортом, закрывать окна, замки, пользоваться кранами, приборами;

5. ухаживать за собой - снижение способности контролировать физиологические отправления, соблюдать личную гигиену;

6. совершать движения - включает ограничение способности ходить, преодолевать препятствия, перемещаться.

Оценка прогноза.

Оценка прогноза отражает возможное течение состояния ограничение жизнедеятельности ребенка.

  1. возможно улучшение - ограничение жизнедеятельности имеет место, но оно уменьшается, в результате ожидается остаточное ограничение жизнедеятельности;

  2. возможна помощь - ограничение жизнедеятельности устойчиво, но деятельность может быть улучшена при поддержке.

По степени выраженности ограничений жизнедеятельности

Основополагающим принципом работы по данной программе является принцип индивидуального подхода, позволяющий строить работу в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями ребёнка. Индивидуальные задачи работы с детьми каждой группы указаны в конце программы.

Для каждой группы детей установлен свой базовый уровень (знаний, умений и навыков), которыми должен овладеть ребёнок в процессе обучения.

Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие значительно сни­жают готовность детей к обучению в 5 классе после трехмесячного перерыва в обучении, связанного с каникулами, что требует включения в программы учебных процессов специального подготовительного периода, направленного как на коррекцию и развитие всех сторон психики, так и на подготовку к ус­воению программы 5 класса.

Пояснительная записка к программе даёт основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.

В учебно-воспитательной работе будут использоваться, как общепринятые методы и приёмы, так и специальные:

- индивидуальный подход,

-использование алгоритма,

-многократное повторение инструкций,

-большой упор на наглядность,

-дозирование речевой информации,

-деление сложного действия на элементы, с использованием жестов,

-подача материала с большей эмоциональностью.

Вид программы – модифицированный.





Письмо

4 часа в неделю

Речь - это особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в общении людей друг с другом посредствам языка. Современное и полноценное овладение речью является важнейшим условием развития психики ребёнка. Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связано между собой. Нарушения речи у детей с глубокой умственной отсталостью имеют стойкий характер и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие и эффективность их обучения, что обуславливает специфику обучения их письму.

Данная программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является развитие речи.

В ходе обучения большое внимание уделяется развитию графических навыков, трудность формирования которых у детей с глубоко умственной отсталостью часто бывают, связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой координации их. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв, их соединений, что предупреждает появление графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

На уроках письма решается ряд задач:

- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;

- письмо написанных карандашом слогов, слов, предложений;

- списывание с рукописного и печатного образца букв, слогов, слов, предложений.




















Письмо.


Содержание.


1 полугодие

I. Повторение написания изученных букв:

  • сравнение групп сходных по начертанию букв;

  • письмо слогов и слов;

  • списывание слогов и слов с рукописного и печатного образца.

Выделение первого звука в слове. Умение слышать нужный звук в слове.

Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова и составлять их из разрезной азбуки.


2 полугодие

II. Работа над предложением. Простое предложение. Графическое изображение предложения.

Прописная буква в начале предложения и точка в конце. Большая буква в именах людей. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы.

Определение границ предложений.


Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими навыками:

1 уровень

- писать строчные и прописные буквы;

- правильно соединять буквы и слова;

- анализировать слова по буквенному составу;

- обводить по написанному слова, написание которых не расходится с произношением;

- писать, простые по структуре предложения, с заглавной буквы, в конце предложений ставить точку.


2 уровень

- называть изученные прописные буквы

- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;

- писать буквы по написанному, соблюдая строчки.


Проверка знаний, умений, навыков учащихся по письму

  1. Оценка устных ответов.

Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

А) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала;

Б) Полнота ответа;

В) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

  1. Оценка письменных работ учащихся.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ обучающихся. Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения. Выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв, их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Проверочные работы могут состоять из контрольного списывания, диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды проверочных работ во 2-4 классах – списывание и диктанты, в 5-9 классах – диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим интересом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются. Их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму. Указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся. Диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе – 8-10 слов, во 2 классе – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в 3 классе – 20-25 слов, в 4 классе – 30-35 слов, в 5 классе – 45-50 слов, в 6 классе – 65-70 слов, в 8-9 классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

2-4 классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок и более.


5-9 классы

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок и более.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправления. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

А) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, если в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;

Б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы;

- недописывание слов;

- пропуск одной части слова при переносе;

- повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки. Добавления, недописывание букв, замена гласных, глубокое искажение структуры слова). При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Класс – 5

Предмет – письмо

Количество часов в неделю – 4 часа



I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

год

По плану

32

31

41

29

133

Контрольных работ

1

1

1

1

4


Планирование составлено на основе следующих программ:

  1. Программа специальных \коррекционных\ общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., 5 – 9 классы, Сборник 1-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017 г.

  2. Адаптированная учебная программа по предметам (для детей с глубоко умственной отсталостью) разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984; Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта), ИКП РАО 1996, Москва, 1997 г.

  3. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. М., Дидакт., 1984 г.


Учебная литература


Автор

Название учебника

Издательство,

год издания

В.В. Воронкова

И.В. Коломыткина

«Букварь»


М.: Просвещение


Тематический план курса «Письмо»



Темы разделов

Количество

часов


Звуки и буквы.

46


Составление и письмо слогов и слов.

60


Письмо предложений.

15


Списывание текстов с рукописного образца.

12

Тема

Кол-во часов

Дата

Написание основных элементов букв.

I


Написание сходных по начертанию а, о.

I


Написание элементов и буквы У,у.

I


Письмо буквы М,м, слогов ма, мо, му, слов мама, ум, ам.

I


Письмо по обводке предложений.

I


Буквы С и Х. Написание элементов и букв. Составление слогов и слов.

I


Написание буквы Ш. Составление, чтение и написание слогов и слов с Ш, ш.

I


Звук и буква Л. Узнавание и называние слов с буквой Л. Написание буквы Л, л.

I


Письмо слогов и слов с буквой Л. Работа с кассой букв.

I


Написание буквы Ы. Упражнение в чтении и написании слов с буквой Ы.

I


Упражнение в нахождении букв в узоре. Написание слов с рукописного текста по обводке.

I


Написание элементов и буквы Н, н. Работа с кассой букв.

I


Звук и буква Рр. Узнавание и называние слов с буквой Р. Написание буквы Рр.

I


Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р.

I


Звук и буква Кк. Узнавание и называние слов с буквой К. Написание буквы Кк.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов и слов с буквой К, к.

I


Составление и написание слов с буквой К. Работа с кассой букв.

I


Написание элементов и буквы П. Узнавание и называние слов с буквой П.

I


Упражнение в чтении и написании слов с буквой П, п. Работа с кассой букв.

I


Звук и буква Тт. Узнавание и называние слов с буквой Т. Написание буквы Тт.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Т.

I


Написание слов с буквами п, т.

I


Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии.

I


Контрольное списывание. Письмо по обводке предложений.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И.

I


Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии.

I


Звук и буква Зз. Узнавание и называние слов с буквой З. Написание буквы Зз.

I


Составление и написание слов с буквой З.

I


Звук и буква Вв. Узнавание и называние слов с буквой В.

I


Написание строчной и прописной буквы В, в.

I


Написание строчной и прописной буквы Жж. Найди букву в узоре.

I


Составление и написание слогов и слов с буквой Ж.

I


Звук и буква Бб. Узнавание и называние слов с буквой Б, б. Написание буквы Бб.

I


Написание слогов и слов буквы Б. Написание предложений.

I


Упражнение в составлении и написании слов с буквой Б, б.

I


Повторение. Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию.

I


Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию.

I


Звук и буква Гг. Узнавание и называние слов с буквой Г. Написание элементов.

I


Написание строчной и прописной буквы Г. Найди букву в узоре.

I


Составление и написание слов с буквой Г.

I


Звук и буква Дд. Узнавание и называние слов с буквой Д. Написание элементов и буквы.

I


Написание строчной и прописной буквы Д.

I


Написание строчной и прописной буквы Д. Найди букву в узоре.

I


Составление и написание слов с буквой Д. Письмо текста с печатного образца.

I


Написание буквы Дд. Упражнение в чтении и написании слов с буквой. Работа с кассой букв.

I


Буква Й. Написание слов Й.

I


Написание предложений и слов по образцу.

I


Написание буквы Ь знак. Написание слов с Ь знаком.

I


Написание буквы е, Е и слов: ели, ежи, ехали.

I


Большая буква в именах людей: Лена, Гена, Сева.

I


Буква ё, Ё. Написание слов: ёж, ёрш, ёлка.

I


Буква Я, я. Составление слов: яма, Яша.

I


Написание буквы ю, Ю.

I


Написание букв: Ю, ю. Написание и сравнение слов: лук-люк, тук -тюк.

I


Контрольная работа за I полугодие. Письмо по обводке текста.

I


Работа в прописях. Написание слов, предложений.

I


Упражнение в написании слов, предложений.

I


Слова, которые называют овощи и фрукты. Написание слов по образцу.

I


Написание слов, предложений.

I


Составление и написание слов. Работа с кассой букв.

I


Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию.

I


Составление и написание слов с изученными буквами.

I


Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Ц. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Цц.

I


Упражнение в составлении и написании прямых и обратных слогов с буквой Ц.

I


Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Цц.

I


Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам.

I


Звук и буква Чч. Узнавание и называние слов с буквой Ч. Написание элементов.

I


Написание строчной и прописной буквы Ч.

I


Написание строчной и прописной буквы Ч. Найди букву в узоре.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Написание строчной и прописной буквы Чч. Найди букву в узоре.

I


Звук и буква Щ. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Щщ.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Щ.

I


Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам.

I


Звук и буква Ф. Узнавание и называние слов с буквой Фф. Написание элементов.

I


Написание строчной и прописной буквы Ф.

I


Написание строчной и прописной буквы Фф. Найди букву в узоре.

I


Составление и написание слов с буквой Ф.

I


Написание буквы э, Э и слов: эта, это, этот.

I


Письмо слов с буквой Э.

I


Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И.

I


Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии.

I


Звук и буква Зз. Узнавание и называние слов с буквой З. Написание буквы Зз.

I


Составление и написание слов с буквой З.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Вв. Узнавание и называние слов с буквой В.

I


Написание строчной и прописной буквы В, в.

I


Написание строчной и прописной буквы Жж. Составление и написание слогов и слов с буквой Ж.

I


Контрольная работа. Письмо по обводке.

I


Звук и буква Бб. Узнавание и называние слов с буквой Б, б. Написание буквы Бб.

I


Написание слогов и слов буквы Б. Написание предложений.

I


Упражнение в составлении и написании слов с буквой Б, б.

I


Повторение. Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию.

I


Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Звук и буква Гг. Узнавание и называние слов с буквой Г. Написание элементов.

I


Написание строчной и прописной буквы Г. Найди букву в узоре.

I


Составление и написание слов с буквой Г.



Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Дд. Узнавание и называние слов с буквой Д. Написание элементов и буквы.

I


Написание букв, слов и предложений.

I


Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Ц. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Цц.

I


Упражнение в составлении и написании прямых и обратных слогов с буквой Ц.

I


Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Цц.

I


Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам.

I


Звук и буква Чч. Узнавание и называние слов с буквой Ч. Написание элементов.

I


Написание строчной и прописной буквы Ч.

I


Написание строчной и прописной буквы Ч. Найди букву в узоре.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами.

I


Звук и буква Рр. Узнавание и называние слов с буквой Р. Написание буквы Рр.

I


Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р.

I


Звук и буква Кк. Узнавание и называние слов с буквой К. Написание буквы Кк.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов и слов с буквой К, к. Составление и написание слов с буквой К.

I


Написание элементов и буквы П. Узнавание и называние слов с буквой П.

I


Административная контрольная работа. Письмо по образцу.

I


Упражнение в чтении и написании слов с буквой П, п. Работа с кассой букв.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Тт. Узнавание и называние слов с буквой Т. Написание буквы Тт.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Т.

I


Написание слов с буквами п, т.

I


Списывание слов с рукописного текста.

I


Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии.

I


Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И.

I


Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии.

I










Методическое обеспечение программы


Литература, используемая в работе над программой:


1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина И.В. Букварь.– М.Просвещение. 2014 г.

2. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999 г.

3. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987 г.

4. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991 г.

5. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004 г.

6. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

7. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997 г.

8. Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970 г.