СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно методическое пособие ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации на тему: "Светолечение. Водолечение. Теплолечение"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно - методическое пособие

ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации

на тему: "Светолечение. Водолечение. Теплолечение"

Просмотр содержимого документа
«Учебно методическое пособие ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации на тему: "Светолечение. Водолечение. Теплолечение"»

32


Шенталинский филиал государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Тольяттинский медицинский колледж»









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ



ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации


на тему: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение»





Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

















Шентала, 2019 г


Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК «Обще - профессиональных

дисциплин и профессиональных модулей

Протокол № _____________ от

«____» ___________________20___г.

Председатель ЦМК

__________ Н.В.Павлова


Составлено в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию и уровню подготовки выпускников по

специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Зав. отделом по УР

«___»___________20___г.

________ Е. С. Кузьмина


































Разработал преподаватель: Баранова С.А.





Пояснительная записка

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02 Основы реабилитации, тема: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и со­ответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освое­ния профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

уметь:

-    осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;

-      проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

студент должен знать:

- роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации;

- правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения

В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.2.

 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия



В учебно-методическом пособии представлены информационный материал, задания различных уровней сложности: тестовые задания, ситуационные задачи, рекомендации по работе с пособием, эталоны ответов к самоконтролю, список используемой литературы.

Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических учреждениях.























Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием.

Как работать с учебно – методическим пособием.

Учебно – методическое пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских колледжей, а так же для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям. Учебно – методическое пособие призвано помочь студентам в организации усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый теоретический материал, затем просмотреть задания и вопросы, предложенные к теоретическому материалу в учебно – методическом пособии, формулируя устно краткие ответы, и таким образом оценить степень усвоения вами учебного материала. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.



Желаю успеха!



























Лекционный материал

«Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

Метод физиотерапии, заключающийся в дозированном действии на организм больного инфракрасного, видимого и ультрафиолетового и лазерного излучений.

По физическим данным свет представляет собой поток электромагнитных колебаний оп­тического диаметра, т.е. длина волны от 400 мкм (микрометров до 2 нм нанометр).

Инфракрасное излучение - это тепловые лучи, длина волн от400 мкм до 600 нм, источни­ком их является любое нагретое свыше 1000° тело, чаще получают от спирали вольфрамоникелевой. Они проникают на глубину 4-5 см и поглощаются тканями, что проявляется образованием колорической эритемы (тепловой).

Электромагнитная энергия переходит в тепло, это приводит к ускорению физико­химических и биологических процессов, раздражению нервных рецепторов, а это ведет к расши­рению сосудов, ускорению кровотока, возникает гиперемия, повышается тканевая проницаемость, снижается мышечный тонус и спазм сосудов.

Инфракрасные лучи стимулируют репаративные процессы и снимают спазмы и боль.

Показания:

1.Заболевания внутренних органов (подострые и хронические не гнойные):

  • Бронхит;

  • Колиты;

  • Ожирение;

  • Микседема;

  • Отравления тяжелыми металлами.

2.Заболевания ОДА:

  • Хронический артрит;

  • Периартрит;

  • Спондилез.

3.Заболевания периферической нервной системы:

  • Хронический неврит;

  • Невралгия;

  • Миозит;

  • Радикулит.

Противопоказания:

  • Злокачественные новообразования;

  • Склонность к кровотечению;

  • Гипертоническая болезнь II-III стадии;

  • Выраженный атеросклероз;

  • Острые гнойные воспалительные заболевания;

  • Арахноидит,

  • Беременность.

Аппаратура: лампа Минина, «Соллюкс», ванна световая.

Экспозиция с 10-15-30', на курс - 5-10 процедур.


Светолечение

В спектре видимого света различают 7 основных цветов. Длина волны от 760 до 400 нм

  • красный, желтый, голубой, фиолетовый

  • оранжевый, зеленый, синий.

Видимые лучи проникают в ткани организма на глубину до 1 см. При облучении видимыми лучами в организме происходят те же реакции, что и при воздействии инфракрасными лучами, по­казания и противопоказания к ним совпадают, т.к. их получают от одних источников и имеют об­щие эффекты.

В древние времена применяли лечение светом оспы, кори. В.М. Бехтерев обосновал лече­ние светом ряда нервно-психических заболеваний.

Он приписывал белому - анальгезирующее и успокаивающее действие, голубому-сильно успокаивающее,- красному - возбуждающее.

Установлено, что красный и оранжевый-возбуждают корковую деятельность, зеленый и желтый - уравновешивают процессы возбуждения и торможения, синий - тормозит нервно- психическую деятельность.

У новорожденных и недоношенных детей желтуху лечат голубым цветом, т.к. он разлагает билирубин, вызывающий желтуху. Используют лампы ВОД - 11(4 голубых и 2 белых лампы).

В 1960 году изобрели метод усиления света с помощью вынужденного излучения-так назы­ваемого - лазера.Лазерное излучение - это электромагнитное излучение оптического диапазона. Луч лазера имеет очень малое расхождение в стороны, что позволяет концентрировать и перено­сить большую энергию на значительное расстояние, не имеющее аналога в природе. Его действие базируется на свойстве атомов (молекул) под влиянием внешнего воздействия переходить в воз­бужденное состояние.

Лазер состоит:

  • из активного рабочего вещества;

  • генератора энергии;

  • резонансного устройства.

Различают: газовые (гелий-неоновые), твердотелые (рубиновые) лазеры на парах металла (пары меди), полупроводниковые (используют сульфат калия).

Применяют низкое энергетическое лазерное излучение:

  • красное (гелий-неон)

  • инфракрасное (полупроводниковое).

Механизм действия состоит из взаимодействия мощного излучения с веществом: в веще­стве (ткани организма)- происходят мощные электромагнитные колебания.

Характерными особенностями лазерного излучения, отличающими его от других известных источников, являются: монохроматичность (одна длина волны) и когерентность- одинаковая фазность, поляризованность и изотропность (одинаковая направленность) потока излучения.

Физиологические реакции: с его помощью можно изменить течение биохимических реак­ций, структуру молекулы, снижать свертываемость крови. Малые мощности стимулируют процес­сы регенерации в тканях, оказывают анальгезирующее действие, противовоспалительное, сосудо­расширяющее, бактерицидное, десенсибилизирующее, иммуностимулирующее.

Показания:

Хронические заболевания -

  • трофические язвы,

  • незаживающие раны,

Заболевания органов пищеварения-

  • хронический холецистит,

  • панкреатит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Заболевания органов дыхания -

  • бронхит,

  • пневмония,

  • бронхиальная астма.

Кожные заболевания -

  • дерматиты,

  • дерматозы «ожоги в стадии заживления.

Стоматологические заболевания

  • заболевания ЛОР органов

  • хронический ринит,

  • хронический ларингит,

  • хронический тонзиллит,

•хронический гайморит,

•хронический отит.

Иммунодефицитные состояния.

Противопоказания:

  • злокачественные новообразования,

  • индивидуальная непереносимость лазера

  • активный туберкулез,

  • декомпенсированные состояния ССС,

  • сахарный диабет в стадии декомпенсации

  • инфекционные заболевания,

  • цирроз печени.

Аппаратура: «Узор - 2К», «Лазурит-ЗМ», АЛТП-2, «Платан М 1», ЛГ-75-1 и др.

Ультрафиолетовое облучение

Длина волны от 400 до 1 ВОнм.

Лучи проникают в ткани на глубину от 0,6-1 мм и поглощаются эпидермисом.

Прямое действие их вызывает денатурацию и последующую коагуляцию белка, что после его ферментативного расщепления приводит к образованию БАВ (гистамин, ацетилхолин).

Всасываясь в кровь, эти вещества оказывают вторичное действие на тонус сосудов, мышц, нерв­ных рецепторов, обменные процессы.

Многообразие действий УФЛ объясняет их жизненную необходимость для нормального протекания физиологических процессов.

Механизм действия: под влиянием ультрафиолетовых излучений происходит превращение провитамина «Д» в витамин «Дз» (эргокальциферол) - это его антирахитическое действие.

Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным действием. Под их действием в коже возникает эритема через 12-24 часа, которая сопровождается расширением сосудов, активизацией ферментативных и обменных процессов. Далее происходит некробиоз клеток эпидермиса, кото­рые отшелушиваются к 7-9 дню и заменяются молодыми клетками, а кожа пигментируется. Вы­деляют эритемообразующее и пигментообразующее действие, иммуностимулирующее, общебио­логическое, общебиологическое.

Дозирование осуществляется с учетом индивидуальной биодозы. Биодоза - это минималь­ное время облучения с определенного расстояния для получения четко очерченной эритемы (фо­тоожог I степени с четко выраженными краями). Длина волны от 400 до 180 нм.

Определяется биодоза по формуле X = t (n-m+1),

X - величина биодозы (в сек);t - время облучения 6-го отверстия;п - число облученных отверстий

m - числоэритемных полосок.

Показания:

1.Заболевания внутренних органов:

  • бронхиты,

  • трахеиты,

  • пневмония,

  • бронхиальная астма

  • плевриты,

  • ревматизм,

  • атеросклероз,

  • язвенная болезнь.

2.Заболевания ОДА:

  • артриты, артрозы

  • последствия переломов костей,

  • миозиты.

3.Заболевания НС:

  • невралгии,

• ВСД

4.Заболевания кожи:

  • Экземы, псориаз.

Противопоказания: Фотодерматоз.

Применяют две из основных методик УФО: общую и местную. Общие методики и на слизи­стые отпускают в субэритемных дозах. Общие УФО бывает групповыми и индивидуальным. Групповое используют для профилактики заболеваний, а индивидуальное - для лечения заболева­ния.

Существует много схем общего УФО, их можно разделить на 3 типа: основная (начиная с 1/4 б)замедленная -с 1/8 и ускоренная 1/2. Повторный курс через 8 недель.

Местные методики бывают очаговые, внеочаговые, рефлексогенных зон, облучение кожных по­лей и фракционированное. Местные методики отпускают в эритемных и гиперэритэмных дозах. При проведении процедур надевают очки.

В настоящее время применяется УФО для облучения крови. При гематотерапии в ор­ганизм вводится аутокровь, измененная, вследствие реакций, возникающих под влиянием УФО, как в плазме, так и в клеточных элементах.

УФО крови повышает концентрацию иммуноглобулинов, наступают изменения в уровне сен­сибилизации лимфоцитов к нормальным тканевым антигенам.

Положительное действие метода при сосудистых заболеваниях связано с периферической ва-зодилятацией, улучшением коллатерального кровообращения, нормализацией противосвертыва- ющих свойств крови, повышением кислородной емкости крови и способности тканей утилизиро­вать кислород.

Аппаратура: ОУШ - 1, облучения для носоглотки «ОН-7», ОУП - 1, УФО - 1500 и др.

Водолечение. Теплолечение.

К наиболее распространенным водолечебным процедурам относятся: обливание, обтира­ние, влажные укутывания, души и ванны.

Общее обливание: когда больного обливают из ведра (2-3 ведра t°+34 +32°). В дальнейшем при каждой последующей процедуре температуру снижают и доводят до +20°+22°. После тело растирают согретой грубой простыней до покраснения кожи. После этого больной отдыхает 30-40 мин.

На курс лечения 15-30 процедур.

Местное обливание: проводят из кувшина или резинового шланга t°+16+20, обливают В/К, Н/К, спину с последующим растиранием. Обливание оказывает тонизирующее действие и приме­няется при функциональных расстройствах нервной и сердечно-сосудистой систем и для закали­вания.

Обтирания

Его проводят больным страдающим неврастенией, больным с пониженным обменом веществ и для закаливания. После обертывания простыней, смоченной водой с t28-20, тело растирают че­рез простынь в течение 1-2 мин., а после растирают сухой простыней. Процедура оказывает осве­жающее и общее тонизирующее действие.

Укутывание.

При общем укутывании обнаженного больного укладывают на кушетку, покрытую суконным одеялом и сверху холщовой простыней, смоченной водой температурой 30-25°С и хо­рошо отжатой. В определенной последовательности больного заворачивают сначала в простыню, а потом в одеяло. После процедуры больного тщательно обтирают и оставляют лежать покрытым сухой простыней и одеялом. Продолжительность процедуры зависит от её цели и фазности реак­ции организма: для возбуждающего и жаропонижающего действия - 10-15 мин; для успокаиваю­щего эффекта при гиперстенической форме неврастении, при бессоннице, в начальных стадиях гипертонической болезни - 30-40 мин )2-я фаза); для потогонного действия при нарушениях об­мена веществ, ожирении, подагре и с целью дезинтоксикации - 50-60 мин. и более (3-я фаза).

На курс лечения 15-20 процедур.

При непереносимости больным влажных укутываний применяют сухие. Методика их прове­дения та же, что и влажных, но используют сухую простыню. Продолжительность процедуры со­ставляет 30-60 мин. Процедура оказывает успокаивающее и потогонное действие.

Местное укутывание (компресс) может быть охлаждающим и согревающим. При охлаждаю­щем компрессе (при травме, ушибе) на соответствующий участок тела накладывают сложенную в несколько слоев, смоченную холодной водой со льдом и отжатую салфетку. Обычно пользуются двумя салфетками, последовательно сменяемыми.

При согревающем компрессе на соответствующий участок тела накладывают последовательно смоченный в воде 20-15°С) и отжатый кусок мягкой ткани, вощаную бумагу или компрессную клеенку несколько большего размера, слой ваты и фиксируют бинтом. Компресс должен плотно прилегать к коже, не пропуская воздуха. Через 5-6 ч компресс высыхает и его снимают.

Души - водолечебная процедура, основанная на воздействии на тело струями воды различной формы, определенной температуры и давления. Действие душа основано на сочетании термиче­ского и механического влияния воды. Механический фактор наиболее важный.

Души различают:

1.по форме и направлению струи: дождевой, игольчатый, пылевой, циркулярный, восходя­щий или промежностный, струевой или душ Шарко, веерный и шотландский, кишечный душ

2.по температуре воды: холодные 8°-18°, прохладные 25°-32°, индифферентные 33°-35°, теп­лые 36°-38°.

3.по степени давления воды: низкого давления до (1 атмосферы), среднего (1,5-2 атмосфе­ры) и высокого 2,5-4 атмосферы)

4.по локализации (местные и общие).



Ванны.

Ванны - наиболее распространенные гидротерапевтические процедуры, суть которых состо­ит в погружении всего тела или его части в воду определенного химического состава и температу­ры. Они делятся:

  1. по объему

  2. подводы

  3. по составу: пресные, ароматические, лекарственные, минеральные Тело погружается до уровня шеи или частично в воду на определенное время.

  1. По объему их различают:

  • общие (полные) погружают до уровня шеи, исключая сердце, объем 200-250 л воды.

  • поясные или полуванны, в которую погружают нижнюю половину тела. V-120-130 л Н2О

  • местные или частичные для погружения конечностей, их называют камерными. 30-40 л

  1. ванны различают по температуре воды:

  • холодные (8-18°) продолжительностью (1-5 мин.) оказывают тонизирующее действие, активизируют обмен веществ

  • прохладные ванны (20-33°), отнимая тепло от организма, повышают обмен веществ, то­низируют ССС и возбуждают нервную систему

  • индифферентные (34-36°) продолжительностью 10-15 мин. оказывают освежающее, бодря-рящее действие, а продолжительностью 15-25 мин - успокаивающее действие

  • теплые (37-38°) продолжительностью 10-20 мин. уменьшают раздражительность,норма­лизуют сон, оказывают болеутоляющее действие, спазмалитическое действие, сосудо­расширяющее

  • горячие (40-42°) продолжительностью до 20 мин. оказывают возбуждающее действие на нервную систему и ССС, задерживают тепло в организме и повышают обмен веществ.

  1. по составу: пресные, ароматические, лекарственные, минеральные, газовые и др.




Пресные ванны

Они оказывают термическое влияние. Длительность ванн зависит от t°, холодные и горячие (2-5'), теплые и индифферентная от 10-15'до 20-30'. Контрастные ванны применяют для закаливания. Горячая ванна повышает обмен в/в, возбуждает Н и ССС. Теплая ванна оказывает спазмалитиче­ское, сосудорасширяющее, освежающее действие. Прохладная - активизирует в/в. Индифферентная оказывает седативное, противозудное действие.

После процедуры больного насухо вытирают, укутывают и оставляют отдыхать на кушетке 20-30 мин.

Ванны с использованием ароматических и лекарственных веществ

Лечебный эффект пресных ванн усиливается химическим фактором лекарственных трав.

Хвойные ванны. Аромат хвои успокаивает, применяется при неврозах t°35-37° длительность 10-15'. Шалфейные ванны оказывают обезболивающее и успокаивающее действие. Длительность - 8-15' Т° 35-37° 2-3 раза в неделю.

Горчичные ванны применяются как общие, так и местные при заболеваниях органов дыхания Т° 37-39°, Общая ванна 5-8 мин., а длительность местной ванны - 10 мин,

Скипидарные ванны - для лечения пояснично-крестцового радикулита, артерий нижних конечнос­тей. Обладают выраженным раздражающим и анальгезирующим действием.

Газовые ванны- вода перенасыщенная газом в виде пузырьков.

- кислородные - седативное действие и механическое, бывают только искусственно приго­товленные

- жемчужные ванны — воздействие водой с множеством пузырьков воздуха. Оказывают механическое воздействие. Показано при функциональных нарушениях ЦНС, первой стадии ГБ и общим утомлении. Длительность ванны - 10-15 мин.

- искусственные углекислые ванны -1°(34-36°) они оказывают химическое действие на нерв­ные рецепторы кожи, расширяются капилляры кожи, происходит перемещение крови из депо к периферии, а также увеличивается количество циркулирующей крови. Показаны при нерезко выраженном нарушении кровообращения и функциональных расстройствах ЦНС. Длительность 6-10 мин.

- искусственные сероводородные ванны-основным действующим фактором является сероводород, растворенный в пресной воде. Они улучшают кровообращение и обмен в тканях, число сердечных сокращений уменьшается, АД понижается.

Показания: некоторые заболевания ССС, хронические заболевания суставов, мышц, ревматичес­кого и обменного характера, хронические воспалительные процессы женских половых органов, при заболеваниях кожи.

Противопоказания: заболевания в стадии декомпенсации, эндо и миокардиты, выраженная стенокардия, ГБ с нарушением мозгового и коронарного кровообращения, туберкулез, беременность (начиная с 5-го месяца), острые воспалительные заболевания суставов, злокачественные новообра­зования и др. t°35-37°, продолжительность- 5-15 процедур через день.

- искусственные родоновые ванны - они усиливают обменные процессы, оказывают общее успокаивающее и болеутоляющее действие, нормализует АД, улучшает сократимость сердца. Применяется при полиартритах, остеохондрозах, неврозах, заболеваниях перифе­рической нервной системы, гинекологических заболеваниях. Т°36-37°, длительность про­цедуры 10-15 мин. курс - 15-20 процедур.

Теплолечение.

Сюда относятся лечебные грязи, озокерит, парафин, глина, песок. Они являются теплоноси­телями или пелоидами. Лечение ими называется пелоидотерапия. Они длительно удерживают тепло и постепенно отдают его организму. Их используют для прогревания организма.

Лечение парафином - нагревают его на водяной бане до 70°, а отпускают его с температурой 55- 60°. Существуют методики: наслаивания, парафиновые ванночки и самый распространенный ме­тод салфетно-апликационный. Местное применение парафина оказывает рассасывающее, болеуто­ляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие. В тканях улучшается крово и лим­фообращение и трофика. Выделяют термическое и механическое действие.

Показания: при подострых и хронических воспалительных заболеваниях ОДА, хронических вос­палительных заболеваниях женских половых органов. Длительность процедуры 30-60 мин. Выделяют термическое и механическое действие.

Лечение озокеритом - горный воск, нефтяного происхождения как и парафин, только черного цвета. Отпускают с t°45-50°.

В отличии от парафина он оказывает еще и химическое действие за счет содержания в нем БАВ. Озокеритовые аппликации оказывают противовоспалительное действие, антиспастическое и уси­ливающее регенерацию тканей.

Больного не обмывают, так как продолжает действовать БАВ.

Показания: хронические воспалительные спастически процессы различной локализации, хрониче­ские заболевания кожи, последствия травм.


























Задания для самоконтроля

Тестовые задания

1 вариант

1. Укажите температуру внутренних органов человека.

1.35ºС.

2.36ºС.

3. 37ºС.

4. 38ºС.


2. Выберите вид грязи с большим количеством органических веществ, соли и воды.

1.Иловые сульфидные грязи.

2.Сапропелевые грязи.

3.Торфяные грязи.

4.Лечебные грязи.


3. Укажите, сколько слоев имеют прокладки для электрофореза.

1.12-16.

2.1-2.

3.5-6.

4.20-22.


4. Укажите, какое ощущение испытывает пациент при процедуре гальванизации.

1.Тепло.

2.Вибрация.

3. Легкое покалывание.

4. Жжение.


5. Укажите, какое ощущение испытывает пациент при процедуре УВЧ-терапия.

1.Тепло.

2.Вибрация.

3. Покалывание.

4. Жжение.


6. Укажите, при какой процедуре необходим воздушный зазор.

1.Электрофорез.

2.Дарсонвализация.

3.Амплипульстерапия.

4.УВЧ-терапия.


7. Укажите глубину проникновения ультрафиолетовых лучей.

1.До 5 см.

2.Насквозь.

3.До 1 мм.

4.До 4 мм.


8. Выберите температуру гигиенической ванны /в градусах/.

1.36-37ºС.

2.38-40ºС.

3.40-42ºС.

4.42-46ºС.


9. Укажите метод использования минеральной воды

с лечебной целью.

1. Аэротерапия.

2.Гелиотерапия.

3.Талассотерапия.

4.Бальнеотерапия.


10. Укажите метод использования морских купаний с лечебной целью.

1. Аэротерапия.

2.Гелиотерапия.

3.Талассотерапия.

4.Бальнеотерапия.


11. Как называют метод использования пресной воды в виде различных душей, обливаний, укутываний и т.д.?


12. Наука, изучающая действие на организм человека физических факторов внешней среды в их естественном и пре формированном виде и использование этих факторов в лечебных и профилактических целей, называется…?























2 вариант

1. Выберите хороший проводник электрического тока.

1.Кость.

2.Кожа.

3.Моча.

4.Жировая ткань.


2. Дайте название процедуре с использованием горного воска.

1.Лечение парафином.

2.Псалмотерапия.

3.Лечение озокеритом.

4.Грязелечение.


3. Укажите, какое ощущение испытывает пациент при процедуре амплипульстерапии.

1.Тепло.

2.Вибрация.

3. Покалывание.

4. Жжение.


4. Укажите, что является действующим фактором в процедуре дарсонвализации.

1.Эндогенное тепло.

2.Тихий разряд.

3.Осцилляторный фактор.

4.Успокаивающий эффект.


5. Выберите, при каких заболеваниях показано теплолечение.

1.При острых воспалительных процессах.

2.При хронических воспалительных процессах.

3.При лейкозах.

4.При анемиях.


6. Укажите, когда принимают минеральную воду при повышенной секреции желудочного сока.

1.За 10-15 минут до приема пищи.

2. За 1-1.5 часа до приема пищи .

3. За 30-40 минут до приема пищи .

4.за 1-2 минуты до приема пищи.


7. Укажите, как называется метод использования пребывания на свежем воздухе с лечебной целью.

1. Аэротерапия.

2.Гелиотерапия.

3.Талассотерапия.

4.Бальнеотерапия.


8. Укажите, как называется метод использования солнечной радиации с лечебной целью.

1. Аэротерапия.

2.Гелиотерапия.

3.Талассотерапия.

4.Бальнеотерапия.


9. Укажите, какие газы не используют для приготовления искусственных ванн .

1.Сероводород.

2.Углекислота.

3.Радон.

4.Хлор.


10. Укажите, что не относится к водолечебным процедурам.

1.Ванны.

2.Обтирания.

3.Аэрогидроионизация.

4.Укутывание.


11. Как называется лечение, включающее методы, в которых используется тепло нагретых парафина, озокерита, песка, различных пеллоидов /грязелечение/, русской бани и сауны?


12. __________ - это комбинированное применение социальных, медицинских , педагогических и профессиональных мероприятий с целью подготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности.




















Эталоны ответов

1 вариант.

1-3

2-2

3-1

4-3

5-1

6-4

7-3

8-1

9-4

10-3

11- водолечение

12- физиотерапия


2 вариант

1-3

2-3

3-2

4-1,2

5-2

6-2

7-1

8-2

9-4

10-3

11- тепловое лечение

12- реабилитация












Ситуационные задачи

Задача №1


Дано: Больной Е.И.М.., 40 лет., Ds: Бронхиальная астма средней тяжести (кашель с мокротой, одышка).

Назначено: Ультрафиолетовое облучение (УФО).

Вопросы:

1.По какой методике необходимо провести данную процедуру?

2.С каких доз начнется облучение?

3. Облучение каким способом необходимо порекомендовать при данной патологии?

4.В чем недостатки данной процедуры,

5.Что является действующим фактором при данной терапии?

6.Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?


Задача №2


Дано: Больной С.Д.М.., 25 лет., Ds: ОРВИ (сухой кашель, боли в горле, насморк, слабость, T0 37,2)

Назначено: УФО.

Вопросы:

1.Можно ли назначить УФО?

2.По какой методике и с какими дозами необходимо отпустить данную процедуру?

3.По какой схеме общих ультрафиолетовых облучений необходимо проводить данную процедуру?

4.В чем недостатки данной процедуры,

5.Какова последовательность действий мед.сестры при проведении УФО?

6.Возникновение какой неотложной ситуации возможно при проведении данной терапии?








Ответы на ситуационные задачи:

Задача №1


1.При бронхиальной астме облучают 5 полей, ежедневно по 1 полю. Первое и второе поля – половины задней поверхности спины (верхней и нижней или правой и левой) – облучают при положении пациента лёжа на животе, под грудь подкладывают подушку, лоб опирается на сложенные кисти. Доза облучения – 4 биодозы. Третье и четвертое поля – боковые поверхности грудной клетки, исключая подмышечные впадины, - облучают при положении пациента лежа на боку с руками, закинутыми за голову. Доза облучения – 3 биодозы. Пятое полое – передняя поверхность грудной клетки справа – облучают при положении пациента лежа на спине. Доза облучения – 3 биодозы. Курс – 15-20 процедур.

2.Облучение начинают с трех биодоз.

3.Фракционный , кожных покровов.

4.нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навредить.

5.Действующим фактором является УФ лучи в эритемных дозах. Колебания в пределах 400 -180 нм.

6.Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию , вырубить рубильник , оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо , психологическая помощь , дать экстракт валерианы , дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени : ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло ,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца : доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо ,массаж сердца + ИВЛ , медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида ,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги: Успокоить пациента ,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором ,наложить сухую или смазанную мазью повязку.





Задача №2

1.Облучение ультрафиолетовыми лучами можно назначить коротковолновое или интегрального спектра на область миндалин, слизистой оболочки носа и слизистой оболочки глотки.

2. Воздействие на миндалины: положение пациента сидя на стуле (лучше винтовом), рот должен находится на уровне тубуса. На облучателе устанавливают съёмный тубус с косым срезом и вводят его глубоко в рот, направляя лучи то на одну, то на другую миндалину. Пациент удерживает высунутый язык с помощью марлевой салфетки и следит через зеркало, чтобы корень языка не мешал проведению процедуры. Каждый раз необходимо облучать только половину задней стенки глотки (чтобы избежать повторного облучения одних и тех же участков). Доза облучения – 1-5 биодоз (1-5 мин. и более) при интегральном спектре и 1-2 биодозы (3-6 мин.) при облучении коротковолновыми лучами. Облучение проводят ежедневно или через день, 3-5 облучений на курс лечения.

3. Воздействие на слизистую оболочку глотки: для облучения задней стенки глотки лучи направляют на неё через съемный тубус с широким отверстием. Доза – 2 биодозы.

4. Воздействие на слизистую оболочку носа: пациента усаживают на стул лицом к лампе, слегка отклоняя голову назад. Слизистую оболочку носа облучают через тубус с небольшим отверстием, вводя его неглубоко в каждую ноздрю. Доза облучения – 2-3 биодозы. Облучают ежедневно или через день. Курс лечения – 2-5 облучений.

5.нельзя точно дозировать лекарственное вещество для проведения процедуры. Лекарства могут вызвать обратный эффект, т.е. навредить.

Алгоритм действия

Подготовка оснащения к процедуре

  1. Использование заблаговременно включенного аппарата или включенного указанного врачом другого аппарата и прогрев голени (10-15 минут).

  2. Выбор аппарата, выбор облучателя (место), расстояние облучателя.

Подготовка пациента к процедуре

  1. Провести психологическую беседу.

  2. Придание больному нужной позы.

  3. Обнаружение и осмотр места облучения.

  4. Надевание светозащитных очков.

  5. Определение биодозы – осмотр облучения и подсчет эритемных полосок, расчет или перерасчет биодозы по формуле.

Проведение процедуры

  1. По указанию медицинской сестры больной должен раздеться и надеть светозащитные очки.

  2. Затем пациент ложиться на спину на кушетку в кабинете и медицинская сестра устанавливает облучатель на указанной в схеме расстояние в такой точке, с которой достигается равномерное облучение всей передней поверхности тела.

  3. Далее проводится поочередное облучение передней, задней и боковой поверхности тела в течение времени указанного в схеме.

Окончание процедуры

  1. После окончания процедуры отводим в сторону рефлектор и, не выключая лампу, закрываем светозащитной тканью.

  2. Сделать отметку в учетно-отчетной документации.

  3. Пригласить пациента на следующую процедуру (при необходимости).

4.Электротравмы (немедленно прекратить манипуляцию , вырубить рубильник , оттащить провода сухой веревкой от пациента, оттащить его не прикасаясь к телу пациента /только за одежду/, вызвать врача через 3 лицо , психологическая помощь , дать экстракт валерианы , дать чай, тепло укрыть; при тяжелой степени : ИВЛ + закрытый массаж сердца + нашатырный спирт. Если не помогло ,то доставляют в реанимацию, госпитализация пациента.

Остановка сердца : доврачебная помощь: вызвать врача через 3 лицо ,массаж сердца + ИВЛ , медикоментозно (Норадреналин в/в + 2 – 5 мл 5% кальция хлорида ,дополнительно вводят 8% гидрокарбонат натрия 1,5 – 2 мл на 1 кг массы тела.

Ожоги : Успокоить пациента ,по необходимости вызвать врача (зависит от степени ожога),Обработать а/бак раствором ,наложить сухую или смазанную мазью повязку.





































Список использованной литературы:


1.Л.В.Козлова, С.А. Козлов, Основы реабилитации, 2012 г

  1. Н.Г. Соколова, Т.В. Соколова, Физиотерапия, 2014 г.

  2. Шумова А.Л. Основы реабилитации. Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Москва, ВУНМЦ, 2016.

  3. П.И.Готовцев, Физиотерапия, 2015г.

  4. П.И.Готовцев, Лечебная физкультура. 2013г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!