Введение
«Стресс – это не то, что
с вами случилось, а то, как вы
это воспринимаете».
Ганс Селье.
Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой. А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.
Актуальность. Тема была выбрана нами не случайно, так как сегодня термин «стресс» получил очень широкое распространение. Стресс – это не только служебные, учебные или семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. По мнению ученых, для подростков самый сильный стресс − это школьный стресс. В школе психика детей подвергается атаке со всех сторон.
В ходе работы нами была поставлена цель: изучение особенностей стресса у подростков, причин возникновения стрессовых состояний.
В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ и систематизировать научные представления по теме исследования.
2. Разработать комплекс диагностических методик.
3. Изучить особенности подросткового стресса.
4. Разработать рекомендации по преодолению стресса и тревожности у обучающихся. Подготовить информационный буклет.
Объект исследования: стрессовое состояние.
Предмет исследования: психологические особенности учебного стресса подростков.
Методы исследования: Для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс общенаучных и психологических методов: теоретический анализ литературы по проблеме учебного стресса в жизни подростков; стандартизированный комплекс психодиагностических методик:
тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых);
тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансона).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Представленная работа имеет практическую значимость, так как, во-первых, результаты проведенного исследования помогли обучающимся нашей школы лучше познать себя, оценить уровень тревожности, усталости, подверженности стрессам. Во-вторых, использованные в работе методики могут быть полезны для изучения стресса и у других старшеклассников, а составленные рекомендации по борьбе со стрессом будут актуальны не только для подростков, но и для других возрастных категорий людей, которых волнует вопрос собственного здоровья.
Глава 1. Теоретические основы проблемы стресса
1.1. История развития представлений о явлении стресса
Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907-1982 гг.). Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Селье взял технический термин «стресс», означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку. Точнее, сначала не к человеку, а к обыкновенным лабораторным крысам, с которыми он в то время экспериментировал.
Во время вскрытия крыс Селье обнаружил патологические нарушения в их внутренних органах. Когда Селье открывал клетки, крысы нередко убегали и потом долго носились по всей лаборатории, спасаясь от своего мучителя. Проходило немало времени, прежде чем он ловил их и водворял на место. По мнению Селье, именно процесс бегства и поимки являлся причиной обнаруженных патологических изменений.
Затем Селье поступил с крысами совсем некрасиво, и лаборатория стала чем-то напоминать застенки инквизиции, хотя сам Селье называл все это всего лишь «специальным созданием стрессовых ситуаций». Фантазия изобретателя стресса не знала границ. Иногда он внезапно подавал ток на клетку, от чего крысы подпрыгивали в воздух, иногда − пеленал их так, чтобы они не могли пошевелиться, иногда заставлял подолгу плавать или подвергал воздействию громких звуков. Затем Селье, проявив милосердие, стал предупреждать крыс о предстоящей подаче тока звонком, что, конечно же, снижало уровень стресса, поскольку большую часть времени крысы могли не опасаться электрического удара.
После всего этого крысы попадали под скальпель исследователя, и у них обнаруживались все те же патологические изменения, что и привело Селье к следующему выводу: неважно, какому именно воздействию подвергались крысы − вскрытие должно было показать одну и ту же патологию. Таким образом, стресс был определен как «неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие».
У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека.
Ф. П. Ведяев на основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что «ключевой системой» мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.
К. В. Судаков определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других − к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
В. В. Давыдов обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.
Л. И. Какурин показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.
М. И. Митюшов в многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.
Е. А. Громова на основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.
1.2. Сущность понятия «стресс»
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
У большинства людей с термином «стресс» связаны неприятные ассоциации. На самом же деле существует два основных вида стресса.
Полезные стрессы, или эустрессы. Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса − это движущая сила в решении сложных задач. Назовем это состояние «реакцией пробуждения». Чтобы утром встать с кровати и пойти на работу, нужно полностью проснуться. А чтобы достичь оптимального уровня активности и работать продуктивно, человеку необходима реакция пробуждения, или эустресс (небольшая порция адреналина).
Для того, чтобы стресс был полезным должны выполняться некоторые условия:
положительные эмоции.
позитивный прогноз на будущее.
одобрение наших действий другими людьми.
наличие желания и веры в свои силы для преодоления стресса.
При отсутствии вышеперечисленных условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс.
Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. Именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».
Превратится ли полезный стресс во вредный, во многом зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальной сопротивляемости. Приступ дистресса может возникнуть неожиданно, спровоцированный определенной ситуацией, но в большинстве случаев это явление «накопительное»: вначале сопротивляемость организма снижается, а после постепенно угасает. Если не обратить на ситуацию внимания, обычный эмоциональный дискомфорт грозит перерасти в болезнь. Однако этот процесс можно остановить, если вовремя распознать симптомы стресса и использовать все возможности для сопротивления его вредному воздействию.
Основные виды вредного стресса (дистресса):
Психологический или эмоциональный стресс.
Психологические стрессы, как правило, появляются в ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций. Любая ситуация, которая внешне не имеет угрозы для человека, но вызывает сильные эмоции, становится причиной психологического стресса. Причем, не важно, положительные эмоции или отрицательные являются причиной – организм реагирует на отклонение от нормы в «плюс» или «минус» одинаково.
Сюда так же относиться стресс, не имеющий реальных причин, т.е. нафантазированный самим человеком. Причем, какими бы иллюзорными не были причины, сам стресс в таких случаях - абсолютно реален и с точки зрения организма и всех последствий ничем не отличается от стресса, вызванного реальными причинами. Более того, абсолютное большинство стрессов вызываются в той или иной мере выдуманными причинами.
Физиологический стресс.
Физиологические стрессы возникают в результате воздействия на человека внешних факторов, таких как, холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Очень показательный пример – реакция организма на диеты. Когда человек садится на диету, он тем самым сознательно ограничивает себя в той или иной привычной для себя пище или ее количестве. На ограничение питания организм реагирует единственным возможным для себя способом – стрессом, поскольку, он старается приспособиться к новым условиям. То же самое происходит, когда человек решает, что достаточно просидел на диете и возвращается к своему прежнему режиму и рациону питания, поскольку организм вынужден адаптироваться заново, а это возможно только через стресс.
Между биологическим и психологическим стрессом существует ряд отличий (Приложение 1).
Кратковременный стресс.
Кратковременный стресс это самый естественный стресс – он тесно связан с инстинктами, например, реакция на резкий звук, внезапное движение. Для этого вида стрессов характерна внезапность и быстрое прохождение всех стадий стресса. Как правило, действие такого стресса очень коротко и никакой опасности не представляет.
Хронический стресс.
Хронические стрессы – самый опасный вид стрессов. Многие его путают с посттравматическим стрессом или синдромом. Хронический стресс это такой стресс, которому вы подвержены постоянно, который идет с вами фоном по жизни и вы настолько к нему привыкли, что, вроде, как и не замечаете. Опасен хронический стресс тем, что часто приводит к нервным срывам, депрессиям и суицидам. Так же хронический стресс тесно связан со страхами и фобиями.
Нервный стресс.
В основном это название является некоей компиляцией бытовых представлений уровня «все болезни от нервов» и «стресс вреден». А все болезни действительно от нервов, хотя бы потому, что в возникновении, течении и излечении любого заболевания важную роль играет нервная система. Нервный стресс может повлиять на здоровье человека при помощи различных механизмов. Особенностью нервного стресса является его способность накапливаться в организме, доводя человека до состояния хронического напряжения и усталости. В таком случае нервный стресс серьезно подрывает защитные силы иммунитета, а также оказывается способен подорвать баланс гормонов.
Информационный стресс.
Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.
Фазы (стадии стресса)
Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем четыре фазы.
Начинается стресс стадией тревоги, в ответ на действие раздражителя мобилизуются защитные силы организма, повышается функциональная деятельность клеток, органов и тканей, реализующих ответ благодаря накоплению энергетических и структурных защитных ресурсов: нарушается нормальный ритм клеточного деления. Если реакция оказывается слишком сильной, то организм может погибнуть уже на первой стадии. При длительном воздействии развивается вторая стадия − адаптация. Для этой стадии характерно устойчивое сбалансированное расходование адаптационных резервов в условиях изменяющейся окружающей среды. Поддержание работоспособности биологических систем происходит в большей степени за счет разрушения собственных жизненно важных структур и постепенного снижения общей устойчивости. Так наступает третья стадия стресса − состояние истощения. Начинаются прогрессирующее падение массы тела, некоторые типичные изменения в крови, снижение функции нейрогуморальной системы.
Последняя фаза − болезнь. Болезнь − развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий − тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.
Г. Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».
1.3. Симптомы стресса
Можно выделить 4 группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.
К физиологическим симптомам относятся: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами, запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение (ощущение, что сердце бьется сильно, нерегулярно или часто); чувство нехватки воздуха на вздохе; судороги; утомление; подверженность аллергиям; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; обмороки, тошнота; частые простудные заболевания; частое мочеиспускание; ощущение покалывания в руках и ногах; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; кожные сыпи; чувство комка в горле; затруднение в рассматривании предметов; двоение в глазах или расплывание образа.
Интеллектуальные признаки включают нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенную отвлекаемость, плохие сновидения, кошмары; ошибочные действия, потерю инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление; импульсивность, поспешные решения.
Поведенческие симптомы стресса: потеря аппетита, плохое вождение автомобиля, нарушение речи, дрожание голоса, увеличение количества проблем в семье, плохое распределение времени, избегание поддерживающих, дружеских отношений, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, неспособность к развитию, склонность к авариям, нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение или употребление алкоголя, доделывание работы дома, повышенная занятость, отсутствие времени на отдых.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Динамика протекания стрессового состояния представлена в приложении 2.
На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.
Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:
1. Система кровообращения. Как известно, кровеносная система нашего организма носит кислород и другие полезные вещества ко всем органам и системам нашего организма. Когда человек находится в спокойном состоянии, сердце старается работать как можно меньше, чтобы меньше изнашиваться. В момент стресса сердце начинает качать кровь энергичнее и вместе с кровью оно перебрасывает к органам жиры для подпитки. Если на стадии сопротивления происходит отклик от этих систем, то жиры сжигаются и в крови больше не циркулируют. Если же стресс затягивается, то неиспользованный жир так и остается в кровеносной системе и при достаточном его количестве может привести к закупорке сосудов.
2. Мышцы и кости. Это вторая система, которая крайне подвержена влиянию стресса. Как уже было сказано, в результате выброса гормонов наши мышцы напрягаются и в любую минуту готовы отработать нужное движение. Если этого не происходит долго время, то мышцы из-за постоянной напряженности укорачиваются и в последствие это приводит к хроническим болям в мышцах.
3. Желудочно-кишечная система. Казалось бы, при чем здесь она? Организм – целостная система, а питание он получает именно из этой системы. Стресс сказывается на ускорении обмена веществ вследствие чего изнашиваются ворсинки для всасывания питательных веществ.
4. Иммунная система. Иммунная система – защитник нашего организма от разного рода болезнетворных микробов и бактерий. Под действием стресса она начинает работать хуже, сокращается выработка антител для большинства респираторных инфекций – простуды, гриппа, ОРЗ, ОРВИ и других.
1.4. Особенности стресса у подростков
Откуда же возникает стресс у подростков? Взрослые испытывают стресс от нелюбимой работы, неустроенной личной жизни, всех тех обязанностей, которые они должны выполнять. Возможно, подростки имеют меньшее количество обязанностей, но это совсем не значит, что они не испытывают стрессов.
Стресс у подростков – обширный круг состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела, и поиски индивидуальности, контрольные, зачёты и экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях с противоположным полом. Все это давит на нашу психику.
Последствия стресса могут переходить в гораздо большее, чем в легкое недомогание. На нервной почве возникают синдром хронической усталости, депрессия, снижение интеллектуальных возможностей, быстрая утомляемость и раздражительность.
Особенно подвергнутыми стрессу являются подростки, сдающие экзамены. Школьники становятся подавленными, злыми, начинают друг с другом ругаться, много переживают и всё это ведёт к вредным заболеваниям нервной системы, которые проявятся либо во взрослой жизни, либо спустя некоторое время.
Симптомы подросткового стресса:
Стресс – опасное явление для подростка. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?
Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких.
Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние.
Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.
Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса.
Признаком подросткового стресса являются вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.
Причины стресса у подростков.
В подростковом возрасте все чувства обостряются, нервы натягиваются, как струна, от малейшего дискомфорта готов сорваться, потому что очень трудно становится управлять эмоциями и собственным поведением. Любые конфликты, недопонимания становятся трагедией.
Видимой причиной стресса у тинэйджеров может стать и серьезная неприятность, и незначительная обида. Чаще всего это проявляется в опасных ситуациях (причем опасность может быть, как настоящей, так и мнимой), при проявлении насилия в любой форме. Собственно, для человека в любом возрасте подобные явления провоцируют стресс, но для подростка любая психическая травма болезненнее втройне.
Нами было предложено обучающимся 7-10 классов поделиться наиболее отрицательными жизненными событиями, которые они пережили за последние полгода. Ответы свидетельствуют о том, что подростки испытывали в среднем два негативных события за этот период. Наиболее распространенными из них были:
разрыв отношений с юношей/подругой;
постоянные споры с родителями;
проблема с братом или сестрой;
частые ссоры между родителями;
изменение финансового положения родителей;
серьезные заболевания или травмы члена семьи;
проблема с одноклассниками;
проблемы с родителями.
Эти события сосредоточены в двух важнейших областях жизни подростка: дома и в учебном заведении. Условно все причины делятся на возрастные и те, которые связаны с семейной обстановкой. Но они часто переплетаются, и рассматривать их приходится в совокупности.
Физиологические изменения тела.
Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного.
Неразделенная любовь.
Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь». Разрыв отношений с юношей/девушкой.
Моральное и физическое давление со стороны сверстников.
Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».
Проблемы в семье.
Если в семье начинаются проблемы − развод, болезнь или смерть близкого человека, постоянные споры с родителями, проблема с братом или сестрой, частые ссоры между родителями
Изменение финансового положения родителей
Смена места жительства.
Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.
Проблемы в учебном заведении.
Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей − тоже стрессовая ситуация для подростка.
Глава 2. Исследование психологических особенностей учебного стресса
Анализ результатов исследования психологических
особенностей учебного стресса у обучающихся подросткового возраста
Исследовательская часть работы проводилась на базе МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области. В исследовании принимали участие обучающиеся 7в, 8 б, 9а, 9б, 10а классов, всего 94 обучающихся.
На первом этапе нашей работы мы изучали основные причины учебного стресса, выявили, в чем проявляется стресс, определили основные приемы снятия стресса обучающимися, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых (Приложение 3).
Суть этой методики состоит в том, что испытуемым предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл − минимум, 10 баллов − максимум. На 2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Вопрос 7 − открытый, обучающиеся вписывали свои варианты ответа на данный вопрос.
Полученные результаты проведенного исследования можно представить в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1.
Результаты исследования причин стресса обучающихся
№ | Причина стресса | Результаты, max = 10 б. |
1 | Большая учебная нагрузка | 5,4 |
2 | Страх перед будущим | 4,9 |
3 | Нежелание учиться | 4,7 |
4 | Непонятные, скучные учебники | 4,7 |
5 | Строгие преподаватели | 4,3 |
6 | Неумение правильно организовать свой режим дня | 4,1 |
7 | Стеснительность, застенчивость | 3,6 |
8 | Излишнее серьезное отношение к учебе | 3,2 |
9 | Конфликты в классе, школе | 1,9 |
Основными причинами стресса опрошенные считают большую учебную нагрузку и страх перед будущим. Меньше всего их волнует проблема конфликтов в школе.
Особенности проявления стресса у обучающихся представлены далее (Таблица 2).
Таблица 2.
Проявление стресса у обучающихся
№ | Проявление стресса | Результаты, max = 10 б. |
1 | Спешка, ощущение постоянной нехватки времени | 4,9 |
2 | Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания | 4,7 |
3 | Плохое настроение, депрессия | 4,7 |
4 | Плохой сон | 4,4 |
5 | Невозможность избавиться от посторонних мыслей | 4,2 |
6 | Низкая работоспособность, повышенная утомляемость | 4,2 |
7 | Раздражительность, обидчивость | 4,1 |
8 | Страх, тревога | 4,1 |
9 | Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами | 3,9 |
10 | Головные боли | 3,9 |
11 | Потеря уверенности, снижение самооценки | 3,4 |
12 | Нарушение социальных контактов, проблемы в общении | 2,5 |
13 | Учащенное сердцебиение, боли в сердце | 2,3 |
14 | Проблемы с желудочно-кишечным трактом | 1,5 |
15 | Затрудненное дыхание | 1,5 |
16 | Напряжение или дрожание мышц | 1,2 |
Стресс проявляется у данной группы обучающихся в основном на психологическом уровне. Это сказывается на снижении работоспособности, ухудшении продолжительности или качестве сна, нехватке времени. Проявления биологических признаков имеют невысокие показатели.
Результаты изучения основных приемов снятия стресса обучающимися
представлены в таблице (Таблица 3).
Таблица 3.
Приемы снятия стресса
Способ снятия стресса | Выбор обучающихся, в % |
Сон | 86 |
Общение с друзьями | 80 |
Прогулки на свежем воздухе | 78 |
Вкусная еда | 72 |
Перерыв в учебе | 60 |
Поддержка родителей | 54 |
Физическая активность | 46 |
Телевизор, компьютер | 44 |
Хобби | 20 |
Сигареты | 4 |
В качестве основных приемов снятия стресса большинство опрошенных считают сон, общение с друзьями и прогулки на свежем воздухе.
Приблизительно половина обучающихся ищут поддержку у близких или снимают стресс физической активностью.
На втором этапе мы исследовали уровень стрессоустойчивости каждого обучающегося, с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой) (Приложение 4).
Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста обучающимся было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).
Полученные результаты проведенного исследования можно изложить в виде таблицы (Таблица 4).
Таблица 4.
Самооценка стрессоустойчивости
№ | Класс | Результаты, средний балл | Оценка |
1 | 7 в | 14 | Хорошо |
2 | 8 б | 17 | Удовлетворительно |
3 | 9 а | 15 | Удовлетворительно |
4 | 9 б | 16 | Удовлетворительно |
5 | 10 а | 18 | Удовлетворительно |
Средний показатель по классам | 16 | Удовлетворительно |
Данная таблица показывает, что оценка «хорошо» у 7 в класса, «удовлетворительно» у 8 б,9 а, 9 б, 10 а. Результаты проведения данной методики соответствуют удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости обучающихся, которые означают адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости в классе.
Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1. Обучающиеся данных классов считают большую учебную нагрузку и страх перед будущим основными причинами возникновения стресса.
2. Стресс проявляется в основном на психологическом уровне. Это сказывается на плохом сне, понижении работоспособности, нехватке времени.
3. Показатели биологических признаков стресса выражены незначительно у большинства опрошенных. Что позволяет сделать вывод о хорошем показателе здоровья.
4. Сон, общение с друзьями, прогулки на свежем воздухе, вкусная еда, перерыв в учебе, поддержка родителей являются основными приемами снятия стресса.
5. Учащенное сердцебиение, головные или иные боли были выбраны самыми выраженными признаками проявления стресса.
6. Мы выяснили, что средний показатель стрессоустойчивости по самооценке обучающихся составил 16 из 40 возможных баллов. Данное значение характерно для удовлетворительной оценки показателя самооценки стрессоустойчивости. Это соответствует адекватности восприятия собственной стрессоустойчивости обучающихся.
Именно учебная нагрузка является одной из главных причин возникновения стресса.
2.2. Рекомендации по преодолению тревожности и стресса
Изучив научную литературу по проблеме и полученные результаты исследования, предлагаем следующие рекомендации для обучающихся:
Научитесь по-другому относиться к своей жизни. Успешная борьба с тревожностью и стрессом начинается с принятия мысли о том, что каждый сам отвечает за своё физическое и эмоциональное благополучие.
Необходимое условие противостояние стрессу – оптимизм. Не сами события являются источником стресса, а наше отношение к ним. Важно научиться радоваться каждому дню своей жизни. Думайте о том, что вы делаете, получайте удовольствие от самой учебы, от того, как хорошо вы с ней справляетесь, а не от того, что она даст вам в будущем.
Регулярные физические нагрузки оказывают положительное влияние как на физическое состояние, так и на психику. Помните, две-три минуты занятия аэробикой в неделю могут сильно уменьшить стресс. Обеспечить расслабление, увеличить гибкость и улучшить осанку помогут ежедневные упражнения на растяжку.
Важно стремиться к разумной организованности. Итальянец Паретто заметил: «Если рассматривать все рабочие функции с точки зрения критерия их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени». То есть, человек теряет большую часть времени. Неряшливость, неорганизованность, склонность к проволочкам и беспорядку только кажутся очень расслабляющими, но на самом деле являются постоянными источниками стресса. Смотрите на вещи реально, не ждите от себя слишком много. Возможно, некоторые намеченные вами дела и вовсе не следует выполнять.
Учитесь не бояться говорить «нет». В неумении отказывать людям заключается одна из причин, почему мы так часто отвлекаемся с важных дел на посторонние. Как однажды заметила Яна Франк в своей книге «Муза и чудовище», «99 процентов поводов, по которым к вам обращаются, на самом деле срочными не являются вообще». Нас зачастую просят выполнить элементарные вещи, с которыми точно могут справиться самостоятельно. Но у нас в голове включается механизм, который едко подсказывает нам – «помоги, если не хочешь, чтоб испортились отношения». «Нет» – это решение, «может быть» – самый плохой ответ, который только можно себе представить. Отвечая человеку «нет», мы заставляем его действовать самостоятельно. Постоянно решая чужие проблемы, мы разрешаем людям даже самые мелкие вопросы и обязанности перекладывать на собственные плечи, принося в жертву свои интересы. Со временем человек просто перестает думать о том, как справиться с возникшими трудностями.
Не будьте перфекционистом. Люди, ставящие перед собой множество труднодостижимых целей, не бывают счастливы. Важно научиться быть терпимым и снисходительным к себе и окружающим. К стрессу неизбежно приведет нетерпимость к собственным недостаткам. Раздражительность, ухудшение отношений с окружающими, а, следовательно, и стресс в основе могут иметь нетерпимость к другим.
Не концентрируйтесь на себе. Посмотрите на себя другими глазами и собственные проблемы перестанут казаться неразрешимыми.
Не переживайте бесконечно ошибки прошлого. Исправить что-либо в нем невозможно.
Питайтесь правильно. Наша пища и то, как мы ее потребляем, весьма существенно влияют на наши эмоции и способность справляться с трудностями жизни.
Высыпайтесь. Сон играет очень важную роль в преодолении стрессов и поддержании здоровья. У людей разная потребность во сне, но для большинства из нас достаточно, когда он длится семь-восемь часов в сутки.
В подготовке к занятиям применяйте основные принципы тайм-менеджмента.
Наладьте отношения с педагогами.
Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны, это упростит вам задачу в дальнейшем, при выполнении заданий.
Найдите день, время для переключения от работы на продуктивный отдых.
Для своевременной подготовки к стрессогенному событию или жизненной ситуации с целью ослабления их негативного воздействия на организм можно дать следующие рекомендации:
1. Возьмите за правило собирать информацию о предстоящих стрессогенных ситуациях.
2. Способы предупреждения конкретных жизненных опасностей должны быть продуманы. Попытайтесь найти способы их смягчения, преодоления.
3. Не следует делать поспешные умозаключения в преддверии стрессового события. Обстоятельства могут измениться, и все произойдет не так, как вы представляли.
4. Помните, большинство вызывающих стресс ситуаций вы способны решить самостоятельно, а серьезные перемены − это неотъемлемая часть жизни.
5. Стремитесь активно вмешиваться в стрессогенную ситуацию.
6. Быстрее и лучше справиться со стрессогенной ситуацией можно с помощью методов релаксации.
Релаксация – одно из эффективных средств защиты от стресса. Таким образом, если мы хотим направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс должны осознанно отвечать релаксацией. Можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме с помощью этого вида активной защиты.
Дыхание может стать затруднённым и тяжёлым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения − как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации помогает метод аутоанализа личного стресса посредством ведения «дневника стрессов». Метод этот требует фиксации в дневнике в течение нескольких недель того, когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса.
Методы первой помощи при остром стрессе.
Неожиданно оказываясь в стрессовой ситуации, для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе остановиться, чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса и успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи, чтобы в критической ситуации быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе:
1. Противострессовое дыхание;
2. Релаксация;
3. Рациональное восприятие окружающей обстановки;
4. Смена обстановки;
5. Заняться любой (отвлекающей) деятельностью.
В условиях стрессовой ситуации это выполняет роль «громоотвода», помогая отвлечься от внутреннего напряжения.
6. Локальная концентрация (помогает вытеснить из сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом).
Заключение
Выполненная нами работа по теме «Проблема стресса у подростков» посвящена изучению особенностей стресса у подростков, причин возникновения стрессовых состояний.
В процессе выполнения работы решались следующие задачи:
1. Проведён теоретический анализ и систематизированы научные представления по теме исследования.
2. Разработан комплекс диагностических методик.
3. Изучены особенности подросткового стресса.
4. Разработаны рекомендации по преодолению стресса и тревожности у обучающихся. Подготовлен информационный буклет.
На основании теоретического анализа литературы было установлено, что в жизни современного подростка проблема стресса занимает одно из первых мест.
Для современного школьника стресс – реакция на скопившиеся проблемы и бесконечный процесс борьбы с ежедневными трудностями. Факторы, вызывающие стресс, могут быть связаны с учебой, работой, деятельностью организации и событиями в личной жизни человека. Стресс в жизни школьника возникает из-за повседневных перегрузок, связанных с особенностями обучения в старших классах, и оказывать непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Таким образом, стресс – это часть жизни каждого ученика. Реакция на стрессовую ситуацию является частью образа жизни. От самого обучающегося зависит, каким будет его образ жизни, и, как следствие, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Во второй главе описывается организация проведения исследования, его результаты. Нами было проведено исследование, целью которого было изучить стрессовое состояние обучающихся. В результате выявили, что большие учебные нагрузки, возникающие из-за множества заданий по различным учебным предметам, являются основной причиной стресса. Возникает ощущение постоянной нехватки времени. Обучающиеся предпочитают восстанавливать затраченные силы общением с друзьями и близкими людьми и крепким сном.
Нами были даны рекомендации по преодолению тревожности и стресса: помнить о приоритетных делах и именно с них начинать свой день, расписать алгоритм достижения этих важнейших целей, анализировать сделанное, отмечать ошибки и намечать пути их исправления, быть настойчивыми и последовательными, меньше раскачиваться и отвлекаться на мелочи, не позволять другим «садиться себе на шею» и обязательно выбирать максимально удобные и близкие варианты релаксации, отдыха, восстановления сил.
В ходе выполнения работы была достигнута цель и реализованы поставленные задачи.
15