Учебно- исследовательская деятельность в школе Подготовила заместитель директора по УВР МОШ I-III ступеней № 19 Мещерякова Ирина Викторовна
Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется раскрытием исследовательского потенциала, способность к творческому поиску, сотрудничеству и самораскрытию.
Учебно-исследовательская деятельность предусматривает:
- Самостоятельную работу ученика
- Организацию и руководство этой работой со стороны учителя
- Научное консультирование со стороны представителей науки
Виды учебно-исследовательской деятельности
- Устное сообщение по теме урока
- Реферат по теме без устного сообщения
- Реферат по теме с последующим выступлением на учебном занятии с компьютерной презентацией
- Реферат с последующим выступлением на Гимназических чтениях
Виды учебно-исследовательской деятельности
- Учебно-исследовательская работа без доклада
- Учебно-исследовательская работа с докладом на гимназических чтениях, районных, городских и пр. конференциях ( с компьютерной презентацией)
- Интегрированная научно-исследовательская работа с представлением на конференциях различного уровня (с компьютерной презентацией)
Отличие реферата от учебной исследовательской деятельности
Реферат – это аналитическое исследование описательного характера, включающее обзор соответствующих литературных и других источников с целью усвоения и оценки уже имеющейся научной информации.
Структура реферата:
- Оглавление
- Введение
- Основная часть, разделенная на подразделы
- Заключение
- Список литературы
- Объем реферата 15 -2 0 страниц
Учебная исследовательская работа должна содержать:
- Вычленение проблемы
- Формулирование гипотезы
- Определение темы
- Постановку цели
- Формулирование задач
Учебная исследовательская работа должна содержать:
- Выбор методов сбора и обработки фактического материала
- Проведение экспериментов
- Анализ полученного материала, в результате которого исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы
Элементы научного исследования
Проблема исследования – нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать
Тема отражает характерные черты проблемы
Объект исследования – та совокупность отношений и свойств, которая служит для исследователя источником информации
Элементы научного исследования
- Предмет исследования включает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливает границы научного поиска
- Предмет исследования определяет Цели и Задачи самого исследования
- Цели выражают то основное, что намеревается сделать исследователь
Элементы научного исследования
- Цели конкретизируются и развиваются в задачах исследования
- Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, для того чтобы стать достоверной научной теорией
Структура исследовательской работы
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение (2-3 стр.):
- актуальность исследования
- цель исследования
- задачи исследования
- объект исследования
Структура исследовательской работы
- предмет исследования
- гипотеза исследования
- методы исследования
- этапы исследования
- значимость исследования
- положения, выносимые на защиту
- апробация исследования
Структура исследовательской работы
- Главы основной части (возможные):
Теоретическая глава (до 5стр.):
- история вопроса
- выявление сущности используемых понятий
- исследование самой проблемы, и т.д.
Структура исследовательской работы
Экспериментальная глава (описание хода и результатов эксперимента, если таковые есть).
Заключение (общие выводы) – 1 стр.
Библиографический список (использованная литература) – 1-2 стр., но не менее 20 источников.
Структура исследовательской работы
Приложения: таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, рисунки, фотографии, репродукции, исторические документы и т.д.
Направления исследовательской деятельности
- Лингвистика
- Грамматика
- Семантика
- Фразеология
- Страноведение
- Интегрированные работы
- Другие направления
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ в ДОН НУ
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ в ДОН НУ
Донецкий ботанический сад
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность .Конференция « Природа наш дом»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность в музее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.68-80 2. Логинова Н.А. Феномен учительства: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000 3. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с. 4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. //Учитель, № 4, 2000, - с.52-55
.