Учебно-исследовательская и научно - исследовательская технология в практике учителя русского языка и литературы
Для повышения эффективности обучения применяю учебно-исследовательскую деятельность школьников, что является инновационной педагогической технологией.
В начале года провожу входящий контроль, выявляю уровень обученности и определяю перспективы развития.
Для реализации учебно-исследовательской технологии необходимы следующие условия: комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, проблематизация учебного материала, акцент на практической значимости материала.
В каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.
В 5-6 классах учитель сам предлагает предмет исследования, направляет и координирует деятельность учащихся. На уроке происходит коллективное обсуждение вопросов, дети записывают примеры и ответы в тетрадь.
Тематика исследовательских работ:
5 класс
6 класс
В 7-8 классах ученики могут сами предложить объект для исследования. Учитель выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся. Работа проводится коллективно, в группах и индивидуально.
Тематика исследовательских работ:
7 класс
8 класс
В 9-11 классах исследовательская работа проводится в группах и индивидуально. Обычно задания составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
Тематика исследовательских работ:
9-11 класс
Особенности поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова (на примере нескольких стихотворений).
Портретная живопись в романе И.А. Гончарова «Обломов».
Афоризмы в пьесе А.М. Горького «На дне».
В среднем звене я провожу такие типы уроков: анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева о природе); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ). На уроке русского языка проводится языковое исследование текста.
Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино», найти материал о Бородинском сражении, подготовить сообщения о героях этого сражения. Перед изучением произведения обязательно знакомлю детей с исторической эпохой, далее проводим сопоставительный анализ исторических документов и художественного текста.
Во внеурочной деятельности применяю эту технологию при написании творческих и исследовательских работ, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, фестивалям и научно-практическим конференциям.
Научно – исследовательскую деятельность обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса и потребности этого вида деятельности. Определяется стремление учеников к самостоятельному поиску, заинтересованность в познании нового, нетрадиционного, выходящего за рамки школьных учебников, материала. Она эффективна при изучении материала, представляющего собой логическое завершение ранее изученного и при условии доступности для самостоятельного поиска.
С сильными учащимися веду научно - исследовательскую работу и участвую в научно - практических конференциях.
В течение пяти последних лет были подготовлены доклады «Образ водной стихии в лирике Ф.И.Тютчева», «Стержневые мотивы в частушках семейских XX – начала XXI века» , «Изображение детей Холокоста в литературе XX века», «Отражение истории, разнообразных сторон народной жизни и мировосприятия в частушках жителей села Куйтун Тарбагатайского района», «Моя родословная», «Моя семья в годы ВОВ», «Прадеды в военных конфликтах XX века(1938-1945 гг.)» и т.д., с которыми учащиеся выступали на конкурсах и научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Участие учащихся в научно-исследовательских проектах
№ | год | класс | название мероприятия | результат | уровень |
1 | 2018 | 11 | Международный творческий конкурс «Подвиг Великой Победы». Исследовательская работа | 2 место | международный |
2 | 2018 | 11 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | участие | республиканский |
3 | 2018 | 11 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | 4 место | муниципальный |
4 | 2017 | 10 | Фестиваль творческих работ «Мы помним!» «Мы гордимся!» | 1 место | муниципальный |
5 | 2017 | 10 | Патриотическая встреча «Мы благодарны вам, родный!» | благодарность | муниципальный |
6 | 2016 | 9 | Международный творческий конкурс «Великий подвиг» Исследовательская работа | 1 место | международный |
7 | 2015 | 9 | Городской конкурс исследовательских проектов «Наши земляки на защите Родины во все времена» | участие | муниципальный |
8 | 2015 | 10 | II Республиканский литературный фестиваль «Есенинские чтения», посвящённый 120-летию со дня рождения русского поэта С. А. Есенина и Году литературы в России | участие | республиканский |
9 | 2015 | 8 | Международный конкурс «Евроконкурс» «Мы помним каждую весну», 70-летию Великой победы посвящается. Лучший исследовательский проект | 1 место | международный |
10 | 2015 | 8 | Всероссийский творческий конкурс исследовательских проектов, посвящённый 70-летию победы в ВОВ «Никто не забыт, ничто не забыто» | 1 место | федеральный |
11 | 2015 | 8 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | 4 место | республиканский |
12 | 2015 | 8 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | 3 место | муниципальный |
13 | 2015 | 10 | Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» | 2 место | муниципальный |
Уверена, что учебно-исследовательская и научно- исследовательская технологии позволяют формировать у учеников творческий потенциал, целеустремлённость, мобильность, коммуникабельность, конкурентоспособность.