Учебно-производственная карта 12.
Резание металла ручными ножницами
Учебная цель: научиться пользоваться ручными и рычажными ножницами, резать листовую малоуглеродистую сталь толщиной 0,5—1,0 мм и цветные металлы до 1,5 мм.
Объекты работ:
А. Учебно-технические требования к работам:
Заготовки из листовой стали (малоуглеродистой) толщиной 0,5 мм.
Заготовки из листовой стали (цветного металла) толщиной до 1,5 мм
Б. Примеры работ: производственные детали с прямолинейными и криволинейными контурами (детали маслёнок, прокладок); детали с малыми радиусами, отверстия в трубах.
Оборудование и приспособления: слесарный верстак; рычажные ножницы.
Инструменты и материалы: ручные ножницы — правые, левые, с криволинейными лезвиями, разметочный циркуль, линейка.
Упражнение 1. Резка металла ручными ножницами
Выбор ножниц в зависимости от конфигурации разрезаемого металла. Выбрать ножницы в зависимости от разрезаемого металла:
а) прямые ножницы с прямыми режущими лезвиями (рис. 38, а, б) для разрезания металла по прямым линиям и по окружностям большого радиуса; правые ножницы (рис. 38, а) имеют скос на режущей части каждой половинки с правой стороны. Правыми ножницами режут по левой кромке изделия в направлении часовой стрелки; левые ножницы (рис. 36, б) имеют скос на режущей части каждой половинки с левой стороны. Такими ножницами режут по правой кромке изделия — против часовой стрелки;
б) кривые ножницы с криволинейными режущими лезвиями (рис. 38, в) применяются для вырезания в листовом материале отверстий и криволинейных участков (рис. 38, в);
в) выбрать длину ножниц:
L1 . | 200 | 250 | 320 | 360 | 400 |
L2 . | 55-65 | 70 -82 | 90-103 | 100-120 | 110-130 |
г) проверить пригодность ножниц для работы:
кромки ножниц в шарнирном соединении должны плотно прилегать друг к другу и иметь лёгкий ход. При тугом ходе возникает большое трение, вызывающее излишнее усилие и быстрый износ режущих кромок. При большом зазоре между режущими кромками материал будет мяться и заклиниваться.
Приёмы работы ножницами:
а) ножницы держать в правой руке, охватывая рукоятки четырьмя пальцами и прижимая их к ладони: мизинец помещают между рукоятками ножниц (рис. 38, г), сжатые указательный, безымянный и средний пальцы разжимают, выпрямляют мизинец и его усилием отводят нижнюю рукоятку ножниц на необходимый угол;
б) левой рукой, удерживая лист (рис. 39, а), подают его между режущими кромками, направляя верхнее лезвие точно по середине разметочной линии, которая должна быть видна. Затем, сжав рукоятку всеми пальцами правой руки, кроме мизинца, производить резание.
Упражнение 2. Приёмы резки металла ручными ножницами
Резка ножницами по внешним рискам:
а) разметить заготовку;
б) выбрать ножницы (правые или левые) с учётом того, чтобы при резании ножницы не закрывали линии реза (разметочная риска была видна);
в) взять ножницы в правую руку, а левой поддерживать лист и направлять его по линии реза;
г) при передвижении листа плотно прижимать ножницы к концу прорезаемого листа во избежание образования заусенцев;
д) на рис. 39, б показан приём резки листа и направление резки по кривым внешним рискам правыми ножницами, а на рис. 39, в — левыми ножницами.
Резка металла большой толщины (до 3 мм):
а) ручные ножницы 2 зажать в слесарные тиски 1 (рис. 39, г);
б) взять лист 3 левой рукой (в рукавицах) и подавать лист в раствор ножниц 4;
в) правой рукой поднимать и опускать с нажимом верхнюю ручку 5.
Резка металла толщиной до 4 мм на ручных рычажных ножницах:
а) проверить смазку трущихся частей (если необходимо, то смазать). Проверить плавность хода рычага 2 (рис. 40, а);
б) проверить зазор между режущими кромками (большой зазор между режущими кромками ухудшает качество среза, лист мнётся, ножи 1, 3 притупляются и ломаются. Тугой ход требует большого усилия в работе и вызывает преждевременный износ режущих кромок);
в) правой рукой обхватить рукоятку 2 и плавно переместить рукоятку в верхнее положение, при этом верхний нож 3 отойдёт вверх;
г) уложить лист 4 на режущую кромку так, чтобы левая рука удерживала его в горизонтальном положении и линия разреза находилась в поле зрения и точно совпадала с лезвием верхнего ножа 5;
д) движением правой руки опускать рычаг 2 с ножом 3 вниз до тех пор, пока часть металла не будет перерезана;
е) рычаг 2 переместить в верхнее положение;
ж) поднять слегка лист 4 левой рукой, пододвинуть его «от себя» по риске вдоль режущей кромки верхнего ножа 3 и повторять приёмы резания до полного разрезания.
Упражнение 3. Приёмы работы на тренажёре при резке металла
Соединить один проводник электротока с кронштейном 1 винтом с резьбой М3, а другой проводник — с ограничительной рамкой винтом с резьбой М3 или пайкой (рис. 40, б). Поместить кронштейн 1 на неподвижную губку тисков и закрепить деталь между кронштейном и подвижной губкой тисков. При неправильном положении ножовки в ограничительной (контактной) рамке 2 при резании вызывается замыкание электрической цепи 3, в результате чего срабатывает световой сигнал на панели 4, указывающий на отклонение ножовки.
Примечание. Подробное описание конструкции указанного тренажёра дано в брошюре «Тренажёры при обучении слесарным операциям», М., Высшая школа, ЦУМК Госпрофобра СССР, 1971, с. 5.
Используемая литература
Макиенко Н. И.
«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.