СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 26. по теме: «Зенкование, зенкерование и развёртывание отверстий» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 26. по теме: «Зенкование, зенкерование и развёртывание отверстий» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 26.
Зенкование, зенкерование и развёртывание отверстий


Учебная цель: научиться на­ладке станка на требуемый режим, приёмам крепления заготовок на стан­ках; приёмам зенкования, зенкерования и развёртывания отверстий.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Детали различной формы, име­ющие отверстия диаметром 8—20 мм.

Материал: сталь конструкцион­ная или чугун.

Б. Примеры работ: чугунные плит­ки, губки для слесарных тисков; осно­вание рейсмаса; детали рамки ножов­ки; ручки плоскогубцев; планки трубо­реза.

Оборудование и приспосо­бления: сверлильный станок с диа­метром сверления до 20 мм; машин­ные тиски; слесарный вороток (раз­движной и регулируемый).

Инструменты и материалы: свёрла спиральные, конусные зенковки с углом заточки 60, 90 и 120°, зенкеры цилиндрические и конические (ручные и машинные); калибры-проб­ки; глубиномер; напильники, машинное масло; карандаш.

Упражнение 1. Зенкование отверстий под коническую головку болта (заклёпку)

Установить заготовку на стол сверлильного станка и закрепить.

Просверлить отверстие по чер­тежу.

Выбрать соответствующую зен­ковку (рис. 80, а).

Не снимая заготовку со стола, заменить сверло конусной зенковкой.

Зенковать отверстие под головку винта (заклёпку) конусной зенковкой.

Упражнение 2. Зенкование гнезда под цилиндрическую головку

Установить на столе станка де­таль и закрепить.

Просверлить в заготовке отвер­стие сверлом, соответствующим диа­метру цапфы (направляющей) (рис. 80,6).

Остановить станок и снять свер­ло.

Установить в отверстие шпинде­ля станка цилиндрическую зенковку.

Проверить совпадение цапфы зенковки с отверстием.

Зенковать отверстие при ручной подаче (с охлаждением), периодически измерять глубину гнезда (рис. 80, в); точность отверстия — калибром-проб­кой; глубину — глубиномером. Эксцен­тричность оси не должна превышать 0,2—0,3 мм.

Упражнение 3. Зенкерование отверстий

Установить и закрепить заготов­ку на столе станка.

Выбрать диаметр сверла с учётом припуска на зенкерование (см. ниже).

Установить сверло в шпиндель станка и просверлить отверстие.

Остановить станок и снять свер­ло, заменив его зенкером (рис. 81, а).

Настроить станок на частоту вращения n и подачу s для машинно­го зенкерования. Зенкеровать отверстие насквозь при установленном режиме (рис. 81, б). Проверить отверстие калибром-пробкой (рис. 82, д).


Диаметр зенкера (рис. 81), мм

5-24

25-35

35-45

46-55

56-65

66-76

65-75

Припуск на зенкерование, мм

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5



Упражнение 4. Развёртывание отверстий ручными развёртками

Просверлить отверстие диаметром согласно чертежу с припуском под развёртывание (рис. 82, а) с учётом данных рисунка:


Диаметр отверстия, мм

3-6

6-18

18-30

30-50

Припуск на диаметр, мм

0,2

0,3

0,4

0,5


Выбрать соответствующую развёртку:

а) при развёртывании гладких цилиндрических отверстий – развёртку с прямыми канавками;

б) для отверстий со шпоночными или шлицевыми пазами – развёртки со спиральными канавками;

в) для отверстий под конические штифты – конические развёртки соответствующего конуса.

Проверить развёртку: нет ли выкрошенных зубьев и забоин на режу­щих кромках (рис. 82,6).

Снять заготовку со станка и за­крепить её в слесарных тис ках.

Взять черновую развёртку необ­ходимого размера и смазать заборну ю часть машинным маслом.

Установить в отверстие развёртку без перекоса и проверить её поло­жение по угольнику 90°.

Убедившись в перпендикулярности оси отверстия и поверхности обра­батываемой детали, на квадрат хвос­товика развёртки установить вороток. Перекос развёртки происходит либо из-за перекашивания воротка вбок, ли­бо из-за неравномерного нажима на его ручки либо по причине большого припуска на развёртывание.

Правой рукой слегка нажимать на развёртку вдоль её оси; левой ру­кой медленно и плавно вращать воро­ток по часовой стрелке (рис. 82, в).

После того как развёртка вреза­лась в отверстие, можно производить её вращение, держась за концы ручек воротка и надавливая на них. Развёртку вращать только в одну сторону (рис. 82, г), при обратном ходе под зубья попадает стружка, портит стен­ки отверстия и выкрашиваются зубья.

Примечание. Развёртку чаще выво­дить из отверстия, очищать её от стружки, которая приводит к заеданию развёртки и порче детали. Смазывать обильно машинным маслом (чугун без смазки),

Заканчивать развёртывание от­верстий следует в тот момент, когда 3/4 рабочей части развёртки выйдет из отверстия для цилиндрического отвер­стия, а для конических отверстий по положению поперечных рисок кониче­ского калибра.

Упражнение 5. Развёртывание отверстий на станке машинными развёртками

Проверить отверстие под развёртывание с припуском, указанным в п. 1 упр. 4.

Подобрать диаметр и проверить годность чистовой развёртки.

Не снимая заготовки со стола, заменить сверло машинной развёрткой с качающейся оправкой (рис. 83, а).

Пользуясь таблицей, настроить станок на соответствующий режим (V,s), развернуть отверстие.

Проверить точность отверстия:

а) цилиндрического — калибром-пробкой (рис. 83, б);

б) конического — по предельному (риски) коническому калибру (рис. 83, в) и «на карандаш» или мелом.

Примечание. Провести на пробке ме­лом продольную черту, вставить пробку в про­веряемое отверстие и поворачивать её вокруг оси на 1/4 оборота. При плотной подгонке па­ры мел должен стираться. Более точную про­верку делают посредством черты, наносимой карандашом, а не мелом.

Безопасность работ.

А. При работе на сверлиль­ных станках и сверлильных машинах:

Правильно устанавливать, надёжно закреплять заготовки на столе станка и не удерживать их руками в процессе обработки.

Не оставлять ключа в сверлиль­ном патроне после смены режущего инструмента.

Пуск станка производить только тогда, когда есть твёрдая уверенность в безопасности работы.

Выключить электродвигатель машины и провод от электросети пос­ле окончания работы.

Следить за работой насоса и ко­личеством охлаждающей жидкости, поступающей к месту обработки.

Не браться за вращающийся ре­жущий инструмент и шпиндель.

Не вынимать рукой сломанных режущих инструментов, а использо­вать для этого специальные приспо­собления.

Не нажимать сильно на рычаг подачи при сверлении заготовок на проход, особенно свёрлами малого диа­метра.

Подкладывать деревянную под­кладку на стол станка под шпиндель при смене патрона или сверла.

Пользоваться специальным ключом, клином для удаления свер­лильного патрона, сверла или пере­ходной втулки из шпинделя.

Постоянно следить за исправ­ностью режущего инструмента и уст­ройств крепления заготовок и инстру­мента.

Не передавать и не принимать каких-либо предметов через работа­ющий станок.

Не работать на станке в рука­вицах.

Не опираться на станок во вре­мя работы.

Работать в головном уборе (бе­рете) .

Обязательно останавливать станок в случае ухода от станка даже на короткое время, на время смазыва­ния станка, устранения неисправнос­тей.

Б. При работе электриче­скими и пневматическими машинами:

Работать только на исправных машинах (с исправными электро-, пневмокабелями, штепсельными соединениями ит. п.).

Не производить разборку, чист­ку и ремонт машин.

Не работать машиной в сырых помещениях и на открытом воздухе во время дождя, не допускать попадания внутрь корпуса влаги.

Не переходить от одного участка работы к другому с подключённым электродвигателем.

Работать электрифицированны­ми машинами только с заземлённым корпусом, в резиновых перчатках, га­лошах или на резиновом коврике.

Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение

При сверлении, зенковании, зенкеровании и развёртывании учащиеся не испытывают особых затруднений, од­нако допускают ряд ошибок, к числу которых следует отнести следующие:

выбивание патрона из шпинделя станка с помощью молотка, вместо клина;

высверливание вместе с издели­ем стола станка;

сверление на загрязнённом стружками станке;

сверление нескольких отверстий без удаления заусенцев;

неточное попадание сверла в керновое углубление;

сильный нажим при окончании сверления и как результат — поломка сверла;

перекос изделия при выведений сверла из высверленного отверстия и поломка сверла;

неправильное зажатие изделия в машинных тисках без выверки по рейсмасу или под угольник;

сверление изделий на непарал­лельных подкладках;

сверление вместе с изделием тела машинных тисков;

затачивание сверла «набок»;

зенкование отверстий свёрлами, заточенными под неправильный угол вместо угла 90°;

оставление станка неубранным;

обратное вращение развёртки при развёртывании, что приводит к: выкрашиванию зубьев.

В результате изучения темы уча­щийся должен

А. Знать:

технику безопасности при свер­лении на станках ручными, электриче­скими и пневматическими машинами;

инструменты и приспособления, применяемые при сверлении, зенковании, зенкеровании и развёртывании;

приёмы сверления сквозных и глухих отверстий по разметке, шабло­нам и кондукторам;

приёмы зенкования и развёртывания отверстий.

Б. Уметь:

соблюдать правила безопаснос­ти труда при сверлении, зенковании, зенкеровании и развёртывании;

производить наладку станка и управлять им;

выполнять различные виды сверления, зенкования, зенкерования и развёртывания с применением приспо­соблений;

работать ручными дрелями и трещотками;

затачивать сверла;

определять нужный режим ре­зания при сверлении и развёртывании по таблицам и путём расчёта.












Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.