Государственное управление образования Псковской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Псковской области
«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
Индустриальное отделение
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании кафедры ______ Зам. директора по УР
_________________________
_________________________ _____ Забейда Л.Е.
Протокол № 7 от 31.08.2018 г. «____»_______ 2018г.
Зав. кафедрой ___________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ООП.03 Охрана окружающей среды
на основе адаптированной образовательной программе подготовки
для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям рабочих
13450 Маляр. 19727 Штукатур
Общеобразовательного цикла
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Составитель: Константинова С.М. преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»
г. Опочка, 2018 год.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ООП.03 Охрана окружающей среды» составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды входит в общеобразовательный цикл ОПОП и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по профессии 13450 Маляр, 19727 Штукатур, разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов | стр. |
1. Введение | 4 |
2. Образовательный маршрут | 5 |
3. Содержание дисциплины 3.1. Краткое содержание теоретического материала программы 3.2. Лабораторные работы 3.3. Практические занятия 3.4. Самостоятельная работа 4. Глоссарий | 5 5 - - 6 10 |
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5.1. Текущий контроль 5.2. Итоговый контроль по дисциплине дифференцированный зачет. | 10
11 11 |
6. Информационное обеспечение дисциплины | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине ООП.03 Охрана окружающей среды создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМК по дисциплине включает теоретический блок, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, перечень точек рубежного контроля, а также примерные вопросы и задания по итоговой аттестации к дифференцированному зачету.
Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы. Из всех источников следует опираться на литературу, указанную как основную.
В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая подготовку устных сообщений, докладов; написание конспектов, выполнение практических заданий, поиск информации из источников дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет в виде написания зачетной контрольной работы.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
- определять степень загрязненности окружающей среды
В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
-основные мероприятия по защите и охране окружающей среды от загрязнений.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, если Вы пропустили занятие, то Вы можете к преподавателю прийти на дополнительные занятия.
Образовательный маршрут по дисциплине
ООП.06 Охрана окружающей среды
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи | Количество |
Практические работы | 2 |
Точки рубежного контроля | 1 |
Итоговая аттестация | Дифференцированный зачет ( в форме итоговой контрольной работы). |
Желаем Вам удачи
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Краткое содержание теоретического материала программы.
Раздел 1. Общество и природа
Введение. Сущность и направления охраны окружающей среды.
Тема 1.1. Антропогенное воздействие на окружающую среду
Масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Ноосфера.
Понятие об экологическом кризисе. Причины и пути выхода из экологического кризиса.
Основные источники загрязнения окружающей среды.
Тема 1.2 Направления охраны окружающей среды
Объекты и принципы охраны окружающей среды.
Особоохраняемые природные территории и объекты.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».
Инженерная охрана природной окружающей среды.
Природоохранная деятельность предприятий.
Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений.
Охрана окружающей среды -охрана природных ресурсов.
Пути решения проблем охраны окружающей среды.
Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
Устойчивое развитие-ключевое понятие современности в природоохранной деятельности.
Лабораторные работы (не предусмотрено)
Практические занятия
№ практического занятия | | Формы и методы контроля |
Наименование темы и содержание занятий по программе | Кол-во часов |
1 | Раздел 1: Общество и природа Тема 1.2. Направления охраны окружающей среды. |
| Виды и принципы работы очистного оборудования и очистных сооружений на территории района. | 2 | Оценка выполнения практической работы. Составление и анализ практических маршрутов. |
3.4.Самостоятельная работа (виды, формы контроля, методические рекомендации)
Виды самостоятельной работы:
- подготовка устных сообщений;
-выполнение практического задания, составление чертежа очистных сооружений;
- написание конспектов;
-поиск информации из источников дополнительной литературы и интернет-ресурсов.
Формы контроля самостоятельной работы:
- проверка конспектов;
- отчет по выполнению практического задания;
- защита устных сообщений.
Методические рекомендации к организации самостоятельной работы (требования, правила выполнения и оформления, алгоритм выполнения, срок сдачи, критерии и показатели оценивания)
Как составлять конспект к тексту учебника.
Прочитайте параграф медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.
Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.
Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.
Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.
Познакомьтесь с заданиями, помещенными в тексте или в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно еще раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.
Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.
Требования к написанию конспекта.
Определи цель составления конспекта.
Внимательно ознакомься с произведением.
Конспект следует писать от имени составителя.
После цитат нужно указывать страницу произведения.
Выделяй слова, фразы, абзацы.
Не искажай мысль автора.
Конспект пиши четко и разборчиво.
В конспекте выделяй главное.
Правила конспектирования.
Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
Прочитать весь текст или его фрагмент – параграф, главу.
Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевое слово, используя цвета маркеров.
Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! – важно; etc – и т.д.; ех – например; ? – сомнение, вопрос; NB- важный теоретический материал; PS - выучит; и– при писка, написанная после; ∆ - ново; др.
Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
Правила составления тезисов при подготовке к устным сообщениям:
Прежде всего, нужно составить назывной план, затем прочитать фрагмент текста, который имеет свой подзаголовок – пункт плана, и, уяснив его суть, сформулировать отдельные положения. Эти положения запомнить. Такую работу необходимо проделать со всеми фрагментами текста.
Умело, составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий ответ, наиболее общий. Он, в той или иной мере, определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего – подытожить все предыдущие.
Правила подготовки устного сообщения
Сообщение — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над сообщением:
Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.
Разработка плана доклада.
Написание.
Публичное выступление с результатами исследования.
В сообщении соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой сообщения является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:
предложения могут быть длинными и сложными;
часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура такого сообщения может быть следующей:
Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.
Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.
В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.
Не бойтесь аудитории — ваши слушатели дружески настроены.
Выступайте в полной готовности — владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.
Сохраняйте уверенный вид — это действует на аудиторию и преподавателей.
Делайте паузы так часто, как считаете нужным.
Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.
Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.
Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересное сообщение, которое несомненно будет высоко оценено преподавателем.
Примерные темы устных сообщений и конспектов:
- Проблемы загрязнения окружающей среды в строительной индустрии;
-Особоохраняемые природные территории и объекты Псковской области;
-Классификация очистного оборудования и его роль в природохранной деятельности предприятий;
-Пути решения проблем охраны окружающей среды
4.Глоссарий:
Раздел 1: Общество и природа.
Охрана среды; экология; ноосфера.
Тема1.1 Антропогенное воздействие на окружающую среду.
Антропогенное воздействие; экологический кризис; источники загрязнения; охраняемые территории; инженерная охрана.
Тема 1.2.Направления охраны окружающей среды.
Охраняемый объект; очистное сооружение; комплекс природоохранных мер; диагностика экологической направленности; охранная деятельность предприятий.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД
ООП.03 Охрана окружающей среды
5.1.Текущий контроль
Виды текущего контроля | Формы контроля |
Тема 1.2. Направления охраны окружающей среды. | Контрольная работа |
Итоговая аттестация | дифференцированный зачет (проводится в форме контрольной работы). |
5.2. Примерная тематика вопросов к выполнению контрольной работы № 1 по теме: « Направления охраны окружающей среды».
1.Масштабы антропогенного воздействия на современном этапе;
2.Структура ноосферы и ее основные понятия.
3.Характеристика источников загрязнения окружающей среды.
4.Виды и принципы охраны окружающей среды.
5.Приодоохрання деятельность предприятий.
6.Особоохраняемые объекты на территории Псковской области.
7.Характеристика основных положений закона РФ об охране окружающей среды.
Критерии оценивания контрольной работы:
Характеристика письменного ответа | Оценка |
Студент демонстрирует в работе системность и глубину знаний по учебной дисциплине; точно использует при ответе терминологию; грамотно излагает материал; обосновывает свой ответ практическим примерами; правильно выполнена структура практического задания, в виде схем. | «Отлично». |
Студент при выполнении работы в основном демонстрирует системность и глубину знаний по учебной дисциплине в объёме учебной программы, но допускает недочёты в определении понятий и в структуре явлений в характеристике природного сообщества. Студент умеет анализировать в своём письменном ответе явления и факты, а также особенности в экологических природных системах, но не во всех ответах на вопросы может сделать обоснованные выводы. В практическом задании допускает незначительные ошибки при составлении схемы. | «Хорошо». |
При ответе на вопрос работы студент демонстрирует поверхностные знания по изучению данной учебной дисциплины. Ответы на вопрос содержат неточности в плане экологических взаимосвязей в природе.Вопросыработы глубоко не проанализированы. В практическом задании демонстрирует слабое понимание закономерностей экологических связей и принципов. В некоторых вопросах может допускать существенные ошибки в раскрытии основных понятий. | «Удовлетворительно». |
Студент не владеет минимальной терминологией; допускает грубые логические ошибки отвечая на поставленные вопросы работы, а также может полностью демонстрировать отсутствие знаний по данной учебной дисциплине. | «Неудовлетворительно». |
5.3.Итоговый контроль по УД
Дифференцированный зачет, проводится в виде выполнения контрольной зачетной работы по изученным темам учебной дисциплины.
Примерная тематика вопросов к итоговой зачетной контрольной работе:
1. Характеристика принципов охраны окружающей среды в области.
2.Виды и характеристика очистных сооружений на территории Псковской области.
3.Особенности инженерной охраны природной среды.
4.Современные мероприятия в структуре охраны окружающей среды.
5.Особенности мероприятий природоохранной деятельности на территории РФ,
6.Оборудования очистных сооружений.
7.Характеристика охранных мер в строительной индустрии на территории Псковской области.
8.Классификация очистного оборудования.
9.Экологическая деятельность предприятий на современном этапе.
Критерии оценивания контрольной работы:
Характеристика письменного ответа | Оценка |
Студент демонстрирует в работе системность и глубину знаний по учебной дисциплине; точно использует при ответе терминологию; грамотно излагает материал; обосновывает свой ответ практическим примерами; правильно выполнена структура практического задания, в виде схем. | «Отлично». |
Студент при выполнении работы в основном демонстрирует системность и глубину знаний по учебной дисциплине в объёме учебной программы, но допускает недочёты в определении понятий и в структуре явлений в характеристике природного сообщества. Студент умеет анализировать в своём письменном ответе явления и факты, а также особенности в экологических природных системах, но не во всех ответах на вопросы может сделать обоснованные выводы. В практическом задании допускает незначительные ошибки при составлении схемы. | «Хорошо». |
При ответе на вопрос работы студент демонстрирует поверхностные знания по изучению данной учебной дисциплины. Ответы на вопрос содержат неточности в плане экологических взаимосвязей в природе.Вопросыработы глубоко не проанализированы. В практическом задании демонстрирует слабое понимание закономерностей экологических связей и принципов. В некоторых вопросах может допускать существенные ошибки в раскрытии основных понятий. | «Удовлетворительно». |
Студент не владеет минимальной терминологией; допускает грубые логические ошибки отвечая на поставленные вопросы работы, а также может полностью демонстрировать отсутствие знаний по данной учебной дисциплине. | «Неудовлетворительно». |
6.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основные источники:
1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2010– 246 с.
2.Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2009– 356 с.
3.Рыжова Н.А. Экология. – М. Педагогический поиск, 2010 – 318 с.
4.Серебрякова Т.А. Охрана окружающей среды.- М.: Академия 2010 – 210 с.
5.Фокина В.Н. Экология. – М., Владос, 2008 – 236 с.
Дополнительные источники:
Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с.
Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с.
Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с.
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с.
Интернет – ресурсы.
1.http// www. School.edu.ru
2.http// www. iuteruet -school.edu.ru
По состоянию на 31.08.2018 года.