Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей
с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании М/О Директор ОКОУ «Школа-
интернат №5» г. Курска
Протокол № ____
от «___» _______ г. ___________Л.Н. Ермакова
Председатель М/О «___»__________________г.
_______________
На заседании МС Введено в действие приказом
Протокол № ____ по школе-интернату
«___» _________ г. № ______от____________ г.
Рабочая программа
«Письмо»
5 «Б» класс
на 2019-2020 учебный год
Составил:
учитель Прокопова И.А.
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа предназначена для обучающихся 5 класса с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью, что определяет содержание предмета и коррекционных курсов, последовательность его прохождения за период обучения в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ.
Учебная программа для обучающихся с глубокой и умеренно выраженной интеллектуальной недостаточностью основана на базовой программе, с собственными доработками.
Доработки проходили по двум направлениям:
- изменение времени изучения темы;
- выделение некоторых тем для дублирования.
Программы учитывают индивидуальные и психические особенности детей, особенности познавательной деятельности детей с умеренно выраженной отсталостью. Они направлены на формирование социальных норм и правил, на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, социальной адаптации.
Данная программа ставит своей целью:
- дальнейшее развитие и исправление или уменьшение недостатков психических или психофизических функций ребёнка с ограниченными возможностями в процессе его образования;
- социальную реабилитацию и интеграцию в общество.
Она включает коррекционное развитие, воспитание и образование.
Коррекционное развитие - направлено на исправление (преодоление) или уменьшение недостатков умственного и физического развития, совершенствование физических и психических функций.
Коррекционное воспитание - это воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное обучение- направлено на усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки психического развития ребёнка.
Ограничения жизнедеятельности (о. ж.) включают:
1. адекватно вести себя - снижение осознания, неадекватная интерпретация и реакция на внешние события, снижение способности к приобретению знаний, снижение способности ориентироваться во времени (память);
2. общаться с окружающими - снижение способности понимать речь, разговаривать (говорить), видеть;
3. действовать руками - включает снижение способности ощупывать, захватывать и удерживать предметы;
4. владеть телом - снижение способности пользоваться транспортом, закрывать окна, замки, пользоваться кранами, приборами;
5. ухаживать за собой - снижение способности контролировать физиологические отправления, соблюдать личную гигиену;
6. совершать движения - включает ограничение способности ходить, преодолевать препятствия, перемещаться.
Оценка прогноза.
Оценка прогноза отражает возможное течение состояния ограничение жизнедеятельности ребенка.
возможно улучшение - ограничение жизнедеятельности имеет место, но оно уменьшается, в результате ожидается остаточное ограничение жизнедеятельности;
возможна помощь - ограничение жизнедеятельности устойчиво, но деятельность может быть улучшена при поддержке.
По степени выраженности ограничений жизнедеятельности
Основополагающим принципом работы по данной программе является принцип индивидуального подхода, позволяющий строить работу в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями ребёнка. Индивидуальные задачи работы с детьми каждой группы указаны в конце программы.
Для каждой группы детей установлен свой базовый уровень (знаний, умений и навыков), которыми должен овладеть ребёнок в процессе обучения.
Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие значительно снижают готовность детей к обучению в 5 классе после трехмесячного перерыва в обучении, связанного с каникулами, что требует включения в программы учебных процессов специального подготовительного периода, направленного как на коррекцию и развитие всех сторон психики, так и на подготовку к усвоению программы 5 класса.
Пояснительная записка к программе даёт основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса.
В учебно-воспитательной работе будут использоваться, как общепринятые методы и приёмы, так и специальные:
- индивидуальный подход,
-использование алгоритма,
-многократное повторение инструкций,
-большой упор на наглядность,
-дозирование речевой информации,
-деление сложного действия на элементы, с использованием жестов,
-подача материала с большей эмоциональностью.
Вид программы – модифицированный.
Письмо
4 часа в неделю
Речь - это особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в общении людей друг с другом посредствам языка. Современное и полноценное овладение речью является важнейшим условием развития психики ребёнка. Умственное и речевое развитие ребёнка тесно связано между собой. Нарушения речи у детей с глубокой умственной отсталостью имеют стойкий характер и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие и эффективность их обучения, что обуславливает специфику обучения их письму.
Данная программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является развитие речи.
В ходе обучения большое внимание уделяется развитию графических навыков, трудность формирования которых у детей с глубоко умственной отсталостью часто бывают, связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой координации их. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв, их соединений, что предупреждает появление графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
На уроках письма решается ряд задач:
- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;
- письмо написанных карандашом слогов, слов, предложений;
- списывание с рукописного и печатного образца букв, слогов, слов, предложений.
Письмо.
Содержание.
1 полугодие
I. Повторение написания изученных букв:
сравнение групп сходных по начертанию букв;
письмо слогов и слов;
списывание слогов и слов с рукописного и печатного образца.
Выделение первого звука в слове. Умение слышать нужный звук в слове.
Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова и составлять их из разрезной азбуки.
2 полугодие
II. Работа над предложением. Простое предложение. Графическое изображение предложения.
Прописная буква в начале предложения и точка в конце. Большая буква в именах людей. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы.
Определение границ предложений.
Базовый уровень должен обеспечить учащихся следующими навыками:
1 уровень
- писать строчные и прописные буквы;
- правильно соединять буквы и слова;
- анализировать слова по буквенному составу;
- обводить по написанному слова, написание которых не расходится с произношением;
- писать, простые по структуре предложения, с заглавной буквы, в конце предложений ставить точку.
2 уровень
- называть изученные прописные буквы
- пользоваться тетрадью, правильно держать ручку;
- писать буквы по написанному, соблюдая строчки.
Проверка знаний, умений, навыков учащихся по письму
Оценка устных ответов.
Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
А) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала;
Б) Полнота ответа;
В) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажает их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка письменных работ учащихся.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ обучающихся. Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения. Выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв, их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Проверочные работы могут состоять из контрольного списывания, диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды проверочных работ во 2-4 классах – списывание и диктанты, в 5-9 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим интересом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются. Их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму. Указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся. Диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в 1 классе – 8-10 слов, во 2 классе – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в 3 классе – 20-25 слов, в 4 классе – 30-35 слов, в 5 классе – 45-50 слов, в 6 классе – 65-70 слов, в 8-9 классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
2-4 классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок и более.
5-9 классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок и более.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправления. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
А) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, если в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;
Б) Две негрубые ошибки. Негрубые считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы;
- недописывание слов;
- пропуск одной части слова при переносе;
- повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки. Добавления, недописывание букв, замена гласных, глубокое искажение структуры слова). При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
Класс – 5
Предмет – письмо
Количество часов в неделю – 4 часа
| I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | год |
По плану | 32 | 31 | 41 | 29 | 133 |
Контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Планирование составлено на основе следующих программ:
Программа специальных \коррекционных\ общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., 5 – 9 классы, Сборник 1-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017 г.
Адаптированная учебная программа по предметам (для детей с глубоко умственной отсталостью) разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984; Программы для 0-4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта), ИКП РАО 1996, Москва, 1997 г.
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. НИИ дефектологии АПН СССР. М., Дидакт., 1984 г.
Учебная литература
Автор | Название учебника | Издательство, год издания |
В.В. Воронкова И.В. Коломыткина | «Букварь» | М.: Просвещение |
Тематический план курса «Письмо»
| № | Темы разделов | Количество часов |
| | Звуки и буквы. | 46 |
| | Составление и письмо слогов и слов. | 60 |
| | Письмо предложений. | 15 |
| | Списывание текстов с рукописного образца. | 12 |
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
| Написание основных элементов букв. | I | |
| Написание сходных по начертанию а, о. | I | |
| Написание элементов и буквы У,у. | I | |
| Письмо буквы М,м, слогов ма, мо, му, слов мама, ум, ам. | I | |
| Письмо по обводке предложений. | I | |
| Буквы С и Х. Написание элементов и букв. Составление слогов и слов. | I | |
| Написание буквы Ш. Составление, чтение и написание слогов и слов с Ш, ш. | I | |
| Звук и буква Л. Узнавание и называние слов с буквой Л. Написание буквы Л, л. | I | |
| Письмо слогов и слов с буквой Л. Работа с кассой букв. | I | |
| Написание буквы Ы. Упражнение в чтении и написании слов с буквой Ы. | I | |
| Упражнение в нахождении букв в узоре. Написание слов с рукописного текста по обводке. | I | |
| Написание элементов и буквы Н, н. Работа с кассой букв. | I | |
| Звук и буква Рр. Узнавание и называние слов с буквой Р. Написание буквы Рр. | I | |
| Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р. | I | |
| Звук и буква Кк. Узнавание и называние слов с буквой К. Написание буквы Кк. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов и слов с буквой К, к. | I | |
| Составление и написание слов с буквой К. Работа с кассой букв. | I | |
| Написание элементов и буквы П. Узнавание и называние слов с буквой П. | I | |
| Упражнение в чтении и написании слов с буквой П, п. Работа с кассой букв. | I | |
| Звук и буква Тт. Узнавание и называние слов с буквой Т. Написание буквы Тт. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Т. | I | |
| Написание слов с буквами п, т. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии. | I | |
| Контрольное списывание. Письмо по обводке предложений. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И. | I | |
| Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии. | I | |
| Звук и буква Зз. Узнавание и называние слов с буквой З. Написание буквы Зз. | I | |
| Составление и написание слов с буквой З. | I | |
| Звук и буква Вв. Узнавание и называние слов с буквой В. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы В, в. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Жж. Найди букву в узоре. | I | |
| Составление и написание слогов и слов с буквой Ж. | I | |
| Звук и буква Бб. Узнавание и называние слов с буквой Б, б. Написание буквы Бб. | I | |
| Написание слогов и слов буквы Б. Написание предложений. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с буквой Б, б. | I | |
| Повторение. Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию. | I | |
| Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию. | I | |
| Звук и буква Гг. Узнавание и называние слов с буквой Г. Написание элементов. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Г. Найди букву в узоре. | I | |
| Составление и написание слов с буквой Г. | I | |
| Звук и буква Дд. Узнавание и называние слов с буквой Д. Написание элементов и буквы. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Д. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Д. Найди букву в узоре. | I | |
| Составление и написание слов с буквой Д. Письмо текста с печатного образца. | I | |
| Написание буквы Дд. Упражнение в чтении и написании слов с буквой. Работа с кассой букв. | I | |
| Буква Й. Написание слов Й. | I | |
| Написание предложений и слов по образцу. | I | |
| Написание буквы Ь знак. Написание слов с Ь знаком. | I | |
| Написание буквы е, Е и слов: ели, ежи, ехали. | I | |
| Большая буква в именах людей: Лена, Гена, Сева. | I | |
| Буква ё, Ё. Написание слов: ёж, ёрш, ёлка. | I | |
| Буква Я, я. Составление слов: яма, Яша. | I | |
| Написание буквы ю, Ю. | I | |
| Написание букв: Ю, ю. Написание и сравнение слов: лук-люк, тук -тюк. | I | |
| Контрольная работа за I полугодие. Письмо по обводке текста. | I | |
| Работа в прописях. Написание слов, предложений. | I | |
| Упражнение в написании слов, предложений. | I | |
| Слова, которые называют овощи и фрукты. Написание слов по образцу. | I | |
| Написание слов, предложений. | I | |
| Составление и написание слов. Работа с кассой букв. | I | |
| Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию. | I | |
| Составление и написание слов с изученными буквами. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Ц. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Цц. | I | |
| Упражнение в составлении и написании прямых и обратных слогов с буквой Ц. | I | |
| Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Цц. | I | |
| Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам. | I | |
| Звук и буква Чч. Узнавание и называние слов с буквой Ч. Написание элементов. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Ч. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Ч. Найди букву в узоре. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Чч. Найди букву в узоре. | I | |
| Звук и буква Щ. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Щщ. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Щ. | I | |
| Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам. | I | |
| Звук и буква Ф. Узнавание и называние слов с буквой Фф. Написание элементов. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Ф. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Фф. Найди букву в узоре. | I | |
| Составление и написание слов с буквой Ф. | I | |
| Написание буквы э, Э и слов: эта, это, этот. | I | |
| Письмо слов с буквой Э. | I | |
| Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И. | I | |
| Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии. | I | |
| Звук и буква Зз. Узнавание и называние слов с буквой З. Написание буквы Зз. | I | |
| Составление и написание слов с буквой З. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Вв. Узнавание и называние слов с буквой В. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы В, в. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Жж. Составление и написание слогов и слов с буквой Ж. | I | |
| Контрольная работа. Письмо по обводке. | I | |
| Звук и буква Бб. Узнавание и называние слов с буквой Б, б. Написание буквы Бб. | I | |
| Написание слогов и слов буквы Б. Написание предложений. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с буквой Б, б. | I | |
| Повторение. Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Составление и написание слов с буквами сходными по начертанию. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Звук и буква Гг. Узнавание и называние слов с буквой Г. Написание элементов. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Г. Найди букву в узоре. | I | |
| Составление и написание слов с буквой Г. | | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Дд. Узнавание и называние слов с буквой Д. Написание элементов и буквы. | I | |
| Написание букв, слов и предложений. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Ц. Узнавание и называние слов с буквой Ц. Написание буквы Цц. | I | |
| Упражнение в составлении и написании прямых и обратных слогов с буквой Ц. | I | |
| Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Цц. | I | |
| Упражнение в нахождение звуков в словах. Составление простых предложений по картинкам. | I | |
| Звук и буква Чч. Узнавание и называние слов с буквой Ч. Написание элементов. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Ч. | I | |
| Написание строчной и прописной буквы Ч. Найди букву в узоре. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Упражнение в составлении и написании слов с изученными буквами. | I | |
| Звук и буква Рр. Узнавание и называние слов с буквой Р. Написание буквы Рр. | I | |
| Упражнение в написании слогов и слов с буквой Р, р. | I | |
| Звук и буква Кк. Узнавание и называние слов с буквой К. Написание буквы Кк. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов и слов с буквой К, к. Составление и написание слов с буквой К. | I | |
| Написание элементов и буквы П. Узнавание и называние слов с буквой П. | I | |
| Административная контрольная работа. Письмо по образцу. | I | |
| Упражнение в чтении и написании слов с буквой П, п. Работа с кассой букв. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Тт. Узнавание и называние слов с буквой Т. Написание буквы Тт. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой Т. | I | |
| Написание слов с буквами п, т. | I | |
| Списывание слов с рукописного текста. | I | |
| Звук и буква Ии. Узнавание и называние слов с буквой И. Написание буквы Ии. | I | |
| Упражнение в написании прямых и обратных слогов с буквой И. | I | |
| Составление предложений по картинкам. Написание слов с буквой Ии. | I | |
Методическое обеспечение программы
Литература, используемая в работе над программой:
1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина И.В. Букварь.– М.Просвещение. 2014 г.
2. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999 г.
3. А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987 г.
4. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991 г.
5. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004 г.
6. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
7. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997 г.
8. Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970 г.