СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическая разработка внеклассного мероприятия "Болхов - моя малая Родина"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия, литературно - поэтического вечера, направленного на гражданско - патриотическое  воспитание молодежи

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методическая разработка внеклассного мероприятия "Болхов - моя малая Родина"»

Департамент образования Орловской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области «Болховский педагогический колледж»









Автор: Савкина Олеся Игоревна,

преподаватель филологических дисциплин

Всероссийский конкурс

«Родина у нас одна»


Учебно – методическая разработка внеклассного мероприятия

на тему:

«Болхов – моя малая родина»





Содержание

1. Аннотация…………………………………………………………………………...3

2. Введение………………………………………………………………………..….…4

3. Основная часть………………………………………………………...…….…..5

4. Заключение………………………………………………………………….….....11

5. Список литературы………………………………………………………..…..12

6. Приложение……………………………………………………………………..13-26









































Аннотация


«Родина… Мы ей обязаны нашими силами и вдохновением, и радостями»

А. Блок.

В сегодняшнем быстроменяющемся мире и мире информационно – коммуникационных технологий становится все сложнее отличить истину от ложи.

Потоки информации, обрушивающиеся на молодых людей, носят не только позитивный, но и негативный характер, воздействуя на еще формирующуюся сферу нравственности и духовности. Современная молодежь сталкивается с проблемой выбора не только каким быть, кем стать, но и кому и во что верить.

В обществе, где все стремительно меняется и переоценивается, где усиливается разрушение традиционных ценностей, где возникают новые требования к личности и ее социализации, где активно навязываются западные идеалы, уничтожается нравственность и приветствуется невежество, необходимо научить молодых людей помнить свои истоки, свою историю, уважать свою Родину и заботиться о ее благополучии, о сохранении ее исторически вымощенном лице и уникальности.

Одним из важнейших источников нравственного воспитания студентов является литература. Трогательные и лирические произведения способны воздействовать на души и умы всех поколений. Поэтому в качестве духовного обогащения студентов предлагается провести внеклассное мероприятие поэтической направленности, посвященное малой родине, старинному и родному городу Болхову с его не только богатой исторической культурой, но и пейзажем, восхищающим взгляды гостей и являющимся источником вдохновения.

Предлагаемая методическая разработка проведения литературно -поэтического вечера «Болхов - моя малая родина» содержит методику проведения внеклассного мероприятия, и может быть использована педагогическими работниками при организации и проведении внеклассных мероприятий для обучающихся профессиональных образовательных учреждений.


Введение


Патриотическое воспитание молодежи является фундаментом для построения личности, которая сможет ценить и облагораживать свой родной уголок, свою Родину, которая будет способна защищать и отстаивать ее интересы, гордится ей.

Все начинается с малого. Из маленького семечка вырастает большой побег, поэтому учить любить и уважать Россию нужно начинать с края, где родился, вырос или проживаешь в данный момент.

Для того, чтобы воспитать молодежь, богатою духовно и высоко нравственную, необходимо приобщать и открывать для нее всё богатство национального искусства: литературу, поэзию, и т.д. Д.С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний».

Современного варианта стратегии развития России невозможно без духовно-нравственного потенциала, системы формирования и развития воспитания молодого поколения.

Данная методическая разработка литературно-поэтического вечера представляет для студентов прекрасную возможность прикоснуться к миру поэзии и раскрыть творческий потенциал. Данное мероприятие позволяет исполнителям совершенствовать навыки художественного чтения и публичного выступления.

Целью литературно-поэтического вечера «Болхов – моя малая родина» является знакомство студентов с творчеством русских поэтов, проживавших на территории города, а также приобщение студентов к поэзии, посвященной любви к Родине.

Задачи литературно-поэтического вечера:

  • Усилить желание студентов читать и изучать творческое наследие русских поэтов;

  • Актуализировать внимание к традиционным ценностям и культурному наследию через поэзию;

  • Поднять патриотические чувства и готовность трудиться на благо Родины.

Участники литературно-поэтического вечера: студенты 1-2 курсов.

Место проведения: Актовый зал.

Время проведения: 80 минут.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, портреты поэтов, сборники стихов.

Ожидаемые результаты:

  • умение читать наизусть стихотворений уверенно, чувственно, эмоционально выразительно;

  • стремление узнать поближе свой город и его историю;

  • желание студентов участвовать в мероприятиях, направленных на сохранение и улучшение образа родного края и Родины.













Основная часть

Этапы подготовки и проведения

литературно-поэтического вечера «Болхов – моя малая родина»


Для проведения поэтического вечера необходимо подготовить студентов: разработать сценарий, подобрать стихотворения о Болхове, о любви к Родине, архивные исторические сведения, подготовить аудиторию для проведения вечера, музыкальное сопровождение. Студенты самостоятельно учат предложенные стихотворения наизусть.


План проведения поэтического вечера

«Болхов – моя малая родина»


1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости и участники литературно-поэтического вечера!

2-й ведущий: Здравствуйте! Мы рады приветствовать всех вас, собравшихся в этом зале, чтобы уделить свое время родному и любимому городу Болхову.

2-й ведущий: Сегодняшнюю встречу мы посвящаем своему краю, его живописным и вдохновляющим местам, пройдемся по страницам памяти и его истории.

1-й ведущий: Из глубины веков дошел до нас один из красивейших и богатых святынями уголок Орловского края, расположенный между холмами Орловского Полесья, в самом сердце центральной России – город Болхов. 

2-й ведущий: Первое упоминание о  древней Болховской земле относится к осени 1196 года, являясь частью Черниговского княжества, была сожжена владимирским князем Всеволодом III Большое Гнездо. Болховские земли вошли в Карачевский удел князя Мстислава Михайловича. Позднее, в конце XIII—начале XIV веков Карачевское княжество делится на более мелкие уделы — Козельский и Звенигородский, земли Болховского края  входят в Звенигородский удел, а позднее достаются младшему сыну князя Адриана Звенигородского Ивану, по прозвищу Болх и, в свою очередь, становятся  самостоятельным уделом, а князь Иван — родоначальником рода князей Болховских. Существует мнение, что по имени этого князя был назван город - Болховом. 

1-й ведущий: С тех пор как в орловских землях воцарился мир, они стали активно заселяться. В окрестностях Болхова с XVIII столетия появились поместья многих знатных дворян.  Зарождалась культура уездного быта, сосредотачивавшаяся вокруг «дворянских гнезд», усадеб русских помещиков, достигшая своего расцвета в следующем столетии. 
1779 г. Болхов стал од­ним из 13 уездных го­родов Орловской губер­нии. 14 марта 1780 г. утвержден первый ре­гулярный план города, по которому он делил­ся на прямоугольные кварталы с сохране­нием старого центра, окруженного осыпав­шимся к тому времени земляным валом. По плану должна была рас­ширяться каменная за­стройка, благоустраивался центр города. 16 августа 1781 г. Болхову был присвоен герб, в верхней части которого помещался герб Орла, а в нижней - «в серебряном поле засеянное гречихою поле; в знак его оным изобилия».

В Болхове родился русский поэт Апухтин А.Н. (1840 — 1893 гг.). На его стихотворения Чайковский П.И. создал шесть романсов, а проза высоко ценилась Михаилом Булгаковым. В центре города Апухтину А.Н. установлен памятник, на котором выбиты его слова:

                                         «Покой отошедшим и счастье живым,

                                          И слава им вечная вместе!

                                          Пусть будет союз, наш, навек нерушим

                                          Во имя отчизны и чести!»

В разное время город посещали А.А. Алябьев, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин, А.А. Фет, А.И. Куприн, И.С. Тургенев, Д.И. Фонвизин и П.И. Чайковский.

2-й ведущий: Наш Болхов – город на семи холмах,

Увенчанный собором и церквушками,

Стоит он скромно, гордо на Нугре,

И сохраняет лик давно минувшего…


А память у него богата и редка –

Из малого он высится величием

Хранит историю в своих дворах

И славит древние обычаи.


Здесь жизнь всегда спокойна и легка –

Ведь на душе всегда царит стремление,
Что помогает надрывать сердца

За родину, любовь, сомнение.


Так будь же ты таким в сердцах, умах, в воззрениях!

Не посрамим твой облик святый мы ни в одном «колении»!


1-й ведущий: Уважаемые гости нашего города! Поделитесь, пожалуйста, какие впечатления вызвал у вас город, когда вы впервые его увидели?

(общение со зрителями)


2-й ведущий: Спасибо за ваши теплые и добрые слова! Он поистине уникален!

На сцене стоят студенты, в руках у каждого свеча и ветка березы. На заднем фоне звучит мелодия. Читают стихи.


Студент 1: Пойдём в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал.
Пойдем в мой край,
Где первоцветы вешние
Весною по-особому цветут.
Тут сказки ты узнаешь
Только здешние,
«Матаню» нашу встретишь
Только тут.

Студент 2: В слух превратишься, наши песни слушая,
У нас такой в округе чернозем,
Что даже трактор
За рекою Зушею
На пашне светлым выглядит пятном.

Студент 3: А наша тройка-птица!
Не отсюда ли
Она впервые начала свой бег?!
Эй, рысаки мои!
В них столько удали,
Что славы хватит им на долгий век.
Тропинками извилистыми, узкими,
Пойдем туда, где земляки мои,
Где по соседству
С соловьями курскими
Поют не хуже
Наши соловьи.

Студент 4: Пойдем в мои край.
Я покажу село мое.
В нем мило все, хоть бедно до поры:
Простые хаты, крытые соломою,
Коровий рев и песни детворы…
Весна. Сугробы снега за калитками,
А по откосам рыжим, у воды
Проталины подснежниками вытканы, -
Последний снег
И первые цветы!
Студент 5: …Дни перволетья — дни невыразимые.
Их нужно видеть, слышать.
Что слова?
Пух тополей плывет, цветут озимые,
Кричат стрижи, и дремлет сон-трава…
…А бабье лето с тихою прохладою,
Со вспыхнувшими шапками берез,
Над плесом листья кружатся
И, падая,
Как будто искры, поджигают плес.
…Зимой у нас — что в русской сказке.
Где еще
На свете есть подобная зима?
Представь — летящий снег и дуб седеющий.
Да это же поэзия сама.
Студент 6: Пойдем в мой край,
В поля, в луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал.
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня

Начало всех начал.

.

Студент 7: Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О, други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!

В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.

И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далеких.

(уходят, оставляя все на краю сцены)

1-й ведущий: А.К. Толстой говорил: « Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».


2-й ведущий: А как вы понимаете значение этого слова? (общение с залом)

Музыкальное сопровождение. На фоне военной мелодии:


1-й ведущий: Утром 9 октября 1941 года на границе Болхова появилась немецкая разведка по направлению Орла, а затем большая колонна танков и мотопехоты гитлеровцев.

Наткнувшись на нашу арт батарею у Деевского моста, гитлеровцы отошли, а через некоторое время танки появились со стороны Коммуны Спартак и одновременно форсировали р.Нугрь в районе сушкомбината. Бой за Болхов начался в 11 часов и продолжался до 5 часов вечера. Оккупировав Болховский район, фашисты установили здесь режим кровавого террора, грабежа и насилия.


2-й ведущий: Захватив Болхов, немцы вышвырнули всех жителей из домов, а сами поселились в квартирах. На дверях и заборах они вешали табличку на немецком языке «Здесь живут немцы». Это означало, что русским сюда вход воспрещен. Все школы района были закрыты, а в школе №1 им. Карла Маркса фашисты устроили концлагерь для советских военнопленных. Немцы обязали всех учащихся с 14-летнего возраста работать наравне со взрослыми на земляных работах (рыть окопы).


1-й ведущий: Свою разрушительную деятельность фашисты начали, как только заняли город.

Немецкие солдаты разорили городскую библиотеку и сожгли 50 тыс. книг. Разгромили педучилище, медицинское училище, в здании музея устроили склад обмундирования. В церквах немцы устроили гаражи, мастерские, склады.

Фашисты всячески старались насадить «новый порядок» в городе. В селах фашисты ввели для жителей особые повязки, без которых они не имели права выходить за пределы места жительства.

В городе Болхове бургомистром Музалевским почти ежедневно издавались новые приказы. Большинство этих приказов кончалось словом – расстрел.


2-й ведущий: Вольнолюбивые люди не могли мириться с фашистским рабством. Им легче было принять смерть, чем покориться ненавистному врагу.

Жительница деревни Козюлькино Амелина мученически казнена гитролевцами только за то, что пыталась сопротивляться, когда ее грабили. В деревне Лучки 72-х- летний старик и его жена были расстреляны за отказ покинуть родное село. Гражданин Китаев Иван Яковлевич был расстрелян вместе со своей семьей в подозрении, что перешли линию фронта для партизанской борьбы. Было замучено 353 человека. Захватчики разрушили и уничтожили по району 18 215 строений, сожжено 92 населенных пункта, 49 строений предприятий государственной и местной промышленности. Каждый день пребывания фашистов на нашей Орловской земле отмечался какими-либо злодеяниями.


Студент в армейской униформе читает:

Русская земля  
От хребтов Кавказа до Урала,
Дальними дорогами пыля,
Ты не раз на бой сынов скликала,
Русская земля!

Прибавляли сил им в дни печали
Полноводных рек твоих струи,
И врагам обиды не прощали
Сыновья твои.

И всегда, цела и невредима,
Сыновей бессмертьем наделя,
Ты вставала из огня и дыма,
Русская земля!

О тебе в столетьях песни громки,
Вся ты как певучая струна!
И наследье предков мы, потомки,
Приняли сполна!

Вот опять ковыль дымится бурый,
Лёгкими кистями шевеля,
Вот опять ты в бой нас шлёшь под бурей,
Русская земля!

Что ж! Иль мы не русские солдаты,
Иль военный клич отцов забыт?
Не простим насильникам проклятым
Мы твоих обид!

Где б не шли, судьбой твоей хранимы,
Смерть за смерть врагам твоим суля, –
Мужеством твоим укреплены мы,
Русская земля.

Мы друзей скликаем поимённо,
Под огнём испытанных солдат,
И над ними русские знамёна
На ветру шумят!

Помяни ж героев, в битвах павших,
Осени знамёнами Кремля
Колыбель отцов и дедов наших,
Русская земля!

Прокляни отныне и навеки
Дрогнувшим перед лицом врага, –
В дни, когда катили пламя реки,
Бросив берега.

И опять цела и невредима,
Сыновей бессмертьем наделяя,
Встанешь ты из пламени и дыма,
Русская земля!


1-й ведущий: Музы не молчали во время войны. Не молчат они и сейчас. Очень приятно осознавать, что победные и печальные страницы нашей истории находят отклик и понимание в сердцах представителей всех поколений. Поэтому вновь и вновь в память о тех событиях рождаются, пишутся стихотворения.

2-й ведущий: К сожалению, мы сегодня так много говорим о нашей малой родине и патриотизме не просто так. Мир вокруг нас очень быстро меняется. Но мы твердо знаем: историю можно переписывать сколько угодно, но навсегда останется генетическая память и упрямство фактов, и с ними очень трудно спорить.

1-й ведущий: Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Осёдлан был хозяином на пашне.

Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.


2-й ведущий: Давайте жить одной семьёй
И подставлять уставшим плечи.
В минуты горечи большой
Друг другу поспешим навстречу.
А будет радостно – споём,
И песня взмоет в поднебесье!
Давайте же построим дом,
В котором всем нашлось бы место!

1-й ведущий: Ты слышишь, Россия? Наша Родина здесь! Её территория пролегает не по земле, а по душам людей. Давайте всегда оставаться большой, дружной семьей, и пусть всегда объединяет нас хорошая и добрая песня.

( звучит песня О. Газманов – «Вперед, Россия»)





Заключение


Произведения поэтов и писателей, изучаемые по образовательной программе, - это лишь маленькая крупица культурного достояния народа. Однако именно она является основой духовно – нравственного развития личности. Задача педагога состоит в формировании положительного взгляда на героев, на общество, на чувство ответственности.

Путь к воспитанию истинных патриотов лежит через воспоминания о минувшем, ведь только основываясь на прошлом, можно научить уважать тех, кто строил, защищал и погибал во имя своей великой Родины. Чувство благодарности за мирное небо над головой и возможность жить свободными возникает в настоящем и будущем благодаря памяти об ушедшем.

Поэзия – прекрасный метод воспитания. Заставляя переживать, чувствовать, воспринимать и пропускать через себя все эмоции, которые вложены в каждое слово и строфу, она воздействует не только на ум, но и на душу читающих. А правильно подобранные лирические произведения, способны взрастить не только духовно – нравственную личность, но и настоящего патриота.





































Список литературы


  1.  Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.

  2. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях- М.: Народное образование, 2002 - 112с.

  3. Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - 2-е изд., перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96 с.

  4. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  5. Приходько, В. И Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. - 2011. - №2. - С.53 - 57.

  6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник для студенческих учреждений среднего профессионального образования / И.Ф. Харламов - 7 - е издание - МН.: Университетское, 2012 - 560 с.

  7. Есенин С.А.: Сборник стихов. М.: Гослитиздат,1956 – 347с.



Интернет – ресурсы


  1. http://www.bolhov-adm.ru/history.php

  2. https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/623-stikhi-pro-gorod-bolkhov.html

  3. http://prishvinka.ru/glavn/door/krai/stixi.htm