СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская и научно - исследовательская технология в практике учителя русского языка и литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  описывается применение данных технологий в практике учителя русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская и научно - исследовательская технология в практике учителя русского языка и литературы»

Учебно-исследовательская и научно - исследовательская технология в практике учителя русского языка и литературы

Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.

В начале года провожу входящий контроль, выявляю уровень обученности и определяю перспективы развития.

Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.

  В каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.

       В 5-6 классах учитель сам предлагает предмет исследования, направляет и координирует деятельность учащихся. На уроке происходит коллективное обсуждение вопросов, дети записывают примеры и ответы в тетрадь.

Тематика исследовательских работ:

5 класс

  • Художественные особенности русских народных сказок (на примере нескольких сказок).

  • Путешествие по малым жанрам фольклора.

6 класс

  • Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

  • «Необычные» слова в повести Н.С. Лескова «Левша».

       В 7-8 классах ученики могут сами предложить объект для исследования. Учитель выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. Работа проводится коллективно, в группах и индивидуально.   

Тематика исследовательских работ:

7 класс

  • Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

  • Отличие сказки от легенды (на примере рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко).

  8 класс

  • Общее и различное в характере Гринева и Швабрина.

  • Образ Ивана Грозного и «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова и «Князе Серебряном» А.К. Толстого.

   В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально. Обычно задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

Тематика исследовательских работ:

9-11 класс

  • Особенности    поэзии     А.С.    Пушкина    и М.Ю. Лермонтова.

  • Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).

  • Портретная живопись в романе И.А. Гончарова  «Обломов».

  • Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».

     В среднем звене я провожу такие типы уроков: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ). На уроке русского языка проводится языковое исследование текста.

       Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения. Перед изучением произведения обязательно знакомлю детей с исторической эпохой, далее проводим сопоставительный анализ исторических документов и художественного текста.

Во внеурочной деятельности применяю эту технологию при написании творческих и исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям.

Научно – исследовательскую деятельность обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала. Она эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска.

С сильными учащимися веду научно - исследовательскую работу и участвую в научно - практических конференциях.

В течение пяти последних лет были подготовлены доклады «Образ водной стихии в лирике Ф.И.Тютчева», «Стержневые мотивы в частушках семейских XX – начала XXI века» , «Изображение детей Холокоста в литературе XX века», «Отражение истории, разнообразных сторон народной жизни и мировосприятия в частушках жителей села Куйтун Тарбагатайского района», «Моя родословная», «Моя семья в годы ВОВ», «Прадеды в военных конфликтах XX века(1938-1945 гг.)» и т.д., с которыми учащиеся выступали на конкурсах и научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Участие учащихся в научно-исследовательских проектах


год

класс

название мероприятия

результат


уровень

1

2018

11

Международный творческий конкурс «Подвиг Великой Победы». Исследовательская работа

2 место

международный

2

2018

11

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

участие

республиканский

3

2018

11

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

4 место

муниципальный

4

2017

10

Фестиваль творческих работ «Мы помним!» «Мы гордимся!»

1 место

муниципальный

5

2017

10

Патриотическая встреча «Мы благодарны вам, родный!»

благодарность

муниципальный

6

2016

9

Международный творческий конкурс «Великий подвиг» Исследовательская работа

1 место

международный

7

2015

9

Городской конкурс исследовательских проектов «Наши земляки на защите Родины во все времена»

участие

муниципальный

8

2015

10

II Республиканский литературный фестиваль «Есенинские чтения»,

посвящённый 120-летию со дня рождения русского поэта С. А. Есенина и Году литературы в России

участие

республиканский

9

2015

8

Международный конкурс «Евроконкурс» «Мы помним каждую весну», 70-летию Великой победы посвящается. Лучший исследовательский проект

1 место

международный

10

2015

8

Всероссийский творческий конкурс исследовательских проектов, посвящённый 70-летию победы в ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто»

1 место

федеральный

11

2015

8

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

4 место

республиканский

12

2015

8

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

3 место

муниципальный

13

2015

10

Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»

2 место

муниципальный


Уверена, что учебно-исследовательская и научно- исследовательская технологии позволяют формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.