Учебно-производственная карта З9.
Шабрение криволинейных поверхностей
Учебная цель: научиться заточке и заправке трёхгранных шаберов, приёмам шабрения криволинейных поверхностей.
Объекты работ:
А. Учебно-технические требования к работам: Детали, имеющие точные криволинейные поверхности типа вкладышей подшипников с диаметром вала до 30 мм.
Материал: антифрикционный чугун, бронза.
Б. Примеры работ: разъёмные и неразъёмные цилиндрические и конические подшипники скольжения (вкладыши) с диаметром вала до 30 мм; учебные детали.
Оборудование и приспособления: заточные станки, слесарные верстаки.
Инструменты и материалы: шаберы трёхгранные разные, шаберы изогнутые, шлифовальные бруски и оселки, контрольные валики; краска, лазурь, сажа, тампон, ветошь*
Упражнение 1. Заточка и заправка трёхгранного шабера
Проверить исправность заточного станка (наличие и исправность ограждения, экранчика, наличие зазора между кругом и подручником 2 — 3 мм).
Опустить защитный экранчик заточного станка.
Взять шабер правой рукой за рукоятку, а пальцами левой руки удерживать его за канавки (желобки), расположенные на боковых гранях, плавно с лёгким нажимом подвести шабер под угол примерно 45° к периферии заточного круга (рис. 116, а).
При движении шабера вперёд правую руку плавно опускать вниз, а при движении назад правую руку поднимать вверх.
Во избежание перегрева режущих кромок шабера заточку производить с охлаждением водой.
Перемещая шабер по периферии заточного круга, поочерёдно затачивать все три грани режущей части, создавая закруглённую поверхность с острыми гранями.
Доводка (заправка) трёхгранного шабера:
а) установить неподвижно и устойчиво на плите 1 мелкозернистый корундовый или наждачный оселок 2
б) поверхность оселка 2 смазать машинным маслом;
в) взять шабер 3 в руки, как показано на рис. 116, б;
г) не отнимая грани шабера от оселка, левой рукой легко нажимать на шабер (к оселку); правой рукой заправлять шабер, покачивать движущуюся боковую грань вдоль оселка (рис. 116, б);
д) довести шабер после заправки:
установить прочно чугунную плиту; 2) смазать пастой ГОИ или наждачным порошком, разведённым на масле, довести режущие лезвия шабера до соответствующей остроты.
Проверить качество заточки шабера: угол заточки шаблоном или угломером; режущие кромки должны иметь чистую и гладкую поверхность и быть острыми.
Упражнение 2. Шабрение вкладышей
разъёмных цилиндрических подшипников скольжения
Тщательно протереть тряпкой нижний и верхний вкладыши подшипника и контрольный вал.
Окрасить тампоном контрольный валик тонким и равномерным слоем краски.
Наложить окрашенный валик на нижний вкладыш подшипника.
Наложить на контрольный валик верхний вкладыш с крышкой.
Равномерно и поочерёдно с угла на угол с помощью гаек затянуть крышку подшипника так, чтобы валик с некоторым лёгким усилием можно было повернуть (если валик зажимается слишком туго, то надо добавить прокладок между вкладышами подшипников, если слабо — прокладки убавить).
Повернуть вал вручную с лёгким усилием вправо и влево на 2— 3 оборота (рис. 116, в) для окрашивания выступающих мест на поверхности вкладыша.
Разобрать подшипник.
Закрепить за торец нижний вкладыш в тисках с мягкими (алюминиевыми, медными) нагубниками, расположив его окрашенной поверхностью вверх (рис. 116, г).
Шабрить окрашенные места трёхгранным шабером косыми штрихами и, делая шабером криволинейные движения, перемещать режущую кромку по поверхности вкладыша вправо и влево (рис. 116, д).
Вытереть поверхности вкладыша.
Проверить качество поверхности вкладыша по закрашенному контрольному валику и шаблону-сетке (рис. 116, е).
Шабрить косыми и перекрёстными штрихами до получения равномерного и необходимого количества пятен.
Снять нижний вкладыш с тисков и установить в корпус подшипника.
Наложить вал на нижний вкладыш.
Поставить между стенками корпуса прокладки.
Наложить сверху на вал верхний вкладыш.
Установить крышку подшипника и равномерно затянуть гайками.
Повернуть закрашенный вал на несколько оборотов.
Разобрать подшипник и пришабрить верхний вкладыш (соблюдать указания пп. 8, 9, 10, 11 12).
Проверить качество шабрения:
а) равномерность покрытия поверхности вкладышей пятнами краски на площади не менее 2/з их поверхности;
б) количество (10—12) пятен проверить шаблоном-сеткой (рис. 116, е)
в) отсутствие вмятин, царапин, дроблений, глубоких следов шабера на обработанной поверхности;
г) проверить на краску контрольным валиком или сопрягаемой деталью.
Упражнение 3. Шабрение неразъёмных подшипников
Протереть вкладыш чистой тряпкой.
Установить вкладыш в корпус подшипника.
Окрасить рабочую часть вала тонким слоем краски.
Вложить вкладыш подшипника в корпус.
Затянуть крышку подшипника так, чтобы вал вращался лёгким усилием руки.
Повернуть вал на 2—3 оборота
Разобрать подшипник и снять вкладыш.
Закрепить вкладыш в слесарные тиски за торец.
Шабрить окрашенные места трёхгранным шабером косым штрихом (рис. 116, ж).
Проверить вкладыш по валу.
Шабрить косым, перекрёстным штрихом до появления равномерно расположенных пятен.
Проверить качество шабрения:
а) точность обработанной поверхности 10—12 пятен на площади 25×25 мм по рамке;
б) проверить по краске контрольной оправкой или сопрягаемой деталью;
в) на обрабатываемой поверхности не должно быть царапин, дроблений и вырывов.
Практическая работа. Шабрение поверхностей механическими шаберами
Назначение механических шаберов: для предварительного чернового шабрения, для окончательного шабрения (более точное) — выполняется ручным способом.
Типы механических шаберов: а) электрические механические шаберы; б) пневматические механические шаберы, являющиеся более совершенными, так как работают плавно при изменении направления движения и имеют возможность регулирования числа двойных ходов шабера в минуту.
Объекты работ: станины, плиты, призмы и другие изделия, требующие точной обработки.
Технические требования:
На обрабатываемой поверхности не должно быть глубоких следов шабера и шероховатости. .
Точность шабрения должна быть в пределах 5—8 пятен на площади 25×25 мм.
Подготовка к работе:
Изучить правила безопасности труда при работе механическим шабером с приводом от гибкого вала.
Ознакомиться с чертежом и техническими указаниями.
Протереть поверочную плиту и нанести на неё тонкий слой краски.
Подготовить плоскую поверхность к шабрению:
а) тщательно вытереть места обработки детали;
б) наложить поверочную плиту на деталь и сделать 2-3 круговых движения, осторожно снять плиту;
в) выступающие, закрашенные места подлежат шабрению.
Приёмы работ:
Взять правой рукой за рукоятку, а левой рукой обхватить передний выступ корпуса (рис. 117, а).
Установить шабер так, чтобы ось шабера была под углом 25—40° к обрабатываемой поверхности.
Включить двигатель.
С небольшим нажимом левой руки поочерёдно шабрить окрашенные места, уменьшать нажим в конце шабрения каждого пятна.
Чередовать попеременное шабрение в разных направлениях, периодически проверять поверхность по контрольной плите на краску до тех пор, пока на поверхности не будет получено соответствующее количество пятен.
Квадратной рамкой 25×25 мм проверить число пятен (рис. 117, б). Обычно заканчивают шабрение при 8 пятнах на площади 25×25 мм.
Окончание шабрения:
Выключить двигатель и отключить станок от сети.
Поверочную плиту и инструмент тщательно протереть тряпкой.
Смазать поверочную плиту тонким слоем масла и накрыть деревянной крышкой.
Убрать рабочее место (детали, заготовки, вспомогательные материалы и т. п.).
Безопасность работы при шабрении.
Правила безопасности работы на механизированных шабровочных машинах должны строго выполняться. Содержание правил такое же, как при работах на механизированных машинах, ранее описанных.
Ручки на напильниках и шаберах должны быть плотно насажены.
При заточке шаберов на абразивном круге пользоваться защитными очками или экранчиками.
Охлаждать шаберы при заточке их на абразивном круге.
Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение
При шабрении плоскостей учащиеся часто испытывают большие затруднения из-за неисправности поверочных плит. Поэтому перед началом работы необходимо произвести проверку их по контрольной плите.
Учащиеся испытывают затруднения из-за наличия лишь одного индивидуального шабера, который оказывается малопроизводительным. Желательно иметь на учащегося два шабера для чернового и чистового шабрения. В первом случае шабер должен иметь широкую рабочую часть с малой кривизной режущей кромки, во втором — ширина шабера должна быть меньше, а кривизна больше.
Учащиеся испытывают затруднения в достижении гладкой пришабриваемой поверхности из-за получения от шабера рисок и царапин. Это происходит в результате плохой доводки шабера на бруске. Бруски либо отсутствуют, либо качество их низкое. Поэтому лучше всего доводку шаберов производить она притирах с применением абразивов.
К ошибкам учащихся следует отнести шабрение путём движения шабера лишь в одном направлении, отчего долго не достигается требуемая точность и получается растянутость пятен при окрашивании детали на плите для избегания таких ошибок нужно добиваться шабрения пятен в поперечном направлении.
Учащиеся при окрашивании деталей на плите используют только середину плиты, это ускоряет износ плиты, делает этот износ неравномерным по поверхности плиты. Необходимо при окрашивании детали использовать всю площадь поверочной плиты.
Нередко учащиеся оставляют нешабрёнными пятна на кромках детали и её углах. Это приводит к отсутствию краски на средней части детали после окрашивания её на плите. Видя, что деталь не окрашивается, учащиеся усиливают нажим на деталь, т. е. ускоряют износ плиты.
Очень важной ошибкой является нанесение на плиту излишнего количества краски. Это ведёт к получению на изделии пятен по площади больших, чем это было бы при наличии на плите нормального слоя краски.
Сшабривая пятна, учащиеся шабрят не только выступы, но граничащие с ними части впадин. Это удлиняет шабрение. Такую же ошибку учащиеся допускают при окончательном (чистовом) шабрении, так называемой разбивке пятен. При чистовом шабрении нужно предельно уменьшить слой краски.
Нередко бывает так, не проследив за чистотой поверхности детали, учащиеся натирают её на плите. Характер окраски здесь резко изменяется, так как приставшие к детали стружки препятствуют её окрашиванию. Стоит удалить стружку, как деталь, окрашивается правильно.
В результате изучения темы учащийся должен
А. 3 н а т ь;
приёмы подготовки поверхностей деталей для шабрения;
приёмы шабрения плоскостей и криволинейных поверхностей;
правила безопасности работы при шабрении;
приёмы контроля пришабриваемой поверхности;
приёмы заточки шаберов.
Б. Уметь:
припиливать поверхности деталей под шабрение;
наносить краску на поверхности плиты;
затачивать и заправлять плоские и трёхгранные шаберы;
производить предварительное и окончательное шабрение плоских и криволинейных поверхностей.
Используемая литература
Макиенко Н. И.
«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.