СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 34. по теме: «Припасовка» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 34. по теме: «Припасовка» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 34.

Припасовка


Учебная цель: ознакомиться с приёмами припасовки деталей по го­товым проймам и припасовкой пройм по готовой детали, получить первона­чальные навыки применения этих приёмов.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Производственные изделия, име­ющие криволинейные поверхности или поверхности типа «ласточкин хвост».

Заготовки, требующие подгонки одна к другой.

Б. Примеры работ: шаблоны для радиусных ключей; контршаблоны для радиусных ключей; шаблоны и контршаблоны для изготовления ра­диусных деталей; разметочные цирку­ли (шарнир); кусачки комбинирован­ные; шаблоны для проверки паза' «ласточкин хвост»; шпонки.

Оборудование и приспо­собления: вертикально-сверлиль­ный или настольно-сверлильный ста­нок; сверлильные электрические или пневматические машинки; слесарный верстак с тисками.

Инструменты и материалы: циркуль разметочный, чертилки, штангенциркуль с отсчётом 0,1 мм, измерительные и лекальные линейки; напильники и надфили разных про­филей и размеров; поверочные линей­ки; угольники 120 и 90°, сверла раз­ные; зубила, крейцмейсели, молотки слесарные массой 400—500 г, выра­ботки и вкладыши разные; шаблоны; мел, лак, краска (лазурь).

Упражнение 1. Припасовка полукруглых наружных и внутренних контуров

А. Изготовление пройм:

Разметить заготовку с внутрен­ним контуром (проймой) по чертежу (рис. 106, а).

Зажать заготовку в слесарные тиски.

Опилить плоским напильником с насечками № 1, 2 чисто и точно ши­рокие плоские поверхности как базо­вые поверхности (рис. 105, а).

Опилить начерно ребра (узкие грани) 1, 2, 3, 4.

Разметить циркулем полуокруж­ность.

Вырезать пройму ножовкой, как показано пунктиром на рисунке.

Распилить полукруглым напиль­ником точно полукруглую выемку (рис. 106, б) с проверкой по шаблону или окрашенному валику.

Окончательно опилить места, покрытые краской от валика.

Проверить точность обработки вкладыша на симметричность по от­ношению к оси (штангенциркулем).

Б. Изготовление вкладышей с наружным контуром:

Разметить заготовку по шабло­ну или чертежу.

Зажать заготовку в слесарные тиски.

Опилить широкие поверхности.

Опилить ребра 1, 2 (рис. 106, б).

Разметить и вырезать ножовкой углы, как показано пунктиром.

Опилить точно и припасовать ребра 5 и 6 (рис. 106, в).

Точно опилить и припасовать вкладыш к пройме.

Проверить точность при перевёртывании на угол 180°. Вкладыш должен входить в пройму без переко­са, качки и просветов при любой пе­рекантовке (рис. 106, г).










Упражнение 2. Припасовка косоугольных вкладышей


Рис. 107. Припасовка косоугольных вклады­шей


а — разметка, 6 — опиливание наружной поверхности,

в — схема вырезки слоя металла,

г — опиливании внутренних углов,

д — проверка вкладышем












Сначала обработать вкладыш (обработка и проверка проще).

Разметить заготовку по чертежу или шаблону.

Точно опилить широкие плоско­сти как базовые поверхности.

Опилить все четыре узких ребра 1,2, 3 и 4,

Разметить острые углы (рис. 107, а) и накернить линии.

Вырезать ножовкой острые уг­лы, как показано пунктиром (рис. 107, в).

Опилить ребра 5 и б (рис. 107, б) в плоскости, параллельной ребру U затем ребра 7 и 8 (рис. 107, г) по ли­нейке и под углом 60° к ребру 4. Ост­рый угол (60°) измерять угловым шаблоном.


Пройму обработать в следую­щем порядке:

а) точно опилить широ­кие плоскости;

б) опилить четыре реб­ра; в) разметить и вырезать ножовкой паз (рис. 107, в, показано пунктиром);

г) опилить ребра 5, 6, 7 с припуском (ширина паза меньше на 0,05—0,1 мм)';

д) припасовать вкладыш к пройме;

е) проверить точность припасовки (вкладыш при перекантовке на 180° должен входить в пройму туго от ру­ки, без просветов, качки и перекосов);

ж) измерять размеры штангенцирку­лем, а проверять — шаблонами.


Безопасность работы

При сверлении деталей соблю­дать правила безопасности работы на сверлильных станках, электрическими и пневматическими машинками.

Надёжно закреплять заготовки в слесарных тисках.


Инструмент (напильники, молотки, кернеры, чертилки) должен быть в исправном состоянии.

При опиливании деталей с ост­рыми кромками нельзя поджимать пальцы левой руки под напильник.

Соблюдать правила безопасно­сти при рубке.

Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение

Затруднения и ошибки учащихся при обработке отверстий примерно те же, что и при опиливании криволиней­ных поверхностей.

Неправильно ограничиваться вы­сверливанием только одного отвер­стия с последующим его распиливани­ем. Лучше всего отверстия высверли­вать по контуру свёрлами небольшого диаметра с последующим вырубани­ем лишнего металла и подрубанием стенок полученного отверстия. При сверлении нужно снимать заусенцы после образования каждого отверстия ц сметать стружку со стола станка. Разметку отверстий (окон) следует производить так, чтобы отверстия от свёрл приходились почти у самой раз­метки (контура отверстия).

Если отверстие детали имеет пра­вильные закругления по углам, то эти углы опиливать не следует, их точно высверливают и даже развёртывают, Распиливание и припасовка самая трудная тема, поэтому каждое упраж­нение должно тщательно отрабаты­ваться,

В результате изучения темы уча­щийся должен

А. Знать:

способы распиливания и припа­совки;

применяемые инструменты и приспособления;

правила организации рабочего места и правила безопасности работы при распиливании и припасовке.

Б. Уметь:

размечать, высверливать, выру­бать и распиливать с точностью до 0,2 мм различные внутренние контуры;

производить припасовку двух деталей с равномерным просветом не более 0,15 мм;

припасовывать открытые и зак­рытые внутренние контуры;

правильно организовывать ра­бочее место и выполнять правила без­опасности работы при распиливании и припасовке.











Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.