СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 1. по теме: Научная организация труда (НОТ) слесаря по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 1. по теме: Научная организация труда (НОТ) слесаря по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 1.


Научная организация труда (НОТ) слесаря


Учебная цель: научиться об­щим положениям научной организации труда (НОТ) слесаря и умению при­менять их практически в процессе сво­ей работы в целях совершенствования организации труда и борьбы за повы­шение производительности и качества работы.

Оборудование и приспо­собления: слесарный верстак с тисками.

Инструменты и материалы: напильники разных профилей и номеров; слесарные молотки; штанген­циркули; микрометры; угольники; зу­била; крейцмейсели; чертилки; щётки-смётки; машинное масло; ветошь.

Упражнение 1. Оптимальные зоны досягаемости рук при работе.

А. В горизонтальной плоскости. Наиболее удобная (нормальная) зона досягаемости определяется полу­дугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки (рис. 1, а).


Расположение предметов дальше указанных пределов повлечёт за собой ненужные движения, большие накло­ны корпуса, что вызовет дополнитель­ные затраты времени, увеличит утом­ляемость и снизит производительность труда.

Б. В вертикальной плос­кости. Указанные на рисунке зоны дают возможность определить наиболее вы­годное расположение всех предметов по отношению к росту работающего (рис. 1,6).

Руководствуясь этими зонами, следует определять, на какой высоте от пола должны находиться материа­лы, заготовки, детали и пр., чтобы ра­бочему не приходилось низко накло­няться.

Наклон корпуса при работе стоя должен составлять угол не более 30°.


Упражнение 2. Рациональная орга­низация рабочего места слесаря


А. До начала работы

Получи чертёж, заготовку, инст­румент и приспособления, подготовь рабочее место (рис. 2, а):

а) разложи заготовки, инструмент и приспособления в строго определённом порядке;

б) укрепи чертёж (инструкцию) на рамке;

в) проверь, есть ли необходимые вспомогательные материалы;

г) установи лампу так, чтобы свет падал на губки тисков;

д) установи подставку под ноги (если тиски неподъёмные) и отрегу­лируй высоту тисков по росту.

Б. Во время работы

Сохраняй порядок на своём рабочем месте (рис. 2, б);

а) измерительный инструмент кла­ди отдельно от рабочего на план­шетку;

б) клади ближе все, чем приходит­ся пользоваться чаще, а реже употребляемое — дальше;

в) клади справа все то, что при работе приходится брать правой рукой, а что берёшь левой рукой — располагай слева;

г) приучи себя брать и класть ин­струмент, не глядя на него. Для этого каждый предмет располагай всегда на одном и том же месте;

д) следи за исправным состояни­ем тисков. Регулярно очищай их от стружки, грязи и мусора и смазывай винт машинным маслом;

е) не затягивай чрезмерно винт тисков, так как от этого быстро изна­шивается резьба винта и гайки и тис­ки приходят в негодность;

ж) при работе складывай детали в определённое место и в соответствую­щем порядке.


В. По окончании работы

Прибери, вычисти рабочее место и инструмент:

а) вытри промасленной тряпкой инструмент;

б) сдай мастеру (дежурному) изделие, инструмент и приспособления;

в) убери вспомогательные мате­риалы в выдвижной ящик;

г) раздвинь губки тисков и смети опилки и стружки на столешницу, после чего смажь винт тисков машинным маслом и заверни винт, оставив меж­ду губками небольшую щель (зазор);

д) смети опилки и стружки (отхо­ды цветных металлов собирай в от­дельные ящики).


Упражнение 2. Совершенствование труда слесаря


А. Рациональные формы рукояток инструмента

Ручной инструмент должен соот­ветствовать особенностям анатомической формы руки человека. В против­ном случае в ходе работы будут страдать межпальцевые бугорки, снабжённые тонкими нервными окончаниями, и ямка ладони (наименее мускулистая её часть). На межпальцевых бугор­ках могут появиться потёртости, на­рывы, мозоли (рис. 2, в).

Нужно применять рукоятки та­кой формы, которая позволяла бы со­прикасаться мышцам большого паль­ца и бугорку с рукояткой (рис. 2, г). Эти выступы на ладони имеют не толь­ко сильные мускулы, но и упругую жировую ткань, которая смягчает виб­рацию и удары.

Рациональной формой рукояток может быть: круглая, треугольной усечённой призмы с закруглённой поверх­ностью и пр. (рис. 2, д).

Б. Выбор высоты тисков по росту работающего

Производительность труда уча­щегося зависит от высоты установки тисков. Неправильная установка тис­ков тормозит формирование умений, снижает производительность труда, увеличивает утомляемость.

Зависимость производительности труда показана на рис. 3, а. Наиболее удобная высота тисков при опилива­нии 102 см над полом (при росте уча­щегося 168 см). Отступление от неё приводит к уменьшению количества снимаемого с заготовки металла и быстрому утомлению работающего.

При низком расположе­нии тисков (рис. 3, б) предплечье об­разует с плечом тупой угол; мышцы предплечья сильно напрягаются, дви­жение затрудняется, равномерность нажима правой и левой рук нарушает­ся, спина сгибается. При согнутой спи­не положение учащегося неустойчиво, стремясь сохранить равновесие, уча­щийся наклоняется и усиливает нажим левой рукой, что вызывает «завал» ле­вого края детали.

При высоком располо­жении тисков (рис. 3, в) предплечье и плечо образуют острый угол: усло­вия работы ещё хуже, так как пере­дача усилия резания от плеча к инст­рументу требует особого напряжения, что часто бывает не под силу учаще­муся. Усилие

передаётся больше пра­вой рукой, что приводит к «завалам» правого края.

В. Установка высоты тисков по росту

При параллельных тис­ках согнутую в локте левую руку ста­вят на губки тисков так, чтобы концы выпрямленных пальцев руки касались подбородка (рис. 4, а).

При стуловых тисках со­гнутая в локте левая рука, поставленная на губки тисков, касается подбо­родка согнутыми в кулак пальцами (рис. 4, б).

Угол (между плечом и пред­плечьем) при работе напильником, но­жовкой должен составлять 90° (рис. 4, в).



Упражнение 3. Оптимальные усло­вия работы слесаря


А. Приёмы работы

Трудовые движения учащихся разделяются на пять групп (рис. 5,а): первая — движения пальцев (1); вто­рая— пальцев и запястья (2); тре­тья — пальцев запястья и предплечья (3); четвертая — пальцев, запястья, предплечья и плеча; пятая — пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

В трудовых движениях должно участвовать наименьшее количество сочленений, тогда труд будет менее утомительным. Наиболее рациональными движе­ниями считаются движения первых трёх групп.

Рис. 4. Установка тисков по росту:

а — параллельные тиски, б — стуловые тиски, в — для опиливания



























Рис. 5. Оптимальные условия работы слесаря:

а — трудовые движения,

б — углы зрения,

в — осве­щение, не дающее тени,

г — освещение, вызывающее теневые пятна,

д — освещение, вызывающее ослепле­ние,

е — освещение, дающее силуэт против источни­ка света

Б. Углы зрения

При размещении на рабочем месте инструментов, приспособлений важно учитывать следующие углы зре­ния (рис. 5, б):

угол мгновенной видимости в ра­бочей зоне — 18°;

угол эффективной видимости в ра­бочей зоне — 30°;

угол обзора на рабочем месте при фиксированном положении головы — 120°;

угол обзора при повороте голо­вы — 220°.

Поворот головы расширяет зону обзора на угол, соответствующий её повороту. Размер допустимого поворо­та составляет 45° в горизонтальной плоскости

и 30° — в вертикальной.


В. Расположение светиль­ников

Освещение, не дающее тени и не вызывающее ослепления (рис. 5, в).

Освещение, вызывающее теневые пятна на шероховатой поверхности (рис. 5, г).

Освещение, вызывающее ослеп­ление отражёнными лучами (рис. 5, д).

Освещение, дающее силуэт про­тив источника света (рис. 5, е).


В результате изучения темы уча­щийся должен:

А. Знать:

принципы научной организации рабочего места слесаря;

требования, предъявляемые к рабочей позе;

правила экономии рабочих дви­жений и трудовых действий;

методы изучения затрат рабоче­го времени и основные пути его эко­номии;

основные направления повыше­ния Производительности труда на ра­бочем месте;

основные требования к соблюде­нию трудовой и технологической дис­циплины;

общие сведения научной орга­низации труда (НОТ) слесаря.

Б. Уметь:

рационально организовывать своё рабочее место;

правильно организовывать свой труд;

соблюдать правильную рабочую позу при выполнении определённых ви­дов работ;

выполнять работу в оптималь­ном темпе и ритме;

соблюдать правила экономии рабочих движений и трудовых дейст­вий;

использовать в своей работе опыт рабочих-новаторов и передовиков производства;

проявлять творческую инициати­ву и активность в совершенствовании организации труда.





Используемая литература


  1. Бабулин Н. А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. — М.: Высшая школа, 1978.

  2. Берков В. И. Технические измерения.— М.: Высшая школа, 1977.

  3. Воронков В. Д. Справочник инженера- организатора.— М.: Московский рабочий, 1976.

  4. Дубровский Ю. Н., Мальцев М. А., Ц е т л и н Б. В. Научная организация труда.— М.: Экономика, 1974.

  5. Иньшин А. А., Гольдман В. М. Обу­чение учащихся профтехучилищ научной ор­ганизации труда. — М.: ВНМ Центр Госпрофобра СССР, 1976.

  6. Макиенко Н. И. Общий курс слесар­ного дела. — М.: Высшая школа, 1980.

  7. Макиенко Н. И. Слесарное дело с ос­новами материаловедения. — М.: Высшая шко­ла, 1976.

  8. Макиенко Н. И. Слесарно-сборочные и ремонтные работы. — Лениздат, 1978.

  9. Митрофанов Л. Д. Производственное обучение слесарному делу. — М.: Высшая

школа, 1968.

  1. Сергеев М. А. Повышение производи­тельности труда при слесарных и сборочных работах. — М.: Машгиз Лениздат, 1954.

  2. Скакун В. А. Руководство по обучению слесарному делу. — М.: Высшая школа, 1977.

  3. Справочник металлиста, т. 1, 2, 3, 4, 5.— М.: Машиностроение, 1976—1978.

  4. Старичков В. С. В помощь мастеру- слесарю.—М.: Высшая школа, 1970.