СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал по народному творчеству "Иван Купала. Поверья и обряды".

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержатся сведения о поверьях, обычаях и обрядах празднования одного из самых почитаемых летних праздниках - Ивана Купалы.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал по народному творчеству "Иван Купала. Поверья и обряды".»

Учебно-методический материал


В помощь руководителю

фольклорного коллектива











Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

отделения музыкального фольклора

МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра




г. Калининград


2020

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых праздников годового цикла. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца. Корни этого праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор сохранились некоторые элементы купальской обрядности в современном быту людей, живущих в отдалении от крупных населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности.


Языческие и христианские корни праздника


7 июля празднуется одно из самых поэтичных праздников обрядового календаря разных народов России и ближнего зарубежья - Иван-Купала, Иванов день (Ивана Травника). Этот праздник отмечается не только в нашей стране, но также в Польше, на Украине, в Белоруссии, и в странах Прибалтики. Иван Купала является очень древним праздником. Самые ранние упоминания о нем относятся к XII веку, но корни его уходят еще глубже.

Праздник «Иван Купала» также еще часто называют Иванов день. Он пришел к нам из древних времен и праздновался раньше почти во всех европейских странах. До крещения данный праздник был приурочен ко дню летнего солнцестояния, который выпадает на 20-22 июня.

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь бога Солнца Купайло, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами: костры, венки, купание.

Купалье – древний обрядовый праздник. Был приурочен к летнему солнцестоянию и праздновался в честь солнца, наивысшего расцвета животворящих сил земли, растительности, зерновых.

Название «Купала» встречается в летописи XII в., в древних грамотах. Христианская церковь, борясь с языческими купальскими обрядами, приурочила праздник ко дню Иоанна Предтечи — «Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» (на завтрашний день, 7 июля (24 июня по старому стилю)). Именно поэтому появилось сдвоенное имя «Иван (Ян) Купала».






«Сегодня Купала, завтра Иван…» – говорится в песне.

Традиции праздника Ивана Купалы на территории России


В коллективной монографии, посвященной исследованию народной культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, говорится о том, что «на большей части территории русских элементы купальской обрядности были частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил свое первоначальное значение». Праздновать Иванов день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей я узнала, что в этот день не работали - только по крайней необходимости.

(… Карову абрядить, есть згатовить, сена убрать, а так не работали …)

Чаще всего говорят о двух днях этого обряда. Первый день называют по-разному: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка. Этот список можно дополнить следующими названиями: Иван Купала, Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван, Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой (территория не указывается) зафиксированы названия: Богослов, Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой, Иван-Градобойник. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине используются как лечебные.

(…Рвать хадили звярабой, рамашки, тыщалистник …) д.Красяково.

Также днем собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах упоминают почти в каждой деревне, которые посетили этнографы…

(Рвали багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание сбудится)

(Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали. Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не распустится, то умрешь)

Отмечается этот обычай и в других деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья записано гадание на 12 цветах.

Гадали в Иван Цветной. Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит, сбудется”.

В д. Забелье-3 рассказывали, что в день перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом свидетельства и в литературе о купальской обрядности на Псковщине. 
Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в деревне Забелье-3 исполняют песню:
(Разыгрался серый конь, Разбил землю копытом)

а в деревне Кросяково поют другую песню:
(Сегодня Купальня, а завтра Иван – Будет лихо, девки, вам).

Называют эти песни иванские. По поверью, Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании “Историко - этнографические очерки Псковского края” (стр.235).

В деревне Красяково сторожилы рассказывают, что «Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть которые». Чтобы уберечь от злых духов животных, люди выкапывают чертополох и вешают на хлев.

(Нада деда выкопать и повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур), (перед Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны кололись) (д.Осыно). 

В старое время в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала Евгения Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3: (…Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя трава).

Из экспедиционных материалов известно, что в Порховском районе венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских территориях “молчаливая вода”. 

Повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи. Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки соломы.

В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни, плясала, качалась на качелях, установленных поблизости. Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения. Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне: закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб; катались и боролись во ржи. 


В деревнях Себежского района рассказывают, что в эту ночь могли закрыть трубу.

(Залисть на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был) д.Красяково

А костры в настоящее время на высоких местах возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население всего города и окрестностей (старые и молодые, а также родители с маленькими детьми) собирается вечером на центральной площади возле озера. Для них приготовлена развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях, расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.


«С давних времен существуют легенды об одной чудесной летней ночи, когда природа делится с людьми своей силой, огонь и вода приобретают особые очистительные свойства, а по земле разгуливает нечистая сила…»

Рождество Иоанна Предтечи


Издревле народы мира отмечают в конце июня праздник вершины лета. У славянских народов таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Этот чудесный языческий праздник полон мистики, и окутан мириадами легенд и красивых традиций.






Список использованной литературы:

  1. Историко - этнографические очерки Псковского края.  —  Псков,1999.

  2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880.

  3. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в.  — М.: Наука, 1979.



Интернет-источники:

  1. http://www.svadbavrn.info/content/prazdniki/kup-trad.html

  2. http://prazdnik-portal.ru/prazdnik-ivana-kupaly/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!