Районная научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме
«Рациональное использование бумаги и бережное отношение к учебникам – один из способов сохранения лесов»
Гаврилов Дмитрий, Маягина Яна, Русанов Данил
10 класс
Руководитель: Пирогова Надежда Ивановна
с. Ловозеро
2013
Содержание
1. Введение__________________________________________
2. От леса к бумаге___________________________________
3. «Учебник твой друг - без него как без рук»
(результаты исследования)______________________________
4. Задачи, составленные учащимися.
Результаты опроса учащихся (по эффективному использованию бумаги)_______________________________________________
5. Заключение________________________________________
6. Литература_________________________________________
Приложения:
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Жизнь современного школьника, несмотря на активное внедрение в нашу жизнь электронных образовательных ресурсов, невозможно представить без учебника. А ведь лес и учебник неразрывно связаны между собой. Во всяком случае, школьного учебника не было бы без леса.
Проведение этой мыслительной параллели не ново, но мы, учащиеся 10 класса, да, пожалуй, и все учащиеся школы, воспринимали это всегда как должное. В этом году библиотекарь школы попросила нас помочь разложить учебники, приготовив их для выдачи учащимся. Нас поразило её сетование на то, в каком виде учебники, выданные в новых хрустящих обложках, пахнущие типографской краской, возвращаются из рук учеников. «Знал бы лес, за что он страдает», - в сердцах проговорила она. Это и натолкнуло нас на мысль заняться исследованием вопроса о том, как мы, школьники, можем способствовать сохранению леса.
В работе представлены результаты нашего исследования. Мы рассчитали расход бумаги на производство учебников и тетрадей для учащихся нашей школы, и проанализировали, как дети, в процессе овладения знаниями относятся к своим помощникам и продумали пути сбережения лесных ресурсов.
Для того, чтобы собрать всю информацию, провести сбор, обработку, анализ данных по результатам исследования, мы посетили районную библиотеку, обратились к помощи Интернета, провели беседы с учащимися. Наконец , у нас появилось достаточно материала для обработки. Данная работа оказалась на редкость интересной для нас, помогла нам приобрести новые знания и навыки.
Надеемся, что результаты нашей работы окажутся полезными и станут первым шагом к сохранению леса.
Цель исследования – выяснить, как учащиеся школы при рациональном использовании бумаги и бережном отношении к учебникам могут способствовать сохранению лесов.
Задачи:
изучить историю бумаги;
изучить историю появления книги;
проанализировать, какое количество бумаги расходуется детьми в ходе учебного процесса;
собрать и обработать данные о количестве бумаги, необходимой для изготовления учебников для обучающихся школы-интерната;
собрать, изучить и обработать данные о количестве деревьев и площадей леса, потраченных на изготовление учебников для учащихся школы-интерната.
способствовать формированию активной экологической позиции на основе изученных материалов;
способствовать формированию у детей навыков поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде;
Объект изучения:
учебники, тетради и бумажные отходы учебного процесса
Методы исследования:
опрос учащихся школы-интерната;
сбор данных о количестве учебников и другой бумажной продукции, необходимой учащимся в течение года;
беседы;
обобщение полученных результатов;
анализ полученной информации;
отчет
Практическая значимость работы:
- изготовление буклета-памятки для школьников,
- донесение до сознания школьников их ответственности за каждый учебник, использованный ими в процессе обучения
- формулирование советов учащимся по рациональному использованию бумаги, продлению жизни школьного учебника,
- формулирование предложений о способах компенсации природе за леса, уничтоженные производителями бумаги для образования школьников
2. От леса к бумаге
Леса покрывают около 30% поверхности суши Земли. Они обеспечивают устойчивое развитие биосферы. Их называют "легкими" планеты, так как они - источник кислорода в атмосфере, без которого не было бы привычной жизни на Земле. Лес снабжает людей древесиной, топливом, бумагой, каучуком, ягодами, грибами, орехами, лекарством.
Чаще всего человек использует лес в качестве топлива. Однако ценность леса как природного богатства и широко применяемого сырья определяется производством бумаги.
Древесная целлюлоза является основным сырьем для производства бумаги, хотя вместо нее также могут быть использованы иные виды растительного волокна. Целлюлозу получают из самых разных твердых и мягких лесных пород: ели, сосны, эвкалипта, тополя, березы, каштана и других деревьев. Самый экономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: на деревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, которая смешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочна и чаще всего идет на производство, например, газет. Бумагу более высокого качества, в том числе ту, которую используют для производства школьных учебников, делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на малые щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, а также прочные оберточные материалы.
3. «Учебник твой друг - без него как без рук»
(результаты исследования)
В феврале 2013 года нами проведено изучение вопроса: сколько бумаги остается в кабинетах после уроков за день, неделю, месяц, четверть, год?
Способ изучения вопроса был следующим:
- 19 февраля 2013 года в кабинете математики прошло 6 уроков, по их окончанию все оставшиеся бумажные отходы (черновики, записки, обрывки листочков, закончившиеся тетради) были собраны и взвешены – их общий вес составил 140 гр;
- исходя из общешкольного расписания уроков, в этот день было задействовано 26 кабинетов, в которых прошло 84 занятия;
- для выяснения среднего количества использованной за учебный день бумаги нами был произведён следующий расчёт: 140 гр × 26
- таким образом, было выявлено количество использованной бумаги в среднем по школе за учебный день - 3кг 640 гр
- дальнейший расчёт для ответа на поставленный вопрос представлен в таблице:
| Сколько остается бумаги в кабинетах после уроков | Сколько деревьев было вырублено |
1 день | 3 кг 640 г | 0,1 деревьев |
Неделя | 21 кг 840 г | 0,6 дерева |
Месяц | 87 кг 360 г | 2,4 деревьев |
Четверть | 152 кг 880 г | 4,2 деревьев |
год | 786 кг 240 г | 21,84 деревьев |
Если учесть, что 60 кг макулатуры сохраняет 1 дерево, то, собирая макулатуру, мы бы сохранили примерно 13 деревьев. Т.к выход бумаги из этой макулатуры 60%.
В течение января- февраля 2013 года нами были изучены вопросы:
какое количество учебников приходится на всех учащихся школы-интерната?
вес всех использованных учебников?
сколько деревьев вырубается для изготовления учебников, используемых в течение одного года, для каждого класса и для всей школы?
При расчете были взвешены 10 учебников и высчитан средний вес одного учебника. Получился результат: вес одного учебника - примерно 0,5 кг.
36 кг бумаги изготавливается из 1 дерева.
класс | Кол-во учащихся | Кол-во учебников на одного ученика | Общее кол-во учебников | Кол-во бумаги на все учебники | Сколько деревьев вырубается |
1 | 22 | 10 | 220 | 110 кг | 3,1 дерева |
2 | 35 | 11 | 385 | 192,5 кг | 5,35 дерева |
3 | 25 | 12 | 300 | 150 кг | 4,2 дерева |
4 | 28 | 13 | 364 | 182 кг | 5,1 дерева |
5 | 29 | 14 | 406 | 203 кг | 5,6 дерева |
6 | 37 | 16 | 592 | 296 кг | 8,2 дерева |
7 | 23 | 17 | 391 | 195,5 кг | 5,4 дерева |
8 | 33 | 16 | 528 | 264 кг | 7,3 дерева |
9 | 30 | 16 | 480 | 240 кг | 6,7 дерева |
10 | 11 | 17 | 187 | 93,5 кг | 2,6 дерева |
11 | 7 | 17 | 119 | 59,5 кг | 1,7 дерева |
Итого: | | | | 1986 кг | 55,2 дерева |
Таким образом, выяснилось, что в среднем для изготовления комплекта учебников на год для учащихся всей школы в производство ушло 55,2 дерева.
Исследование вопроса, касающегося количества деревьев, необходимых для производства тетрадей, используемых учащимися школы в течение года,
учитывая, что вес одной простой тетради – 36 граммов, вес одной общей тетради – 160 граммов, заняло больше времени: потребовался опрос учащихся, учителей начальной школы.
Класс | Кол-во учеников | Кол-во тетрадей в год на одного ученика | Общее кол-во тетрадей | Вес простых тетрадей | Вес Общих тетрадей | Сколько деревьев вырубается |
1 | 22 | 18 | 396 | 14256 г | | 0,4 дерева |
2 | 35 | 18 | 630 | 22680 г | | 0,7 дерева |
3 | 25 | 18 | 450 | 16200 г | | 0,45 дерева |
4 | 28 | 18 | 504 | 18144 г | | 0,5 дерева |
5 | 29 | 34 + 5 общ. | 986 + 145 | 35496 г | 23200 г | 1,6 дерева |
6 | 37 | 34 + 6 общ. | 1258 + 222 | 45288 г | 35520 г | 2,2 дерева |
7 | 23 | 34 + 6 общ. | 782 + 138 | 28152 г | 22080 г | 1,4 дерева |
8 | 33 | 34 + 7 общ. | 1122 + 231 | 40392 г | 36960 г | 2,2 дерева |
9 | 30 | 38 + 9 общ. | 1140 + 270 | 41040 г | 43200 г | 2,3 дерева |
10 | 11 | 38 + 10 общ | 418 + 110 | 15048 г | 17600 г | 0,9 дерева |
11 | 7 | 38 + 12 общ. | 266 + 84 | 9576 г | 13440 г | 0,7 дерева |
ИТОГ: | | | 7952 + 1200 | | | 13,35 дерева |
Таким образом, выявлено, что для изготовления тетрадей, используемых школьниками в течение года, необходимо вырубить и переработать 13,35 дерева. Следует учесть, что данный расчёт ориентирован на прилежного ученика, бережно относящегося к учебным принадлежностям, не теряющего тетради и не заводящего новую тетрадь каждый день. А таких учащихся, к сожалению, немало.
Каждый знает, что помимо учебников и тетрадей, учебный процесс немыслим без дневников и альбомов. Поэтому мы задались изучением таких вопросов:
сколько дневников используется в течение года в школе-интернате?
сколько альбомов используют в течение года учащиеся 1- 7 классов на уроках изобразительного искусства?
сколько бумаги ушло на изготовление дневников и альбомов?
сколько деревьев для этого было вырублено?
При расчетах использовались данные:
вес одного дневника в среднем – 200 г
вес одного альбома в среднем – 210 г
Учитывая, что для изготовления 36 кг бумаги требуется 1 взрослое дерево, был произведён расчёт:
Класс | Кол-во учащихся | Кол-во дневников | Вес дневников | Кол-во альбомов | Вес альбомов | Кол-во бумаги на дневники и альбомы | Сколько деревьев вырубается |
1 | 22 | - | | 44 шт. | 9, 24 кг | 9,24 кг | 0,3 дерева |
2 | 35 | 35 шт. | 7 кг | 70 шт. | 14,7 кг | 21,7 кг | 0,6 дерева |
3 | 25 | 25 шт. | 5 кг | 50 шт. | 10,5 кг | 15,5 кг | 0,4 дерева |
4 | 28 | 28 шт. | 5,6 кг | 56 шт. | 11,76 кг | 17,36 кг | 0,5 дерева |
5 | 29 | 29 шт. | 5,8 кг | 58 шт. | 12,18 кг | 17,98 кг | 0,5 дерева |
6 | 37 | 37 шт. | 7,4 кг | 74 шт. | 15,54 кг | 22,94 кг | 0,6 дерева |
7 | 23 | 23 шт. | 4,6 кг | 46 шт. | 9,66 кг | 14,26 кг | 0,4 дерева |
8 | 33 | 33 шт. | 6,6 кг | | | 6,6 кг | 0,2 дерева |
9 | 30 | 30 шт. | 6 кг | | | 6 кг | 0,2 дерева |
10 | 11 | 11 шт. | 2,2 кг | | | 2,2 кг | 0,04 дерева |
11 | 7 | 7 шт. | 1,4 кг | | | 1,4 кг | 0,04 дерева |
Итого: | | | 51,6 кг | | 83,58кг | 135,18 кг | 3,8 дерева |
Таким образом, выяснено, что для удовлетворения потребности учащихся нашей школы в дневниках и альбомах, учебниках, тетрадях необходимо в среднем 72,35 дерева.
Небезызвестно, что производители бумаги расчёты ведут на гектары, а не на единицы деревьев. Поэтому мы рассчитали, какая площадь лесов была уничтожена при производстве бумаги, используемой для изготовления учебных пособий, необходимых для организации нашего учебного процесса. Для этого нам была необходима следующая информация:
сколько м2 бумаги идет для изготовления тетрадей (простых и общих), которые используются учащимися нашей школы в течение года? Сколько м2 леса для этого вырубается?
Сколько м2 бумаги израсходовано на выпуск учебников для учащихся школы? Сколько м2 леса для этого вырубили?
Было выяснено:
площадь всех листов одной тетради, одного учебника;
площадь бумаги для всех тетрадей, учебников;
площадь леса, вырубленного для производства тетрадей, учебников
Для заполнения таблицы учтены данные:
- площадь листов простой тетради – 0,5 м2
- площадь листов общей тетради –1,5 м2
- на 1000м2 бумаги нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 леса
Класс | Кол-во учеников | Кол-во тетрадей в год на одного ученика | Общее кол-во тетрадей | Кол-во бумаги на тетради | Сколько м2 леса вырубается |
1 | 22 | 18 | 396 | 0,5 ∙ 396 = 198 м2 | 310,85 м2 |
2 | 35 | 18 | 630 | 0,5 ∙ 630 = 315 м2 | 494,5 м2 |
3 | 25 | 18 | 450 | 0,5 ∙ 450 = 225 м2 | 353,25 м2 |
4 | 28 | 18 | 504 | 0,5 ∙ 504 = 252 м2 | 395,65 м2 |
5 | 29 | 34 + 5 общ. | 986 + 145 | 0,5 ∙ 986 = 493 м2 1,5∙ 145 = 217,5 м2 | 761,5 м2 304,5 м2 |
6 | 37 | 34 + 6 общ. | 1258 + 222 | 0,5 ∙ 1258 = 629 м2 1,5 ∙ 222 = 333 м2 | 987,5 466,2 |
7 | 23 | 34 + 6 общ. | 782 + 138 | 0,5 ∙ 782 = 391 м2 1,5∙ 138 = 207 м2 | 613,875 м2 289,8 м2 |
8 | 33 | 34 + 7 общ. | 1122 + 231 | 0,5 ∙ 1122 = 561 м2 1,5∙ 231 = 346,5 м2 | 880,75 м2 485 м2 |
9 | 30 | 38 + 9 общ. | 1140 + 270 | 0,5 ∙ 1140 = 570 м2 1,5 ∙ 270 = 405 м2 | 894,9 м2 567 м2 |
10 | 11 | 38 + 10 общ | 418 + 110 | 0,5 ∙ 418 = 209 м2 1,5∙ 110 = 165 м2 | 328,25 м2 231 м2 |
11 | 7 | 38 + 12 общ. | 266 + 84 | 0,5 ∙ 266 = 133 м2 1,5∙ 84 = 126 м2 | 208,8 м2 176,4 м2 |
ИТОГ: | | | 7952 + 1200 = 9152 | 5776 м2 -бумаги | 14440 м2 = 1,44 га |
класс | Математика М2 | Русский язык М2 | Чтение М2 | Англ. язык М2 | Окружающий мир М2 | Информатика М2 | Всего м2 | Площадь вырубленного леса |
| 1 уч. | все | 1 уч. | все | 1 уч. | все | 1 уч. | все | 1 уч. | все | 1 уч. | все | | |
1 | 3,8 м2 | 83,6 | 5,4 | 118,8 | 5,8 | 127,6 | - | - | 5,7 | 125,4 | - | - | 455,4 | |
2 | 4,44 | 155,4 | 5,7 | 199,5 | 6,3 | 220,5 | 8,4 | 294 | 6,68 | 233,8 | - | - | 1103,2 | |
3 | 3,8 | 95 | 6,8 | 170 | 8,9 | 222,5 | 8,4 | 210 | 7,59 | 189,75 | 9,76 | 242,5 | 1129,75 | |
4 | 3,8 | 106,4 | 4,9 | 137,2 | 9,5 | 266 | 8,4 | 235,2 | 7,55 | 211,4 | 9,4 | 263,2 | 1219,4 | |
итого | | | | | | | | | | | | | 3907,75 м2 | 0,4 га |
класс | Русский язык м2 | Литература м2 | Математика м2 | Химия м2 | Биология, м2 природоведение | Физика м2 | Англ. язык м2 | География м2 | История м2 | Обществ. М2 | Информатика м2 | Итого м2 |
5 (29) | 104,4 | 118,61 | 115,4 28,7 | - | 162,4 | - | 197,2 214,6 | 204,2 220,4 | 153,4 | - | 183,9 | 1703,2 1703,2 |
6 (37) | 144,3 | 199,8 | 147,3 36,3 | - | 207,2 | - | 266,4 277,5 | 236,4 277,9 | 196,1 | 218,3 | 233,1 | 2440,6 |
7 (23) | 96,6 | 117,3 | 134,3 107,7 59,8 43,7 | - | 117,3 | 133,4 94,3 | 172,5 167,9 | 154,1 174,8 | 144,9 | 133,4 | 145,8 | 1997,8 |
8 (33) | 141,9 | 188,1 | 192,7 154,4 62,7 79,2 | 201,3 | 200,3 | 204,6 117,5 | 244,2 257,4 | 227,7 250,8 | 237,6 | 201,3 | 240,9 | 3202,5 |
9 (30) | 129 | 174 | 175,2 140,4 57 72 | 201 | 192 | 192,5 138 | 219 234 | 213 228 | 180 | 216 | | 2770,1 |
10 (11) | 64,9 | 45,54 | 71,5 32,89 20,9 29,7 | 32,78 | 63,25 | 64,25 27,5 | 80,74 74,8 | 78,32 69,3 | 46,31 | 62,37 | 45,1 | 1310,15 |
11 (7) | 41,3 | 37,1 | 38,3 20,9 13,3 18,8 | 25,83 | 40,25 | 44,1 21,7 | 51,38 47,6 | - | 32,2 | 38,15 | 35,7 | 506,61 |
| | | | | | | | | | | | 13930,96 м2 = 1,4 га |
13930,96 м2 бумаги израсходовано на производство учебников для учащихся 5 -11классов. Учитывая, что на 1000 м2 бумаги надо вырубить 2500 м2 леса, то для данных учебников необходимо 34825 м2 леса = 3,5 га
Таким образом, выяснено, что для производства учебных принадлежностей учащимся нашей школы вырублен лес площадью 5,3 га.
Учебники из деревьев на школьной территории
Так же решили выяснить:
какую площадь занимают деревья, растущие на школьной территории;
сколько учебников примерно можно изготовить из этих деревьев.
Произвели измерения, вычисления с учетом:
2500м2 леса необходимо для изготовления 1000 м2 бумаги.
на один учебник в среднем нужно 5,8 м2 бумаги.
Площадь школьного участка, занятого деревьями | Сколько м2 бумаги можно изготовить | На один учебник в среднем м2 бумаги | Сколько учебников можно изготовить из деревьев школьного участка |
16,8 ∙ 2,1 = 35,3 м2 | 14,12 м2 | 5,8 м2 | 2 учебника |
26,8 ∙ 5,6 = 150,1 м2 | 60,04 м2 | 5,8 м2 | 10 учебников |
23,8 ∙ 5,9 = 140,4 м2 | 56,16 м2 | 5,8 м2 | 9 учебников |
| | | 21 учебник |
При рассмотрении этих данных следует учесть, что деревья пришкольного участка молодые, а следовательно, невелики, поэтому полученныё результат смело можно уменьшить вдвое, а то и втрое.
4. Задачи, составленные учениками 6 класса.
Чтоб активизировать внимание младших учащихся к изучаемой нами теме, мы предложили им составить задачи, используя наши расчёты. Работы учеников 6 класса оказались интересными и нужными.
Задача 1
В школе 238 учеников. Сколько можно сохранить кубометров леса, если каждый ученик нашей школы соберет 10кг макулатуры? Сколько учебников можно сделать из этой макулатуры? Выход бумаги из собранной макулатуры - 60%. Вес учебника 0,5 кг. 1тонна макулатуры сохраняет 5м³ леса. (Безручко Александра.)
Решение:
238 ∙ 10 = 2380 кг (макулатуры)
2380 ∙ 0,6 =1428 кг (бумаги)
1428 кг ∙ 5 : 1000 кг = 7,14 м3(леса можно сохранить)
1428 кг : 0,5 кг = 2856 учебников (можно изготовить из этой макулатуры)
Ответ: 7,14 м3 леса сохраним, 2856 учебников можно изготовить.
Задача 2
Из 420кг макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из 7 больших взрослых деревьев. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы каждый из нас смог сохранить жизнь одному дереву? (Орехов Аркадий)
Решение:
420 кг : 7 = 60 кг макулатуры сохраняет одно большое взрослое дерево.
60 кг ∙ 0,6 =36 кг бумаги получаем из 60 кг макулатуры.
Т.е 36 кг бумаги можно изготовить из одного дерева.
Задача 3
В школе за день остается около 3кг 640 г бумаги. Сколько бумаги в год выбрасывается одним учеником, если в школе 283 ученика? Сколько бумаги выбрасывается в школе за один учебный год, если учебный год 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев? (Никифорова Алина)
Решение:
3,6 ∙ 210 = 756 (кг)
756 ∙ 14 : 1000 = 11(деревьев)
Ответ: 756 кг бумаги выбрасывается за учебный год; 13 деревьев можно спасти.
Задача 4.
На территории нашей школы деревья занимают 325,8 м2 площадь. Учитывая, что 2500м2 леса необходимо для изготовления 1000 м2 бумаги. На 1 учебник в среднем надо 5,3м2 бумаги. Сколько учебников можно изготовить из этих деревьев? ( Вокуева Екатерина)
Ответ: 21 учебник можно изготовить
Составленные задачи были решены всеми учащимися 6-х классов.
После этого наше общение с шестиклассниками продолжилось: мы попросили их высказать свои мысли по результатам задач и были поражены их рациональными предложениями:
1)Всем обернуть учебники
2)Не отмечать в учебнике номера, которые задаются для домашней работы.
3)Не загибать листочки, а использовать закладки.
4)Каждому завести тетрадь для черновиков и использовать ее рационально: не вырывать из нее листы.
Заражённые интересом к этой теме шестиклассников, мы обратились к семиклассникам с вопросом:
Как школьник может помочь лесу, чтобы его меньше вырубали на изготовление бумаги для нужд школьников?
Предложения семиклассников:
1)Использовать электронные учебники. (Нехаев Данил)
2)Многоразово использовать черновики (для этого писать на черновике карандашом) (Филиппов Юра)
3)Площадь черновика использовать аккуратно, писать мелко. (Садилова Александра)
4)Учебники использовать по назначению: не писать в них, не вырывать листы для изготовления самолётиков, не подкладывать под сковородку и т.д. Приводить учебники в порядок перед сдачей в библиотеку. (Чупрова Даша, Наумова Марина)
5)Каждому выпускнику посадить по дереву на территории школы.
6)Внести предложение администрации района:
производить организованный сбор макулатуры в Ловозере хотя бы один раз в году (в июне, после окончания учебного года) (Дроздовский Роман).
5.Заключение.
Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином. Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания, местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше время человечество трудно было бы представить без леса и продуктов его переработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, чтобы понять насколько тесно мы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попросту деревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека и леса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору или просто прикоснуться к живому стволу берёзы? Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектов использования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено 2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожается свыше 20 гектаров лесов. Поэтому со временем настанет момент, когда человеку придётся задуматься о восполнении убывающих массивов леса.
Лес – дитя Земли. Нельзя забывать, что лес это не только универсальное сырьё, но и важнейший компонент природы.
В ходе работы нами была достигнута цель, поставленная в её начале - мы выяснили, сколько леса уходит на изготовление учебников и тетрадей для учащихся школы, как учащиеся при рациональном использовании бумаги и бережном отношении к учебникам могут способствовать сохранению лесов.
В результате нашей работы создан буклет-памятка школьникам и листовка, содержание которых способствует формированию активной экологической позиции учащихся, ответственного отношения к окружающей природной среде.
Литература
1.История создания бумаги (картинки).
Сайт: история создания бумаги.
2. История книги.
hi-edu.rue-books|HB|16-1.htm
3. История бумаги. История создания бумаги.
istoriya-bumagi…sozdaniya-bumagi
4. Карта Ловозерского района
mun.gov-murman.ruLocal|gorlovozero.shtm| Мурманск
5. Организация исследовательской деятельности
DswMedia|…
6. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики
-urokah-matematik.html
7. Проблема сохранения лесов
arzproect.narod.ru proecty|ugroza|ecologiy|
8. Интегрированный урок (математика + экология) в 6 классе по теме «Школьные экологические проблемы на уроках математики»
doc|98180|urok-v-6klasse-«shkol…problem…
9. Экологическое значение леса
Ekol-ush.narod.ru07.htm
Приложения
Берегите учебник!
Помните, что учебник находится в обращении не менее 4-х лет. Ваша задача – сохранить его в течение этого времени.
Памятка школьнику!
Аккуратно оберни все учебники.
Обязательно используй закладки.
Листы переворачивай аккуратно, не дергай, не рви края.
На книге не рисуй, не делай пометок.
Не вырывай листы из учебника.
По окончанию учебного года подготовь учебники к сдаче в библиотеку.
Листовка
Ученик, задумайся!!!
Чтоб изготовить для тебя учебники, тетради, альбомы, дневники требуется уничтожить 5,3 га леса.
Для сравнения:
Площадь озера Ловозеро 208,5 км2 = 2.085 га
Береги учебники!!!
Рационально используй тетради, альбомы!!!
В дневнике веди аккуратные записи, содержи его в чистоте!!!