МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИЦЕЙ «МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ



Джанкой, 2018
Составитель Т.
Учебно-методическое пособие. Организация учебно-воспитательной работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. / Сост. Н. Б. Блашко, социальный педагог Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», 2018 г.
Рекомендации позволяют организовать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психо-физиологических особенностей.
Рекомендации предназначены для учителей, социальных педагогов, психологов, руководителей общеобразовательных учебных заведений.
ул. Розы Люксембург, 19, г. Джанкой, Республика Крым, 296100 тел. 3-35-06, 3-01-50 e-mail: d-sk2@mail.ru
Указания к заполнению рекомендаций
Рекомендации заполняются специалистами (психологом, дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником) индивидуально для каждого учащегося на основе психолого-педагогической диагностики с учетом медицинского диагноза. Специалисты отмечают или подчеркивают рекомендуемые формы, методы обучения и развития учащихся, имеющих психофизические нарушения.
Информация об учащемся
ФИО ____________________________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Диагноз ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Группа инвалидности _______________________________________________________
Текущий уровень знаний и умений ребенка (указать умения учащегося, сильные качества, стиль обучения (особенно если один из стилей доминирует), указать что учащийся не умеет делать, в чем нужна помощь и т.д. Указать влияние заболевания на успешность обучения в обычном классе) ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________________________
Общие рекомендации
Проводить упражнения на развитие крупной и мелкой моторики при выполнении письменных работ.
Чередовать выполнение письменных заданий с заданиями по развитию устной связной речи учащегося.
Уменьшать объем письменных заданий и увеличивать время их выполнения.
Уменьшать количество математических заданий в связи с инертностью психических процессов учащихся.
В процессе работы делать кратковременные и долговременные перерывы.
Отводить достаточное количество времени на выполнение разных видов учебной деятельности.
Во время уроков применять широкий спектр материалов с целью стимулирования развития сенсорных систем учащегося.
Четко давать инструкции, при необходимости повторять.
Создавать ситуации для максимального проявления активности учащегося.
Предоставлять возможность смены положения (например, из сидячего в лежачее, наклон в коляске)
Строить учебный процесс с ориентацией на сильные стороны учащегося.
Использовать разные способы предоставления учебного материала (ребенку-визуалу материал предоставлять в виде презентаций, схем, таблиц, видео-материалов; ребенку-аудиалу предоставлять информацию для слухового восприятия;
Создавать разнообразный обучающий опыт (например, организовывать экскурсии или лабораторные эксперименты).
Предоставлять учащемуся возможность разным способом демонстрировать полученные знания и навыки (например, если учащийся имеет проблемы с письмом, то его можно приобщить к подготовке постера с малым объемом текстовой информации или с объединением текста и картинок).
Чаще проводить проверку знаний.
Давать учащемуся посильные задания, большие разбивать на несколько частей.
Учащийся с ДЦП
Спастическая диплегия
Максимально уменьшить количест-во отвлекающих факторов.
Использовать вспомогательные технические приспособления.
Формировать функциональную способность учащегося (к движению, самообслуживанию, коммуникации, интеллектуальному развитию).
Гемипаретическая форма
Подбирать обучающие задания для развития логического мышления и умственных способностей учащегося в зависимости от поражения соответствующих отделов головного мозга.
Создавать условия в классной среде для обеспечения максимально возможной трудоспособности учащегося (с учетом пораженной части тела).
Гиперкинетическая форма
Обеспечивать специальными принадлежностями для учащихся (тетради с широкими линиями, ручки со вспомогательными приспособлениями).
Использовать соответствующий дидактический материал для формирования свойств внимания.
Спастическая диплегия – тетрапарез с преимущественным поражением ног.
Гемипарез – паралич одной половины тела или вообще односторонний паралич.
Гиперкинез – патологическое внезапно возникающие непроизво-льные движения в различ-ных группах мышц
Антонично-астеническая форма
Занимать терпимую позицию.
Создавать и следить за соблюдением всеми учащимися правила класса по слушанию.
Предоставлять достаточное количество времени для ответа.
Делить учебное задание на несколько этапов.
Спастический тетрапарез
Использовать альтернативные формы коммуникации.
Обеспечить специальной компьютерной клавиатурой.
Проводить упражнения, которые требуют обратной связи учащегося.
Атонически-астеническая форма – характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. В половине случав имеется олигофрения в степени дебильности и имбецильности.
Спастический тетрапарез (повышение мышечного тонуса) – это скованность мышц верхних и нижних конечностей.
Для заметок____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащийся с психофизическими нарушениями развития
Обучить учащегося произвольной регуляции своей деятельности.
Не требовать сиюминутного включения в деятельность, т.к. активность такого учащегося во время выполнения задания возрастает постепенно.
Выявлять и развивать у учащегося те качества, способности и умения, которые позитивно оцениваются в коллективе.
Понимать учащегося и правильно реагировать на его открытость.
Построить процесс обучения таким образом, чтобы учащийся не ощущал собственной неполноценности.
Нарушения в психофизическом развитии – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста. К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.д.
Следует помнить! Учащийся с психофизическими нарушениями не может одновременно выполнять разные задания, а некоторые их них вообще отказываются их делать.
Для заметок_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Учащийся с гиперактвностью
Посадить активного учащегося на одну из первых парт, чаще вызывать к ответу.
Давать возможность «разрядиться» (например, попросить подать или принести что-то учителю, помочь ему собрать дневники, вытереть с доски и т.д.).
Строить занятия по четко спланированному распорядку, при этом гиперактивный учащийся может пользоваться календарем или дневником.
Записывать на доске задания, предложенные на уроке.
Разбивать на части большое задание, контролировать ход работы над каждой из частей.
Использовать как можно больше наглядных способов обучения.
Давать возможность выплескивать энергию – поиграть, побегать во дворе или спортзале.
Использовать систему поощрений.
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбуди-мость учащегося превышает норму.
Обратите внимание! Гиперактивный учащийся не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы учащийся был внимательным, выполняя задание, попробуйте не делать замечания, что он крутится и срывается с места.
На первых этапах обучения снизить требовательность к аккуратности, т.к. гиперактивному школьнику в начале работы очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью.
Изменять виды деятельности в зависимости от степени утомляемости учащегося.
Выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечного напряжения.
Давать четкие и немногословные инструкции по выполнению заданий.
Проверять знания в начале урока.
Избегать категорических запретов.
Проводить упражнения на повышение уровня внимания («Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»).
Снижать импульсивность (например, вызывать к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ» и т.д.).
Отрабатывать навыки выражения гнева в приемлемой форме.
Обучать конструктивным способам решения конфликтов на уроке.
Отрабатывать навыки самоконтроля.
Создать список правил, которые должны соблюдать учащиеся (создать список в позитивной форме: что нужно делать, а не то, чего делать нельзя).
Для заметок____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащийся с нарушениями зрения
Следить за надлежащим освещением в классе.
Использовать вместо букв и цифр карточки с изображениями животных, растений и пр.
Сажать учащегося так, чтоб он мог видеть то, что написано на доске без напряжения. Время от времени ему полезно смотреть в окно.
Следить за тем, чтобы учащийся чаще моргал, не сутулился, переключал взгляд с близкого объекта на дальний и наоборот.
Стимулировать учащегося к движениям, мобильности, вызы-вать потребность в движении, обеспечить безопасность во время самостоятельного передвижения, в играх, труде.
Находиться лицом к классу во время объяснения, говорить четко, разборчиво.
Сопровождать жесты (кивок головой, движения рук и т.п.) словами, а иногда прикоснове-ниями к учащемуся.
Нарушения зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодации. Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения
Обратите внимание! Лица с нарушениями зрения чувствительнее, чем зрячие, реагируют на беседы. Поэтому в разговоре с ними больше внимания необходимо уделять своему голосу, который отображает ваше настроение.
Сообщать учащемуся в устной форме об изменениях в расписании и других событиях, происходящих в школе.
Во время урока меньше ходить по классу, лучше находиться в одном месте.
Текстовые материалы должны быть напечатаны увеличенным шрифтом (как минимум кегль 16 или 18).
Спокойно использовать выражения, в которых используются слова «видеть», «смотреть» и т.д.
До начала занятия предоставлять иллюстрированный или раздаточный материал и ключевые понятия для заблаговременного ознакомления.
Учитывать, что учащийся выполняет работу намного медленнее других.
Озвучивать то, что пишете на доске.
Заменять письменные работы устным опросом или собеседованием.
Вовлекать учащегося в групповую форму работы класса.
Помнить, что излишняя снисходительность в требованиях к учащемуся может унизить его достоинство.
Для заметок____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________-
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащийся с нарушениями слуха
Установить сигнальные лампочки в классе, которые будут оповещать о начале и окончании урока.
Посадить учащегося на первую парту.
Говорить немного громче и четко, подбирая необходимый уровень звучания (иногда достаточно понизить высоту голоса, т.к. учащийся утратил способность воспринимать высокие частоты).
Привлечь внимание учащегося перед тем, как начать разговор (если его слух позволяет, назвать имя учащегося, если нет – положить руку на плечо и т.д.).
Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха затрудняющие восприятие речи – тугоухостью (нейросенсорной, кондуктивной или смешанного характера).
Записывать информацию, которая содержит номер, правило, формулу, сложный термин, адрес.
Перефразировать предложение, если учащийся просит повторить, использовать жесты.
Во время разговора смотреть на учащегося, не закрывать лицо.
Уточнять, понял ли вас учащийся (при этом нужно избегать даже намека на снисхождение).
Высказываться короткими, содержательными фразами.
По возможности, показывать на пальцах числительные.
Не изменять тему разговора без предупреждения, использовать переходные фразы.
Использовать раздаточный материал на уроках.
Применять альтернативные обучающие материалы (видеофильмы с субтитрами, мультимедийные средства, электронные конспекты уроков и т.д.).
Сообщать учащимся об изменении темы или задания.
Следить за тем, чтобы в классе не было постороннего шума.
Учитывать, что учащемуся с нарушением слуха может понадобиться больше времени для выполнения задания.
При необходимости заменять устные формы контроля знаний письменными.
Способствовать развитию коммуникативных способностей слабослышащего учащегося, вовлекать в групповую работу класса.
Для заметок____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________-
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащийся с нарушениями речи
Не игнорировать учащегося, которому трудно говорить.
Не ускорять разговор, не перебивать и не исправлять.
Поддерживать во время разговора визуальный контакт.
Нарушение речевого развития – термин, подразумевающий наличие различных видов отклонений в развитии речи.
Сначала задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или соответствующих движений головой.
Не притворяться, что поняли, если это не так.
При возникновении проблемы в общении, спросить, не хочет ли учащийся использовать другой способ передачи информации – написать, напечатать.
Для заметок_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Учащийся с нарушениями внимания
Давать краткие и четкие инструкции по выполнению заданий.
Следить за выполнением задания, особенно при переключении с одного вида деятельности на другой.
Делать перерывы по мере необходимости.
Проводить работу в периоды наибольшей концентрации внимания.
Разбивать большие задания на сегменты.
Создавать и использовать определенные сигналы, по которым учащийся поймет, что не правильно выполняет задание.
Использовать физический контакт (дотронуться, положить руку на плечо) для привлечения внимания.
Комбинировать слуховую и зрительную информацию во время проведения урока.
Использовать релаксационные техники во время работы.
Создавать ситуации успеха для учащегося (хотя бы одно задание в день должно завершиться успехом).
Для заметок____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Терминология
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с психофизическими нарушениями, которые не дают возможность получать образовательные услуги. Для их обучения необходимо обеспечение дополнительной поддержки и создание особых образовательных программ, отличных от стандартных.
Детские церебральные параличи (сокр. ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Спастическая тетраплегия – одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Спастическая диплегия – наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная раннее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространённые проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта (в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. Гемиплегическая форма – характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Дискинетическая форма. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Атаксическая форма (атонически-астатическая форма). Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.
Задержка психического развития (сокр. ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.
Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.
Нарушение зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. К ним относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза. Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов. Нарушение периферического зрения – ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении. Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться. Гемералопия – нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).
Нарушение речевого развития – термин подразумевающий наличие различных видов отклонений в развитии речи. Дислалия – дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи. Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание». Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2-2,5 лет. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»). Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; Сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос). Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм – ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более лёгкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью (нейросенсорной, кондуктивной или смешанного характера). Кроме того, глухота бывает врождённая или приобретённая.
Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Страдает интеллект и эмоционально-волевая сфера. Олигофрения – клиническая форма умственной отсталости, характеризующая общее необратимое недоразвитие мозговых структур. Деменция – приобретенное слабоумие. Возникает либо начинает прогрессировать в возрасте 2-3 лет.
20