СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-игровой комплект «Буквознайка». Лучшая инклюзивная практика в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Буквознайка» - предупреждение и преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников. Данное пособие является дополнением к традиционным логопедическим методикам. Его можно использовать как в индивидуальной работе с обучающимися, так и во время подгрупповых занятий учителя-логопеда.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-игровой комплект «Буквознайка». Лучшая инклюзивная практика в образовательном процессе.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации

А.Б. Буханова» города Смоленска



«Лучшая инклюзивная практика в образовательном процессе»



Учебно-игровой комплект «Буквознайка»





Горенкова О. Г.,
учитель начальных классов, реализующих

АООП НОО обучающихся с ТНР









Город Смоленск

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Пояснительная записка.

1.Назначение учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

2.Адресность учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

3.Этапы выполнения работы. Создание учебно-игрового комплекта «Буквознайка


II. Введение.

1.Особенности формирования речевой компетенции у обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2.Роль игры в психическом развитии ребёнка.

3.Актуальность учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

III. Основная часть

1. Значение учебно-игрового комплекта «Буквознайка» в решении учебных задач.

2. Комплектация пособия.

3. Методика использования игр учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

IV. Заключение. Результативность использования игр учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

V. Список использованной литературы.

VI. Приложение.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Назначение представленного мною учебно-игрового комплекта - «Буквознайка» - предупреждение и преодоление дислексии и дисграфии у младших школьников. Данное пособие является дополнением к традиционным логопедическим методикам. Его можно использовать как в индивидуальной работе с обучающимися, так и во время подгрупповых занятий учителя-логопеда. Ознакомившись с правилами игры, дети охотно играют самостоятельно во время школьных перемен, в группе продлённого дня.


Адресность:

Пособие предназначено для практической работы логопедов, учителей-логопедов, учителей начальных классов, воспитателей группы продлённого дня.


Этапы выполнения работы. Создание учебно-игрового комплекта «Буквознайка


1.Использование опыта работы коллег


Работая учителем-логопедом я столкнулась с проблемой запоминания букв у обучающимися 1-ых классов и проблемой оптико-кинетической дисграфии у обучающихся 2-ых классов. Для преодоления данного нарушения на переменах и в качестве поощрения после занятий я предлагала ребятам карточки с разрезанными горизонтально печатными буквами (Это было приложение к детской книге о буквах). Учащиеся находили среди множества букв половинки одной буквы и собирали из них целые буквы. Я заметила, что процесс запоминания и различения букв улучшился.



2.Идея создания первых игр


Я решила ускорить процесс запоминания печатных букв, сопоставляя сходные по начертанию буквы. Это оказалось возможным при наличии общего игрового поля, где сходные буквы находились по соседству, и второго идентичного, разрезанного на раздаточные карточки (чего не было в использованной мною ранее игре). К тому же, в новой игре буквы были разрезаны и по горизонтали, и по вертикали. Теперь при поиске карточки ребятам приходилось сосредоточить внимание сразу на 2, 3 и даже 4 половинках буквы (в зависимости от того, где находится карточка – в середине поля или с краю).



Игра понравилась моим ребятам. Внимание к чтению и печатанию букв заметно улучшалось.

Усвоение образа прописных букв у обучающихся идёт сложнее, чем образа печатных. Следующая игра представляла собой карточки с разрезанными прописными буквами.

3. Идея создания игр, закрепляющих орфографический навык.

Для обучающихся 2 и даже 3 класса, у которых не сформировался навык написания сочетаний ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ, была создана слоговая игра, где невнимательность игроков приводила к неграмотному, ошибочному «написанию» сочетаний. А за ошибочное написание полагались штрафные очки, чего обучающие ни в коем случае не хотели допустить.



  1. Идея создания многофункциональных игр для обучающихся 1-ого класса

Для обучающихся с ЗПР большую трудность представляет звуко-буквенный анализ даже на уровне слога. Поэтому помимо закрепления образа печатных и прописных букв, что осуществлялось в игре одновременно, я параллельно ввела также дифференциацию прямых и обратных слогов. Так были созданы игры № 4 – 7.












II. ВВЕДЕНИЕ


1. Особенности формирования речевой компетенции у обучающихся с особыми образовательными потребностями.


Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речевая компетенция входит в состав коммуникативной уровня владения языком, письменной речью во многом зависит уровень образованности человека, успех в карьере, уважение окружающих. У обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) формирование речевых компетенций происходит труднее, чем у их сверстников.

В нашей школе сложилась система работы с будущими первоклассниками как курс подготовительных занятий. Для будущих первоклассников, кому ПМПК рекомендовала обучение в классе, реализующем АООП НОО обучающихся с ТНР (как правило, это воспитанники МБДОУ «Детский сад № 2 «Россияночка»), формируется отдельная группа подготовки к обучению в школе. Занятия в этой группе ведёт учитель-логопед. Образовательная программа любого дошкольного учреждения, а тем более речевого детского сада «Смоляночка», включает знакомство детей с печатными буквами и целенаправленное развитие звуко-буквенного анализа. К сожалению, имеет место такой факт: речевая компетенция обучающихся с нарушениями речи, которые прошли дошкольную коррекционную программу, при поступлении в школу в большинстве случаев все равно остается недостаточной, что объясняется их психологическим и психическим развитием. Даже у таких детей в первом классе речевые нарушения усугубляются, так как происходит смена игровой деятельности на учебную, и переключиться на учебную деятельность таким детям гораздо труднее. Уровень сформированности речи младших школьников с ТНР соответствует уровню развития речи дошкольника.

Чтобы облегчить своим будущим первоклассникам переход от пребывания в детском саду к школьному обучению, уже на подготовительных занятиях я использую первую игру учебно-игрового комплекта - «Буквознайка». А эти симпатичные девочки-гласные звуки «предлагают» моим ребятам игры, «обращаются к ним за помощью».

Родителям будущих обучающихся я также советую использовать таблицу-азбуку для изготовления дома подобной игры с целью запоминания детьми печатных букв. Поступив в первый класс, заранее привыкнув к подобным играм на формирование образа буквы, учащиеся лучше готовы к обучению грамоте, легче проходят адаптационный к школе период.

2. Роль игры в психическом развитии ребёнка

Л.С. Выготский в своей лекции «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» утверждал: «С точки зрения развития игра является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте…» «Все возрастные периоды, следующие за дошкольным, несмотря на определяющий для каждого из них вид деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность), не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка».




Также Л.С. Выготский считал, что и «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде».

В случае если ребёнок не проходил предшкольную логопедическую подготовку, задачи коррекции его речи необходимо решать на первой ступени его обучения в школе. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов значительно повышает результативность работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (ТНР и ЗПР).

В современной школе, игровая деятельность используется в качестве самостоятельных технологий для освоения темы учебного предмета, в качестве фрагмента урока (введения темы, объяснения или закрепления материала, выполнения тренировочных упражнений, контроля), во внеурочной деятельности и на коррекционно-развивающих занятиях.

3. Актуальность представленного учебно-игрового комплекта

Формирование базовых компетенций обучающихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Важнейшая задача начальной школы состоит в обучении чтению и письму.

Процесс обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отличается от аналогичного процесса в отношении обычных обучающихся. Необходимы дополнительные средства по коррекции и компенсации, по усиленному развитию для создания условия «равных возможностей».

Для решения задачи обучения письму и чтению необходимо сформировать у обучающихся образ печатных и прописных букв, а также, что очень важно, навык звуко-буквенного анализа.

Печатные и прописные буквы русского алфавита зачастую имеют сходное написание и различаются отдельными элементами или их количеством. Дети, имеющие речевые нарушения, а также задержку психического развития, часто страдают нарушением пространственного восприятия, несформированностью зрительных процессов. Эти особенности развития обучающихся делают для них процесс запоминания букв сложным, а буквы со сходным написанием становятся для них трудноразличимыми.


Страдая нарушением пространственно-временного восприятия, обучающиеся часто не дифференцируют прямые и обратные слоги (па – ап; ту – ут). В процессе чтения учащиеся часто заменяют обратные слоги прямыми.

Формирование орфографических навыков для обучающихся с особыми образовательными потребностями также представляет значительную трудность, например, навык написания сочетаний ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ.

Как сделать обучение первоклассников чтению и письму менее трудным и более эффективным? Монотонную деятельность по усвоению, повторению и закреплению учебного материала можно сделать положительно окрашенной и увлекательной с помощью игры. Именно игра, облегчая сложный и утомительный процесс обучения, повышает мотивацию к учению.

Оригинальный материал учебно-игровой комплект «Буквознайка»

создан и апробирован мною на протяжении многих лет работы учителем классов, реализующих АООП НОО обучающихся с ТНР и ЗПР. Обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, не способны долго сосредотачиваться, читая слоги по книге и тренировочным таблицам (букварный период обучения), но охотно играют в группе детей с «Буквознайкой», незаметно для себя, усваивая образ печатных и прописных букв.



III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «БУКВОЗНАЙКА»

1. Значение учебно-игрового комплекта «Буквознайка» в решении учебных задач.

Представленный учебно-игровой комплект «Буквознайка» поможет решению следующих учебных задач:

  1. Развитие пространственного восприятия в целом;

  2. Предупреждение смешения печатных букв при чтении: З – В – Б; П – Н – К; Ш – Щ – Ц; В – Р – Ь – Ъ; Ж – Х; А – Л; Т – Г; А – Д;

  3. Предупреждение замены прописных букв на письме: а – о; у – и; п – т– ш; п – н; п – р; б – д; ш – щ – ц; з – д; ж – х; м – л;

  4. Формирование звуко-буквенного анализа у обучающихся;

  5. Автоматизация написания сочетаний ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ;

  6. Развитие процесса саморегуляции (умение следовать предложенному алгоритму игры);

  7. Развитие самоконтроля (умение проверить свою работу, работу другого учащегося);

  8. Развитие коммуникативных навыков (учитель – ученик, ученик – ученик);

Представленное пособие поможет в практической работе логопедам, учителям-логопедам, учителям начальных классов, а предложенные игры будут не только полезны, но и интересны младшим школьникам.

2. Комплектация пособия

Пособие представляет собой учебно-игровой комплект из 7 игр.


Игра № 1 Разрезанные печатные буквы. (поле 5 х 5).

Игровое поле состоит из клеток с печатными буквами, 25 карточек в точности воспроизводят клетки игрового поля.


Игра № 2 Разрезанные прописные буквы. (поле 5 х 5).

Игровое поле состоит из клеток с прописными буквами, 25 карточек в точности воспроизводят клетки игрового поля.

Расположение букв на игровом поле тщательно продумано. Карточки с разрезанными буквами, дублируют буквы игрового поля. Карточки, расположенные через одну, имеют большое сходство, т. к. буквы на них отличаются либо одним элементом, либо количеством элементов.


Игра № 3. Слоговое поле. (поле 5 х 5)

Сочетания ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ

При невнимательном заполнении игрового поля могут быть орфографически неправильно «написаны» сочетания ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ.


Игры 4 -7. Печатные – прописные слоги (поле 6 х 4).

В этих играх предполагается закрепление образа как печатных, так и письменных букв (На игровом поле слоги представлены в печатном варианте, а соответствующие им слоги на карточках – в прописном). Слоги составлены из оптически сходных букв, к тому же, использованы парные прямые и обратные слоги.


Игра № 4. Дифференциация печатных З – В – Б;

дифференциация прописных з – д; б – д; а – о;

Игра № 5. Дифференциация печатных П – Н – К;

дифференциация прописных п – н; п – р; а – о; у – и; а – я

Игра № 6. Дифференциация прописных п – т – ш; а – о; у – и;

Игра № 7. Дифференциация печатных Ш – Щ – Ц;

дифференциация прописных ш – щ – ц; у – и;


3. Методика использования игр учебно-игрового комплекта «Буквознайка».

Большую роль в успешности учебного процесса играет мотивация обучающихся. Мотивировать обучающихся можно следующим образом:


Для игр 1, 2.

Учитель читает стихотворение С. Михалкова «Азбука» и предлагает спасти пострадавшие буквы, что всегда находит отклик у ребят.


Что случилось? Что случилось? 
С печки азбука свалилась! 
Больно вывихнула ножку 
Прописная буква М, 
Г ударилась немножко, 
Ж рассыпалась совсем! 

Потеряла буква Ю 
Перекладинку свою! 
Очутившись на полу, 
Поломала хвостик У! 

Ф, бедняжку, так раздуло - 
Не прочесть её никак. 
Букву Р перевернуло - 
Превратило в мягкий знак! 

Буква С совсем сомкнулась - 
Превратилась в букву О. 
Буква А, когда очнулась, 
Не узнала никого! 


Мотивация для всех игр:

  • Построить домик для букв (слогов), где клетки – это строительные плиты, кирпичики.

  • Вымостить площадь города Буквограда плиткой с изображением букв (слогов).

  • Построить мост через реку к городу Книжногорску из буквенных (слоговых) блоков.

  • Выткать ковёр для царицы Грамматики буквами-узорами.

  • Разбить клумбу в городе Граммотейске и засадить её буквами-цветами.


Ход игры, варианты:

Вариант 1. «Куда поселить карточку?»

Игровое поле делится между 2 или 4 участниками игры по секторам. Каждый участник отвечает за свой сектор. Учитель показывает поочерёдно по 1 карточке. Участник, в чьём секторе поля есть такая клетка, хлопает в ладоши и, получив карточку от учителя, закрывает ею нужную клетку.

Дети не всегда видят, что предложенная карточка есть в их секторе. Учитель предлагает всем участникам внимательно рассмотреть карточку, предположить, элементы каких букв на ней изображены. Если никто из участников не признал карточку «своей», она выбывает из игры. После того, как все карточки были просмотрены игроками, в чьём-то секторе окажутся незакрытые клетки. Если в игре осталось много «непризнанных» карточек, учитель показывает их ребятами повторно. Невнимательный игрок может получить штрафные фишки, которые кладутся вместо карточек на незакрытые клетки. Внимательные игроки получают поощрительные фишки.


Вариант 2. «У кого карточка?»

Играют не более 4обучающихся, сидящих вокруг игрового поля. (Большее количество игроков будет мешать друг другу). Водящий раздаёт игрокам по 2 – 4 карточки, показывает какую-либо клетку игрового поля и предлагает закрыть её соответствующей карточкой (водящий должен видеть, что нужная карточка уже есть у кого-то из игроков). Каждый игрок внимательно рассматривает, не у него ли находится нужная карточка. Игрокам, уже выложившим свои карточки на поле, водящий выдаёт дополнительные карточки. Оценивается не то, как быстро игрок освободился от своих карточек (это зависит от водящего, который указывал определённые карточки). Поощряются игроки, которые «не прозевали» и вовремя закрыли своей подходящей карточкой указанную клетку. Тем, кто не заметил среди своих карточек нужную, можно дать штрафные фишки.


Вариант 3. «Принимаем работу»

Игрокам предлагается самостоятельно заполнить карточками игровое поле (каждому своё). Потом игроки «принимают друг у друга работу»: снимая с поля карточку за карточкой, они проверяют правильность выполнения задания. Обнаружив ошибочно закрытую клетку, её обозначают штрафной фишкой.


Вариант 4. «Минное поле»

Педагог закрывает поле карточками, умышленно допуская ошибки. Игрок, проверяя, должен их обнаружить, то есть «разминировать» поле и обозначить ошибочно закрытую клетку штрафной фишкой.


При подведении итогов игры можно использовать как поощрительные фишки (баллы) за верно выполненную работу, так и штрафные фишки (баллы) за невнимательность. Учитель должен знать индивидуальные особенности детей. Если среди них есть те, кто неуверен в себе, закомплексован, обидчив, не стоит применять «штрафы», так как у них неудачи совершенно убивают веру в себя и желание играть и работать. У большинства детей полученные штрафные фишки будят азарт и желание добиться успеха.


Поначалу учащиеся часто путают незначительно различающиеся между собой карточки. Таким образом, на поле остаются незакрытые клетки, а оставшиеся карточки им явно не соответствуют. Но детям хочется добиться успеха в игре, и они начинают концентрировать своё внимание на элементах букв, их взаимном расположении, а также на последовательности букв в слоге. Именно такая концентрация внимания нужна для успешного овладения чтением и письмом.



IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Значение учебно-игрового комплекта «Буквознайка» в решении учебных задач.


Использования игр учебно-игрового комплекта «Буквознайка» позволяет сделать обучение первоклассников чтению и письму менее трудным и более эффективным. Можно отметить следующие результаты:

  • Отсутствие или значительное сокращение оптико-кинетических ошибок в письменной речи обучающихся;

  • Ощутимая помощь в формирование звуко-буквенного анализа;

  • Автоматизация написания сочетаний ЧА – ЩА; ЧУ – ЩУ; ЧК – ЧН; ЖИ – ШИ;

  • Ощутимая помощь в развитии процесса саморегуляции;

  • Ощутимая помощь в развитии самоконтроля;

  • Ощутимая помощь в развитии коммуникативных навыков;


Как видим, использование игр учебно-игрового комплекта «Буквознайка» способствует формированию базовых компетенций обучающихся – учебной и коммуникативной (речевой). Сформированность вышеназванных компетенций вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах. Ребёнок становится восприимчивым к новым знаниям, открытым к общению, ощущает себя полноценным человеком.

Очевидно, что для успешного формирования у обучающихся базовых компетенций педагоги непременно должны использовать возможности дидактической игры. Коллегам, работающим с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, рекомендую использовать учебно-игровой комплект «Буквознайка».



V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Эксмо, 2004. («Библиотека всемирной психологии»)


  2. Выготский Л. С. Предыстория письменной речи / . –Москва : Эксмо-Пресс : Смысл, 2003. (Библиотека всемирной психологии)



  1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4.

  2. VI. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Наши друзья девочки-гласные звуки.




Игра № 1. Формирование образа печатных букв.






Игра № 2. Формирование образа прописных букв






Игра № 3. Формирование образа прописных букв. Слоги.

Сочетания ЧА-ЩА. ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, ЖИ-ШИ.





Игра № 4. Дифференциация печатных З – В – Б;

прописных з – д; б – д; а – о;






Игра № 5. Дифференциация печатных П – Н – К;

прописных букв п – н; п – р; а – о; у – и; а – я





Игра № 6. Дифференциация прописных букв п – т – ш; а – о; у – и;







Игра №7. Дифференциация печатных Ш – Щ – Ц;

прописных букв ш – щ – ц; у – и.














21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!