СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 12. по теме: «Резание металла ручными ножницами» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 12. по теме: «Резание металла ручными ножницами» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 12.


Резание металла ручными ножницами


Учебная цель: научиться поль­зоваться ручными и рычажными нож­ницами, резать листовую малоуглеро­дистую сталь толщиной 0,5—1,0 мм и цветные металлы до 1,5 мм.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Заготовки из листовой стали (малоуглеродистой) толщиной 0,5 мм.

Заготовки из листовой стали (цветного металла) толщиной до 1,5 мм

Б. Примеры работ: производствен­ные детали с прямолинейными и кри­волинейными контурами (детали маслёнок, прокладок); детали с малыми радиусами, отверстия в трубах.

Оборудование и приспособления: слесарный верстак; рычаж­ные ножницы.

Инструменты и материалы: ручные ножницы — правые, ле­вые, с криволинейными лезвиями, раз­меточный циркуль, линейка.

Упражнение 1. Резка металла ручными ножницами

Выбор ножниц в зависимости от конфигурации разрезаемого металла. Выбрать ножницы в зависимости от разрезаемого металла:

а) прямые ножницы с прямыми режущими лезвиями (рис. 38, а, б) для разрезания металла по прямым линиям и по окружностям большого радиуса; правые ножницы (рис. 38, а) имеют скос на режущей части каждой половинки с правой стороны. Правы­ми ножницами режут по левой кромке изделия в направлении часовой стрелки; левые ножницы (рис. 36, б) име­ют скос на режущей части каждой половинки с левой стороны. Такими ножницами режут по правой кромке изделия — против часовой стрелки;

б) кривые ножницы с криволи­нейными режущими лезвиями (рис. 38, в) применяются для вырезания в листовом материале отверстий и криволинейных участков (рис. 38, в);

в) выбрать длину ножниц:


L1 .

200

250

320

360

400

L2 .

55-65

70 -82

90-103

100-120

110-130


г) проверить пригодность ножниц для работы:

кромки ножниц в шарнирном сое­динении должны плотно прилегать друг к другу и иметь лёгкий ход. При тугом ходе возникает большое трение, вызывающее излишнее усилие и быст­рый износ режущих кромок. При большом зазоре между режущими кромками материал будет мяться и заклиниваться.

Приёмы работы ножницами:

а) ножницы держать в правой ру­ке, охватывая рукоятки четырьмя пальцами и прижимая их к ладони: мизинец помещают между рукоятка­ми ножниц (рис. 38, г), сжатые ука­зательный, безымянный и средний пальцы разжимают, выпрямляют ми­зинец и его усилием отводят нижнюю рукоятку ножниц на необходимый угол;

б) левой рукой, удерживая лист (рис. 39, а), подают его между режу­щими кромками, направляя верхнее лезвие точно по середине разметочной линии, которая должна быть видна. Затем, сжав рукоятку всеми пальца­ми правой руки, кроме мизинца, про­изводить резание.


Упражнение 2. Приёмы резки металла ручными ножницами

Резка ножницами по внешним рискам:

а) разметить заготовку;

б) выбрать ножницы (правые или левые) с учётом того, чтобы при ре­зании ножницы не закрывали линии реза (разметочная риска была видна);

в) взять ножницы в правую руку, а левой поддерживать лист и направ­лять его по линии реза;

г) при передвижении листа плотно прижимать ножницы к концу прореза­емого листа во избежание образова­ния заусенцев;

д) на рис. 39, б показан приём рез­ки листа и направление резки по кривым внешним рискам правыми ножницами, а на рис. 39, в — левыми ножницами.

Резка металла большой толщи­ны (до 3 мм):

а) ручные ножницы 2 зажать в сле­сарные тиски 1 (рис. 39, г);

б) взять лист 3 левой рукой (в ру­кавицах) и подавать лист в раствор ножниц 4;

в) правой рукой поднимать и опус­кать с нажимом верхнюю ручку 5.

Резка металла толщиной до 4 мм на ручных рычажных ножницах:

а) проверить смазку трущихся частей (если необходимо, то смазать). Проверить плавность хода рычага 2 (рис. 40, а);

б) проверить зазор между режу­щими кромками (большой зазор между режущими кромками ухудша­ет качество среза, лист мнётся, ножи 1, 3 притупляются и ломаются. Тугой ход требует большого усилия в рабо­те и вызывает преждевременный износ режущих кромок);

в) правой рукой обхватить рукоят­ку 2 и плавно переместить рукоятку в верхнее положение, при этом верхний нож 3 отойдёт вверх;

г) уложить лист 4 на режущую кромку так, чтобы левая рука удерживала его в горизонтальном положении и линия разреза находилась в поле зрения и точно совпадала с лезвием верхнего ножа 5;

д) движением правой руки опус­кать рычаг 2 с ножом 3 вниз до тех пор, пока часть металла не будет пе­ререзана;

е) рычаг 2 переместить в верхнее положение;

ж) поднять слегка лист 4 левой ру­кой, пододвинуть его «от себя» по рис­ке вдоль режущей кромки верхнего ножа 3 и повторять приёмы резания до полного разрезания.



Упражнение 3. Приёмы работы на тренажёре при резке металла

Соединить один проводник элек­тротока с кронштейном 1 винтом с резьбой М3, а другой проводник — с ограничительной рамкой винтом с резьбой М3 или пайкой (рис. 40, б). Поместить кронштейн 1 на непод­вижную губку тисков и закрепить деталь между кронштейном и подвиж­ной губкой тисков. При неправильном положении ножовки в ограничительной (контакт­ной) рамке 2 при резании вызывается замыкание электрической цепи 3, в результате чего срабатывает световой сигнал на панели 4, указывающий на отклонение ножовки.

Примечание. Подробное описание конструкции указанного тренажёра дано в брошюре «Тренажёры при обучении слесарным операциям», М., Высшая школа, ЦУМК Госпрофобра СССР, 1971, с. 5.



Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.