Учебно-методический материал
на тему «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка»
Автор: Чеботарь Ольга Васильевна
Цель: познакомить педагогов с особенностями театрализованной игры как процессуальной деятельности, влияющей на всестороннее развитие дошкольников. Обратить внимание воспитателей на широкие возможности театрализовано-игровой деятельности в решении задач речевого развития детей.
Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием, формированием эстетического вкуса, познавательным и речевым развитием.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения и закономерностях развития ребенка. Исследователь И.Г.Вечканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, осветителя, гримера, костюмера и др. Дети знакомятся с устройством театра, театральными помещениями и их назначением, а также с правилами поведения в театре и во время представления. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи речевого воспитания: совершенствуется звуковая культура и интонационная выразительность, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй и, наконец, развивается диалогическая и связная речь дошкольников. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность игр дают возможность использовать их в целях развития личности. Характерное для игры - драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует умственному развитию и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
Рассмотрим задачи речевого развития, которые возможно решить при использовании театрализованных игр. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи, интонационная выразительность. Проговаривание скороговорок, разыгрывание мини-сценок и стихотворений по ролям, - все это активно развивает дикцию, формирует навык четко, ясно, выразительно произносить реплики с различными интонациями, пользоваться при этом мимикой, жестами, пантомимикой.
В ходе театрализованных игр расширяется словарный запас. Дети узнают театральные термины: сцена, кулисы, партер, оркестровая яма; названия театральных профессий (артист, кукловод, гример, костюмер, дирижер, балерина), театральные жанры (опера, балет и проч.). Игры-драматизации способствуют активизации словаря ребенка. Активная речевая деятельность во время репетиций и игр дает возможность формированию грамматических норм словоупотребления.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
В определенный момент эстетическое восприятие стимулирует развитие познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение, на котором строится театрализованная игра или драматизация, не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам. Театрализованные игры способствуют формированию произвольного поведения дошкольников, так как следование роли и тексту игры-драматизации, взаимоконтроль тренируют волевые проявления. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов).
Таким образом, театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, а также способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Дети дошкольного возраста любят спектакли, представления. Эти зрелища для детей имеют воспитательную ценность. Они обогащают эстетическое восприятие, так как в спектакле соединяются разные виды искусства: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы, костюмы), сценическое искусство, музыка. Спектакль захватывает детей и потому, что в нем оживает любимая игрушка – кукла, в этом для них есть что-то таинственное, необыкновенное и в то же время реальное. Дети все происходящее на ширме или сцене воспринимают всерьез, по-настоящему переживают все, что случается с любым из героев, стараются активно помочь ему, когда он попадает в беду. Разговоры и рассказы детей о спектакле способствую развитию их речи.
В спектаклях для маленьких детей используют прием вовлечения детей в ходе спектакля в действие, например, просят оказать содействие герою или поплясать, не отходя от стульев. Все это отвечает потребности ребенка активно выразить свое отношение к зрелищу. Во время перемены декораций для следующей сцены детям предлагают встать и сделать несколько разнообразных движений, чтобы они не устали от долгого сидения на местах.
Инсценирование сказок требует от воспитателя предварительной подготовки: работа над выразительной передачей текста, подбор игрушек, кукол, декораций, репетиции спектакля, чтобы овладеть наиболее удобными и экономичными движениями для передачи действия кукол. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Игры – драматизации по литературным произведениям.
Игры на темы прослушанных произведений – игры – драматизации. От обычной ролевой игры отличаются тем, что проходят по готовому сюжету. Детям заранее известны герои будущей игры, ход ее действия. В то же время они остаются активными действующими лицами. Дошкольники могут инсценировать лишь хорошо известные им произведения (сказки, рассказы, стихи), в которых большое место занимает диалог, при разыгрывании они превращаются в маленькие пьески или сценки. Необходимое условие для самостоятельных игр – драматизаций – правильная организация предметно-развивающей среды в групповом помещении.
Игры – драматизации отличаются тем, что в них воссоздаются конкретные образы, используются такие средства выразительности как интонация, мимика, жесты, движения, пластика, поза, походка, приемы вождения кукол. Творчество детей проявляется в трех направлениях : как продуктивное (сочинение собственных сюжетов), исполнительское и оформительское (обстановка игр, декорации, костюмы, атрибуты). Характерная особенность игр – драматизаций - большие возможности для импровизации, свободное (по желанию участников) участие детей, самостоятельная переработка драматургического материала, игра не для зрителей.
Для того, чтобы возникла игра-драматизация, необходимо многократно повторить произведение, вызвать у детей интерес к нему путем рассматривания иллюстраций, бесед. Вначале роль ведущего исполняет воспитатель, активно помогая детям распределять роли, подсказывая реплики, очередной эпизод. Он показывает детям некоторые способы художественно-образной выразительности, например, как можно передавать содержание произведения своими словами, использовать прямую речь героев, демонстрирует приемы вождения кукол, возможные варианты размещения декораций. Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами о выразительности речи персонажей и т.д. – это может разрушить ритм игры, ее непринужденность.
Р.И.Жуковская рекомендует проводить массовые драматизации, она отмечает, что, хотя участие в драматизации одновременно всей группой может быть кратковременным, воспитательная ценность игры от этого не снижается. Р.И.Жуковская предлагает следующие инсценировки для таких игр «Волк и семеро козлят» (один - ребенок волк, один – мама коза, остальные дети - козлята), стихотворение «Перчатки» С.Маршака (воспитатель читает от автора, один ребенок – мама кошка, остальные дети – котята).
Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняются сюжет и язык произведения, в дошкольных учреждениях распространены ролевые игры на сюжеты художественных произведений. Такая игра может содержать лишь элемент произведения, а в целом развиваться произвольно по замыслу детей. Для возникновения игр на темы прочитанных произведений воспитатель может использовать метод косвенного предложения: внесение игрушек и материалов, связанных с содержанием произведения, постройка по заданию воспитателя, совет или рассказ об аналогичной игре.
Игры на сюжеты художественных произведений воспитывают положительные черты личности, разнообразят детскую игру, формируют фантазию, влияют на словарь и выразительность речи ребенка.
Таким образом, знакомство с произведениями детской художественной литературы, театрализованные игры, инсценировки, драматизации, другие театрализованные постановки и представления способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию личности дошкольника,
Литература.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.М., Сфера, 2009
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. М., Сфера, 2009
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.
Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.
2