СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 13. по теме: «Механизация работ при резке металла» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 13. по теме: «Механизация работ при резке металла» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 13.


Механизация работ при резке металла


Учебная цель: научиться поль­зоваться наиболее распространёнными и простыми механизированными уст­ройствами, повышающими производи­тельность труда и качество работы при резании металлов.

Оборудование и приспособ­ления: электрические ножницы С-424; ножовочный станок 872А, машинные тиски.

Инструменты и материалы: ножовочные полотна, машинное масло.

Упражнение I. Приёмы резания электрическими ножницами {листовая сталь толщиной 2,7 мм и другие листовые материалы). Проверить исправность электро­ножниц.

Установить зазор между ножами 6 и 8 (рис. 41, б) в зависимости от толщины разрезаемого металла (при толщине 0,5—0,8 мм зазор 0,03— 0,048 мм; при толщине 1,0—1,3 мм за­зор 0,06—0,08 мм, при толщине 1,6 мм зазор 0,10—0,13 мм).

Проверить точность зазора щупом.

Подключить токопроводящий провод в электросеть.

Взять ножницы, обхватив руко­ятку 2 всеми пальцами правой руки, указательный палец поместить на рычаг выключателя 3 с курком (рис. 41, а).

Левой рукой поддерживать и под­водить лист между верхним ножом 6 и нижним 8 (рис. 41, б); направлять лист под режущие кромки верхнего ножа точно по риске так, чтобы риска была видна. Включить электродвигатель 1 на­жимом на выключатель 3.

Правой рукой передвигать элек­троножницы вперёд, направлять по ли­нии реза так, чтобы плоскости ножей имели некоторый наклон относительно разрезаемого металла.

Режущие кромки необходимо периодически смазывать машинным маслом.

Упражнение 2. Разрезание металла на приводном ножовочном станке

Подготовка станка к ра­боте:

а) проверить внешним осмотром исправность частей и узлов станка (рис. 42);

б) проверить обеспеченность тру­щихся поверхностей деталей смазкой в соответствии с картой смазки и, в случае необходимости, пополнить сма­зочные устройства маслом, смазать зубья зубчатого колеса привода;

в) наладить станок на необходимое число двойных ходов пильной рамы путём перестановки клиноременной пе­редачи на ведущем и ведомом шкивах: при передаче движения с меньшей ступени ведущего шкива на большую ступень ведомого шкива ~ получим 85 двойных ходов в минуту; при установке ремня с большей ступени ведущего на меньшую ведо­мого — 110 двойных ходов в минуту.

Примечание. Для резки твёрдых ме­таллов необходимо 85 двойных ходов в мину­ту; для мягких — ПО.

Установка тисков на столе станка:

а) выбрать тиски соответственно профилю разрезаемого металла: для закрепления заготовок кругло­го сечения тиски V-образные, (рис. 43, а) диаметром 18—120 мм;

тиски с плоскими губками (рис. 43, б) применяют для закрепления за­готовок больших сечений от 40 до 250 мм;

для одновременного закрепления нескольких заготовок круглого сечения малого диаметра, сложенных вместе, применяют специальные тиски (рис. 43, в);

б) устанавливать тиски на станке так, чтобы ось разрезаемой заготовки проходила посередине хода пильной рамы;

в) при установке заготовки в тис­ках необходимо следить за тем, чтобы заготовка лежала горизонтально и под прямым углом к ножовочному полотну и чтобы линия разметки совпадала с режущей кромкой ножовочного полот­на (если необходимо разрезать заго­товку под углом, то сначала под за­данным углом установить тиски, затем укладывать в них заготовки и надёжно закреплять под

прямым углом к ножовочному полотну и чтобы линия разметки совпадала с режущей кромкой ножовочного полот­на (если необходимо разрезать заго­товку под углом, то сначала под за­данным углом установить тиски, затем укладывать в них заготовки и надёжно закреплять).

Установка ножовочного полотна:

а) установить ножовочное полотно одним концом на штифт 3 неподвижно закреплённой планки 4 пильной рамы 1 так, чтобы зубья полотна были нап­равлены в сторону рабочего хода (рис. 44, а);

б) другой конец полотна надеть на штифт 2 подвижной планки;

в) прижать оба конца (плотно) на­кладными планками 7 и 9 к пильной раме болтами 6—8 (рис. 44, б);

г) натянуть полотно, завинчивая гайку 5 с небольшим усилием (полот­но,, натянутое слабо, при резании сло­мается или сделает неправильный рез, а натянутое туго — лопнет).

Приёмы работы на станке:

а) установить рукоятку крана в первое положение «Бездействие» (рис. 45, а); пильная рама получит возвратно-поступательное движение;

б) установить (повернуть) рукоятку во второе положение «Спуск» (рис. 45, б); рукав с пильной рамой плавно опустится вниз;

в) установить рукоятку в третье по­ложение «Подъем» (рис. 45, в); ру­кав с пильной рамой плавно подни­мется;

г) установить рукоятку в четвёртое

положение «Медленное дейст­вие» (рис. 45, г); регулируется мини­мальная подача врезания ножовочного полотна в металл при рабочем ходе. При обратном ходе ножовочное полот­но приподнимается над разрезаемым материалом;

д) при установке рукоятки в пятое положение «Быстрое де й с т в и е» (рис. 45, д) регулируется наибольшая подача врезания ножовочного полотна в металл при рабочем ходе;

е) дальнейшая работа стайка про­исходит автоматически до окончатель­ного разрезания заготовки.

Удаление воздуха, нахо­дящегося в цилиндрах и кана­лах гидропривода. Перед на­чалом работы станка необходимо:

а) установить рукоятку крана гидро­привода в положение 1 «Бездействие»; нажать кнопку «Пуск» и пустить ста­

нок на непродолжительное время вхо­лостую в целях удаления воздуха, на­ходящегося в цилиндрах и каналах;

б) воздух выпустить через пробку, установленную в масляном резервуаре;

в) проверить подачу охлажда­ющей жидкости через сливную трубу при открытом кране.

Окончание работы:

а) по окончании работы (резки) пильная рама автоматически переклю­чает рукоятку крана в положение «Подъем», которое осуществляется до определённой высоты;

б) включатель, расположенный на рукаве, нажимает на кнопку «Стоп» и выключает электродвигатель;

в) раскрепить заготовки в тисках;

г) снять тиски, вытереть чистой тряпкой и положить их на место;

д) тщательно вытереть стол, рукав, пильную раму станка;

е) смазать все части согласно кар­те смазки станка.

Безопасность работы при резке металла

При работе оберегать руки от ранения об заусенцы. Работу прово­дить в рукавицах.

Надёжно закреплять заготовки в тисках.

При работе электроинструмента­ми:

а) работу производить в резиновых перчатках и на резиновом коврике;

б) корпус электроинструмента, работающего под напряжением свыше 36 В, должен быть заземлён;

в) электропровод к электроинстру­менту должен иметь защиту от механи­ческих повреждений (проволочная оплётка, резиновые трубки и пр.).

При работе на приводных ножовочных станках:

а) не касаться руками ножовочно­го полотна при работе на станке;

б) не оставлять станок подключённым при перерывах.

Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение

При обучении учащихся резанию металла основное внимание уделяется резке ножовкой как операции наиболее применяемой.

Тема" «Резание металла» довольно сложна, так как резка ножовкой тре­бует прямолинейности в движении, это даётся не сразу, почему и влечёт за собой на первых порах поломку поло­тен.

При резке учащиеся допускают ошибки:

ножовку держат правой рукой не за ручку, а за рамку;

левая рука располагается также на рамке,

а не захватывает барашек натяжного болта;

разрезание ведётся в быстром темпе, что приводит к перегреву и за­туплению полотна;

при начале резания учащиеся держат ножовку двумя руками, вмес­то того, чтобы держать её только пра­вой рукой, а левой рукой (ногтём большого пальца) направлять вреза­ние полотна;

начало реза производится с пе­реднего ребра, а не с заднего, отчего выкрашиваются зубья полотен.

В результате изучения темы учащийся должен

А. Знать:

Назначение и способы выпол­нения операций при резке металла:

а) ножовкой и труборезом;

ручными и рычажными ножни­цами;

в) приводными ножовками;

г) электрическими ножницами.

Правила организации рабочего места.

Правила безопасности труда.

Б. Уметь:

Отрезать полосовой материал, а также квадратного, круглого ц прямо­угольного сечения без разметки и по рискам.

Работать на механизированных станках и машинах (приводных ножов­ках, электроножницах ...).

Правильно выполнять приёмы ра­боты и ОРМ.

Выполнять требования безопас­ности труда.







Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.