СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие "Изучение правил дорожной безопасности. Интегрированные уроки"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка подготовлена при изучении работы в рамках экпериментальной площадки по изучению ПДБ и ДД.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие "Изучение правил дорожной безопасности. Интегрированные уроки"»

В условиях современного города с постоянно растущей инфраструктурой и автомобилизацией общества актуальность снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения не вызывает сомнений.

Самый распространенный вид ДТП – это наезд на пешехода. Он составляет до 50% всех дорожно-транспортных происшествий.

Причинами возникновения ДТП с участием детей-пешеходов по собственной неосторожности являются:

-переход в неположенном месте - до 30% случаев;

- неожиданный выход из-за стоящего транспорта – 20% случаев;

-переход на запрещающий сигнал светофора -5%;

-игра на проезжей части-5%

Основными причинами сложившейся негативной ситуации являются:

-низкий уровень дисциплины водителей и пешеходов, недостаточная квалификация и грамотность участников дорожного движения;

-необоснованное снижение требований к созданию безопасных условий движения пешеходов, в том числе детей, инвалидов, людей с ограниченными возможностями здоровья.



Занятия по отработке навыков безопасного поведения детей на улице и в транспорте с использованием активных форм работы: практические занятия, конкурсы, игры, просмотр и обсуждение учебных фильмов, обсуждение правил поведения в сложных ситуациях.

Основной способ формирования у детей навыков безопасного поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителям.

Многие родители, не понимая этого сами, личным примером могут оказать существенную помощь, используя дорогу в школу и домой, для формирования навыков предвидения опасности у детей.

Многие педагоги привыкли руководствоваться личным опытом, а не специальными научными знаниями и умениями в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в дорожно-транспортной среде. Эта ситуация усугубляется в настоящее время отсутствием утвержденных методических пособий по вопросам обучения уо детей безопасному поведению на дорогах. Литературы по данному вопросу издается много, но грамотность представленного материала не всегда отвечает современным требованиям.



Реализация дифференцированного поэтапного подхода к изучению различных понятий правил дорожного движения в зависимости от сложности усвоения.

Обучение детей безопасному поведению на дорогах с учетом их психофизических особенностей, в восприятии информации, уровня развития мыслительных операций.

Формирование законопослушного поведения учащихся, через создание соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы обеспечения безопасности движения

Использование информационных технологий для создания методического материала по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся коррекционной школы образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений ПДД, выработать умение принимать самостоятельное решение в соответствии с требованиями правил по обеспечению как личной безопасности так и безопасности других участников движения.

Учебно - наглядное пособие для учащихся 5-9 классов в двух частях (24 плаката). Авторы: А.Л. Рыбин, Б.О. Гренников, М.В.Маслов

Пособие по правилам дорожной безопасности для младшего школьного возраста «Путешествие на зеленый свет. Дорожный постовой», Изд. «Кедр»

В этих пособиях подробно рассказывается о правилах дорожной безопасности и культуре поведения всех участников дорожного движения. Подобраны как официальные Правила дорожного движения, так и практические советы по безопасному поведению на дорогах. Весь материал подан в занимательной форме с использованием разнообразных игр, задач и художественных произведений на тему дорожной безопасности, что позволит привить юным пешеходам твердые навыки безопасного поведения на дорогах.

Необходимо не только добиваться прочного знания правил, понимания важности, нужности их выполнения, но и стремится к освоению каждым учеником стереотипа безопасного поведения на дороге.

В занятиях с детьми необходимо использовать реальную, известную детям дорожную обстановку своего микрорайона ( где он проживает или находится школа).

Правила дорожного движения должны не только изучаться и усваиваться , но одновременно должно формироваться у учащихся уважение у ним, через формирование общей транспортной культуры поведения.

На занятиях необходимо использовать разнообразные формы и методы активизации детей в освоении правил безопасного поведения: игры и сказки, мультфильмы , экскурсии-прогулки , работа с макетами.

Для проведения занятий желательно оборудовать специальный уголок по изучению правил дорожного движения с набором наглядных пособий, макетами транспортных средств, перекрестков, средств регулирования, дорожных знаков.

Родители должны стать активными союзниками и действительными помощниками учителя в овладении детьми правилами и законами улиц.

Во дворе школы оборудована площадка для практических занятий. На ней нанесены линии дорожной разметки, установлены макеты светофоров, выставляются дорожные знаки.

«История дорог»

От дома начинается,

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет.

У дома и кончается.

(дорога)

«В давние времена, когда человек передвигался только пешком, правил дорожного движения не существовало. Но и в те времена уже были первые дороги. Это были простые тропинки, по которым наши далекие предки передвигались через непроходимые леса. Для жилья они вырубали заросли и строили там жилище. Одним из названий такого обжитого места было «дор». Между поселениями люди прокладывали тропинки, и называли их «путиками». Путик соединял один дор с другим, затем путик стали называть дорогой.»

Необходимость в быстром и удобном передвижении, перевозка грузов и товаров привели к возникновению более широких дорог.

С изобретением колеса движение по дорогам стало интенсивнее. Все люди разделились на три основные категории участников дорожного движения: пешеходов, водителей и пассажиров.

Чтобы предотвращать аварии и наезды, для всех участников движения были изданы правила, которые каждому нужно было соблюдать.

Постепенно на дорогах появились разметки, дорожные знаки, светофоры, вышел управлять движением и милиционер-регулировщик. Страшно представить, что было бы сегодня на дорогах, если бы не было на проезжей части этих дорожных спасителей

«Какие бывают дороги»

Дорогой называется искусственное сооружение или отведенная полоса земли, предназначенная для движения транспорта.

Дорога состоит из проезжей части и обочины.

Проезжая часть предназначена для движения транспорта.

Обочина предназначена для остановки, стоянки транспорта и для движения пешеходов (в тех местах, где нет тротуаров).

Дороги, кроме тротуаров и обочин, могут иметь и другие составные части.

На загородных дорогах сразу за обочиной находится кювет, углубление, в которое стекает вода с поверхности дороги во время дождей, таяния снега.

«Основные элементы дороги»

Вне населенных пунктов.

А - полоса отвода

Б - земельное полотно

В - проезжая часть

Г - обочина

Д - кювет

Е – обрез


В населенных пунктах.

Дорога состоит из многих элементов. Посмотри на рисунок и запомни их

А - общая ширина дороги

Б - проезжая часть

В – полоса движения

Г - трамвайный путь

Д - разделительная полоса

Е- тротуар


Дороги бывают с двусторонним и односторонним движением транспорта.

На дорогах с двусторонним движением транспорт движется в двух направлениях, а на односторонних - в одном.


Тротуар- это пешеходная дорожка, которая расположена по обеим сторонам дороги и приподнятая над ее проезжей частью или отделена газоном

Пешеходные дорожки предназначены только для движения пешеходов. По ним разрешается езда инвалидов в колясках, а также передвижение лиц, ведущих велосипед, тележку, детскую коляску или санки.

Велосипедные дорожки предназначены только для движения на велосипедах и мопедах.



В городе для движения велосипедистов на дороге может быть оборудована велосипедная дорожка. Ее отмечают особым знаком (демонстрация на доске и в рабочих тетрадях).

Чтобы машины могли останавливаться, не мешая главному движению по проезжей части, на участке дороги имеется так называемый «карман» (демонстрация на доске и в рабочих тетрадях).

Для пешеходов, которые хотят сесть на пассажирский транспорт, на дороге имеются остановки, которые также отмечаются особым знаком. (демонстрация на доске и в рабочих тетрадях).





«Дорожная разметка»

Разметка бывает двух типов: горизонтальная и вертикальная. Линия и обозначения, нанесенные на проезжей части улиц и дорог, называются горизонтальной разметкой. Их наносят краской белого или желтого цвета. Это линии пешеходного перехода – широкие белые полосы, нанесенные поперек проезжей части. Такая разметка обозначает пешеходный переход типа «зебра». На широких улицах переход типа «зебра» иногда дополняется стрелами. Эти стрелы напоминают пешеходам, что при переходе дороги надо придерживаться правой стороны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!