ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
"ОЛИМПИЕЦ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Учебно-методическое пособие по греко-римской борьбе Игры на занятиях спортивной борьбой.
Составил: Котомин В.Е. Тренер – преподаватель по греко-римской борьбе
ГБУ ДО ДОЦ «Олимпиец»
Нижний Новгород
2020
Организация и методика проведения игр
В планах учебно-тренировочной работы каждый тренер, особенно тот, кто работает с начинающими, заранее предполагает такой круг подвижных игр и игровых упражнений, способствующих успешному выполнению основных задач каждого урока. Для проведения большинства игр необходим определенный спортивный инвентарь (чучела, набивные, баскетбольные и волейбольные мячи, скакалки, гимнастические скамейки и т.д.).
Наличие правил исключает произвольное толкование обязанностей и действий игроков, упорядочивает их взаимодействие, устраняет случаи излишнего возбуждения, отрицательных поступков, благоприятно влияет на проявление позитивных эмоций. Одним из основных условий проведения подвижных игр в учебно-тренировочном занятии является то, что между ними и другими упражнениями, введенными к занятиям, должна обеспечиваться тесная организационно-методическая преемственность и взаимосвязь. Не следует на том же занятии обучать элементам техники или тактики и проводить новую подвижную игру, не связанную с материалом, который изучается. Помните, что подвижные игры с большими физическими нагрузками перед изучением упражнений, требующих значительной концентрации внимания и точности движений, могут осложнить их усвоение.
Объясняя новую игру, учитывают, что подростки уже имеют определенный опыт участия в различных играх и некоторую спортивную подготовку. Итак, на занятии меньше рассказывают об основных требованиях к борцам, а больше – о значении, техники и тактики данной игры. При этом объяснение желательно сопровождать показом типовых технических приемов, входящих в игры, демонстрировать отдельные тактические комбинации. Знакомить учащихся с новой сложной подвижной игрой лучше в упрощенном варианте, впоследствии постепенно усложняя ее. Во время игры всегда идет ожесточенная борьба, которая определяет победителей и побежденных, что иногда сопровождается упреками, недоразумением и даже отчуждением игроков. Поэтому тренер должен позаботиться прежде всего об умелой организации игры, а также уметь сдерживать негативные эмоции спортсменов, сохранять дружеские отношения между ними. Это поможет создать сплоченный коллектив, воспитать настоящих коллективистов, привить уважение к спортивным традициям.
Если во время игры некоторые воспитанники выполняют движения неуклюже, неумело, то предоставьте им своевременную помощь, замечания делайте в тактичной форме, запрещайте другим смеяться над ними. Спокойный тон, выдержка при разборе конфликтной ситуации, уважение достоинства своих учеников и тактично вынесенное решение повысят ваш авторитет, укрепят доверие и уважение к вам.
Каждая подвижная игра, с которой вы встретитесь на страницах книги, имеет свою цель, содержание и правила. Включая любую из них в план занятия (подготовительной, основной или заключительной части), творчески подходите к ее подбору, подготовке и проведению игр.
При этом соблюдайте следующие правила:
В игре вносят определенные изменения в зависимости от контингента учащихся, наличие инвентаря и других обстоятельств; предусматривают свои варианты, которые наиболее соответствуют основным задачам занятия.
Учеников учат прежде простым играм, а сложные проводят сначала по упрощенным правилам, постепенно усложняя их.
Спортсменов делят на примерно равные по силам команды (весовым категориям, возрасту, физической подготовленностью).
Игра должна быть эмоциональная, динамичная. Однообразные движения и статичные положения вызывают быструю усталость, тормозят усвоение новых двигательных качеств.
Чтобы предотвратить переутомление юных борцов, четко определяют дозировку игры (ее время или количество повторений). Если игроки устали, игру прекращают досрочно.
Воспитанников приучают соблюдать правила игры, точно выполнять действия и движения. Иначе это может привести к неправильному усвоению элементов техники и тактики.
Если во время игры участники допускают много ошибок и нарушений, ее прекращают, делают необходимые указания.
На одном занятии не следует применять много игр, а также проводить одну игру долгое время. Почувствовав, что интерес к игре потерян, ее прекращают или заменяют другой.
Если во время занятий применяют большие нагрузки, то в конце или в середине его предлагают спокойные игры, которые уменьшают нервное возбуждение и активизируют внимание учащихся.
Если упражнение можно выполнить в обе стороны, то при повторении игры задачу выполняют и в другую сторону.
Наиболее подготовленных и способных учеников привлекают к руководству отдельными играми. Это приучает юных борцов к самостоятельности.
Строят участников для проведения игры в колонны, впереди ставят меньших ростом, что позволит всем наблюдать за ходом игры.
Подводя итоги каждой игры и определяя победителей, обязательно учитывают правильность выполнения упражнения или отдельных элементов, особенно тех, которые непосредственно способствуют усвоению техники и тактики спортивной борьбы. Это поможет более качественно овладеть двигательными навыками.
Игры на занятиях в процессе многолетней подготовки.
В первые два года обучения борцов игровые задания являются основным учебным материалом. Образно выражаясь, этот период обучения можно назвать «большой» разминкой, постепенно готовящей организм подростков к предстоящей специфической нагрузке — соревновательным поединкам и напряженной тренировочной работе. В последующих циклах подготовки игры включают в конкретные тренировочные задания, связанные с формированием отдельных элементов техники и тактики соревновательного поединка. Эффективность применения игр в обучении и тренировке обусловливается целенаправленностью и продуманным усложнением правил проведения игр. а также строгим их выполнением.
Основные задачи игровых заданий: общее физическое развитие; повышение функциональных возможностей организма, подготовка к специфической деятельности; воспитание волевых качеств и спортивного характера: формирование специфичных для борца качеств и навыков.
Сохраняя обучающую и тренирующую сущность, игры вместе с тем меняют свою роль в процессе тренировочных занятий и в течение года, и в течение ряда лет.
При освоении игры учащимся необходимо дать полное представление об основах единоборства, включающее: начальное знакомство с действиями, обеспечивающими преимущество над соперником; постепенное освоение и опробование различных способов создания благоприятных ситуаций и выведения из равновесия соперника; овладение различными элементами техники и тактики борьбы.
При освоении игрового материала на разных этапах обучения необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:
Размеры игровых площадок следует постепенно уменьшать: не ограничивать игровую площадь; постепенно ограничить диаметр круга до 6 — 4 м; довести диаметр до 2 — 3 м. Правила проведения соревнований по играм могут уточняться, дополняться. Так, например, можно поставить условия: маневрировать, поворачиваться — можно; блокировать и отступать — нельзя и т. п.
В ходе поединка можно оценивать, как факт победы самые минимальные преимущества одного соперника над другим (по усмотрению тренера).
Если ни один из борцов не использовал время, отведенное на мини-поединок, то обоим засчитывается поражение.
Для определения победителя в поединке должно быть нечетное количество попыток (1,3, 5); оно устанавливается преподавателем в зависимости от возраста, числа участников соревнований, интереса и т. п.
Выбор игр лучше всего определять путем жеребьевки.
Соревнования с использованием акробатических упражнений с передвижениями можно проводить как в ширину, так и в длину зала в зависимости от поставленной задачи и подготовленности учащихся.
Содержание игр можно упрощать или усложнять, но ровно настолько, чтобы преподаватель мог четко организовать урок, насыщенный элементами единоборства, не опасаясь травматизма.
Желательно, чтобы игровой материал в таблицах, схемах и
Т. п. находился в зале на видном месте, доступном хая ознакомления. Желательно, чтобы каждый борец имел бы таблицы с Игровыми заданиями, чтобы последовательно освоить все их многообразие.
Морально-волевая подготовка в игре.
Одним из средств воспитания морально-волевых качеств юных борцов должны стать подвижные игры. Они способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств, помогающих наглядно убедиться в преимуществах коллективных усилий, учат учитывать мнение партнеров. Неукоснительное выполнение правил игры способствует воспитанию честности, справедливости, сознательной дисциплины. Игры с активным противодействием двух сторон воспитывают и здоровый спортивный азарт, настойчивость, выдержку, без которых трудно рассчитывать на победу в соревнованиях борцов.
Во время игры тренер-преподаватель может оценить инициативность и настойчивость воспитанника, его умение бороться до конца за победу, смелость, решительность. В процессе игры раскрывается отношение участников к партнерам и соперникам, к собственным ошибкам и т.д.
Образцом в воспитательной работе должен быть сам руководитель - умелый организатор и беспристрастный судья. Правильная оценка действий учащихся, объективное рассмотрение игры воспитывают сознательную дисциплину, приучают подростков правильно оценивать свои действия, повышают интерес к дальнейшей спортивной деятельности.
Разминка перед играми.
В первые два-три года обучения все задания, составляющие содержание отдельных занятий, строятся и чередуются с учетом главной цели — содействовать естественному развитию организма подростков, систематически и постепенно подводить, и адаптировать к условиям больших мышечных напряжений, необычным положениям тела, выполнение которых требует длительной подготовки опорно-двигательного аппарата и других систем организма. На занятиях по усмотрению преподавателя можно проводить как традиционную, так и нетрадиционную разминку. В принципе разминкой могут служить упражнения, начатые с элементарных форм их выполнения, с постепенным нарастанием нагрузки до требуемого уровня — игровые комплексы (составляемые с учетом трудности), акробатические упражнения, специальные упражнения, пробное выполнение и имитация осваиваемых технических действий, приемов. На всем протяжении обучения эффективным средством для разминки, особенно в предсоревновательном и соревновательном периодах, являются игры в касание.
Для подготовки опорно-двигательного аппарата учащихся к предстоящим играм с элементами единоборства достаточно ввести несколько серий специальных упражнений, включающих:
Передвижения в упоре присев сзади (направления движения: ногами вперед, спиной вперед, в одну и другую стороны, повороты).
Перевороты боком (колесо), вправо, влево.
Из упора лежа забегание по кругу (пройти положение упор лежа сзади) до и. п. вправо и влево.
Передвижение на коленях (ходьба, бег, прыжки) в различных направлениях, с эпизодическим вставанием на ноги и т. п.
Передвижение в упоре и стойке на руках (больше пробных попыток, независимо от их количества; главное — преодолеть необходимое расстояние, нагрузив слаборазвитые участки рук, кисти, локтевой и плечевой суставы).
Упражнения для освоения положения «мост».
Данных упражнений вполне достаточно, чтобы ввести в рабочий тонус основные мышцы и связки и избежать травм. Упражнения с передвижением рекомендуется проводить в ширину ковра. Это рационально с точки зрения организации, дозировки, контроля.