п/п № и дата | Содержание урока | Кол. часов | Наименование темы, задание | Литература, материалы, наглядные пособия | Дом. задание |
| Раздел 1. Основы композиции станковой | | | | |
| Демонстрация репродукций произведений великих художников. Цель: знакомство с понятиями «композиция», «жанры в композиции». Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций. | | Вводная беседа об основных законах и правилах композиции, о решающей роли композиции в изобразительном искусстве. | презентация | просмотр репродукций и видеоматериалов в школьной библиотеке. |
| Цель: определение понятий «решение листа как единого целого» и «изображение на картинной плоскости». Задача: знакомство с форматом как с рабочей плоскостью художника, выбор формата в зависимости от замысла. Предлагаемые аудиторные задания: исполнение сюжетной композиции на заданную тему («Мои друзья», «Летние игры» и т.п.). | | Равновесие основных элементов композиции в листе. | Цв.карандаши, | зарисовки по памяти учащимися летних впечатлений. |
| Раздел 2. Цвет в композиции станковой | | | | |
| Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета. Задача: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров. Предлагаемое аудиторное задание: создание цветовых растяжек холодной гаммы: чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска. | | Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета. | | создание цветовых растяжек теплой гаммы: чистый цвет + белила; чистый цвет + черная краска; чистый цвет + белила + черная краска. |
| Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс. Цель: изучение понятий «контраст цвета по теплохолодности», «контраст форм», «силуэт», приобретение умения определять главное и второстепенное в работе. Задача: усвоение опыта компоновки элементов композиции, приобретение навыков работы гуашью, создание гармоничного по цвету листа, визуальной уравновешенности элементов композиции. Предлагаемые аудиторные задания: этюд по впечатлению «Осенние листья на асфальте» этюд по воображению «Деревья осенью». | | | | создание цветовых выкрасок в теплой и холодной цветовой гамме, цветовые эскизы образов деревьев. |
| Раздел 3. Сюжетная композиция | | | | |
| Палитра в 2 тона. Цель: знакомство с созданием сюжетной композиции в ахроматической гамме по опыту старых мастеров, целостное композиционное решение на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат). Задача: приобретение опыта исполнения композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа и интерьера. Предлагаемое аудиторное задание: выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма. | | Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». | Г.ручка, Маркер, Фломастер | наброски кистью и тушью фигур людей и животных с натуры и по воображению. |
1 год обучения ΙI полугодие | |
| Цель: приобретение знаний и умений по решению композиции листа на основе ритмических конструкций. Изучение возможностей создания динамичной и статичной композиции. Задача: навыки применения ритмической связи линий и форм в композиции. Предлагаемое аудиторное задание: а) изучение опыта старых мастеров в проявлении ритма: Джотто «Франциск отрекается от отца», «Кончина св. Франциска» (капелла Барди, Санта Кроче), Боттичелли «Оплакивание» (Милан), «Весна» (Уффици), Питер Брейгель «Охотники на снегу». б) создание творческой композиции на темы по выбору: «Зимний лес», «Метель», «Карнавал». | | Ритм в композиции станковой | | сбор подготовительного материала по заданной теме. Наброски и зарисовки деревьев, веток, морозных узоров, людей в движении. |
| Цель: знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через правильную композиционную схему. Задача: знакомство с различными методами выделения композиционного центра в станковой композиции, создание единой и целостной композиции на основе соподчиненности и гармонии. Предлагаемое аудиторное задание: иллюстрация к литературному произведению: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (или другие сказки Пушкина). Несложный сюжет с двумя-тремя фигурами, двухплановое пространство, работа с ограниченным количеством цветов. | | Композиционный центр в композиции станковой | | выполнение трех эскизов к сказке, где каждый из трех персонажей становится главным. Зарисовки русского костюма (мужского и женского), русского орнамента. |
| Цель: приобретение знаний о выразительных средствах композиции (линия, пятно, цвет, светотень, фактура); изучение понятий «планы», «пространство», «ритм», «масштаб», «соразмерность элементов», «пропорции тона» и «состояние в пейзаже». Задача: совершенствование навыков решения листа как единого целого произведения с композиционным центром и второстепенными элементами, закрепление понятий «контраст» и «нюанс». Предлагаемые аудиторные задания: а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; | | Выразительные средства композиции станковой | | выполнение композиционных поисков на заданные темы, изучение графических материалов и техник через систему упражнений, заданных преподавателем. Самостоятельный подбор цветовой шкалы к заданиям по живописной композиции. |