СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методическое пособие организация учебно-воспитательной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации позволяют организовать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психо-физиологических особенностей.

Рекомендации предназначены для учителей, социальных педагогов, психологов, руководителей общеобразовательных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие организация учебно-воспитательной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИЦЕЙ «МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2»






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ



ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
















Джанкой, 2018


Составитель Т.


Учебно-методическое пособие. Организация учебно-воспитательной работы с учащимися с особыми образовательными потребностями. / Сост. Н. Б. Блашко, социальный педагог Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», 2018 г.




Рекомендации позволяют организовать процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями с учетом их психо-физиологических особенностей.

Рекомендации предназначены для учителей, социальных педагогов, психологов, руководителей общеобразовательных учебных заведений.














ул. Розы Люксембург, 19, г. Джанкой, Республика Крым, 296100 тел. 3-35-06, 3-01-50 e-mail: d-sk2@mail.ru






Указания к заполнению рекомендаций

Рекомендации заполняются специалистами (психологом, дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником) индивидуально для каждого учащегося на основе психолого-педагогической диагностики с учетом медицинского диагноза. Специалисты отмечают или подчеркивают рекомендуемые формы, методы обучения и развития учащихся, имеющих психофизические нарушения.

Информация об учащемся


ФИО ____________________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________

Диагноз ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Группа инвалидности _______________________________________________________

Текущий уровень знаний и умений ребенка (указать умения учащегося, сильные качества, стиль обучения (особенно если один из стилей доминирует), указать что учащийся не умеет делать, в чем нужна помощь и т.д. Указать влияние заболевания на успешность обучения в обычном классе) ___________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


Дата заполнения_______________________________________________________________

Общие рекомендации

  • Проводить упражнения на развитие крупной и мелкой моторики при выполнении письменных работ.

  • Чередовать выполнение письменных заданий с заданиями по развитию устной связной речи учащегося.

  • Уменьшать объем письменных заданий и увеличивать время их выполнения.

  • Уменьшать количество математических заданий в связи с инертностью психических процессов учащихся.

  • В процессе работы делать кратковременные и долговременные перерывы.

  • Отводить достаточное количество времени на выполнение разных видов учебной деятельности.

  • Во время уроков применять широкий спектр материалов с целью стимулирования развития сенсорных систем учащегося.

  • Четко давать инструкции, при необходимости повторять.

  • Создавать ситуации для максимального проявления активности учащегося.

  • Предоставлять возможность смены положения (например, из сидячего в лежачее, наклон в коляске)

  • Строить учебный процесс с ориентацией на сильные стороны учащегося.

  • Использовать разные способы предоставления учебного материала (ребенку-визуалу материал предоставлять в виде презентаций, схем, таблиц, видео-материалов; ребенку-аудиалу предоставлять информацию для слухового восприятия;

  • Создавать разнообразный обучающий опыт (например, организовывать экскурсии или лабораторные эксперименты).

  • Предоставлять учащемуся возможность разным способом демонстрировать полученные знания и навыки (например, если учащийся имеет проблемы с письмом, то его можно приобщить к подготовке постера с малым объемом текстовой информации или с объединением текста и картинок).

  • Чаще проводить проверку знаний.

  • Давать учащемуся посильные задания, большие разбивать на несколько частей.

Учащийся с ДЦП


Спастическая диплегия

    • Максимально уменьшить количест-во отвлекающих факторов.

    • Использовать вспомогательные технические приспособления.

    • Формировать функциональную способность учащегося (к движению, самообслуживанию, коммуникации, интеллектуальному развитию).


Гемипаретическая форма

    • Подбирать обучающие задания для развития логического мышления и умственных способностей учащегося в зависимости от поражения соответствующих отделов головного мозга.

    • Создавать условия в классной среде для обеспечения максимально возможной трудоспособности учащегося (с учетом пораженной части тела).


Гиперкинетическая форма

    • Обеспечивать специальными принадлежностями для учащихся (тетради с широкими линиями, ручки со вспомогательными приспособлениями).

    • Использовать соответствующий дидактический материал для формирования свойств внимания.



Спастическая диплегиятетрапарез с преимущественным поражением ног.








Гемипарезпаралич одной половины тела или вообще односторонний паралич.










Гиперкинезпатологическое внезапно возникающие непроизво-льные движения в различ-ных группах мышц










Антонично-астеническая форма

    • Занимать терпимую позицию.

    • Создавать и следить за соблюдением всеми учащимися правила класса по слушанию.

    • Предоставлять достаточное количество времени для ответа.

    • Делить учебное задание на несколько этапов.


Спастический тетрапарез

    • Использовать альтернативные формы коммуникации.

    • Обеспечить специальной компьютерной клавиатурой.

    • Проводить упражнения, которые требуют обратной связи учащегося.

Атонически-астеническая форма – характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. В половине случав имеется олигофрения в степени дебильности и имбецильности.




Спастический тетрапарез (повышение мышечного тонуса) – это скованность мышц верхних и нижних конечностей.


Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________



Учащийся с психофизическими нарушениями развития


    • Обучить учащегося произвольной регуляции своей деятельности.

    • Не требовать сиюминутного включения в деятельность, т.к. активность такого учащегося во время выполнения задания возрастает постепенно.


    • Выявлять и развивать у учащегося те качества, способности и умения, которые позитивно оцениваются в коллективе.

    • Понимать учащегося и правильно реагировать на его открытость.

    • Построить процесс обучения таким образом, чтобы учащийся не ощущал собственной неполноценности.

Нарушения в психофизическом развитии – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста. К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.д.



Следует помнить! Учащийся с психофизическими нарушениями не может одновременно выполнять разные задания, а некоторые их них вообще отказываются их делать.

Для заметок_______________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________


_______________________________________________________________________________




Учащийся с гиперактвностью


      • Посадить активного учащегося на одну из первых парт, чаще вызывать к ответу.

      • Давать возможность «разрядиться» (например, попросить подать или принести что-то учителю, помочь ему собрать дневники, вытереть с доски и т.д.).

      • Строить занятия по четко спланированному распорядку, при этом гиперактивный учащийся может пользоваться календарем или дневником.

      • Записывать на доске задания, предложенные на уроке.

      • Разбивать на части большое задание, контролировать ход работы над каждой из частей.

      • Использовать как можно больше наглядных способов обучения.

      • Давать возможность выплескивать энергию – поиграть, побегать во дворе или спортзале.

      • Использовать систему поощрений.

Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбуди-мость учащегося превышает норму.


Обратите внимание! Гиперактивный учащийся не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы учащийся был внимательным, выполняя задание, попробуйте не делать замечания, что он крутится и срывается с места.

      • На первых этапах обучения снизить требовательность к аккуратности, т.к. гиперактивному школьнику в начале работы очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью.

      • Изменять виды деятельности в зависимости от степени утомляемости учащегося.

      • Выполнять упражнения на релаксацию и снятие мышечного напряжения.

      • Давать четкие и немногословные инструкции по выполнению заданий.

      • Проверять знания в начале урока.

      • Избегать категорических запретов.

      • Проводить упражнения на повышение уровня внимания («Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»).

      • Снижать импульсивность (например, вызывать к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ» и т.д.).

      • Отрабатывать навыки выражения гнева в приемлемой форме.

      • Обучать конструктивным способам решения конфликтов на уроке.

      • Отрабатывать навыки самоконтроля.

      • Создать список правил, которые должны соблюдать учащиеся (создать список в позитивной форме: что нужно делать, а не то, чего делать нельзя).

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________



Учащийся с нарушениями зрения


        • Следить за надлежащим освещением в классе.

        • Использовать вместо букв и цифр карточки с изображениями животных, растений и пр.

        • Сажать учащегося так, чтоб он мог видеть то, что написано на доске без напряжения. Время от времени ему полезно смотреть в окно.

        • Следить за тем, чтобы учащийся чаще моргал, не сутулился, переключал взгляд с близкого объекта на дальний и наоборот.

        • Стимулировать учащегося к движениям, мобильности, вызы-вать потребность в движении, обеспечить безопасность во время самостоятельного передвижения, в играх, труде.

        • Находиться лицом к классу во время объяснения, говорить четко, разборчиво.

        • Сопровождать жесты (кивок головой, движения рук и т.п.) словами, а иногда прикоснове-ниями к учащемуся.

Нарушения зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодации. Сюда относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения


Обратите внимание! Лица с нарушениями зрения чувствительнее, чем зрячие, реагируют на беседы. Поэтому в разговоре с ними больше внимания необходимо уделять своему голосу, который отображает ваше настроение.

        • Сообщать учащемуся в устной форме об изменениях в расписании и других событиях, происходящих в школе.

        • Во время урока меньше ходить по классу, лучше находиться в одном месте.

        • Текстовые материалы должны быть напечатаны увеличенным шрифтом (как минимум кегль 16 или 18).

        • Спокойно использовать выражения, в которых используются слова «видеть», «смотреть» и т.д.

        • До начала занятия предоставлять иллюстрированный или раздаточный материал и ключевые понятия для заблаговременного ознакомления.

        • Учитывать, что учащийся выполняет работу намного медленнее других.

        • Озвучивать то, что пишете на доске.

        • Заменять письменные работы устным опросом или собеседованием.

        • Вовлекать учащегося в групповую форму работы класса.

        • Помнить, что излишняя снисходительность в требованиях к учащемуся может унизить его достоинство.


Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________-


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________



Учащийся с нарушениями слуха


        • Установить сигнальные лампочки в классе, которые будут оповещать о начале и окончании урока.

        • Посадить учащегося на первую парту.

        • Говорить немного громче и четко, подбирая необходимый уровень звучания (иногда достаточно понизить высоту голоса, т.к. учащийся утратил способность воспринимать высокие частоты).

        • Привлечь внимание учащегося перед тем, как начать разговор (если его слух позволяет, назвать имя учащегося, если нет – положить руку на плечо и т.д.).

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более легкие степени нарушения слуха затрудняющие восприятие речи – тугоухостью (нейросенсорной, кондуктивной или смешанного характера).

        • Записывать информацию, которая содержит номер, правило, формулу, сложный термин, адрес.

        • Перефразировать предложение, если учащийся просит повторить, использовать жесты.

        • Во время разговора смотреть на учащегося, не закрывать лицо.

        • Уточнять, понял ли вас учащийся (при этом нужно избегать даже намека на снисхождение).

        • Высказываться короткими, содержательными фразами.

        • По возможности, показывать на пальцах числительные.

        • Не изменять тему разговора без предупреждения, использовать переходные фразы.

        • Использовать раздаточный материал на уроках.

        • Применять альтернативные обучающие материалы (видеофильмы с субтитрами, мультимедийные средства, электронные конспекты уроков и т.д.).

        • Сообщать учащимся об изменении темы или задания.

        • Следить за тем, чтобы в классе не было постороннего шума.

        • Учитывать, что учащемуся с нарушением слуха может понадобиться больше времени для выполнения задания.

        • При необходимости заменять устные формы контроля знаний письменными.

        • Способствовать развитию коммуникативных способностей слабослышащего учащегося, вовлекать в групповую работу класса.

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________-


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________



Учащийся с нарушениями речи


        • Не игнорировать учащегося, которому трудно говорить.

        • Не ускорять разговор, не перебивать и не исправлять.

        • Поддерживать во время разговора визуальный контакт.

Нарушение речевого развития – термин, подразумевающий наличие различных видов отклонений в развитии речи.

        • Сначала задавать такие вопросы, которые требуют коротких ответов или соответствующих движений головой.

        • Не притворяться, что поняли, если это не так.

        • При возникновении проблемы в общении, спросить, не хочет ли учащийся использовать другой способ передачи информации – написать, напечатать.

Для заметок_____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________





Учащийся с нарушениями внимания

          • Давать краткие и четкие инструкции по выполнению заданий.

          • Следить за выполнением задания, особенно при переключении с одного вида деятельности на другой.

          • Делать перерывы по мере необходимости.

          • Проводить работу в периоды наибольшей концентрации внимания.

          • Разбивать большие задания на сегменты.

          • Создавать и использовать определенные сигналы, по которым учащийся поймет, что не правильно выполняет задание.

          • Использовать физический контакт (дотронуться, положить руку на плечо) для привлечения внимания.

          • Комбинировать слуховую и зрительную информацию во время проведения урока.

          • Использовать релаксационные техники во время работы.

          • Создавать ситуации успеха для учащегося (хотя бы одно задание в день должно завершиться успехом).

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


_____________________________________________________________________________




Терминология

Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с психофизическими нарушениями, которые не дают возможность получать образовательные услуги. Для их обучения необходимо обеспечение дополнительной поддержки и создание особых образовательных программ, отличных от стандартных.

Детские церебральные параличи (сокр. ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Спастическая тетраплегияодна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Спастическая диплегиянаиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная раннее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространённые проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта (в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. Гемиплегическая формахарактеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Дискинетическая форма. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Атаксическая форма (атонически-астатическая форма). Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Нарушение зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. К ним относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза. Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов. Нарушение периферического зрения – ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении. Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться. Гемералопия – нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).

Нарушение речевого развития – термин подразумевающий наличие различных видов отклонений в развитии речи. Дислалия – дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи. Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание». Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2-2,5 лет. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»). Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; Сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос). Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм – ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более лёгкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью (нейросенсорной, кондуктивной или смешанного характера). Кроме того, глухота бывает врождённая или приобретённая.

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Страдает интеллект и эмоционально-волевая сфера. Олигофрения – клиническая форма умственной отсталости, характеризующая общее необратимое недоразвитие мозговых структур. Деменция – приобретенное слабоумие. Возникает либо начинает прогрессировать в возрасте 2-3 лет.


20