СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал. Урок. Тема: «Шахматная нотация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал. Урок. Тема: «Шахматная нотация»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом творчества и туризма юных «Дружба»




Сценарий (проект) конкурсного урока


Тема: «Шахматная нотация»








Разработан: Семеновой Земфирой Владимировной, педагогом

дополнительного образования

Объединение: «Юный шахматист»

Программа: «Шахматы»

Возраст обучающихся: 8–10 лет












г. Новый Уренгой, 2020



План-конспект конкурсного урока


1

Тема урока

Шахматная нотация

2

Цель:

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций; ознакомить с видами шахматной нотации

3

Задачи:


3.1.

Образовательные

- научить правильно записывать шахматную партию разными способами;

- научить правильно по записи расставлять шахматную позицию;

- научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.

3.2.

Развивающие

- развить логическое мышление;

- развить шахматный кругозор;

- развить мотивацию с целью создания ситуации успеха;

- развить пространственное представление, память, внимание;

- развить любознательность и сообразительность при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.

3.3.

Воспитательные

- сформировать у обучающихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества;

- сформировать умение работать в команде;

- воспитать положительный интерес к изучаемому предмету.

4

Планируемые результаты


Личностные УУД:

  • - воспитание личностных качеств (активности, умению сотрудничать, личной взаимной ответственности, самоорганизации);

  • - формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности;

  • - формирование умения анализировать свое эмоциональное состояние на конец урока.

Метапредметные УУД:

  1. Познавательные:

- умение работать с учебными диаграммами, использование схем (запись партии), выполнение логических операций – сравнение, классификация, обобщение.

  • - умение работать с информацией;

  • - умение осознавать поставленную задачу, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

  1. Коммуникативные:

  • - умение работать в группе, в паре;

- умение слушать и вступать в диалог с педагогом или другими обучающимися;

- умение формулировать вопросы и отвечать на вопросы педагога;

- умение давать обоснование собственной точки зрения в устной и письменной форме с учетом учебных ситуаций.

  1. Регулятивные:

  • - умение формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

  • - умение действовать по плану и распределять свое время;

  • - умение контролировать процесс и результаты деятельности, осуществлять самоконтроль;

  • - умение осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные:

  • - умение устанавливать логические связи между разрозненными факторами;

  • - умение рассуждать, анализировать и делать правильные выводы с целью извлечения нужной информации;

  • - осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • - осознанно владеть изученными приемами решения шахматных задач.

5

Материально-техническое оснащение занятия

проекционная система (проектор, экран), компьютер, презентация к занятию Microsoft Office Power Point, демонстрационная магнитная доска с магнитными фигурами, шахматные доски с набором шахматных фигур на столах, шахматные диаграммы, бланки для записи ходов шахматной партии.

6

Учебно-методическое оснащение занятия

Дидактический материал для педагога: технологическая карта занятия, презентация по теме занятия.

Дидактический материал для детей: шахматные доски с набором шахматных фигур, шахматные диаграммы, бланки для записи ходов шахматной партии и ручка.

7

Тип учебного занятия


Изучение нового материала


8

Используемые методы и приемы обучения

Словесные: объяснение, работа с презентацией, поощрение.

Наглядные: метод иллюстраций, метод демонстраций (презентация), показ схемы. Практические упражнения

9

Используемые педагогические технологии

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения

10

Формы организации занятия:

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

11

Предварительная работа

Составление плана конспекта, подбор заданий, разработка презентации к уроку

12

Используемая литература

  1. 1. Барский, В.Л. Шахматная школа. [Текст]: Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: ВАКО, 2018. – 96 с., ил.

  2. 2. Барский, В.Л. Шахматная школа. Второй год обучения. [Текст]: Рабочая тетрадь. – М.: ВАКО, 2019. – 48 с., ил.

  3. 3. Прудникова, Е.А. Шахматы в школе. [Текст]: Методические рекомендации: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М.: Просвещение, 2017. - 87 с.

  4. 4. Сухин, И.Г. Шахматы. Учусь и учу. [Текст]: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 120 с., ил.

  5. 5. Сухин, И.Г. Шахматы, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. [Текст]: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2008. – 32 с

  6. 6. http://chess555.narod.ru/





План проведения урока

№ п/п

Этапы урока

Время, мин.

1

Организационный момент. Введение в тему занятия

2 мин.

2

Целеполагание (формулирование целей занятия)

2 мин.

3

Основная часть занятия

14 мин.

4

Динамическая пауза

3 мин.

5

Закрепление

10 мин.

6

Подведение итогов занятия

2 мин.

7

Рефлексия

2 мин.


Итого

35 мин.


Конспект урока


I. Организационный момент. Введение в тему урока (2 мин.)


Здравствуйте дорогие ребята! У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас очень интересным! Тему нашего урока, вы сможете узнать разгадав ребус. /Решение ребуса/ (Слайд 1)

Правильно ребята, нотация. Тема нашего занятия шахматная нотация. (Слайд 2)


II. Целеполагание. (формулирование целей урока) (2 мин.)

Объявление цели и задач.

Как и музыкант не может обойтись без нот, так и ни один шахматист не может обойтись без шахматной нотации. И на сегодняшнем занятии вы познакомитесь с тем, что такое шахматная нотация, научитесь писать и читать на шахматном языке. Зачем это нужно? Дело все в том, что в дальнейшем мы будем изучать более сложные элементы шахматной стратегии, и чтобы всем было понятно, о чем идет речь, например, видя такую запись: (Слайд 3)1. е2-е4 е7-е5 2.Кb1-c3 Kg8-f6, мы должны говорить и писать на одном и том же языке. Сразу скажу, что писать и читать шахматные ходы очень просто, и в конце этого урока, сами убедитесь в этом. После этого урока вы уже, как настоящий, профессиональный шахматист, будете знать шахматную нотацию от А до Я. А теперь к делу


III. Основная часть урока (14 мин.)

Итак, Шахматная нотация – это, говоря простым, понятным языком, запись ходов в шахматах. А если обратиться к материалам википедии и почитать, что такое шахматная нотация там, то вы прочитаете, что это система обозначений ходов, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

Знайте, очень важно уметь записывать свои партии игры, как при игре дома, так и на соревнованиях, чтобы потом уже после партии анализировать свою игру (и игру соперника) на ошибки. Именно так повышается мастерство, профессионализм и ваш рейтинг (Эло).

Шахматные нотации бывают нескольких видов, но вам нужно знать только одну — алгебраическую, которую записывают с помощью знаков и символов. Эта нотация самая известная, самая официальная и применяется на всех соревнованиях, чемпионатах, турнирах и т.д. Шахматная федерация ФИДЕ так же ведет контроль партий именно по этой нотации.

Ребята, вы знаете, что по краям шахматной доски нанесены цифры и буквы и, что буквы читаются на латинском языке: a–«а», b-«бэ», c-«цэ», d-«дэ», e-«е», f-«эф», g-«же», h-«аш» (в кавычках русское произношение). Цифры читаются обычно от 1 до 8.

Посмотрим на диаграмму. (Слайд 4 )Из нее видно, что на пересечении тех самых букв и цифр образуется название клетки. Например, поле «е4» появилось на пересечении буквы «е» и цифры 4. И так каждое поле шахматной доски.

Давайте посмотрим на следующую диаграмму, (Слайд 5) из нее видно, что каждой клетке на шахматной доске присвоено свое имя. a1 (а1), а2 (а2), а3 (а3), а4 (а4), с7 (цэ 7), с4 (цэ 4) и т.д. (в скобках русское произношение). Посмотрите, на какой клетке находится белый король? (ответы детей) Это вертикаль с буквой е и горизонталь с цифрой 1. Значит, надо сказать: «Король стоит на поле e1».

Рассмотрим подробнее, откуда берутся эти самые названия. (Слайд 6-7)

Обозначение фигур Знаки

Название фигуры

Русское обозначение

Знак

Обозначение знака

Пешка

п или ничего

-

Ход

Слон

С

:

Взятие

Конь

К

+

Шах

Ладья

Л

х

Мат

Ферзь

Ф

0-0

Рокировка

Король

Кр

0-0-0

Длинная рокировка


Шахматная нотация бывает полной или краткой. Игрок, использующий полную нотацию записывает поле, на котором стоит фигура, затем знак хода и поле на которое пошла фигура.

Игрок, использующий краткую нотацию, записывает сразу поле на которое пошла фигура

С первого раза это все кажется очень трудным, но через некоторое время, вы с лёгкостью сможете записывать и читать шахматные ходы. И, чтобы вы в этом убедились проведем с вами эвристическую беседу.

1.Эвристическая беседа «Шахматный город» (Слайд 8)

Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. (Слайд 9)

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Ребята, кто из вас сможет записать адрес фигур на доске? (дети поочередно выходят к доске и записывают шахматную нотацию) - Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2. 

2. Игра «Шахматный почтальон»

Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. (Работа по диаграммам в группах) Берите фигуру, находите нужную «улицу» и  там ставьте фигуру.


III. Динамическая пауза (3 мин.) (Слайд 10)

Мы стоим на «d4». Представили!

Если называю поле «d5» – то делаем шаг вперед

Если «d3» – шаг назад

Если «с4» – приседание

Если «е4» – подпрыгнуть

Повторить еще раз в другом порядке


Изучаем правила шахматной нотации (Слайд 11 )

Они нам будут нужны для следующей игры.

Чтобы правильно записать позицию, надо соблюдать 3 важных правила: первыми записывают белые фигуры, затем черные. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур; записывают фигуры по старшинству: Король — ферзь — ладья — слон — конь — пешки; если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в алфавитном порядке от «a» к «h».

3. Дидактическая игра «Дождик» (Слайд 12)

Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке. На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами. (Ребята проверяют друг у друга, взаимопроверка с соседом по парте) А сейчас мы с вами по очереди будем выходить к доске и проверим как вы усвоили шахматную нотацию и правила ее записи в игре.

А, вы, ребята, на своих местах будете проверять правильно ли записывается нотация. А теперь сверим свои записи с записью на экране.



IV. Закрепление (10 мин.) (практическая деятельность)

Чтобы вы убедились в важности и значимости шахматной нотации, предлагаю вам послушать отрывок из шахматной рукописи XV века. (Слайд 13 ) Ее автор известный испанский шахматист Лусена (Луис Рамирес Лусена около 1465-1530г.) дает советы принцу Хуану, как правильно разыгрывать партию.

«Ваше высочество играет королевской пешкой на четыре пункта, считая от

позиции короля. И если противник играет так же, вы играете королевским

конем на три пункта, считая от позиции королевского слона. И если тот

защищает пешку пешкой королевского слона, вы берете его пешку конем. И

если он берет пешкой, вы даете ему шах ферзем на четыре пункта, считая от его королевской ладьи. И если он закрывается пешкой, вы берете его королевскую пешку и даете шах, нападая на ладью».

Переводим описание этой партии на язык современной шахматной нотации:

1. е2-е4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6 3. Kf3:e5 f6:e5 4. Фd1-h5+ g7-g6 5. Фh5:e5+

Всего одна строчка! Это сравнение показывает удобство принятой по всему миру

алгебраической нотации.

Какой же шахматный урок без игры, без хотя бы одной сыгранной партии…Вот вы познакомились с шахматной нотацией и значит теперь можете разыграть любую напечатанную партию и записать свою. Поэтому, предлагаю вам разыграть друг с другом партию, которую вы видите на доске. (Слайд 14)Белые играют против черных.. Этот мат назван «детским». Как вы думаете почему? (предположения детей).




V. Подведение итогов урока (2мин.)

Сегодня мы говорили о шахматной нотации. Что это такое? Для чего нужна шахматная нотация? Ребята, как вы думаете для чего нужно знать нотацию в шахматах? (Ответы и рассуждения детей). Для того чтобы: 1. научиться записывать партию.
2. научиться читать и понимать шахматные книги. 3. научиться разбирать шахматные партии гроссмейстеров.

Данное занятие поможет вам определиться, каким видом шахматной нотации записывать собственные партии; изучать партии именитых гроссмейстеров и понимать нотацию в шахматной литературе и шахматных журналах, для того, чтобы играть лучше и лучше.


VI. Рефлексия деятельности «Светофор» (2 мин.) (Слайд 15 )

Ребята, обратите внимание на доску, там вы видите светофор со смайликами. Сделайте Ваш выбор. Если вы считаете, что вам было трудно и нужна помощь, выбирайте красный; если вы считаете, что у вас не все получилось, но вы старались, выбирайте желтый; если вы считаете, что на уроке вам было комфортно и у вас все получилось, выбирайте зеленый. На этом наш урок подошёл к концу.


Спасибо за работу. Молодцы! (Слайд 16)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!