ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
«ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 22994»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
МЕХАНИК-ВОДИТЕЛЬ МАЗ-543
«Тормоза шасси МАЗ-543М»
Разработал: преподаватель Репин Б.А.
Рекомендовано для использования в качестве методического материала при подготовке к проведению занятий преподавателями цикла многоосных колёсных специальных шасси.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……3
-
Общие положения………………………………………………………..4
1.1 Назначение и устройство тормозов…………………………………...4
2. Рабочая тормозная система…………………………………………………...4
2.1 Устройство пневмогидравлического привода…………………………...4
2.1.2 Компрессор………………………………………………………………..5
2.1.3 Влагомаслоотделитель…………………………………………………..8
2.1.4 Регулятор давления……………………………………………………..8
2.1.5 Предохранительный клапан……………………………………………9
2.1.6 Воздушные ресиверы…………………………………………………...10
2.1.7 Клапан контрольного вывода…………………………………………10
2.1.8 Буксирный клапан……………………………………………………….11
2.1.9 Тормозной кран………………………………………………………….11
2.1.10 Подпедальный цилиндр тормоза…………………………………….13
2.1.11 Главный тормозной цилиндр………………………………………...14
2.1.12 Колесный цилиндр……………………………………………………..15
2.1.13 Дополнительный тормозной кран……………………………………16
2.1.14 Клапан переключения………………………………………………….17
2.1.15 Предохранитель против замерзания…………………………..…….18
2.1.16 Колесный тормоз……………………………………………………….18
2.2 Работа пневмогидравлического привода…………………………………19
3. Стояночный тормоз……………………………………….…………………..20
Заключение………………………………….……………………………….……22
Список использованной литературы……….………..………………………….23
Введение
Учебное пособие разработано преподавателем 5 цикла Репиным Б.А. и предназначено для проведения занятий с курсантами по специальности «Механик-водитель МАЗ-543».
Тормозная система является одной из важнейших систем шасси МАЗ-543, напрямую влияющая на безопасность дорожного движения. Для безаварийной эксплуатации и длительного поддержания работоспособности колесного шасси необходимы знания механиками-водителями устройства и принципа работы тормозной системы шасси МАЗ-543.
Использование пособия позволяет более качественно и эффективно проводить занятия по предмету «Устройство и техническое обслуживание специального колесного шасси МАЗ-543».
Данный материал систематизирован, разбит на разделы, что позволяет легко усвоить его обучаемым.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1 Назначение и устройство тормозов
Шасси имеет две независимые одна от другой тормозные системы:
- рабочую - колесный тормоз с пневмогидравлическим приводом, действующим на все колеса;
- стояночную - ленточный тормоз, действующий на трансмиссию.
2 РАБОЧАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
2.1 УСТРОЙСТВО ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА
Пневмогидравлический привод колесных тормозов шасси состоит из следующих узлов: компрессора 4 (рисунок 1), влагомаслоотделителя 9, регулятора 5 давления,
1 - кран накачки шин;
2 - манометр давления воздуха в шинах;
3 - воздушный ресивер;
4 - компрессор;
5 - регулятор давления;
6 - предохранительный клапан;
7 - шинный кран;
8 - колесный цилиндр;
9 - влагомаслоотделитель;
10 - клапан переключения;
11 - обратный клапан;
12 - главный тормозной цилиндр задней
Рисунок 1 - Схема пневматического оборудования
тележки;
13 - главный тормозной цилиндр передней тележки;
14 - воздушный ресивер;
15 - тормозной кран;
16 - дополнительный тормозной кран;
17 - буксирный клапан;
18 - подпедальный цилиндр;
19 - тормозная педаль;
20 - манометр пневмосистемы тормозов;
21 - предохранитель против замерзания;
Направления воздуха:
I - к раздаточной коробке;
II - на отбор воздуха;
III - к пневматическому сигналу;
IV - к крану управления раздаточной
коробкой
предохранительного клапана 6, гидравлического подпедального цилиндра 18, тормозного крана 15, двух главных тормозных цилиндров 12 и 13, колесных цилиндров 8, дополнительного тормозного крана 16, двух клапанов 10 переключения, двух воздушных ресиверов 14, обратного клапана 11, шлангов, трубопроводов, манометра 20 давления тормозной системы, предохранителя против замерзания 21.
2.1.2 Компрессор
При работе двигателя компрессор нагнетает воздух в воздушные ресиверы пневмооборудования шасси, обеспечивая работу рабочих тормозов, системы регулирования давления воздуха в шинах, систем управления раздаточной коробкой и коробкой отбора мощности.
Компрессор двухцилиндровый, жидкостного охлаждения, установлен на кронштейне в передней части правого лонжерона рамы и крепится к нему болтами. Компрессор приводится в действие от повышающей передачи карданным валом.
Коленчатый вал 7 (рисунок 2) компрессора вращается на подшипниках, установленных в картере 24 компрессора и передней крышке 1. Нижние головки шатунов 6 разъемные, залиты баббитом. Крышка нижней головки прикреплена к шатуну болтами. Верхние головки неразъемные, с бронзовой втулкой, соединены с поршнями 4 с помощью поршневых пальцев 5. Блок 23 и головка 22 цилиндров, крышка 3 головки компрессора литые, чугунные. В крышке 3 головки компрессора имеется специальное разгрузочное устройство, состоящее из поршня 17 с толкателем и уплотнительным кольцом 16, возвратной пружины 18.
1 - передняя крышка; 2 - фланец; 3 - крышка головки; 4 - поршень; 5 - поршневой палец; 6 - шатун; 7 - коленчатый вал; 8 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 9 - задняя крышка; 10 - торцовое уплотнение; 11 - шестеренный насос; 12 - перепускной клапан; 13 - ведомая шестерня привода масляного насоса; 14 - пробка заливной горловины с маслоизмерительным стержнем; 15 - нагнетательный клапан; 16 - уплотнительное кольцо поршня; 17 - поршень разгрузочного устройства; 18 - пружина; 19 - ведомая шестерня масляного насоса; 20 - ведущая шестерня масляного насоса; 21 - всасывающий клапан;
22 - головка цилиндров; 23 - блок цилиндров; 24 - картер компрессора; 25 - поддон компрессора; 26 - пробка сливного отверстия
Рисунок 2 - Компрессор
Разгрузочное устройство, управляемое регулятором давления, обеспечивает выключение подачи воздуха в тормозную систему при повышении давления в системе сверх допустимого.
При этом регулятор давления пропускает воздух в разгрузочную камеру, поршень 17 с толкателем под действием давления воздуха передвигается вниз и открывает всасывающий клапан 21, соединяя оба цилиндра компрессора. В этом случае компрессор работает вхолостую и всасывающие клапаны являются также и разгрузочными. Нагнетательный 15 и всасывающий 21 клапаны взаимозаменяемы.
Компрессор имеет индивидуальную систему смазки. Шатунные шейки смазываются под давлением, создаваемым шестеренным насосом 11, размещенным в задней крышке 9 компрессора. Насос приводится в действие от коленчатого вала компрессора через пару цилиндрических шестерен 8 и 13. Масло, закачиваемое насосом из поддона 25 компрессора через фильтр-сетку, подается по трубке и сверлениям в картере к задней крышке, затем в полость коленчатого вала, а оттуда поступает на смазку шатунных шеек. Регулируется давление масла прокладками, устанавливаемыми под пружину перепускного клапана. Остальные детали компрессора смазываются разбрызгиванием. Масло из задней крышки в коленчатый вал подводится через отверстие в торцовом уплотнении 10, состоящем из уплотнительной втулки и поджимной пружины. В крышку масляного насоса ввернут датчик контрольной лампы аварийного давления масла. Контакты датчика замыкаются при падении давления в системе смазки компрессора ниже 60 кПа (0,6 кгс/см2). При этом загорается контрольная лампа аварийного давления масла, расположенная на щитке приборов. При повышении давления в системе смазки часть масла перепускается через клапан 12 в картер компрессора.
Заправляют масло в поддон компрессора через заливную горловину, закрываемую пробкой 14, с помощью шланга, имеющегося в ЗИП, а сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 26.
Количество масла в поддоне компрессора определяется с помощью маслоизмерительного стержня при отвернутой пробке 14.
Система охлаждения компрессора включена в общую систему охлаждения двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в компрессор из верхней правой трубы системы охлаждения, а отводится через отводящую трубу системы охлаждения.
2.1.3 Влагомаслоотделитель
Влагомаслоотделитель предназначен для очистки воздуха, нагнетаемого компрессором, от влаги и масла. Установлен влагомаслоотделитель на правом лонжероне перед воздушными ресиверами в магистрали нагнетающего трубопровода. Влагомаслоотделитель состоит из корпуса 1 (рисунок 3) с крыльчатками 2, которые крепятся к корпусу с помощью распорных втулок 3, стяжного болта 4 и поддона 5 с отражательной шайбой 6..
Воздух через отверстие А поступает по касательной к внутренней поверхности корпуса 1 и, проходя через отверстия крыльчатки 2, приобретает вращательное движение. Капли влаги и масла оседают на стенках корпуса и стекают в поддон 5. Очищенный воздух поступает в ресиверы через отверстие Б. Для слива конденсата в нижней части влагомаслоотделителя имеется кран 7.
1 - корпус; 6 - отражательная шайба;
2 - крыльчатки; 7 - сливной кран;
3 - распорные втулки;
4 - стяжной болт; А - входное отверстие;
5 - поддон; Б - выходное отверстие
Рисунок 3 - Влагомаслоотделитель
2.1.4 Регулятор давления
Регулятор давления автоматически поддерживает давление воздуха, нагнетаемого компрессором в воздушные ресиверы, в установленных пределах. Он установлен на правой стороне балки капота над двигателем.
При снижении давления в пневмосистеме шасси до нижнего предела номинального значения полости А и Б (рисунок 4) разобщаются, при этом полость Б сообщается с полостью В и с атмосферой. Разгрузочное устройство выключается, компрессор подает воздух в пневмосистему.
При повышении давления в пневмосистеме шасси до верхнего предела номинального значения поршень 4 перемещается, сжимая пружину 3, полость Б с атмосферой разобщается, и сжатый воздух из полости А по сверлениям в поршне поступает в полость Б и в разгрузочное устройство компрессора. Разгрузочное устройство включается, компрессор работает вхолостую.
Регулировка давления срабатывания регулятора производится вращением крышки 2.
1- шплинт; 2 - крышка; 3 - пружина; 4 - поршень; 5, 6 - манжета; 7 - корпус; А - полость, соединенная с пневматической системой; Б - полость, соединенная с разгрузочным устройством компрессора; В - полость, соединенная с атмосферой
Рисунок 4 - Регулятор давления
2.1.5 Предохранительный клапан
Предохранительный клапан служит для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления воздуха в случае неисправности регулятора давления. Предохранительный клапан установлен в силовом отделении над двигателем вместе с регулятором давления.
Предохранительный клапан состоит из корпуса 4 (рисунок 5), в который ввертывается с одной стороны седло клапана, а с другой - навертывается регулировочный стакан 1, прижимающий пружиной 2 клапан 5 к седлу. Клапан отрегулирован на заданное давление, при котором он открывается и выпускает из системы воздух в атмосферу через отверстие в корпусе и стакане.
1 - регулировочный стакан; 2 - пружина; 3 - винт
4 - корпус клапана; 5 - клапан
Рисунок 5 - Предохранительный клапан
2.1.6 Воздушные ресиверы
На шасси установлены два воздушных ресивера тормозной системы. Воздушные ресиверы предназначены для создания запаса сжатого воздуха. Для слива конденсата в нижней части ресиверов имеются краники. Оба ресивера установлены в средней части между лонжеронами.
Ресивер, установленный на левом лонжероне, предназначен для обеспечения левого ГТЦ. Ресивер, установленный на правом лонжероне, предназначен для обеспечения правого ГТЦ.
2.1.7 Клапан контрольного вывода
Клапан (рисунок 5а) контрольного вывода предназначен для отбора воздуха через шланг для накачивания шин с использованием переходника и установлен на левом лонжероне, снаружи, за третьим мостом. Отверстие для подсоединения шланга должно быть постоянно закрыто колпачком (если нет отбора воздуха) во избежание засорения клапана.
-
- корпус; 2 - толкатель; 3 - колпачок ; 4 - клапан;
5 - пружина; 6 - тарелка
Рисунок 5а - Клапан контрольного вывода
2.1.8 Буксирный клапан
Буксирный клапан (рисунок 6) служит для подачи сжатого воздуха в тормозную систему буксируемого шасси.
Клапан установлен в передней части шасси на левом лонжероне (под кабиной).
1- корпус; 2 - пружина; 3 - клапан; 4 - прокладка; 5 - крышка; 6 - угольник; 7 - гайка; 8 - кольцо цепочки; 9 - цепочка
Рисунок 6 - Буксирный клапан
Буксирный клапан представляет собой клапанное устройство, состоящее из корпуса 1, в котором находится пружина 2, и крышки 5, являющейся седлом клапана 3.
2.1.9 Тормозной кран
Тормозной кран предназначен для управления ГТЦ обеих тележек в момент торможения. Тормозной кран (рисунок 7) поршневого типа, состоит из корпуса 15, поршня 16 гидравлического отсека, поршня 8 пневматического отсека со штоком, клапана 11, пружин 12, 13 и 14. Привод тормозного крана состоит из педали, подпедального цилиндра и трубопроводов и предназначен для управления тормозным краном.
Привод тормозного крана с самим краном обеспечивают управление подачей сжатого воздуха из ресиверов в воздушные отсеки главных тормозных цилиндров при торможении и выпуск сжатого воздуха из воздушных отсеков в атмосферу при растормаживании.
При нажатии на педаль жидкость из подпедального тормозного цилиндра поступает в гидравлический цилиндр тормозного крана. Под давлением жидкости поршень 16 через тарель 7 и пружину 14 передвигает поршень 8 со штоком 10 вправо. При этом шток упирается в клапан 11 и разобщает полость А с атмосферой.
1 - колпачок клапана; 2 - перепускной клапан; 3 и 9 - манжеты; 4 - гидравлический цилиндр;
5 - гайка; 6 - шайба; 7 - тарель; 8 - поршень пневматического отсека; 10 - шток; 11 - клапан;
12 - пружина клапана; 13 - возвратная пружина; 14 - пружина; 15 - корпус; 16 - поршень гидравлического отсека; А - полость, соединенная с главными тормозными цилиндрами; Б - полость, соединенная с воздушными ресиверами
Рисунок 7 Тормозной кран
При дальнейшем движении штока клапан 11 отходит от седла и сообщает полость А с полостью Б, постоянно соединенной с воздушными ресиверами.
В результате воздух под давлением поступает в воздушные отсеки главных тормозных цилиндров, вызывая затормаживание шасси.
Если тормозную педаль отпустить, то поршень 16 под действием возвратной пружины 13 через поршень 8 и пружину 14 возвращается в исходное положение. Клапан 11 под действием пружины 12 садится на седло, а полость А сообщается с атмосферой через сверления в штоке 10 поршня 8.
Следящее действие крана обеспечивается посредством пружины 14 и поршня 8, который под действием давления воздуха, преодолевая сопротивление пружины 14, передвигается влево до тех пор, пока клапан 11 не сядет на седло. В это время давление воздуха на поршень 8 и пружины уравновешивается и поршень со штоком 10 остается на месте, обеспечивая в полости А постоянное давление.
Чем больше усилие на педаль, тем больше перемещается поршень 16 с тарелью 7, увеличивая сопротивление пружины 14, что обеспечивает большее давление в полости.
При экстренном торможении тарель 7 упирается в шток 10, который открывает клапан 11 на максимальное проходное сечение.
2.1.10 Подпедальный цилиндр тормоза
Подпедальный цилиндр тормоза предназначен для дистанционного управления тормозным краном и расположен под левой кабиной.
1 - шток;
2 - защитный чехол;
3 - корпус;
4 - поршень;
5 - уплотнительная манжета;
6 - седло пружины;
7 - возвратная пружина;
8 - вспомогательный поршень;
9 - пробка;
10 - уровнемер;
11 - упорная шайба;
12 - пружинное кольцо
Рисунок 8 - Подпедальный цилиндр тормоза
Подпедальный цилиндр тормоза состоит из корпуса 3 (рисунок 8), поршня 4, уплотнительных манжет 5. штока 1 поршня, защитного чехла 2, вспомогательного поршня 8, возвратной пружины 7, пробки 9, уровнемера 10 с пробкой, упорной шайбы 11 и пружинного кольца 12
При нажатии на педаль шток перемещает поршень вправо. Жидкость, находящаяся в правой полости цилиндра, при этом проходит через канавки :вспомогательного поршня в трубопровод к гидравлическому цилиндру тормозного крана.
Если отпустить педаль, пружина будет толкать поршень влево, а правая полость цилиндра будет пополняться жидкостью через отверстия в поршне и компенсационное отверстие в цилиндре.
2.1.11 Главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр поршневого типа представляет собой пневмогидравлический усилитель, который за счет разности диаметров поршней
1 - корпус пневматического отсека; 2 - поршень пневматического отсека; 3, 15 и 20 - пружины;
4 - поршень гидравлического отсека; 5 и 22 - уплотнительные кольца; 6 и 23 - манжеты;
7 - поджим; 8 - крышка; 9 - уровнемер; 10 - качающийся клапан; 11 - седло клапана; 12 - пробка заливного отверстия; 13 - прокладка; 14 - прокладка; 16 - крышка; 17 - впускной клапан;
18 - выпускной клапан; 19 - направляющая выпускного клапана; 21 и 24 - пробки; А, Б, В, Г и Д - полости; Е - канал; Ж - буртик
Рисунок 9 - Главный тормозной цилиндр
воздушного и гидравлического отсеков создает в цилиндрах колесных тормозов высокое давление тормозной жидкости, обеспечивающее необходимое разжимное усилие на колодках колесного тормозного механизма.
На шасси установлено два ГТЦ, один из которых (установленный на левом лонжероне) предназначен для затормаживания колес первого и второго мостов, второй - для затормаживания колес третьего и четвертого мостов.
ГТЦ состоит из двух отсеков - воздушного и гидравлического.
В расторможенном состоянии поршень 2 (рисунок 121.9) воздушного отсека под действием пружины 3 находится в крайнем положении, полость В резервуара и полость Г сообщаются через канал Е, полости Г и Д разобщены.
При торможении сжатый воздух поступает в полость А, вызывая перемещение поршня 2 пневматического отсека и поршня 4 гидравлического отсека. В начале перемещения поршней буртик Ж поршня 4 выходит из соприкосновения с качающимся клапаном 10, в результате чего последний перекрывает канал Е, разобщая полость Г с полостью В резервуара.
При дальнейшем перемещении поршней в полости Г давлением тормозной жидкости выпускной клапан 18 открывается и жидкость поступает в гидромагистраль колесных тормозных цилиндров.
При растормаживании давление воздуха в полости А снижается, поршень 4 под воздействием возвратной пружины 3 перемещается в исходное положение, при этом тормозная жидкость из магистрали колесных тормозных цилиндров, открывая впускной клапан 7, поступает в полость Г.
В положении поршней, близком к исходному, буртиком Ж открывается (в результате перекоса) качающийся клапан 10.
Полости В и Г вновь сообщаются, при этом в гидромагистрали колесных тормозных цилиндров (полость Д) устанавливается остаточное давление тормозной жидкости для исключения образования воздушных пробок и сокращения времени срабатывания гидропривода.
Величина давления определяется усилием пружины 15 впускного клапана.
Для слива конденсата предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 24.
Отверстие, закрытое пробкой 21, предназначено для контроля уплотнения поршня гидравлического отсека.
2.1.12 Колесный цилиндр
Колесный цилиндр предназначен для передачи необходимого усилия на колодки колесного тормоза.
Колесный цилиндр оборудован устройством автоматической регулировки зазора. Величину зазора определяет размер В между поршнем 1 (рисунок 10) и регулировочным упором 3. При подаче жидкости под давлением в полость Б поршень 1 с сухарем 4 передвигаются, выбирая зазор между колодкой и барабаном.
При износе накладок и увеличении зазора между барабаном и колодкой поршень передвигается вместе с регулировочным упором 3. При оттормаживании под действием стяжных пружин колодок поршень 1 с сухарем 4 возвращаются до упора кольца 6 в регулировочный упор 3.
1- поршень;
2 - цилиндр;
3 - регулировочный упор;
4 - сухарь поршня;
5 - защитный колпак;
6 - кольцо;
7 - уплотнительное кольцо;
8 - манжета;
9 - перепускной клапан;
10 - колпачок клапана;
Б - полость;
В - раэмер
Рисунок 10 - Колесный цилиндр
2.1.13 Дополнительный тормозной кран
Дополнительный тормозной кран предназначен для затормаживания колес шасси в аварийных случаях при выходе из строя основного тормозного привода. Кран установлен на наружной правой вертикальной стенке левой кабины. Рукоятка управления краном выведена внутрь кабины.
Кран состоит из корпуса 4 (рису-нок 11), в котором имеется резиновая втулка 2, уплотняющая пробку 1 в корпусе. Пробка имеет сверления, через которые воздушный отсек главных тормозных цилиндров соединяется с воздушными ресиверами (при включенном положении, когда рукоятка пробки перпендикулярна оси крана) или с атмосферой (в выключенном положении, когда рукоятка пробки параллельна оси крана).
1 - пробка; 4 - корпус;
2 - втулка; 5 - рукоятка;
3 - прижим;
Рисунок 11 - Дополнительный
тормозной кран
2.1.14 Клапан переключения
Воздух из воздушных ресиверов поступает к главному тормозному цилиндру через дополнительный тормозной кран и клапан переключения.
Клапан переключения служит для автоматического отключения тормозного крана от главного тормозного цилиндра в момент затормаживания дополнительным тормозным краном и для автоматического соединения тормозного крана с главным тормозным цилиндром в случае затормаживания шасси ножным тормозом.
Клапан состоит из корпуса 4 (рисунок 12), крышек 1 и 5, клапана 3. При включении колесного тормоза воздух, поступающий от тормозного крана, отбрасывает клапан в крайнее левое положение, открывая доступ к главному
1, 5 - крышки;
2 - уплотнительное кольцо;
3 - клапан;
4 - корпус
Направление воздуха:
I - от дополнительного тормозного крана;
II - к главному тормозному цилиндру;
III - от тормозного крана
Рисунок 12 - Клапан переключения
тормозному цилиндру. При этом клапан 3 отключает дополнительный тормозной кран. При включении дополнительного тормозного крана клапан 3 отбрасывается в крайнее правое положение, отключая тормозной кран и соединяя воздушные ресиверы через дополнительный тормозной кран с главным тормозным цилиндром.
2.1.15 Предохранитель против замерзания
Предохранитель против замерзания предназначен для защиты аппаратов пневматической системы от замерзания. Предохранитель испарительного типа, спиртовой.
Заправляется предохранитель через отверстие, закрытое пробкой 2 (рисунок 13), снабженной указателем уровня жидкости. Для слива жидкости предусмотрена пробка 5. Подключается предохранитель к пневмосистеме штоком 1.
Сжатый воздух, проходящий через предохранитель, насыщается парами спирта, в результате водно-спиртовой конденсат в пневмосистеме имеет пониженную (сравнительно с водным) температуру замерзания.
Предохранитель против замерзания должен быть подключен к пневмосистеме при зимней эксплуатации шасси.
1 - шток;
2 - пробка с указателем уровня;
3 - корпус;
4 - стакан;
5 - пробка
Рисунок 13 - Предохранитель против замерзания
Предохранитель установлен в пневмомагистрали на правом заднем кронштейне крыльев (на шасси МЗКТ-543М - на ребре опоры кронштейна правого топливного бака).
2.1.16 Колесный тормоз
Колесные тормоза открытого типа. На цапфе колеса насажен на шлицах суппорт 1 (рисунок 14). На суппорте закреплен колесный тормозной цилиндр 2.
Тормозные колодки 3 с фрикционными накладками нижним концом соединены
1 - суппорт тормоза;
2 - колесный цилиндр;
3 - тормозная колодка с накладкой;
4 - стяжная пружина;
5 - ось тормозной колодки
Рисунок 14 - Колесный тормоз
с суппортом с помощью осей 5, закрепленных в суппорте, а верхним концом свободно опираются на сухари 4 (рисунок 10) поршней колесного цилиндра. Колесные тормоза закрыты защитными дисками. Зазор между колодкой и тормозным барабаном регулируется автоматически.
2.2 РАБОТА ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРИВОДА
При нажатии на педаль 19 (рисунок 1) жидкость под давлением перетекает из подпедального цилиндра 18 в гидравлический цилиндр тормозного крана 15 и, перемещая поршень, передает усилие через пружину на пневматический поршень тормозного крана.
Шток тормозного крана, воздействуя на клапан, прекращает сообщение тормозной системы шасси с атмосферой, при этом сжатый воздух из ресивера 14 поступает в полость тормозного крана, а затем в главные тормозные цилиндры 12 и 13.
Под действием сжатого воздуха поршни воздушного отсека главного тормозного цилиндра перемещаются, воздействуя через шток на поршень гидравлического отсека.
Жидкость из гидравлического отсека главного тормозного цилиндра поступает по трубопроводам в колесные тормозные цилиндры. Под действием жидкости, подаваемой под давлением, поршни колесного тормозного цилиндра раздвигаются и воздействуют через сухари на тормозные колодки колесного тормоза, прижимая их к тормозному барабану. Таким образом происходит затормаживание шасси.
Главные тормозные и колесные цилиндры работают как при торможении колесным тормозом, так и при торможении дополнительным тормозным краном.
При включении дополнительного тормозного крана воздух из воздушных ресиверов через дополнительный тормозной кран поступает к клапанам переключения. От клапанов переключения воздух поступает в воздушные отсеки главных тормозных цилиндров, работа которых описана выше.
3 СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Стояночный тормоз действует на трансмиссию непосредственно механически и предназначен для затормаживания шасси на стоянках. Пользоваться им при движении шасси запрещается, за исключением аварийных случаев (при отказе колесных тормозов).
В комплект стояночного тормоза (рисунок 15) входят суппорт, который одновременно является опорой передней подвески раздаточной коробки, тормозной барабан и тормозная лента с регулировочным устройством.
Суппорт стояночного тормоза закреплен на картере раздаточной коробки спереди, тормозной барабан - на переднем фланце раздаточной коробки.
При затяжке рычага стояночного тормоза усилие через систему тяг и рычагов передается на нажимной кулак, который, поворачиваясь, тянет вверх стяжку 6 ленты тормоза. При этом стяжка передает усилие на нижний наконечник ленты, вследствие чего выбирается зазор между барабаном и лентой в нижней части тормоза.
1 - установочный болт; 2 и 5 - контргайки; 3 - болт; 4 - гайка стяжки верхней ветви тормозной ленты;6 - стяжка тормозной ленты
Рисунок 15 - Стояночный тормоз
Нажимной кулак, вращаясь, действует на верхний наконечник ленты стояночного тормоза, прижимая его к тормозному барабану. Таким образом происходит затормаживание трансмиссии шасси.
Для контроля положения рычага стояночного тормоза на панели приборов имеется контрольная лампа, которая должна гореть в крайнем верхнем положении рычага и не должна гореть в крайнем нижнем. Момент загорания лампы безразличен. При длительных стоянках и на уклонах для надежного удержания шасси необходимо пользоваться дополнительным стояночным тормозом в дополнение к стояночному тормозу.
Заключение
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для обучения курсантов по специальности «Механик-водитель МАЗ-543».
В пособии рассмотрены вопросы, касающиеся устройства и принципа работы тормозной системы шасси МАЗ-543.
Учебное пособие рекомендовано использовать преподавательскому составу при проведении занятий по предмету «Устройство и техническое обслуживание шасси МАЗ-543»
Пособие поможет преподавателю методически правильно построить учебный процесс, более качественно подготовиться к занятию, наиболее доходчиво довести материал до слушателей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
-
Автомобиль МАЗ-543 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 8-е издание. Исправленное и дополненное. Москва. Военное издательство.1993.
-
Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник водителя/ Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфильд В.Д. – М.: Транспорт, 1989.
-
Автомобили и тягачи. Учебное пособие/ Надолин А.К. - МО СССР. 1968.