СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-исследовательская работа в номинации «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формирование учебно - исследовательских навыков у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-исследовательская работа в номинации «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

« СОЛНЫШКО» П.СВХ.ПРИБЫТКОВСКИЙ

ГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ




Учебно-исследовательская работа


в номинации «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОЛОГИИ»


ПРОЕКТ «Снег - загадка»

снежный покров как индикатор загрязнения природной среды






Автор: воспитатель МБДОУ детский сад Солнышко

Литвинова Е.В.







Место проведения: МБДОУдетский сад «Солнышко»п.свх.Прибытковский

Сроки выполнения:11.02.2018 – 20.02.2018г.








2018г.



Оглавление:



Справка деятельности творческой группы ……………………………………………………….3


Введение ………………………………………………………………………………………….. 4

Этапы проекта………………………………………… ……………………………………………5

Объект исследования……………………………………… ……………………………………….5

План - карты действий по реализации проекта……………......... ………………………………..8

Методы исследования …………………………………………… …………………………… .….8

Выводы …………………………………………………………… …………………………………9

Список литературы …………………………………………… ………………………….………..9


Приложения…………………………………………………………………………………… 10 -


















Экологический проект

« Снег - загадка »



Обоснование необходимости разработки проекта учебно-исследовательской работы


снежный покров как индикатор загрязнения природной среды


Введение

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологическое воспитание можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды очень актуальна в наше время. Практически любая отрасль деятельности человека затрагивает эту проблему.

Одним из основных источников загрязнения окружающей среды является транспорт.

Снежный покров является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. Вдоль автомобильных дорог в зимний период в снегу за 4 месяца накапливается большое количество различных веществ, поступающих с выхлопными газами автотранспорта. Таким образом, концентрация загрязняющих веществ в снежном покрове оказывается на 2-3 порядка величины выше, чем в атмосферном воздухе. Вместе с талой водой они всасываются из почвы растениями, которые быстро растут и развиваются за весенне-летний период.

Таким образом, гипотеза нашего исследования заключается в следующем: автомобильный транспорт активно влияет на состав атмосферы нашего поселка, изменяя ее в худшую сторону, что отражается на состоянии снежного покрова.

В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение состояния снежного покрова

п.свх Прибытковский и оценка по нему состояния атмосферного воздуха в зимний период.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

- расширять и углублять знания детей о зимнем времени года;

- формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу;

- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Актуальность проекта: экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.


В нашем исследовании были использованы следующие методы:


- теоретические (обзор и анализ литературы и интернет ресурсов);


- исследовательский .


Сроки реализации: февраль


Исследование включало несколько этапов:


Подготовительный этап


1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы.

3. Разработка проекта. ( Подбор методической литературы, выбор форм работы с детьми и родителями, распределение обязанностей между членами творческой группы, выбор основных мероприятий, определение объема и содержания работы для внедрения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов)

Внедрение проекта: проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, составление памяток, рекомендаций для родителей, оформление буклетов, листовок, консультация для родителей «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4 - 7 лет»

Итоговый этап: выставка детских рисунков, совместное развлечение «Встреча со Снеговиком»

Исполнители проекта и основные участники: воспитатели детского сада, дети, родители

Ожидаемые результаты: формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период; воспитание бережного отношения к природе; привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.

Вид проекта: коллективный

Тип проекта: познавательный, опытно- исследовательский


Объект исследования

1. Зависимость состояния снега от уровня загрязнения атмосферы

С наступлением весны атмосферная температура воздуха становится выше, в результате чего снежный покров тает, а образовавшаяся вода смывается в водоемы или впитывается в почву.

Но если эта вода попадет в водоем или впитается в почву, какое влияние она окажет? Какое качество этой воды? И насколько вредна или полезна такая вода?

Сам по себе снег является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. При таянье все эти вредные вещества попадают в окружающую среду.

При образовании и выпадении снега в результате процессов сухого и влажного вымывания концентрация загрязняющих веществ в нем оказывается обычно на 2-3 порядка величины выше, чем в атмосферном воздухе.

Таким образом, снег, выпавший в конце ноября, сохранит вредные вещества, которые в нем содержатся, до весны. Весной снег растает, и вредные вещества попадут в окружающую среду.

В горах и полярных областях земного шара снежный покров, постепенно превращаясь в лед, как бы консервирует находящиеся в нем загрязняющие вещества и сохраняет их при благоприятных условиях в массе ледников многие сотни и тысячи лет, становясь своеобразной летописью состава атмосферного воздуха и его загрязнения.

2. Источники загрязнения снежного покрова

Загрязнение снежного покрова происходит в 2 этапа. Во-первых, это загрязнение снежинок во время их образования в облаке и выпадения на местность — влажное выпадение загрязняющих веществ со снегом. Во-вторых, это загрязнение уже выпавшего снега в результате сухого выпадения загрязняющих веществ из атмосферы, это автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Взаимоотношение между сухими и влажными выпадениями зависит от многих факторов, главными из которых являются: длительность холодного периода, частота снегопадов и их интенсивность, физико-химические свойства загрязняющих веществ, размер аэрозолей.

Среднее время пребывания в атмосфере антропогенных и природных веществ тесно связано с высотой выброса и физико-химическими свойствами. Время пребывания, как правило, растет с высотой выброса и увеличением дисперсности аэрозольных частиц и составляет от нескольких минут до года и более.

Характерная высота поступления загрязняющих веществ от крупных промышленных предприятий и тепловых электростанций составляет 150 м. Эта оценка учитывает высоту труб, начальный подъем газопылевого факела, распределение мощности выброса по отдельным типам источника. Реальная высота выброса может колебаться в широких пределах, от десятков до сотен метров.

Выброс загрязняющих веществ автотранспортом происходит практически на уровне земли. И на небольшой радиус, но степень загрязнения этого радиуса очень высока.

3. Талая вода как загрязнитель почв и водоемов

Тающий снег опасен в первую очередь для плодородия почв.

Весной растениям необходимы «силы» и питательные вещества для интенсивного вегетативного роста, которые в растворенном виде поступают из почвы.

В крупных городах и промышленных районах почва находится в ужасающем состоянии. Вредные вещества, такие как соли тяжелых металлов, хлориды, нефтепродукты, вещества оставшиеся от противогололедных реагентов и другие, впитывающиеся в почву, вместе с талой водой, еще больше ослабляют плодородные силы почв. Тем самым, уменьшая шансы выживания, будущих растений.

Очищая дороги, снег сваливают большими кучами, по обочинам. А именно на этих местах весной начинают всходить растения. Тающий сейчас снег токсичен, особенно в больших сугробах, которые долго лежали. Он содержит в себе опасные вещества, накопленные за зимний период.

Снежный покров является одним из источников загрязнения поверхностных вод. Установлено, что доля сульфатов, выносимых в половодье в речную систему бассейна средней реки в фоновых условиях формирования сульфатного стока, составляет 15-25%.

4. Анализ снежного покрова п.свх. Прибытковский

Мы решили провести исследования, с целью выяснения в каком состоянии находится снежный покров нашего села, а как следствие – состояние атмосферы.

Методика "Ранжирование" позволила выявить представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.

Наиболее значимыми для себя дети считают:


Представления детей 4-7 лет об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

40%;

  • потребность в общении с природой

18%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

10%;

  • практические экологические умения

6%;

  • интерес к экологическим проблемам

6%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа".

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная заинтересованость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

План - карта действий по реализации проекта для детей 4 лет.


Тема. «Раз шажок, два шажок- под ногой- снежок» (с 08.02.2018 по 18.02. 2018)


Цель: познакомить детей с произведениями о зиме; учить видеть в них красоту зимнего пейзажа; развивать ловкость и координацию движений ; углублять представления об окружающем, активизировать наблюдательность и слуховую восприимчивость; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к окружающей природе.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.


Чтение художественной литературы о снеге:

Г. Лагздынь «Раз шажок, два шажок- под ногой- снежок»;

С.Маршак «В январе, в январе много снега на дворе…»

И.Суриков «Белый снег пушистый»;

Я.Аким «Первый снег»

В.Петрова «Снег-снежок кружится, белая вся улица!»,

М,Познанская «Тихо, тихо снег идет, белый снег, мохнатый»

Чтение произведений о зиме

учить видеть в них красоту зимнего пейзажа; воспитывать любовь к окружающей природе.


2.

Подвижные игры

«Снег кружится», «Через снежки по кругу», «Мы легкие снежинки», «Зайка беленький сидит », «Заморожу»

Игры с родителями

«Кто дальше бросит снежок», «Снежные фигуры»


3.

Тематические прогулки

«Понаблюдаем за снегом, послушаем, как он скрипит под ногами», «Изучим свойства снега»

Наблюдения за снегом


4.

Художественное творчество

Аппликация «Снеговик», рисование «Метелица»

Конкурс рисунков «Зимушка, зима»









План - карта действий по реализации проекта для детей 5-7 лет


Тема «Такой белый и коварный »

Цель: расширить представление о свойствах снега; создать условия для формирования познавательных действий и умений, развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций; показать детям, что, несмотря на белизну снега, он грязный и холодный; воспитывать бережное отношение к природе родного края.


п/п

Этапы

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Познавательный

Чтение познавательной литературы по экологии,

Просмотр презентаций по загрязнению окружающей среды

Просмотр мультфильмов

«Занимательная экология»

«Ручеёк», «Мальчик и Земля»

2.

Наблюдения

«Таяние снега», «Какой снег?», . «Какой снег около детского сада»

Наблюдение «Какой снег около вашего дома»


3.

Опытно- исследовательская деятельность

Проращивание семян редиса в талой воде с разных мест поселка

Опыт «Проращивание семян в воде из под крана»


4.


Оформление результатов

Заключительное мероприятие

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о снеге».

«Снеговик в гостях у детей»

Фотовыставка, дневники наблюдений.



Методы исследования


Для опытно- исследовательской деятельности мы взяли четыре пробы снега из разных мест нашего поселка.:

- улица Лесная

- район автобусной остановки ;

- улица 60 лет СССР;

- участок детского сада.

Взятые пробы снега мы растопили. Этой водой залили семена редиса (10 семян на каждую пробу снега). После прорастания семена пересадили в землю.

Всего опыт занял 10 дней.

Первый день: забор снега, заложили опыт.

Второй день: результатов нет

Третий день: семена набухли во всех пробах. Семена прорастали равномерно.

На четвертый день опыта проклюнулись семена во всех пробах кроме пробы с автобусной остановки

Пятый день – появились белые проростки

- появились первые листочки. Проростки из пробы №4 были самыми сильными и зелеными.

– медленный рост стеблей наблюдали в пробе №1 и №2.

Восьмой день – проба №4 - появился третий лист..

На 10 день ( окончание опыта) Семена из пробы №4 -самые развитые. Проростки из пробы №1 стали увядать. В пробе №2 и №3, к моменту завершения наблюдения, было небольшое отставание в росте стеблей от остальных.

Результаты исследований внесены в таблицу. (См. Приложение №1)


Вывод:

Развитие человечества – это постоянное движение вперед, оно подразумевает разработку новых технологий, совершенствование условий жизни и труда людей. В последнее время негативное воздействие деятельности человека, в том числе и автомобильного транспорта, на окружающую среду, стали весьма заметны.

Эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха, является снежный покров. Таким образом, целью нашего исследования стало изучение состояния снежного покрова п. свх. Прибытковский и оценка по нему состояния атмосферного воздуха в зимний период.

Отрицательное влияние транспорта на экологию не вызывает сомнений. Поэтому необходимо использовать все возможные ресурсы для создания автомобилей, характеризующихся не только мощностью и комфортом, но и экологической чистотой топлива.


Итоговый результат проекта для детей 4-7 лет и родителей: развлечение , выставка рисунков , фотоальбома по результатам опытов


Список литературы:


1.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.

  1. Н.В. Нищева, «Развивающие сказки» СПб. Детство – Пресс, 2002г.

4.Е. Бельмач, В. И Л. Егоровы «250 Золотых страниц». Лучшие произведения для детей. Изд. «Олма – Пресс», «Бонус». 1997г.

5.В. Зотов «Лесная мозаика» М. «Просвещение», 1993г.

6.А.С. Барков. Серия книг «Мир животных». Изд. «Росмен», 1997г.

7.Т. Нилова. Серия «Моя первая книга о природе». АСТ Пресс, 1997г.

8Дидактическая игры, серия «Забавы в картинках» (демонстрационный материал). «Правила поведения в природе». Изд. Весна – Дизайн.

9.Детская художественная литература для детей.

10.Познавательные энциклопедии.

Информационные материалы Интернет сайта.























Приложение № 2


Результаты исследовательской деятельности


п/п

Дата

улица Лесная

район автобусной остановки

улица 60 лет СССР

участок детского сада

1

11.02.2018

Забор снега на разных участках поселка , закладка опыта


2

12.02.2018

Семена набухли, несколько растрескалось

Без изменений

Семена набухли, несколько растрескалось

Семена набухли, несколько растрескалось

3

13.02.2018

Появились белые отростки


Семена набухли, несколько растрескалось

Появились белые отростки


Появились белые отростки


4

14.02.2018

Развитие корневых отростков


Появились белые отростки


Развитие корневых отростков


Развитие корневых отростков


5

15.02.2018

Появление вегетативных органов


Развитие корневых отростков


Появление вегетативных органов


Появление вегетативных органов


6

16.02.2018

Развитие 2-х листиков

Появление вегетативных органов

Развитие 2-х листиков

Развитие 2-х листиков

7

17.02.2018

Появление 3-го листа

Развитие 2-х листиков

Замедление роста

Появление 3-го листа

8

18.02.2018

Хорошо развитые вегетативные органы

Появление 3-го листа

Появление 3-го листа

Хорошо развитые вегетативные органы

9

19.02.2018

Высадка растений в грунт


10

20.02.2018

Появление растений на поверхности грунта

Растения на поверхности грунта не наблюдаются

На поверхности видны части растений

Появление растений на поверхности грунта

Дальнейшее исследование продолжается в грунте с поливом талого снега с разных участков поселка.


Подводя итоги исследования можно сделать следующий вывод: что всхожесть семян во всех пробах 96 %т, а в развитии вегетативных органов растения наблюдалось различие, что может свидетельствовать о взаимосвязи развития растений и загрязнения снежного покрова, а, следовательно, и уровня загрязнения атмосферы.







Забор снега на автобусной остановке








улица 60 лет СССР











участок детского сада













улица Лесная










Заложение опыта с семенами
































































Приложение № 1

Серия опытов со снегом

Место проведения опытов. Опыты со снегом проводятся в экспериментальной лаборатории в

группе ДОУ.

Одежда детей. Перед работой дети надевают спецодежду: фартук, колпак, нарукавники.

Формирование самостоятельности во время экспериментирования. Перед детьми педагог

ставит вопрос, на который предлагает найти ответ. Чтобы дошкольники не просто выполняли

указания взрослого, а действовали в поиске ответа самостоятельно, воспитатель использует в

работе с детьми карточки с алгоритмом выполнения опыта. Вначале проводится рассматривание

и обсуждение предложенного алгоритма, после дети приступают к работе. Педагог

периодически задаёт уточняющие вопросы и оказывает индивидуальную помощь.

Методы и приёмы. Сравнение, уточнение, провокационные вопросы, напоминание, работа в

парах, тройках, четвёрках.

Фиксирование результата. Дети в дошкольном возрасте мыслят образами, зачастую не могут

дать полноценное словесное описание результатов опыта. Педагог широко использует

моделирование, рисунок, схемы и т.д. По созданной ребёнком схеме ему легче проговорить

«вслух» и осознать добытую самостоятельно новую информацию.

Опыт 1. Рассматривание снега через лупу ( старшая группа)

Цель: выяснить, имеются ли в образцах снега мусор, песок. Сравнить образцы снега, взятые в

разных местах на территории детского сада, определить, в каком из образцов грязи больше,

объяснить

почему.

Материалы и оборудование. Тарелочки с тремя отделениями и обозначением места сбора

образца, лопаточки, лупы, ведёрки с образцами снега, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

Последовательность выполнения опыта

Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:

разложить лопаткой образцы снега в отделения тарелочки;

равномерно распределить снег;

взять лупу и поочерёдно рассмотреть образцы снега;

зафиксировать результаты.

Ожидаемый результат:

в снеге можно увидеть песчинки, мелкий мусор;

снег более грязный –в образцах, взятых у входа в детский сад, у мусорного бака, более чистый –у деревьев.

Вывод: снег более грязен в местах с большой проходимостью людей, в местах воздействия его

на окружающую среду.

Опыт 2. Наблюдение за таянием снега в помещении

Цель: определить, где снег тает быстрее (на столе или на батарее); проследить, как снег

меняется во время таяния, что присутствует в талом снеге, выяснить, почему его нельзя есть.

Способ организации детей: работа в парах.

Материалы и оборудование. Тарелочка и лопаточка на каждого ребёнка, ведёрко с образцом

снега, лупа, карточка с алгоритмом выполнения опыта.

Последовательность выполнения опыта

Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:

  • объединиться парами;

  • положить лопаткой снег в две тарелочки;

  • равномерно распределить снег по тарелочкам;

  • один ребёнок ведёт наблюдение за таянием снега за столом, другой наблюдает за снегом на

  • отопительной батарее;

  • снег периодически помешивать;

  • взять лупу и смотреть изменения снега;

  • чей снег растает быстрее, несёт свою тарелку к партнёру по опыту;

  • сравнить снег в тарелках;

  • зафиксировать результаты.

Ожидаемый результат:

  • снег тает быстрее на отопительной батарее;

  • во время таяния снег темнеет;

  • в растаявшем снеге присутствуют мелкие частицы земли, мусора.

Вывод: снег нельзя брать в рот, так как в нём много мусора, грязи, это может нанести вред

здоровью.











Опыт 3. Сравнение растаявшего снега и водопроводной воды(старшая группа)

Цель: сопоставить внешний вид водопроводной воды и растаявшего снега с помощью лупы,

микроскопа; выяснить, какая вода грязнее: талая или водопроводная.

Материалы и оборудование. На каждого ребёнка –воронка, подставка с двумя помеченными

мензурками, ёмкости с водопроводной водой и талым снегом, лупы, карточка с алгоритмом

выполнения опыта.

Последовательность выполнения опыта

Рассмотреть алгоритм выполнения опыта и следовать его подсказкам:

из ёмкости с зелёной отметкой (талая вода) отлить немного воды в пробирку с зелёной отметкой;

из ёмкости с синей отметкой (водопроводная вода) отлить немного воды в мензурку с синей отметкой;

рассмотреть воду в пробирках;

рассмотреть воду в пробирках с помощью лупы;

зафиксировать результаты.

Ожидаемый результат: в мензурке с талой водой присутствуют мелкие частицы земли, мусора,

вода желтоватого или сероватого цвета, мутная; вода из-под крана прозрачная и не имеет

видимых примесей.

Вывод: водопроводная вода чище, а талая –грязнее.




Приложение №3


Конспект целевой прогулки «Зима на участке детского сада»


Программное содержание: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Оборудование и материалы: корм для птичьей кормушки, атрибуты для подвижной игры: шапочки для Морозов.


Ход прогулки


Воспитатель. Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погода? Чем она отличается от осенней? (Ответы детей.) Послушайте загадку:


Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите, чудеса –

Опустились небеса!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.


А. Гунали


– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме. Послушайте стихотворение о зиме.


Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...


И. Суриков


– Красивое стихотворение, правда? Давайте внимательно посмотрим на первые белые снежинки, как они кружатся, медленно опускаются на землю. Давайте посоревнуемся, на чью варежку упадет больше снежинок!


Если снежинку поймать на ладонь, что произойдет? (Дети убеждаются, что снежинки быстро тают). Это происходит потому, что снег состоит из воды. Осенью вместо снега идет дождь, а зимой от мороза дождинки замерзают и превращаются в снежинки.


А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.


Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.) А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти.


Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями. Есть ли на них листочки? (Ответы детей.) Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд?

Зимой и летом одним цветом.

– Что это? Правильно, ёлка. Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.


Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей).

А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Два Мороза».(Игра предварительно разучивается в группе).



Игра «Два Мороза»


Воспитатель вместе с детьми выбирает двух Морозов.

Морозы: Мы два братца молодые,

Два Мороза удалые.

Я – Мороз-красный нос.

Я – Мороз - синий нос,

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Дети (вместе с воспитателем):

Нам морозы – не беда!

Не страшны нам холода!

Вы, Морозы, не зевайте,

Нас быстрее догоняйте!

Морозы догоняют детей, отводят в Ледяной домик (на веранду). Игра повторяется.


В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что наступила зима, зимой стало еще холоднее, чем осенью. Листья с деревьев опали, выпал сне


Снег для опыта




















Игры со снегом
















Слепим мы снеговика















17