СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический комплекс по охране окружающей среды

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК предназначен для обучающихся по адаптированной программе по профессии "Маляр.Штукатур".

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по охране окружающей среды»



Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»


Индустриальное отделение





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР

_________________________

_________________________ _____ Забейда Л.Е.

Протокол № 7 от 31.08.2018 г. «____»_______ 2018г.

Зав. кафедрой ___________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ООП.03 Охрана окружающей среды


на основе адаптированной образовательной программе подготовки

для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям рабочих

13450 Маляр. 19727 Штукатур



Общеобразовательного цикла


ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ




Составитель: Константинова С.М. преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»



г. Опочка, 2018 год.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «ООП.03 Охрана окружающей среды» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413.



Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по профессии 13450 Маляр, 19727 Штукатур, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.




Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды адресован студентам очной формы обучения.





УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
















СОДЕРЖАНИЕ


Наименование разделов

стр.

1. Введение

4


2. Образовательный маршрут

5

3. Содержание дисциплины

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

4. Глоссарий

5

5

-

-

6

10


5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

5.1. Текущий контроль


5.2. Итоговый контроль по дисциплине дифференцированный зачет.

10



11

11

6. Информационное обеспечение дисциплины

12









  1. ВВЕДЕНИЕ


Уважаемый студент!


Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМК по дисциплине включает теоретический блок, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации к дифференцированному зачету.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; написание конспектов, выполнение практических заданий, поиск информации из источников дополнительной литературы и интернет-ресурсов.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет в виде написания зачетной контрольной работы.


Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:


- определять степень загрязненности окружающей среды


В результате освоения дисциплины Вы должны знать:


-основные мероприятия по защите и охране окружающей среды от загрязнений.


Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятие, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия.







  1. Образовательный маршрут по дисциплине

ООП.06 Охрана окружающей среды

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи


Количество

Практические работы

2

Точки рубежного контроля

1

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

( в форме итоговой контрольной работы).



Желаем Вам удачи


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Краткое содержание теоретического материала программы.


Раздел 1. Общество и природа


Введение. Сущность и направления охраны окружающей среды.


Тема 1.1. Антропогенное воздействие на окружающую среду


Масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Ноосфера.


Понятие об экологическом кризисе. Причины и пути выхода из экологического кризиса.


Основные источники загрязнения окружающей среды.



Тема 1.2 Направления охраны окружающей среды


Объекты и принципы охраны окружающей среды.


Особоохраняемые природные территории и объекты.


Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».


Инженерная охрана природной окружающей среды.


Природоохранная деятельность предприятий.


Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений.


Охрана окружающей среды -охрана природных ресурсов.

Пути решения проблем охраны окружающей среды.


Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.


Устойчивое развитие-ключевое понятие современности в природоохранной деятельности.


    1. Лабораторные работы (не предусмотрено)

    1. Практические занятия

практического

занятия


Формы и методы контроля


Наименование темы и содержание занятий по программе

Кол-во часов

1

Раздел 1: Общество и природа

Тема 1.2. Направления охраны окружающей среды.




Виды и принципы работы очистного оборудования и очистных сооружений на территории района.



2






Оценка выполнения практической работы.


Составление и анализ практических маршрутов.









3.4.Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)


Виды самостоятельной работы:


- подготовка устных сообщений;

-выполнение практического задания, составление чертежа очистных сооружений;

- написание конспектов;

-поиск информации из источников дополнительной литературы и интернет-ресурсов.

Формы контроля самостоятельной работы:

- проверка конспектов;

- отчет по выполнению практического задания;

- защита устных сообщений.

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания)


Как составлять конспект к тексту учебника.

  1. Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

  2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

  3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

  4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

  5. Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.



Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.



Требования к написанию конспекта.

  1. Определи цель составления конспекта.

  2. Внимательно ознакомься с произведением.

  3. Конспект следует писать от имени составителя.

  4. После цитат нужно указывать страницу произведения.

  5. Выделяй слова, фразы, абзацы.

  6. Не искажай мысль автора.

  7. Конспект пиши четко и разборчиво.

  8. В конспекте выделяй главное.


Правила конспектирования.

  • Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

  • Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

  • Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.

  • Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.

  • Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

  • Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

  • Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.

  • Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS - выучит; и– при писка, написанная после; ∆ - ново; др.

  • Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.


Правила составления тезисов при подготовке к устным сообщениям:


  • Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения запомнить. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.

  • Умело, составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий ответ, наиболее общий. Он, в той или иной мере, определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие.


Правила подготовки устного сообщения

Сообщение — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над сообщением:

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

  • Разработка плана доклада.

  • Написание.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

В сообщении соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой сообщения является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;

  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

  • употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;

  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;

  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.


Общая структура такого сообщения может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).

  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).

  7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

  8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

  • Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.

  • Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

  • Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересное сообщение, которое несомненно будет высоко оценено преподавателем.

Примерные темы устных сообщений и конспектов:

- Проблемы загрязнения окружающей среды в строительной индустрии;

-Особоохраняемые природные территории и объекты Псковской области;

-Классификация очистного оборудования и его роль в природохранной деятельности предприятий;

-Пути решения проблем охраны окружающей среды

4.Глоссарий:


Раздел 1: Общество и природа.

Охрана среды; экология; ноосфера.


Тема1.1 Антропогенное воздействие на окружающую среду.

Антропогенное воздействие; экологический кризис; источники загрязнения; охраняемые территории; инженерная охрана.


Тема 1.2.Направления охраны окружающей среды.


Охраняемый объект; очистное сооружение; комплекс природоохранных мер; диагностика экологической направленности; охранная деятельность предприятий.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД

ООП.03 Охрана окружающей среды


5.1.Текущий контроль



Виды текущего контроля

Формы контроля

Тема 1.2. Направления охраны окружающей среды.

Контрольная работа


Итоговая аттестация

дифференцированный зачет

(проводится в форме контрольной работы).


5.2. Примерная тематика вопросов к выполнению контрольной работы № 1 по теме: « Направления охраны окружающей среды».


1.Масштабы антропогенного воздействия на современном этапе;

2.Структура ноосферы и ее основные понятия.

3.Характеристика источников загрязнения окружающей среды.

4.Виды и принципы охраны окружающей среды.

5.Приодоохрання деятельность предприятий.

6.Особоохраняемые объекты на территории Псковской области.

7.Характеристика основных положений закона РФ об охране окружающей среды.

Критерии оценивания контрольной работы:

Характеристика письменного ответа

Оценка

Студент демонстрирует в работе системность и глубину знаний по учебной дисциплине; точно использует при ответе терминологию; грамотно излагает материал; обосновывает свой ответ практическим примерами; правильно выполнена структура практического задания, в виде схем.

«Отлично».

Студент при выполнении работы в основном демонстрирует системность и глубину знаний по учебной дисциплине в объёме учебной программы, но допускает недочёты в определении понятий и в структуре явлений в характеристике природного сообщества.

Студент умеет анализировать в своём письменном ответе явления и факты, а также особенности в экологических природных системах, но не во всех ответах на вопросы может сделать обоснованные выводы. В практическом задании допускает незначительные ошибки при составлении схемы.

«Хорошо».

При ответе на вопрос работы студент демонстрирует поверхностные знания по изучению данной учебной дисциплины. Ответы на вопрос содержат неточности в плане экологических взаимосвязей в природе.Вопросыработы глубоко не проанализированы. В практическом задании демонстрирует слабое понимание закономерностей экологических связей и принципов. В некоторых вопросах может допускать существенные ошибки в раскрытии основных понятий.

«Удовлетворительно».

Студент не владеет минимальной терминологией; допускает грубые логические ошибки отвечая на поставленные вопросы работы, а также может полностью демонстрировать отсутствие знаний по данной учебной дисциплине.

«Неудовлетворительно».




5.3.Итоговый контроль по УД

Дифференцированный зачет, проводится в виде выполнения контрольной зачетной работы по изученным темам учебной дисциплины.


Примерная тематика вопросов к итоговой зачетной контрольной работе:

1. Характеристика принципов охраны окружающей среды в области.

2.Виды и характеристика очистных сооружений на территории Псковской области.

3.Особенности инженерной охраны природной среды.

4.Современные мероприятия в структуре охраны окружающей среды.

5.Особенности мероприятий природоохранной деятельности на территории РФ,

6.Оборудования очистных сооружений.

7.Характеристика охранных мер в строительной индустрии на территории Псковской области.

8.Классификация очистного оборудования.

9.Экологическая деятельность предприятий на современном этапе.

Критерии оценивания контрольной работы:

Характеристика письменного ответа

Оценка

Студент демонстрирует в работе системность и глубину знаний по учебной дисциплине; точно использует при ответе терминологию; грамотно излагает материал; обосновывает свой ответ практическим примерами; правильно выполнена структура практического задания, в виде схем.

«Отлично».

Студент при выполнении работы в основном демонстрирует системность и глубину знаний по учебной дисциплине в объёме учебной программы, но допускает недочёты в определении понятий и в структуре явлений в характеристике природного сообщества.

Студент умеет анализировать в своём письменном ответе явления и факты, а также особенности в экологических природных системах, но не во всех ответах на вопросы может сделать обоснованные выводы. В практическом задании допускает незначительные ошибки при составлении схемы.

«Хорошо».

При ответе на вопрос работы студент демонстрирует поверхностные знания по изучению данной учебной дисциплины. Ответы на вопрос содержат неточности в плане экологических взаимосвязей в природе.Вопросыработы глубоко не проанализированы. В практическом задании демонстрирует слабое понимание закономерностей экологических связей и принципов. В некоторых вопросах может допускать существенные ошибки в раскрытии основных понятий.

«Удовлетворительно».

Студент не владеет минимальной терминологией; допускает грубые логические ошибки отвечая на поставленные вопросы работы, а также может полностью демонстрировать отсутствие знаний по данной учебной дисциплине.

«Неудовлетворительно».





6.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основные источники:


1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2010– 246 с.

2.Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2009– 356 с.

3.Рыжова Н.А. Экология. – М. Педагогический поиск, 2010 – 318 с.

4.Серебрякова Т.А. Охрана окружающей среды.- М.: Академия 2010 – 210 с.

5.Фокина В.Н. Экология. – М., Владос, 2008 – 236 с.

Дополнительные источники:


  1. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.

  2. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.

  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.

  4. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с.

  5. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с.


Интернет – ресурсы.


1.http// www. School.edu.ru

2.http// www. iuteruet -school.edu.ru


По состоянию на 31.08.2018 года.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!