СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 30. по теме: «Клёпка» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 30. по теме: «Клёпка» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 30. Клёпка.


Учебная цель: научиться под­готавливать детали к клёпке; склёпывать заклёпками с круглой, полукруг­лой и потайной головками; склёпывать листовую сталь пневматическими кле­пальными молотками.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам: детали листовой стали толщиной 3—5 мм.

Б. Примеры работы: плитки; дета­ли ручной ножовки (станка); плоско­губцы; производственные детали.

Оборудование и приспо­собления: сверлильный станок; сверлильные машины (электрические и пневматические); пневматические клепальные молотки; ножовки слесар­ные; натяжки; поддержки; обжимки; пробойники.

Инструменты и материалы: молотки слесарные массой 400— 500 г, циркуль разметочный, чертилка, кернер; напильники с разной насеч­кой; линейки измерительные; штанген­циркуль с отсчётом по нониусу 0,1 мм; сверла разные; угловые зенковки с разными углами,

Упражнение № 1. Подготовка к клёпке

Очистить склёпываемые детали от грязи, ржавчины, окалины.

Обработать и подогнать сопря­гаемые поверхности (правкой или опи­ливанием) так, чтобы сопрягаемые по­верхности плотно прилегали.

Выбрать базу для разметки (за базу надо принимать обработанные кромки деталей или осевые линии).

Разметить по чертежу подготов­ленные к клёпке поверхности. Нанести осевые риски каждого ряда и накернить их. Шаг t между заклёпками (рис. 92, а) и расстояние а — от центра заклёпки до кромки детали — следует принимать:

В однорядных . t = 3d; a = 1,5d (рис. 92, а),

В двухрядных . t = 4 d; а = 1,5 (рис. 92, а);,

(где d — диаметр заклёпки).

Подобрать диаметр d заклёпки, который зависит от толщины склёпываемых листов. Для прочных соедине­ний: d = 2Рнаим, где Рнаим — наимень­шая толщина склёпываемых деталей.



Подобрать длину l заклёпки (рис. 92,6), которая составляется из суммы толщин склёпываемых деталей P1 и Р2 и длины выступающей части стержня l0 на образование замыкаю­щей головки и заполнения зазора:

Для круглой голо­вки l0 = (1,2 ÷ f-1,5) d (рис. 92, в)

Для потайной го­ловки l0 = (0,8 ÷ 1,2) d (рис. 92, г)

Подобрать сверло, соответству­ющее диаметру заклёпки, по табли­це, мм:


Диаметр заклёпки

2,0

2,3

2,6

3,0

3,5

4,0

5,0

6,0

7,0

Диаметр сверла

2,1

2,4

2,7

3,1

3,6

4,1

5,2

6,2

7,2


Просверлить (или пробить про­бойником на пробивном прессе) отвер­стия (рис. 92, д). Сверлить отверстия в два приёма: сначала пробное, а по­том окончательное.

По краям отверстий снять фаски, а для потайных заклёпок раззенковать коническими зенковками.

Выбрать массу слесарного мо­лотка в зависимости от диаметра заклёпки по таблице:


Диаметр заклёпки

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

5,0

0,0 – 8,0

Масса молотка

100

100

200

200

400

400

500


Упражнение 2. Склёпывание заклёпками с полукруглыми головками

Выполнить подготовительную работу (см. упр. 1, пп. 1—10). Ввести в отверстие снизу стер­жень (рис. 93, а). Под закладную головку поста­вить массивную поддержку 2 (рис. 93, а) и ударами молотка по вершине натяжки 1 осадить (уплотнить) склёпываемые листы, устранив зазор меж­ду ними.

Боковыми ударами молотка при­дать головке необходимую форму (рис. 93, г).

О бжимкой 3 (рис. 93,6), упира­ясь в поддержку 2, оформлять замы­кающую головку.


Примечание. Во избежание образо­вания неровностей, клёпку производить не под­ряд, а через два-три отверстия, начиная с край­них, после чего производить клёпку по осталь­ным отверстиям.













Рис. 93. Процесс клёпки:


а — закладывание заклёпки,

б — осаживание склёпываемых листов с помощью натяжки,

в — осаживание стержня заклёпки,

г — придание формы замыкающей головки,

д — окончательное оформление замыкающей головки;

1 — натяжка, 2 — поддержка, 3 — обжимка











Упражнение 3. Склёпывание заклёпками с потайными головками














Рис. 94. Склёпывание заклёпками с потайными головками:


а — осаживание склёпываемых листов,

6 — создание грубое формы,

в — окончательное формирование по­тайной головки


Рис. 95. Клёпка пневматическим клепальным молотком


а — клёпка в горизонтальном положении,

6 — клёпка в вертикальном положении











Выполнить подготовительную ра­боту (см. упр. 1, пп. 1—10).

Наложить соединяемые детали одна на другую.

Проверить совпадение отверстий и плотность прилегания деталей щу­пом.

Вставить в крайние отверстия одну заклёпку и положить деталь на плиту или упереть закладную головку в плоскую поддержку.

Осадить детали в месте клёпки натяжкой до плотного прилегания (рис. 94, а).

Осадить стержень крайней заклёпки, расплющить заклёпку носком молотка, создавая грубую форму го­ловки (рис. 94, б).

Повторять операции 4, 5, 6, со­блюдая правильную очерёдность расклёпывания, расклепать другую край­нюю заклёпку, а затем также и ос­тальные заклёпки (рис. 94, в).

Зачистить расклёпанные заклёпки.

Упражнение 4. Клёпка пневматическим клепальным молотком

Ознакомиться с правилами безопасности при работе пневматическим молотком.

Подготовить склёпываемые де­тали и заклёпки.

Проверить исправность пневма­тического молотка и пневмопровода.

Установить в ствол клепального молотка обжимку.

Зажать склёпываемые листы с просверленными отверстиями:

а) поддержку 3 (рис. 95, а) за­жать в слесарные тиски, а молоток 1 направить вертикально (рис. 95, а);

б) деталь 2 поместить вертикально (рис. 95, б), а пневмомолоток / напра­вить горизонтально; на противоположи ной стороне заклёпку упирают в под­держку 3.


Примечание. Клёпку клепальным мо­лотком выполняют вдвоём: один упирает под­держкой закладную головку заклёпки, а другой клепальным молотком расклёпывает замыкаю­щую головку. При зажатии поддержки в сле­сарных тисках (рис. 95, а) второй поддержи­вает деталь.

Включить пневматический моло­ток.

Взять пневмомолоток, как пока­зано на рис. 95, а (помогающему под­держивать деталь), слегка

поворачивать молоток с обжимкой вокруг оси головки заклёпки, оформить замыка­ющую головку.

После окончания работы пере­крыть кран от сети сжатого воздуха. Затем отсоединить от сети воздушный шланг.


Безопасность работы при клёпке.

Молоток должен быть хорошо насажен на рукоятку; плохо насажен­ный молоток может сорваться и пора­нить соседа.

Бойки молотков, а также обжим­ки не должны иметь забоин и трещин. Треснувший боек или треснувшая об­жимка может во время работы раско­лоться на несколько частей и осколка­ми поранить работающего и находя­щегося вблизи рабочего.

При работе пневматическим кле­пальным молотком приходится регули­ровать частоту его ударов. При регу­лировании ни в коем случае нельзя пробовать молоток, придерживая об­жимку руками, так как из-за большой силы удара удержать обжимку невоз­можно, и в результате — серьёзные по­вреждения рук.

Поддержку не следует сжимать в руках, её лишь надо направлять на заклёпку. Осадка головки заклёпки за­висим от массы поддержки, а не от си­лы нажатия на неё.

Шум, производимый клепальным молотком, может вызвать нарушение работы органов слуха. Поэтому следу­ет пользоваться наушниками (рис. 96), устанавливать обрабатываемые детали на специальные подставки, ставить звукоизоляционные перегородки и т. п.

Необходимо применять приспособления, не допускающие вылета бой­ков во время работы (пружины и пр.).

При перерывах в работе обяза­тельно отсоединять боек от молотка во избежание вылета бойка при случай­ном пуске.

Работать следует в тёплых перчатках, так как пневмоинструменты из-за отходящего воздуха охлаждают­ся и имеют температуру на 3—5° ниже температуры окружающего воздуха.

Необходимо применять тяжёлые поддержки, покрытые резиной, это уменьшает вибрации, из-за которых возникает болезнь рук. В настоящее время разработаны конструкции пнев­матических молотков с антивибрацион­ным устройством.

Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение

При обучении приёмам клёпки уча­щиеся не встречаются с особыми за­труднениями, однако допускают суще­ственные ошибки:

Зенкуют отверстия не под уг­лом 90°, а чаще всего сверлом, зато­ченным под угол 105—118°. Это ослаб­ляет клёпку, клёпка затрудняется.

Неправильно подбирают длину заклёпки, в результате чего замыка­ющая головка бывает либо неполной, либо остаётся излишек металла (неак­куратная клёпка). Во избежание указанного следует придерживаться известного правила при выборе длины заклёпки: при заклёпке «впотай» дли­на выступающей части стержня заклёпки должна составлять 0,5—диаметра стержня; при клёпке с полукруглыми головками длина высту­пающей части составляет 1—1,5-диа­метра заклёпки. Заклёпки должны быть изготовлены из отожжённого металла (при отсутствии стандартных заклёпок).

В результате изучения темы уча­щийся должен

А. Знать:

виды заклёпочных соединений;

назначение и способы клёпки;

инструменты и приспособления, применяемые при клёпке;

правила организации рабочего места;

правила безопасности труда при клепальных работах;

приёмы и способы работы кле­пальными молотками.

Б. Уметь:

размечать, сверлить и зенко­вать отверстия;

определять длину заклёпки с полукруглыми, потайными и полупотайными головками;

выполнять работы по склёпыванию шарнирных соединений, одноряд­ных и многорядных швов; встык с од­ной, двумя накладками и внахлёстку;

работать на пневматических мо­лотках;

организовывать рабочее место при клёпке;

выполнять правила безопаснос­ти работы.














Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.