Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Социально-технологический техникум
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ
по теме «Понятие и виды эскизов»
дисциплины ОП.07. Художественная графика костюма
для обучающихся по профессии 29.01.04 Художник по костюму
Орехово – Зуево
2017
УДК 372.016:766
ББК 85.126р 20
У 91
Рекомендовано к печати по решению цикловой методической комиссии профессионального цикла СТТ ГГТУ
Протокол № 2 от 25.10. 2017 г.
Составители: Макрецова Ольга Александровна, преподаватель СТТ ГГТУ
Столетова Инна Викторовна, методист СТТ ГГТУ
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
-
Краткая характеристика основных видов эскизов | 5 |
-
Перечень заданий по внеаудиторной самостоятельной работе | 11 |
-
Методические рекомендации по разработке эскизов | 11 |
-
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы | 12 |
-
Список рекомендуемых источников -
Приложение А | 13 14 |
Пояснительная записка
Методическое пособие предназначено для обучающихся 3 курса по профессии среднего профессионального образования 29.01.04 Художник по костюму базовой подготовки очной формы обучения.
Целью данного учебно-методического пособия является оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «Художественная графика костюма» при изучении темы «Понятие и виды эскизов».
Данное пособие содержит теоретический и иллюстративный материал, задания, методические рекомендации.
В ходе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ решаются следующие задачи:
-
закрепление, углубление и расширение теоретических знаний по теме «Понятие и виды эскизов»;
-
развитие практических умений в части разработки основных видов эскизов;
-
приобретение опыта творческого мышления, обобщения и анализа;
-
развитие инициативы, самостоятельности и организованности;
-
приобщение к работе со справочной и специальной литературой;
-
формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В результате использования данного методического пособия обучающийся
-
должен:
знать: материалы и технику графических композиций;
основные виды стилизации в области искусства костюма;
уметь: выполнять эскизы костюма в разной технике;
выполнять графическую композицию изделий и обуви.
обладать компетенциями: ПК 1.1 – ПК 1.4; ПК 2.1; ПК 2.3; ПК 3.1; ПК 3.2;
выполнять трудовые функции: формирование тематических каталогов моделей одежды различного ассортимента с учетом модных тенденций сезона, возрастных и полнотных групп для индивидуальных заказчиков;
-
сможет успешно выполнять самостоятельные внеаудиторные работы по теме «Понятие и виды эскизов».
-
Краткая характеристика основных видов эскизов
Любой дизайн-проект начинается с графического изображения, которое может быть реалистичным, стилизованным, условным, схематичным. Дизайнер в процессе проектирования проходит ряд последовательных этапов. На каждом этапе выполняются определенные виды графических работ. Эскиз (фр. еsquise – предварительный набросок) фиксирует замысел художественного произведения или его отдельной части.
В эскизе автор старается выразить сущность художественного образа, поэтому эскиз должен быть выразителен, понятен, доступен для восприятия. Выбор графических средств, техника исполнения, тщательность проработки эскиза зависят от задач, которые ставит перед собой художник-стилист.
Эскизы различаются в зависимости от предназначения изображаемого костюма, и для каждого вида эскизов приоритетными являются свои задачи. Например, выполняя эскиз театрального костюма, художник создает образ конкретного персонажа в соответствии с замыслом режиссера. В эскизе костюма промышленной коллекции создается собирательный, типовой образ предполагаемого потребителя.
Рассмотрим основные виды эскизов.
Фор - эскизом (первичным эскизом) называют предварительный набросок перед тем, как утверждается конечная идея, детально прорабатываемая в окончательном эскизе. Задачей работы над фор-эскизами является поиск композиционной, колористической и тональной организации элементов на плоскости изображения в соответствии с творческим замыслом.
Рис.1. Фор - эскиз
При разработке фор-эскизов дизайнеру необходимо быстро и выразительно наметить силуэт, форму и пропорции будущей модели, расставить цветовые акценты, определить ее образность и пластику. Выполняются фор - эскизы быстро, легко, и, как правило, в уменьшенном масштабе. Лучше всего для этого подходит техника наброска. Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная лаконичность и условность. Без предварительного карандашного рисунка любым инструментом (пером, кистью) необходимо изобразить объект, обращая основное внимание на выразительность, форму и пластику.
Образно-ассоциативный эскиз передает определенное настроение, вызывает нужную ассоциацию, определяет яркую образность будущей модели.
Образно-ассоциативный эскиз - это стадия выбора темы для будущей графической композиции, ее первой разработки. Здесь очень важно ассоциативное мышление, когда художник берет из окружающего реального мира все, что каким-то образом можно преобразовать в одежду, - фрагмент, мотив, творческий источник целиком.
Рис.2. Образно-ассоциативный эскиз
При проектировании одежды творческими источниками могут служить любые явления природы (например, форма экзотического цветка, фактура вспаханной земли, морозные рисунки на оконном стекле), объекты окружающей предметной среды (представители флоры и фауны, произведения искусства, предметы быта, промышленные объекты, и т.д.), события в мире (спортивные состязания, политические акции и т.п.).
Творческий (художественный) эскиз - это довольно подробный рисунок, в котором художник решает характер пластики формообразующих линий, намечает конструкцию, общее цветовое состояние, фактуру ткани, функцию модели.
Дальнейшее развитие и уточнение первоначальных идей модельера происходит в творческом или художественном эскизе. В нем автор не только выражает основную мысль проектируемого костюма, но и рассказывает о воплощении его в конкретном материале, о том, как костюм выглядит на человеке.
Рис.3. Творческий эскиз
Творческий эскиз несет полную информацию о форме костюма с разных точек зрения, при этом обладает достаточной художественной выразительностью. Выполняются творческие эскизы на бумаге большего, чем фор-эскизы, формата, что требует иного изобразительного подхода. Художественный эскиз, как правило, изображает не только сам проектируемый костюм, но и манеру его ношения, а также необходимые аксессуары: головные уборы, шарфы, обувь, перчатки, сумки и т.д. Поскольку художественный эскиз должен давать зрителю представление о колорите коллекции, он всегда выполняется в цвете.
Презентационный эскиз – эскиз коллекции (серии) моделей или модельного ряда. Предназначен, как правило, для обсуждения специалистами в области костюма.
Основные требования к презентационному эскизу: единство образного решения, единство стилевого решения, один и тот же графический прием, единство цветового решения.
Рис.4. Презентационный эскиз
При разработке коллекции необходимо сделать творческие эскизы на все костюмы в отдельности и, кроме того, завершающий общий эскиз коллекции в виде многофигурной композиции. Такая композиция, помимо изображения самих моделей, может иметь фон, отражающий условную среду.
Рабочий (технический) эскиз – это эскиз, на котором представлена полная информация о конструктивно – технологической структуре проектируемых моделей: формообразующие линии и членения, функциональные и декоративные элементы, аксессуары и дополнения. В рабочем эскизе выполняется изображение двух проекций каждой модели - вид спереди и вид сзади (изображение вида сзади допускается без фигуры человека).
Рис.5. Рабочий эскиз
Как правило, рабочий эскиз выполняется в черно-белом варианте: гелевой ручкой черного цвета, черной тушью и пером. Для большей наглядности можно применять отдельные цветовые пятна, фрагментарно показывать фактуру материала.
Разновидностью рабочего эскиза является технический рисунок (технологический эскиз). В отличие от фор-эскизов, творческих эскизов, презентационных эскизов, где одежда всегда изображается на фигуре человека, на технологическом эскизе изделие может быть показано без фигуры человека в виде линейно-конструктивной схемы. Выполняется ТР черной гелевой ручкой или черной тушью и пером. Если модель состоит из нескольких изделий (элементов одежды), ТР выполняют на каждое изделие отдельно.
Рис.6. Технический рисунок
Рис.7. Технологический эскиз
Если модель имеет какие-то сложные или оригинальные детали, они изображаются в виде укрупненных фрагментов («лупа»). Технические рисунки служат подробным пояснением творческого эскиза.
Условия выполнения ТР:
-
Наличие творческого эскиза как основной идеи.
-
Соблюдение реальных пропорций фигуры (высота головы составляет 1/8 высоты фигуры).
-
Проработка рисунка с учетом конструктивных поясов: линии плечевого пояса, колен, груди, талии, бедер.
-
Обязательное изображение двух проекций каждой модели на виде спереди и виде сзади (при необходимости – сбоку).
-
Наличие на эскизе всех деталей, конструктивных, декоративных, конструктивно-декоративных линий, отделочных строчек, застежек (на пуговицы, молнии, текстильные застежки, крючки и т.п.).
Рекламная графика – итоговый вид графических работ, предназначена для пропаганды проектируемого костюма или коллекции. Рекламная графика выполняется в виде плаката, буклета, журнала. Оформление плакатов и журнальных листов отличаются друг от друга. Изображению костюма на плакате свойственна символическая и обобщенная трактовка, большая условность и контрастность, так как оно должно восприниматься на расстоянии. Журнальный вариант отличается большей подробностью, чем на плакате, он дает довольно точную информацию о деталях формы и конструкции костюма, орнаментации тканей и т.п.
Рис.8. Рекламная графика
Каждый из этих видов рекламной графики содержит не только изображение модели, но и поясняющий и рекламный текст. Соотношение изображения и текста зависит от назначения рекламного продукта.
-
Перечень заданий по внеаудиторной самостоятельной работе-6ч.
-
Разработать 2 фор-эскиза на заданную тему.
-
Выполнить образно-ассоциативный эскиз на заданную тему.
-
Выполнить творческий эскиз по одному из разработанных фор-эскизов.
-
Выполнить презентационный эскиз по одному из разработанных фор-эскизов.
-
Выполнить рабочий эскиз моделей на основе разработанного творческого эскиза.
-
Выполнить технологический эскиз одной модели на основе разработанного рабочего эскиза.
-
Выполнить рекламную графику на основе разработанного презентационного эскиза.
-
Методические рекомендации по разработке эскизов
-
Внимательно изучите/повторите теоретический материал по теме «Понятие и виды эскизов».
-
Начинать работу следует с определения композиции на листе.
-
При изображении фигуры человека следует использовать восьмимодульную схему.
-
При изображении фигуры человека в движении следует учитывать закон устойчивости.
-
В эскизе необходимо следить за правильным положением головы и ее связи с плечевым поясом, а также сопоставлять размеры частей фигуры, конечностей и головы.
-
В процессе изображения одежды необходимо ясно представлять динамику образования складок и драпировок на материале одежды, правильно выявляя пластику движения фигуры и, соответственно, одежды на ней.
-
В случае орнаментированной ткани не следует детализировать рисунок по всему изображению.
-
При разработке эскизов необходимо помнить, в чем сущность, каковы характеристики соответствующих видов эскизов.
-
При выполнении технического рисунка рекомендуется пользоваться лекалами и линейкой.
-
При создании графических работ в виде эскизов необходимо применять все основные элементы графического изображения и использовать все необходимые графические материалы и принадлежности.
-
При выполнении работы по разработке эскизов необходимо применять законы композиции в графике, правила организации композиции и композиционного построения.
-
При выполнении работы следует грамотно и обоснованно применять приемы стилизации изображения фигуры человека в одежде, использовать различные варианты графического решения фактуры материала.
-
При создании графических работ в виде эскизов необходимо демонстрировать знание основ цветоведения, использовать разнообразные изобразительные приемы.
-
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
Самостоятельная работа обучающихся оценивается согласно следующим критериям:
Оценка результатов зачета | Требования к результатам зачета |
«зачтено» | Работа соответствует правилам композиционного размещения на листе; - соблюдены законы цветоведения и графической композиции; - продемонстрирован грамотный выбор изобразительных средств; - работа выполнена аккуратно и технически правильно. |
«не зачтено» | Работа не соответствует правилам композиционного размещения на листе; - не соблюдены законы цветоведения и/или графической композиции; - не продемонстрирован грамотный выбор изобразительных средств; - работа выполнена не аккуратно и/или технически не правильно. |
-
Список рекомендуемых источников
Основные источники:
-
Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с. : ил., [16] с. цв. вкл.
-
Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учебник для учащихся нач. проф. образования / С. Е. Беляева. – 7-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с., [16] . цв. ил. : ил.
Дополнительные источники:
-
Мищенко, Р. В. Основы художественной графики костюма [Текст]: учебник для нач. проф. образования / Р. В. Мищенко. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с.
-
Макавеева, Н. С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум [Текст]: учебное пособие для нач. проф. образования / Н. С. Макавеева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с., [8] с. цв. ил.
-
Пармон, Ф. М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары [Текст]: учебник для вузов / Ф. М. Пармон. – Москва: Аванта-плюс, 2002.
Интернет-ресурсы:
-
Журнал «Ателье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modanews.ru/journal/atelie/ , свободный. – Загл. с экрана.
-
Журнал «Burda» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otlicno.ru/tag/burda-moden-zhurnal/ , свободный. – Загл. с экрана.
-
Журнал «Искусство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iskusstvo-info.ru/ , свободный. – Загл. с экрана.
-
История моды и проектирование одежды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fashionlib.ru/ , свободный. – Загл. с экрана.
-
Журнал мод / Энциклопедия моды [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://wiki.wildberries.ru/глянец/magazines/журнал-мод, свободный. – Загл. с экрана.
Приложение А
Примеры разработки эскизов различных видов
Рис. А.1. Пример фор-эскиза
Рис. А.2. Пример образно-ассоциативного эскиза
Рис. А.3. Пример творческих эскизов
Рис. А.4. Пример презентационного эскиза
Рис. А.5. Пример рабочих эскизов
Рис. А.6. Пример технического рисунка
Рис. А.7. Пример технологического эскиза
Рис. А.8. Пример рекламной графики
21