Учебно-производственная карта 31.
Разметка пространственная
Учебная цель: научиться приёмам настройки и пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми при пространственной разметке, а также приёмам, разметки деталей без перекантовки и с перекантовкой.
Объекты работ:
А. Учебно-технические требования к работам:
Детали: различные приспособления, слесарно-монтажный инструмент и другие детали, имеющие различную форму.
Масса деталей и заготовок в пределах 5 кг,
Материал: сталь, чугун,
Б. Примеры работы: учебные плитки, кубики; планшайбы; отливки гу* бой тисков; корпус воротка; корпус дрели; корпус подшипников; резцедержатель к токарному станку, различные производственные детали, требующие пространственной разметки.
Оборудование и приспособления: разметочные плиты; разметочные призмы; ящики разметочные; клинья деревянные; подкладки; металлические щётки; домкратики.
Инструменты и материалы: рейсмасы одноигольчатые; штангенрейсмасы; угольники разметочные с широким основанием; вертикальные миллиметровые линейки; металлические измерительные линейки; центроискатели; чертилки; кернеры, слесарные молотки массой 200 г; медный купорос; лак; мел.
Упражнение 1. Подготовка заготовок к разметке
Внимательно изучить чертёж. Ознакомиться с назначением и работой детали.
Очистить заготовку от грязи, окалины, остатков формовочной земли, наплывов, неровностей.
Обмерить заготовку (длину, ширину, высоту, диаметры, расстояние между центрами и т. п.). Сличить размеры с чертежом по форме и припускам на обработку.
Проверить заготовку:
а) наружным осмотром, нет ли раковин, отколов углов, рёбер и других дефектов;
б) подвесить заготовку на металлическом крючке или куске проволоки и, ударяя по заготовке молотком или каким-либо металлическим предметом, определить по звуку, нет ли в заготовке внутренних трещин;
в) корпусные детали, цилиндры,
стаканы подвергать гидростатическим испытаниям: закрыть отверстия заглушками и нагнетать внутрь воду. Просачивание воды или увлажнение стенок свидетельствует о наличии трещин. Мелкие детали опустить в воду и внутрь нагнетать воздух. Наличие пузырьков указывает на отсутствие герметичности;
г) до нанесения рисок устранить недостатки: срубить наплывы, неровности; зачистить поверхности металлической щёткой; заготовки с трещинами, раковинами, расположенными внутри контура детали, выбраковать.
Наметить план разметки:
а) в каких положениях деталь будет устанавливаться на плиту?
б) каким способом будет производиться разметка, какие риски наносить и при каком положении детали?
в) проверить припуски на обработку (должны быть равномерными со всех сторон).
Выбрать базовые поверхности. За базу принимать:
а) наибольшую обработанную поверхность;
б) поверхности, которые не будут обрабатываться;
в) выступающие части заготовок: приливы, бобышки, платики (рис. 97, о);
г) заготовки цилиндрической формы или заготовки с отверстиями.
Пустотелые заготовки подготовить к разметке:
а) опилить деревянную центровую планку (или пробку) и отрезать их по размеру отверстия;
б) набить на деревянную центровую планку 1 (рис. 97, б) металлическую (жестяную, латунную или свинцовую) планку 2 размером 10x10 мм для опоры ножек циркуля 3.
Окраска мест, где будут наноситься разметочные линии:
а) необработанные поверхности отливок и поковок — меловым раствором;
б) обработанные поверхности стальных и чугунных заготовок — раствором медного купороса, быстросохнущими красками и лаками;
в) просушить окрашенные поверхности.
Организовать рабочее место.
Упражнение 2. Установка и выверка заготовок на разметочной плите
Тщательно протереть разметочную плиту.
Установить заготовку на домкраты или на одну подкладку, одну или две призмы (рис. 97, в).
Установить заготовку с проверкой по рейсмасу (рис. 98). Ось заготовки должна быть параллельна поверхности плиты.
Нанести на торце горизонтальную линию, проходящую через центр валика.
Повернуть валик на угол 90°. Проверить вертикальность прочерченной разметочной линии по угольнику.
Нанести на торце рейсмасом горизонтальную линию.
Разметить шпоночный паз 8.
Упражнение 3. Разметка заготовок с перекантовкой
Изучить чертёж, определить пригодность заготовки в соответствии с размерами чертежа.
Определить базу (за базу принять отверстие).
Установить в отверстие деревянную планку с прибитой на неё металлической пластиной.
Окрасить поверхность фланцев 1 и 2 раствором купороса. Установить две призмы на разметочную плиту.
Установить деталь на две призмы так, чтобы средний фланец опирался на подкладки 4, 3 (рис. 99, а).
Проверить рейсмасом по верхней или нижней кромке отверстия положение детали на разметочной плите.
Таким же способом установить в горизонтальное положение отверстие среднего фланца.
Окончательно проверить рейсмасом горизонтальность по всем фланцам. Угольником с широкой пяткой проверить перпендикулярность всех плоскостей фланцев к плоскости разметочной плиты.
Нанести горизонтальные риски А— Б на всех поверхностях фланцев,
Развернуть (перекантовать) деталь на угол 90° (рис. 99,6).
Выверить угольником перпендикулярность риски А—Б к плоскости плиты.
Проверить параллельность положения отверстия (горизонтальность плите) рейсмасом.
Провести на плоскости фланцев взаимно перпендикулярные риски. Точки пересечения будут центровыми отверстиями.
Накернить центровые отверстия.
Безопасность работы при разметке
Следует осторожно обращаться с острыми концами чертилки.
Удары молотком по кернеру должны быть не сильными.
При заточке разметочных инструментов следует пользоваться защитными очками.
Затачивать разметочные инструменты следует с охлаждением.
Корпус заточного станка должен быть заземлён.
При заточке инструментов корпус учащегося должен быть несколько наклонен к плоскости круга.
Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение.
К затруднениям следует отнести сбивание с размера рейсмаса при проведении рисок, а к ошибкам — неправильный отсчёт размеров при работе с рейсмасом и штангенрейсмасом.
Сбивание с размера происходит из- за неисправности рейсмасов, а также от неправильного положения его иглы, У рейсмасов надо устранять люфт между пазом стойки и пальцем иглодержателя (между иглой и иглодержателем) .
При отсчёте размеров во время разметки рейсмасом или штангенрейсмасом нужно учитывать то, что изделие не всегда стоит основанием на плите, а располагается на призмах, подкладках, клиньях и домкратах. Расстояние от плиты до основания изделия всегда должно суммироваться с размерами чертежа. При проведении рисок каждый размер должен плюсоваться к предыдущему.
Лучше всего при работе с рейсмасом или штангенрейсмасом производить расчёт на бумаге.
Следует избегать и сдвигания рисок. Для этого нужно проводить риску лишь за один проход, а не за два или три.
В результате изучения темы учащийся должен:
А. Знать:
назначение и способы выполнения пространственной разметки;
применение инструментов и приспособлений;
правила подготовки заготовки к разметке и выбор разметочных баз;
правила безопасности работы при разметке.
Б. Уметь:
проверять годность заготовок и подготавливать их к разметке;
размечать заготовки, не требующие перекантовки и с перекантовкой;
производить заточку и заправку чертилок, кернеров и ножек разметочного Циркуля;
соблюдать правила безопасности при разметочных работах,
Используемая литература
Макиенко Н. И.
«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.