СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 3. по теме: «Разметка контуров плоских дета¬лей построением, отыскивание цент¬ров, разметка по шаблонам и накернивание разметочных рисок» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 3. по теме: «Разметка контуров плоских дета¬лей построением, отыскивание цент¬ров, разметка по шаблонам и накернивание разметочных рисок» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 3.


Разметка контуров плоских дета­лей построением, отыскивание цент­ров, разметка по шаблонам и накернивание разметочных рисок


Учебная цель: научиться приёмам разметки плоских деталей, отыс­канию центров и накерниванию разме­точных рисок.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Размер заготовки должен быть не менее 200×100 мм; 2—4 мм тол­щиной.

Поверхность заготовки должна быть ровной.

Детали должны иметь: а) сопря­жение прямых линий под различными углами; б) сопряжение прямых линий с кривыми.

Б. Примеры работ: учебные плит­ки; ножки кронциркуля; гаечные клю­чи; шаблоны.



Оборудование и приспо­собления: заточный станок, разме­точная плита.

Инструменты и материалы: линейки измерительные; чертил­ки; циркули; транспортиры; разметоч­ные центроискатели; шаблоны; слесар­ные молотки массой 200 г, кернеры, молотки с лупой.

Упражнение 1. Нанесение прямых линий

Взять обработанный торец или ребро заготовки за начало отсчёта — базу.

Наложить масштабную линейку на размечаемую поверхность, совмес­тив деление отсчитываемого размера «а» с базой (нижняя и боковая сторо­ны детали).

По нулевому делению линейки чертилкой нанести метку (рис. 9, а).

Нанести такую же метку и с дру­гой стороны детали и соединить их прямой линией.

Через нанесённые метки по на­ложенной на деталь линейке провести чертилкой параллельные линии.

Упражнение 2. Построение прямых параллельных рисок. Проведение пря­мой линии параллельно заданной пря­мой АВ на определённом расстоянии L (рис. 9, б)

Из произвольных точек «а» и «b» на прямой АВ провести дуги ра­диусом L.

Прямая MN, касательная к этим дугам, будет параллельной к задан­ной прямой АВ ц отстоит от неё на расстоянии L.

Наложить угольник на размечае­мую поверхность так, чтобы полка его была прижата к обработанной стороне заготовки. Придерживая угольник ле­вой рукой (рис. 9, в), провести риску, прижимая при этом чертилку к ребру угольника. Передвигая угольник вдоль обработанной стороны заготовки, про­водить на ней параллельные риски.

Упражнение 3. Нанесение взаимно перпендикулярных рисок

Провести на размечаемой по­верхности линию АВ произвольной длины (рис. 9, г).

На середине (примерно) риски АВ отметить точку, по обе стороны от которой раствором циркуля, уста­новленном на одинаковый размер, сде­лать на риске АВ засечки 2 и 3 и на- кернить их.

Установить циркуль на размер больше половины размера между точ­ками 1—2 и 1—3 и неподвижную ножку циркуля установить в точку 2 и провести дугу «аб», пересекающую риску.

Установить неподвижную ножку циркуля в точку 3 и нанести дугу «вг».

Провести через точки пересече­ния дуг и точку / риску «PC», кото­рая будет перпендикулярна линии АВ.

Упражнение 4. Нанесение перпендику­лярных рисок с помощью угольника

Деталь (заготовку) положить в угол разметочной плиты и слегка при­жать грузом или закрепить струбци­ной, чтобы она не сдвигалась в процес­се разметки.

2. Приложить угольник к боковой поверхности б (рис. 10, а) разметоч­ной плиты и провести первую риску.

Приложить угольник полкой к боковой поверхности а (положение II—II) и провести вторую риску, ко­торая будет перпендикулярна первой.

Упражнение 5. Разметка деталей от
центровой линии (размер заготовки 36×125 мм)

Подготовить размечаемую по­верхность к разметке.

На половине ширины заготовки, т. е. на расстоянии 18 мм от кромки (рис. 10, б) провести осевую продоль­ную риску 1.

Отступив от конца заготовки на 74 мм, прочертить перпендикулярную риску 4, а еще через 45 мм — риску 5.

По обе стороны риски 1, на рас­стоянии 15 мм от нее, нанести риски 2 и 3.

В точке пересечения рисок 1 и 5 нанести керновое углубление и из нее радиусом, равным 3 мм, провести по­луокружность.

Точки пересечения полуокружно­сти с риской 5 соединить с точками, в которых риски 2 и 3 пересекаются с риской 4.

Размеченные контуры накернить.

Рис. 10. Нанесение перпендикулярных линий:


а — с помощью угольника 90°, 6 — разметка от цент­ровой линии, в — построение прямого угла 90°, г — построение угла 45°, д — построение углов 60 и 120°, е — построение угла с помощью транспортира





Упражнение 6. Нанесение рисок под заданными углами

А. Построение прямого уг­ла 90°

С помощью линейки нанести про­извольную риску АВ.

Из произвольной точки О про­вести окружность через будущую вер­шину угла точку А. Эта окружность пересечёт прямую АВ в точке Е.

Через точки О и Е провести пря­мую до пересечения с окружностью в точке D (рис, 10, в).

Отрезки AD и АВ образуют прямой угол.

Б. Построение угла 45°

Разметить прямой угол плоским угольником.

Из вершины произвольным ра­диусом описать дугу, пересекающую стороны угла (рис. 10, г), с образова­нием точек т, п.

Из точек тип пересечения ду­ги со сторонами угла радиусом, боль­шим половины дуги, сделать засечки и точку пересечения этих засечек К со­единить прямой с вершиной угла (точ­ка О).

Каждый из полученных двух уг­лов будет равен 45°.

В. Построение углов 60 и 120°

Нанести базовую риску АВ (рис. 10, д) со средней точкой О.

Раздвинуть циркуль на произ­вольный размер (не более отрезка ОВ).

Из точки О (с вершины угла) провести установленным радиусом ду­гу, пересекающую базовую линию АВ.

Из точек 1, не изменяя величины радиуса, сделать циркулем на дуге за­сечку С, необходимую для построения угла 60°.

Наложить Линейку на размечае­мую поверхность, чтобы кромка линей­ки совпала с двумя точками О и С.

Провести чертилкой риску, кото­рая образует угол СОВ, равный 60°.

Используя разметку угла 60°, тем же радиусом сделать засечку на длине дуги, образуя точку D.

Проведя риску ОД образую­щую второй угол 60°, получим угол 120°.

Г. Построение угла е по­мощью транспортира

Провести прямую риску и отме­тить на ней произвольную точку О, накернив её.

Приложить к риске основание транспортира 3 (рис. 10, е) и устано­вить на заданный угол.

Удерживая левой рукой основа­ние транспортира, правой рукой пово­рачивать широкий конец линейки до тех пор, пока конец линейки, имеющий форму стрелки, не совпадёт с делени­ем заданных градусов, нанесённых на основание (рис. 10, е).

Закрепить линейку шарниром 2 и чертилкой нанести риски (рис. 10, е).

Упражнение 7. Разметка плоских поверхностей (кривых линий)

А. Деление окружности на 4 части и построение квадрата внутри окружно­сти

Подготовить размечаемую по­верхность.

Наметить и накернить центр ок­ружности О.

Провести диаметр окружности АВ и из точек А и В произвольным ра­диусом сделать по две засечки С®. Прямая CD пересекает окружность в точках М и Н и делит диаметр АВ на равные части.

Точки А, Н, В, М делят окруж­ность на четыре части.

Соединив рисками точки А, М, В, Н, получим квадрат (рис. 11, а).

Б. Деление окружности па шесть равных частей

Подготовить поверхность детали к разметке.

Провести диаметр АВ. Из точки А и В прочертить дуги радиусом данной окружности, которые пересекутся в центре окружнос­ти О. Построенные Л, К, С, В, D и М делят окружность на шесть равных частей (рис. 11, б).

В. Разметка центров отвер­стий на данном расстоянии от ребер заготовки

Принять за базу боковые, обра­ботанные стороны заготовки.

Циркулем по масштабной ли­нейке (рис. 11, в) снять размер 20 мм.

Не сбивая циркуля, прочертить от рёбер заготовки по две пересекаю­щиеся риски (рис. 11, в).

В точках пересечения рисок по­ставить керновые углубления для цент­ров отверстий.

Упражнение 8. Отыскание центров

А. Отыскание центров с помощью угольника-центроискателя

Наложить на торец детали (рис. 12, а) угольник-центроискатель 2 так, чтобы его стороны касались ци­линдрической поверхности детали.

Л евой рукой прижать плотно угольник 8 к поверхности цилиндра в его торцовой части.

Правой рукой провести чертил­кой 4 диаметральную риску а—а (рис. 12, б).













































Повернуть угольник-центроискатель на некоторый угол (примерно 90°) и провести вторую диаметраль­ную риску б—б.

Проверить точность разметки ок­ружности разметочным циркулем — установить в центр окружности не­подвижную ножку циркуля, подвиж­ная ножка должна' совпадать по всей длине окружности (рис. 12, в).

Б. Отыскание центров ок­ружностей с помощью кернера-центроискателя

Установить деталь нижним тор­цом на плиту, а колокол 3 прижать к верхнему торцу детали так, чтобы деталь достаточно точно центрирова­лась в колоколе (рис. 12, г).

Левой рукой поддерживать ко­локол в вертикальном положении, а правой наносить удар по головке 5 кернера (рис. 12, г).

Точная разметка будет выполне­на в том случае, если торец детали подрезан правильно и кернер-центро-искатель установлен перпендикулярно торцу детали.

В. Разметка по шаблону

Установить предварительно окра­шенную заготовку 2 на разметочную плиту / так, чтобы она плотно приле­гала к плите (рис. 12, д).

Наложить шаблон 3 на размечае­мую заготовку так, чтобы он плотно прилегал к заготовке.

Пальцами левой руки прижи­мать шаблон к заготовке, а пальцами правой руки взять чертилку 4 и про­черчивать вдоль контура шаблона рис­ки, строго сохраняя неизменными угол наклона и нажим на чертилку.

Прочерченные риски накернить.

Упражнение 9. Кернение разметочных рисок

А. Выбор инструмента

Выбрать кернер (рис. 13, а) и проверить его соответствие (размеры, угол заточки) согласно рисунку.

Выбрать разметочный молоток, повышающий производительность тру­да и культуру работы:

а) Молоток В. М. Гаврилова (рис. 13, б), у которого в уширенную головку 1 вставлена четырёхкратная линза 2, пустотелая деревянная руч­ка 3, с торца закрывающаяся крыш­кой 4, служит пеналом для хранения кернеров, чертилок и т. п.

б) Молоток В. Н. Дубровина,(рис. 13, в) с линзой 1, На скошенной кромке ручки 2 прикреплена стальная линейка 3 с миллиметровой шкалой.

В торце ручки два отверстия для хра­нения кернера 5 и чертилки 4.

Б. Кернение разметочных рисок простым кернером

Взять кернер тремя пальцами левой руки и поставить острым концом точно на разметочную риску так, что­бы острие кернера было строго на се­редине риски (рис. 13, г). Наклонив кернер в сторону от себя, прижать к намеченной точке.

Быстро поставить кернер верти­кально (рис. 13, д).

Нанести лёгкие удары молотком*

В. Кернение рисок с при­менением молотка с линзой.

Взять кернер 1 (рис. 14, а) тре­мя пальцами левой руки: большим, указательным и безымянным.t

Поставить кернер острым концом на разметочную риску.

С помощью лупы 2, вмонтиро­ванной в бойке молотка, проверить ус­тановку острия кернера, слегка накло­нив кернер в сторону от себя (рис. 14, б) и прижать к нужной точке.

Молоток взять в обхват тремя пальцами правой руки: средним, безы­мянным и мизинцем; большой и указа­тельный пальцы наложить вдоль руч­ки. Конец ручки упереть в ладонь (рис. 14, б).

Переставлять кернер левой ру­кой в вертикальном положении и в мо­мент его установки правой рукой на­носить не сильные удары молотком (рис. 14, б). Кернер переставлять спра­ва налево по прочерченным линиям.

При кернении соблюдать следую­щие требования:

а) расположение кернов должно быть точно по разметочным линиям;

б) керны ставить глубиной 0,2— 0,4 мм;

в) на длинных прямых линиях кер­ны наносить на расстоянии 10—50 мм; на коротких линиях, перегибах, за­круглениях, углах — на 5—10 мм. Обя­зательно наносить „керны на пересече­ниях рисок и закруглениях;

г) на чисто обработанных поверх­ностях риски не накернивают, а про­должают их на торцовых поверхностях и там накернивают.










Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.