СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Старокривецкая средняя общеобразовательная школа»





«Рассмотрено»


На заседании педагогического совета учителей


Протокол №__


от «___»_______2019г.


«Согласовано»


Заместитель директора по УВР

______ А.Н. Шведова


«__»______________2019г.



УТВЕРЖДАЮ


Директор школы


_____ М.В. Сазоненко


«___» __________2019г.





Рабочая программа

по истории

для 5 класса




Составитель:

учитель истории и обществознания

МБОУ «Старокривецкая СОШ»

Михальченко Вадим Михайлович
















2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе:

Федерального государственного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Мин. Образования и науки РФ от 17.12.2010г Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Старокривецкая СОШ» от 30.08.2014г №63 Приказ «О внесении изменений, дополнений в   образовательные программы» 31.08. 2018  г.   № 104  Приказ об утверждении учебного плана №87 от 31.08.2018г   

Планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ,

авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира».

Общая характеристика учебного предмета

Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства).

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 ч, в 5–8 классах по 2 ч в неделю, в 9 классе – 3 ч в неделю. В 5 классе – 35 учебных недели (70 ч).

Основное содержание предмета*

Что изучает история (не менее 10 ч)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.

Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого.

Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика.

Россия – многонациональное государство.

Всеобщая история. История Древнего мира (не менее 45 ч)

Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.

Первобытное общество.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.

Зарождение искусства.

Древний Восток.

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.

Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Древняя Греция и эллинистический мир.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.

Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.

Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Содержание тем учебного курса


Раздел

Количество часов


К/р

Введение

2



Раздел I. Жизнь первобытных людей

6



Раздел II Древний Восток.

21


1

Раздел III Древняя Греция


21





1

Раздел IV. Древний Рим

20


1


Итого:

70


4

Результаты изучения учебного предмета

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к уровню подготовки учащихся**

Должен знать:

• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников.

Должен уметь:

• определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

• использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

• выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

• группировать исторические явления и события по заданному признаку;

• объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

• выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


















Тематическое планирование уроков истории 5 класс, 70 ч

Кол-во часов

Название главы

Тема урока

Дата


Введение




1


Что изучает история древнего мира.



2


Летоисчисление



Жизнь первобытных людей




3


Первобытные собиратели и охотники.

Древнейшие люди.




4


Родовые общины



5


Возникновение искусства Первобытные верования



6


Древнейшие земледельцы и скотоводы.

Возникновение земледелия и скотоводства.




7


Появление неравенства и знати



8


Повторение по теме; Жизнь первобытных людей. Тест




Древнейший Восток





Древний Египет




9


Древний Египет. Государство на берегах Нила.




10


Письменность и знания древних египтян.


11


Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.



12


Жизнь египетского вельможи.



13


Военные походы фараонов.



14


Религия древних египтян.



15


Искусство Древнего Египта.



16


Письменность и знания древних египтян.



17


Повторение по теме Древний Египет.



18


Древнее Междуречье.



19


Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.



20


Финикийские мореплаватели.



21


Библейские сказания.



22


Древнееврейское царство.



23


Ассирийское царство.



24


Персидская держава «Царя царей»


Индия и Китай в древности



25


Природа и люди Древней Индии.



26


Индийские касты



27


Чему учил китайский мудрец Конфуций



28


Первый властелин единого Китая



29


Повторение по теме «Древний Восток»



Древняя Греция



30


Греки и критяне.



31


Микены и Троя



32


Поэма Гомера «Илиада».



33


Поэма Гомера «Одиссея»



34


Религия древних греков




Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием



35


Земледельцы Аттики теряют свободу.



36


Зарождение демократии в Афинах



37


Древняя Спарта.



38


Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.



39


Олимпийские игры в древности.



40


Победа греков над персами в Марафонской битве.



41


Нашествие персидских войск на Элладу.




Возвышение Афин в 5-м веке до н.э.



42


В гаванях афинского порта Пирей.



43


В городе богини Афины.



44


В афинских школах и гимнасиях.



45


В театре Диониса



46


Афинская демократия при Перикле.




Македонские завоевания в 4-м в до н.э.



47


Города Эллады подчиняются Македонии



48


Поход Александра Македонского на Восток.



49


В Александрии Египетской.




Повторение по теме Древняя Греция.



50


Повторение по теме Древняя Греция.



Древний Рим



Рим; от его возникновения до установления господства над Италией




51


Древний Рим.



52


Завоевание Римом Италии.



53


Устройство Римской республики.




Рим -сильнейшая держава Средиземноморья





54


Вторая война Рима с Карфагеном.



55


Установление господства Рима во всем Средиземноморье.



56


Рабство в Древнем Риме.



Гражданская война в Риме



57


Земельный закон братьев Гракхов.



58


Восстание Спартака.



59


Единовластие Цезаря.



60


Установление империи в Риме.




Римская империя в первые века нашей эры




61


Соседи Римской империи.



62


В Риме при императоре Нероне



63


Первые христиане и и их учение.



64


  1. Расцвет империи во 2-м веке.



65


«Вечный город и его жители.



Падение Западной Римской империи



66


Римская империя при Константине.



67


Взятие Рима готами.



68


Повторение по теме: Древний Рим.



69


Повторение по теме: Древний мир.



70


Итоговое тестирование